Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 28.05.2017

Статья просмотрена: 7307 раз

Библиографическое описание:

Старовойт, Н. В. Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации / Н. В. Старовойт, О. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43779/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье представлена систематика трудностей реализации инклюзивного образования дошкольной образовательной организации.

Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации. Это закреплено в нормативно-правовых документах федерального, регионального и локального уровня. При реализации инклюзивной практики дошкольная образовательная организация (далее ДОО) сталкивается с различными трудностями, и наше исследование направленно на их выявление и систематизацию.

В нашем исследовании намеренно используется термин «трудности», хотя в литературе встречаются и другие термины: «проблемы»», «барьеры», «риски». Несмотря на их смысловую близость различие кроется в масштабности и уровне реализации образовательной инклюзии. Считаем, что наиболее корректно говорить о трудностях относительно конкретной образовательной организации, а о проблемах, барьерах, рисках — относительно инклюзивного образования в целом.

Изучение опыта инклюзивного дошкольного образования в различных субъектах Российской Федерации (Красноярский край, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Архангельская, Ленинградская, Нижегородская, Свердловская, Тверская области) позволило выявить 34 типичных трудностей.

Например, В. И. Поздеева в работе «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида» [6] пишет, что в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида отсутствуют учителя-дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, нет специального оборудования и современных технических средств для коррекционных занятий, не подготовлена методическая база в виде специальных развивающих программ.

Несовершенство методической базы отмечено и в статье И. С. Маклачковой «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ» [5]. Кроме того в ней подчеркивается несовершенство нормативно-правовой базы, психологическая неготовность педагогических кадров к принятию ребенка с ОВЗ, отсутствие финансирования, торможение межведомственного взаимодействия.

И. П. Степанишина в статье «Проблемы инклюзивного образования в детском саду» [7] кроме уже вышеуказанных трудностей указывает и неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы.

Для систематизации выявленных трудностей мы обратились к нормативно-правовым документам, регулирующим практику инклюзивного образования в РФ [1; 2; 3; 4]. В итоге определили девять групп трудностей, с которыми может столкнуться коллектив инклюзивной дошкольной образовательной организации.

  1. Нормативно-правовое трудности

− необходимость уточнения понятийного аппарата;

− отсутствие федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», нет федерального положения об инклюзивном обучении, где были бы определены права и обязанности образовательного учреждения и родителей;

− невозможность получения персональных данных физических лиц из иных органов власти и организаций без согласия на это субъекта персональных данных.

  1. Финансовые трудности

− отсутствие дополнительного финансирования, позволяющего привлекать к работе наиболее квалифицированные педагогические кадры и стимулировать их дополнительное обучение;

− недостаточность заработной платы молодых специалистов и опытных сотрудников, что не позволяет компенсировать их физические и эмоциональные затраты.

  1. Психолого-педагогические трудности

− психологическая неготовность педагогических кадров к принятию ребенка с ОВЗ;

− психологические «барьеры», связанные с общественным мнением, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках;

− психологическая неготовность многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

− психолого-педагогическая неготовность нормально развивающихся детей адекватно воспринимать и взаимодействовать со сверстниками с ОВЗ;

− трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в группе нормально развивающихся детей;

− сокрытие родителями от администрации детских садов наличия инвалидности или проблем в здоровье ребенка, опасаясь потерять место в детском саду или общественных проявлений к особому ребенку.

  1. Кадровые трудности

− нехватка узких специалистов: дефектологов, логопедов, психологов, специальных психологов);

− отсутствие ставок тьюторов, техника по обслуживанию специального оборудования и т. п.;

− отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса;

− недостаток знаний, методов, приемов, соответствующей подготовки для работы с ребёнком в условиях образовательного учреждения по месту жительства;

− неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы;

− затруднения педагогов в навыке дифференциации учебных планов, программ, методических подходов в организации инклюзивного обучения;

− несовершенство системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ.

  1. Материально-технические трудности

− отсутствие специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий;

− нехватка кабинетов и оборудования для индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями.

  1. Трудности организация развивающей предметно-пространственной среды

− неадаптированность архитектурной среды дошкольных образовательных учреждений;

− необорудованность кабинета лечебной физкультуры, сенсорные комнаты, помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами;

− недоступность культурно-досуговых учреждений;

− отсутствие развивающих и адаптирующих форм культурно-досуговой деятельности (образовательных, спортивных, ролевых, игровых и т. д.).

  1. Методические трудности

− необеспеченность методическими пособиями и специализированной литературой;

− отсутствие специальных развивающих программ для работы с детьми с ОВЗ.

  1. Организационные трудности

− отсутствие единой системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;

− недостаточное взаимодействие ДОО с педагогами школы;

− отсутствие или формальная работа внутренних консилиумов;

− сокращение коррекционных групп в ДОО;

− неактивное психолого-педагогическое сопровождении детей;

− отсутствие объективной и полной диагностики психического развития ребенка в детских поликлиниках.

  1. Информационные трудности

− отсутствие медико-психолого-педагогического просвещения всего населения;

− неразработанность системы специального просвещения и обучения родителей.

Внедрение инклюзивной практики в систему российского образования оказалось слишком стремительным. Возник целый комплекс вопросов, требующих решения. Администрация и педагогические коллективы образовательных организаций нуждаются в их своевременном выявлении, осмыслении и решении. Нами разработан и сейчас проходит апробацию на базе дошкольных образовательных организаций Калининграда диагностический инструментарий, позволяющий определить трудности реализации инклюзивного подхода и оценку их значимости для разных субъектов дошкольного образования.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru. — КонсультантПлюс. — (Дата обращения: 18.04.2017).
  2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru. — КонсультантПлюс. — (Дата обращения: 19.04.2017).
  3. Письмо Минобрнауки России от 10.01.2014 № 08–10 «О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru. — КонсультантПлюс. — (Дата обращения: 18.04.2017).
  4. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru. — КонсультантПлюс. — (Дата обращения: 18.04.2017).
  5. Маклачкова И. С. Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru. — Социальная сеть работников образования. — (Дата обращения: 20.04.2017).
  6. Поздеева В. И. Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего вида. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ippk.arkh-edu.ru. — Архангельский областной институт открытого образования. — (Дата обращения: 19.04.2017).
  7. Степанишина И. П. Проблемы инклюзивного образования в детском саду. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.detsadclub.ru. — детсадклуб.ру. — (Дата обращения: 19.04.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, трудность, детский сад, отсутствие, психологическая неготовность, специальное оборудование, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование, инклюзивная практика, Российская Федерация.


Похожие статьи

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания путем взаимодействия образовательного учреждения и системы дополнительного образования.

Необходимость организации кураторской деятельности в высших учебных заведениях инклюзивного образования

Статья посвящена организации кураторской деятельности преподавателя высшего учебного заведения инклюзивного образования.

Интернет-технологии в образовании

В данной работе приведены основные факторы, обусловливающие необходимость использования технологии дистанционного обучения в системе образования.

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта

Данная статья посвящена проблеме образования как ведущего механизма присвоения социального опыта. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы.

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе

В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.

Похожие статьи

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания путем взаимодействия образовательного учреждения и системы дополнительного образования.

Необходимость организации кураторской деятельности в высших учебных заведениях инклюзивного образования

Статья посвящена организации кураторской деятельности преподавателя высшего учебного заведения инклюзивного образования.

Интернет-технологии в образовании

В данной работе приведены основные факторы, обусловливающие необходимость использования технологии дистанционного обучения в системе образования.

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта

Данная статья посвящена проблеме образования как ведущего механизма присвоения социального опыта. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы.

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе

В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

Формирование духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию духовной культуры младших школьников средствами театральной деятельности.

Задать вопрос