Гражданское общество как социально-правовое пространство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Умурзакова, Н. М. Гражданское общество как социально-правовое пространство / Н. М. Умурзакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43581/ (дата обращения: 22.12.2024).



В свете происходящих в Узбекистане перемен, на фоне обширных социально-экономических и политических преобразований, чрезвычайно остро встаёт вопрос о необходимости становления гражданского общества, которое представляет собой не только определённую структуру, но и совершенно новое качество жизни.

Безусловно, гражданское общество — это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод. Основополагающей чертой гражданского общества является верховенство закона, перед которым равны все социальные слои и члены общества. Однако, как показывает практика, существует необходимость совершенствования связи «человек-закон», необходимость таких законов, которые способствовали бы самосовершенствованию личности, развитие в нем культуры гражданственности: активности и ответственности исходя из его интересов, прав и свобод. На наш взгляд, противоречия гражданского общества не опосредуются государственными задачами, а напротив сами опосредуют эти задачи, непосредственно отражаясь на функционировании государства и его структур, порождая необходимость соответствующие его законодательства. Причинные связи, характерные для этого процесса, идут снизу вверх, это дает возможность более или менее точно очертить область законотворчество, то есть направление законодательной деятельности. Выработка новых законов или поправки к старым осуществляется непосредственного процесса жизни гражданского общества, откуда государство черпает эталоны для своей деятельности. Целесообразность последней определяется объективным масштабом за данным интересами гражданского общества. Его политических структур политический строй дают возможность, выявить интересы эти и тем самым определить, в каком направлении должно действовать государство. Короче говоря, государство во всех этапах своего существования имеет механизм сличения своих решений и действий с действительностью, что выражается в определенной структуре представительной системы и прежде всего законодательной власти. Поэтому законодательный процесс здесь с чем он и выступает как реальное средства разрешения конкретных противоречий гражданского общества, оставаясь на почве заранее заданных ему отношений. Он не может выйти за их границы, поскольку в гражданском обществе существуют механизмы, предотвращающие этот процесс: различные общественные организации с их интересами, свободная печать и т. д. Законодательный процесс, следовательно, обоснован как объективной, так и субъективной стороной, т. е. со стороны собственной деятельности государства. Поэтому законодательство как правило не впадает противоречие с гражданским обществом и с самим собой, оно даже с формальной стороны логически обосновано. Его всегда можно редуцировать к наличной действительности и к конкретным проблемам гражданского общества. Поскольку общества выработали механизм контроля за деятельностью государства, то оно определяет и принципы на основе которых государство может и обязано действовать. Вот почему в основу законодательной деятельности всех высокоразвитых стран положен принцип прав. Человека. Он не мог быть её основанием, пока общество не создало механизмы контроля за деятельностью государства. Эти механизмы являются гарантией бытия данного принципа. Не государство навязывает его сверху, а само общество делегирует его государству не только по содержанию, но и по форме. В плане решения этого вопроса в такой идеальной форме наша Республика делает первые шаги в этом направлении.

Значимой составляющей и определяющей степень развития гражданского общества является гражданская культура, отчасти выраженная в правовом воспитании. В этой связи необходимо ответить на вопрос какие должны произойти радикальные перемены в практике правовоспитательного воздействия для развития гражданского самосознания.

Обращение к человеку как к субъекту правовой жизни общества означает стремление понять его в многообразии правовых связей, а также иных зависимостей, влияющих на правоотношения. Это, в свою очередь, предполагает желание и умение заметить за внешними проявлениями незримые глубинные силы.

В данном случае важно различить рассогласования интересов общества и отдельных субъектов права, и безусловно устранять их. В противном случае гражданская культура может быть сведена к формальному сдерживанию противоправных стремлений.

Происходящие социальные перемны требуют нового подхода к адресатам правовых норм как гражданам демократического государства. Индивидуальность субъекта права представляет ценность только для прогрессивного развивающегося государства.

Не будет ошибочно, если использовать понятие “гражданское общество” как некий социальный идеал, к которому стоит стремиться. Это — идеал свободы и защищенности, равенства в правах независимо от экономического, физического и духовного потенциала человека. Каждого человека, реализующего свободу совести, свободу слова, право участвовать в создании юридических законов и многие другие права, которые должны быть не только провозглашены, но и обеспечены. В гражданском обществе правит закон, а не произвол отельных лиц. Основанные на законе ограничения в отношении гражданина или организациидопускаются лишь для обеспечения “уважения прав и свобод других гаждан, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе” [3].

Литература:

  1. Васильев В. А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки//Социально-политический журнал, 1997, № 4.
  2. Мирзиёев Ш. М. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвящённом итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. Тошкент- “Узбекистон” — 2017.
  3. Всеобщая декларация прав человека.
  4. Основы эстетического воспитания. М., 1986
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, государство, гражданская культура, деятельность государства, законодательная деятельность, законодательный процесс, механизм контроля.


Задать вопрос