Наличие такого института как гражданское общество является признаком правового государства. В юридической литературе гражданское общество определяют как систему взаимосвязанных элементов. Так, например, Комаров С. А. пишет следующее: «Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.
Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования».
Матузов Н. И. в своей статье «Гражданское общество: сущность и основные принципы» пишет, что гражданское общество и государство призваны не противостоять друг другу как антиподы, а гармонично взаимодействовать на основе уважения права. В таком обществе исключаются война законов и властей, нетерпимость, произвол чиновников, использование силовых приемов в политической борьбе, правовой нигилизм, вмешательство бюрократических структур в частную жизнь людей.
Как мы видим, правоведы отмечают сильную зависимость гражданского общества с правом: его значимостью и ценностью в таком обществе.
Согласно статье первой Конституции Российской Федерации, Россия — демократическое правовое государство, следовательно, нашей стране присущи и гражданское общество, и принцип разделения властей. Но если принцип разделения властей в нашей стране хоть как-то реализуется, то, к сожалению, наличие гражданского общества вызывает вопрос. Думается, что у гражданского общества гораздо выше уровень правового сознания и правовой культуры. В таком обществе качество правосудия в разы выше: компетентный судейский аппарат, низкая статистика возвращенных дел по подсудности, грамотное население. Его граждане обращаются в суды для того, чтобы устранить некоторые несовершенства отдельных норм права, и такие обращения не связанны с долгими судебными разбирательствами.
В гражданском обществе суд выступает арбитром в спорных вопросах. Население четко понимает и знает, куда и по какими вопросам следует обращаться. Такое положение дел определенным образом совершенствует судебную власть. Объем дел, находящихся в производстве у судей, небольшой, что, в свою очередь, качественно отражается на делопроизводстве судов. Грамотное население формирует элитарное судопроизводство, когда судьям и работники суда не требуется дополнительных временных затрат на неоднократные разъяснения ошибок, в конечном итоге приводящие к затягиванию судебных разбирательств. При наличии правовой образованности населения этого можно было бы избежать. Более квалифицированное гражданское общество будет обращаться в суд для урегулирования пробелов законодательства, а рассмотрение дел по особому производству, когда спор о праве отсутствует и нужно установить факт, постепенно возрастет. В свою очередь, такое судопроизводство поможет устранить почти все несовершенства законодательства.
Большинство людей обращаются в суд даже в тех случаях, когда спор можно было бы разрешить в претензионном порядке. Зачастую, люди просто не знают законов и своих прав. Это обстоятельство подтверждает мнение о том, что у нас отсутствует гражданского общества. И причинами, на мой взгляд, является ряд факторов.
Во-первых, в настоящей системе образования отсутствует изучение законодательства. В профильных классах введена дисциплина «Право», но в самой программе объясняют только природу права и некоторые положения Конституции Российской Федерации. В повседневной жизни нормы гражданского права встречаются часто. Так почему бы наряду с правилами первой помощи и основ безопасности жизнедеятельности не давать детям знания основных прав и обязанностей, на доступном и понятном им языке?
Во-вторых, формулировка и содержание многих норм права достаточно специфичны, и порой не сразу поняты даже людям с высшим юридическим образованием, они тяжелы для понимания обычным гражданам. Примером может служить Федеральный закон «О пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ, многие нормы которого сложны и неясны, особенно тем, для которых собственно он и предназначен, — пенсионерам. Так о какой юридической грамотности населения может идти речь, если даже только в одном этом нормативном акте специалисты с трудом разбираются?
И, в-третьих, активно разросшийся бюрократический аппарат представляет собой систему в рамках целого государства, препятствует реализации судопроизводства в полном объеме, и, что еще опасней, порождает массу нарушений законов, о которых проще умолчать нежели попытаться восстановить справедливость.
В свою очередь, судебная власть должна оказывать немалое значение на формирование гражданского общества. Судебные решения, их исполнимость и справедливость предназначены укреплять в гражданах веру в закон, в его силу, в его действие, заставляя тем самым уважать закон. Все начинается с уважения, и, если суд выносит законные справедливые законные решения, то человек начинает уважать законы, принятые в государстве, поскольку видит законы в действии. В его сознании формируется понимание ценности и важности права в целом, отсюда возрастает правовая культура. Такая взаимосвязь создает сильное гражданское общество с высоким уровнем правового сознания и профессионализма.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // «Российская газета», N 220, 20.11.2002.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Российская газета», N 238–239, 08.12.1994.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Российская газета», N 247, 20.12.2001.
- Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Юрайт, 1998. — 416 с.
- Матузов, Н. И. Гражданское общество: Сущность и основные принципы /Н. И. Матузов. //Правоведение. -1995. — № 3. — С. 83–93