Организация и проведение лекционных занятий для энергетических специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бейтуллаева Р. Х., Халикова Х. А., Умиров А. П. Организация и проведение лекционных занятий для энергетических специальностей // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 424-426. — URL https://moluch.ru/archive/154/43433/ (дата обращения: 16.12.2019).



В данной статье приведены методические рекомендации по организации и проведению лекционных занятий. Также в статье даётся краткая характеристика проведения лекции с применением технических средств обучения и комплекта слайдов.

Ключевые слова: лекционные занятия, технические средства обучения, методы изложения материала, учёт посещаемости студентов, электрические печи, автоматизация механизмов

Лекция в вузе — один из методов обучения, одна из основных системообразующих форм организации учебного процесса в вузе. Лекционное занятие представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем-лектором учебного материала, как правило, теоретического характера. [2] Цель лекции — организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в отражении еще не получивших освещения в учебной литературе новых достижений науки, в оптимизации других форм организации учебного процесса.. При этом преподаватель в установленном порядке обязан использовать технические средства обучения, имеющиеся на кафедре институте. Сведения о посещаемости студентами лекционных занятий должны регулярно отмечаться и передаваться в деканат для анализа. [2]

Порядок подготовки лекционного занятия:

Лекция как элемент образовательного процесса должна включать следующие этапы:

  1. Формулировку темы лекции;
  2. Указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
  3. Изложение вводной части;
  4. Изложение основной части лекции;
  5. Заключение;
  6. Рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.

Начальный этап каждого лекционного занятия — оглашение основной темы лекции с краткой аннотацией предлагаемых для изучения вопросов.

В вводной части достаточно кратко характеризуется место и значение данной темы в курсе, дается обзор важнейших источников и формулируются основные вопросы или задачи. В этой части лекции демонстрируются основные педагогические методы, которые будут использоваться при изложении материала. Основная часть лекции имеет своей целью раскрытие содержания основных разделов При этом используются основные педагогические способы изложения материала: описание — характеристика, повествование, объяснение. [2] В заключительной части лекции проводят обобщение наиболее важных и существенных вопросов, делаются выводы, формулируются задачи для самостоятельной работы студентов и указывается рекомендуемая литература. В качестве примера рассмотрим порядок проведения лекционного материала. Лекции читаются в аудитории оборудованной электронными проекторами с использованием комплекта слайдов по данной лекции.

Тема лекции: Электрические печи сопротивления косвенного нагрева.

Студентам раздают листочки с заданием в виде таблиц, которые они должны заполнить в течении занятия и сдать в конце лекции. таблица З/XЗ/У

зНАЮ

хОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

  1. Основные разделы ипонятия, которые следуют изучить:

– Классификация печей сопротивления и области применения. [1]

– Типы и конструкции печей сопротивления косвенного нагрева.

– Печи периодического действия.

– Печи непрерывного действия.

  1. Изложение вводной части; Печи сопротивления косвенного нагрева, которые являются наиболее массовыми представителями электротермического оборудования. И вместе с тем весьма разнообразны по технологическому оборудованию, печи сопротивления косвенного нагрева можно разделить на три группы. [1]

1) Термические печи 2) Плавильные 3) Сушильные печи для плавки Изложение основной части лекции:

Типы и конструкции печей сопротивления косвенного нагрева.

Печи периодического действия разнообразны по конструкциям. Из них наиболее широко распространены камерные, шахтные, колпаковые, печи с выдвижным подом, элеваторные и термические электропечи-ванны. Колпаковые печи цилиндрическую или прямоугольную форму рабочего пространства, которое образуют «колпак» и стенд. Колпаковые печи изготовляются для индивидуального назначения и серийные на рабочую температуру от 350–12000С. [1]

Элеваторные печи –это электропечи с подъёмным подом. Они имеют камеру прямоугольной формы, поднятую над уровнем пола. Печи такого типа в основном предназначаются для длительных процессов термообработки

Камерные электропечи сопротивления весьма просты по конструкции и вместе с тем универсальны по назначению. Выпускают камерные печи серийно на рабочие температуры до 700, 1000 и 1250 0С с металлическими нагревателями а на рабочую температуру до 1300 и 16000С с нагревателями из карборунда и дисилицида молибдена.

Шахтные электропечи применяют в мелкосерийном производстве для различных видов термообработки длинномерных, крупногабаритных или мелких изделий в корзинах. [3].

Рис. 1. а) Колпаковая печь, б) элеваторная печь в) камерная печь, г) шахтная печь. 1-неподвижный стенд, 2- камера печи, 3-муфель печи,4- нагревательные элементы, 5- нагреваемое изделие, 6-под печи, 7-подъёмное устройство, 8- свод печи

Печи непрерывного действия характерны тем, что изделия в процессе нагрева перемещаются от загрузочного проёма к разгрузочному. Название типов печей непрерывного действия чаще всего соответствует виду механизма, перемещающего загрузку.

Туннельные печи. В них изделия перемещаются внутри рабочего пространства, представляющего собой длинную прямоугольную камеру с перемещающимися вдоль печной камеры футерованными тележками. печи применяют для различных видов термической обработки изделий из чёрных и цветных металлов, сушки и других процессов, температура которых не превышает 1300–15000 С.

Рольганговые печи. В этих печах перемещение изделий достигается вращением жароупорных роликов, размещённых на поду печи. Вращение роликов обеспечивается приводом рольганга с двигателем постоянного или переменного тока. Максимальная рабочая температура рольганговых печей 1100–12000 С.

Протяжные печи предназначаются для термической обработки проволоки, ленты, тонкостенных труб из чёрных и цветных металлов. Перемещение изделий в печи осуществляется протяжкой от специальных протяжных или намоточных устройств. В основном в этих печах производится отжиг и эмалирование медной и алюминиевой проволоки при рабочей температуре 6502С. [3]

Рис. 2. a) туннельная в)рольганговая, в) протяжная печь; 2- камера печи, 4-нагревательные элементы, 5-нагреваемая продукция, 6-огнеупорные тележки, 9 — огнеупорные ролики, 10 — намоточные устройства

Заключение: Все промышленные печи сопротивления работают с автоматическим регулированием температурного режима. Автоматическое управление механизмами печи обеспечивают быструю и чёткую работу механизмов. При механизации загрузки и выгрузки изделий повышается производительность, уменьшаются тепловые потери через открытые проёмы печи и снижается удельный расход электроэнергии.

Литература:

  1. Электротехнологические промышленные установки под редакцией А. Д. Свенчанского Энергоиздат. Москва 1982 г.
  2. Методические рекомендации по проведению лекционных занятий. «Новосибирский государственный педагогический универститет. 2012 г.
  3. А. В. Болотов, Г. А. Щепель Электротехнологические установки Москва «Высшая школа» 1988 год.
Основные термины (генерируются автоматически): печ, косвенный нагрев, техническое средство обучения, основная часть лекции, рабочая температура, непрерывное действие, лекционное занятие, вводная часть, периодическое действие, прямоугольная форма.


Похожие статьи

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Применение технических средств обучения (ТСО) и интерактивных форм обучения в технических

Такая форма организации лекции приковывает внимание студентов на протяжении всего

При проведении лекционных занятий по техническим дисциплинам, для...

Мультимедийная лекция как современная форма управления...

Скачать Часть 2 (pdf). Библиографическое описание

Лекция в современной дидактике рассматривается как форма и как метод обучения.

Особое внимание студенты обратили на техническое оснащение лекционных аудиторий, где есть возможность использования...

Использование интерактивных методов обучения при проведении...

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть информации, LCD, HTML, CSS, чтение лекций.

Организация учебной деятельности во время лекционных...

- снижается интенсивность труда преподавателя во время лекции, так как часть его функций заменяется компьютерной презентацией. Применение неполных конспектов и компьютерных презентаций позволяет оптимизировать лекционную форму обучения...

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

Поэтому интерактивная доска является неотъемлемой частью обучения по данному курсу.

Процесс обучения представляется обычно как последовательная процедура: лекционный

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийное средство обучения...

Использование инновационных методов в образовании

...форме: определение и исправление поломки двигателя и других частей и механизмов

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, преподаватель

Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например, особую структуру.

Также недопустимо объяснение только той части темы, которая

Основные типы учебных занятий: Занятие по изучению нового: лекция, экскурсия...

Значение и роль наглядных средств обучения...

Скачать Часть 12 (pdf).

Первая основная функция наглядных средств обучения (НСО) — информационная.

Двигательное действие не во всех случаях можно показать в замедленном темпе, его иногда трудно повторить многократно, бывает сложно менять ракурс.

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

Основные требования к лекции: научность и информативность (современный научный

- вводная — знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к Античности.

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Применение технических средств обучения (ТСО) и интерактивных форм обучения в технических

Такая форма организации лекции приковывает внимание студентов на протяжении всего

При проведении лекционных занятий по техническим дисциплинам, для...

Мультимедийная лекция как современная форма управления...

Скачать Часть 2 (pdf). Библиографическое описание

Лекция в современной дидактике рассматривается как форма и как метод обучения.

Особое внимание студенты обратили на техническое оснащение лекционных аудиторий, где есть возможность использования...

Использование интерактивных методов обучения при проведении...

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть информации, LCD, HTML, CSS, чтение лекций.

Организация учебной деятельности во время лекционных...

- снижается интенсивность труда преподавателя во время лекции, так как часть его функций заменяется компьютерной презентацией. Применение неполных конспектов и компьютерных презентаций позволяет оптимизировать лекционную форму обучения...

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

Поэтому интерактивная доска является неотъемлемой частью обучения по данному курсу.

Процесс обучения представляется обычно как последовательная процедура: лекционный

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийное средство обучения...

Использование инновационных методов в образовании

...форме: определение и исправление поломки двигателя и других частей и механизмов

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, преподаватель

Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например, особую структуру.

Также недопустимо объяснение только той части темы, которая

Основные типы учебных занятий: Занятие по изучению нового: лекция, экскурсия...

Значение и роль наглядных средств обучения...

Скачать Часть 12 (pdf).

Первая основная функция наглядных средств обучения (НСО) — информационная.

Двигательное действие не во всех случаях можно показать в замедленном темпе, его иногда трудно повторить многократно, бывает сложно менять ракурс.

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

Основные требования к лекции: научность и информативность (современный научный

- вводная — знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к Античности.

Похожие статьи

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Применение технических средств обучения (ТСО) и интерактивных форм обучения в технических

Такая форма организации лекции приковывает внимание студентов на протяжении всего

При проведении лекционных занятий по техническим дисциплинам, для...

Мультимедийная лекция как современная форма управления...

Скачать Часть 2 (pdf). Библиографическое описание

Лекция в современной дидактике рассматривается как форма и как метод обучения.

Особое внимание студенты обратили на техническое оснащение лекционных аудиторий, где есть возможность использования...

Использование интерактивных методов обучения при проведении...

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть информации, LCD, HTML, CSS, чтение лекций.

Организация учебной деятельности во время лекционных...

- снижается интенсивность труда преподавателя во время лекции, так как часть его функций заменяется компьютерной презентацией. Применение неполных конспектов и компьютерных презентаций позволяет оптимизировать лекционную форму обучения...

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

Поэтому интерактивная доска является неотъемлемой частью обучения по данному курсу.

Процесс обучения представляется обычно как последовательная процедура: лекционный

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийное средство обучения...

Использование инновационных методов в образовании

...форме: определение и исправление поломки двигателя и других частей и механизмов

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, преподаватель

Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например, особую структуру.

Также недопустимо объяснение только той части темы, которая

Основные типы учебных занятий: Занятие по изучению нового: лекция, экскурсия...

Значение и роль наглядных средств обучения...

Скачать Часть 12 (pdf).

Первая основная функция наглядных средств обучения (НСО) — информационная.

Двигательное действие не во всех случаях можно показать в замедленном темпе, его иногда трудно повторить многократно, бывает сложно менять ракурс.

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

Основные требования к лекции: научность и информативность (современный научный

- вводная — знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к Античности.

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Применение технических средств обучения (ТСО) и интерактивных форм обучения в технических

Такая форма организации лекции приковывает внимание студентов на протяжении всего

При проведении лекционных занятий по техническим дисциплинам, для...

Мультимедийная лекция как современная форма управления...

Скачать Часть 2 (pdf). Библиографическое описание

Лекция в современной дидактике рассматривается как форма и как метод обучения.

Особое внимание студенты обратили на техническое оснащение лекционных аудиторий, где есть возможность использования...

Использование интерактивных методов обучения при проведении...

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть информации, LCD, HTML, CSS, чтение лекций.

Организация учебной деятельности во время лекционных...

- снижается интенсивность труда преподавателя во время лекции, так как часть его функций заменяется компьютерной презентацией. Применение неполных конспектов и компьютерных презентаций позволяет оптимизировать лекционную форму обучения...

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

Поэтому интерактивная доска является неотъемлемой частью обучения по данному курсу.

Процесс обучения представляется обычно как последовательная процедура: лекционный

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийное средство обучения...

Использование инновационных методов в образовании

...форме: определение и исправление поломки двигателя и других частей и механизмов

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, преподаватель

Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

Занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например, особую структуру.

Также недопустимо объяснение только той части темы, которая

Основные типы учебных занятий: Занятие по изучению нового: лекция, экскурсия...

Значение и роль наглядных средств обучения...

Скачать Часть 12 (pdf).

Первая основная функция наглядных средств обучения (НСО) — информационная.

Двигательное действие не во всех случаях можно показать в замедленном темпе, его иногда трудно повторить многократно, бывает сложно менять ракурс.

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

Основные требования к лекции: научность и информативность (современный научный

- вводная — знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к Античности.

Задать вопрос