Врождённые пороки сердца, наравне с онкологическими заболеваниями и диабетом, прочно удерживают первенство среди самых распространенных и опасных болезней XXI века. Свирепствовавшие в прежние времена страшнейшие эпидемии чумы, оспы, тифа ушли в прошлое, но их место не осталось пустым. Новым временам соответствуют и новые заболевания. XXI век медицина будущего с полным основанием назовет «эпохой врождённых пороков развития».
Проблема врожденных аномалий развития остается одной из основных проблем здравоохранения, внося значительный вклад в показатели детской заболеваемости, инвалидности, перинатальной и младенческой смертности.
В последние 16 лет общая заболеваемость населения Республики Адыгея, как и в целом по Российской Федерации, постоянно растет, что объясняется, с одной стороны, более эффективной выявляемостью заболеваний во внутриутробном периоде с помощью новых методов диагностики, с другой — неэффективностью системы профилактики и лечения заболеваний.
На сегодняшний день в структуре детской заболеваемости, инвалидности и младенческой смертности всё большее значение приобретают врождённые пороки развития (ВПР), которые встречаются у 4,0–6,0 % новорождённых, а их вклад в структуру гибели детей на первом году жизни составляет более 20,0 %. [1,4]. В структуре врождённых пороков развития врождённые пороки сердца (ВПС) и крупных сосудов занимают одно из первых мест (22 % от всех ВПР, а по республике Адыгея — 28,5 %) наряду с пороками центральной нервной системы и их частота рождаемости во всех странах мира составляет 8–14 случаев на 1000 новорождённых, по республике Адыгея 17,6. [2] В 40 % случаев ВПС являются причиной перинатальных потерь и в 60 % смертей на первом году жизни. [3,4].
Основной стратегией на пути снижения риска летального прогноза для жизни у пациентов с ВПС, их социальной адаптации, возможными только при своевременной кардиохирургической помощи, является изучение распространенности и структуры данной патологии. В развитых странах наблюдается тенденция к возрастанию частоты и выявляемости ВПС. Частота выявления варьирует в широких пределах от 2,4 % до 14,15 % на 1000 живорожденных. По Республике Адыгея эта цифра составляет — 13,32 %. При этом описано более 90 анатомических вариантов ВПС и около 200 различных их сочетаний.
Общая заболеваемость ВПС детского населения в Республике Адыгея за период 2011–2015 гг. ниже общероссийских: 1035,4 и 1280,2 на 100 000 детского населения соответственно. Среднестатистические показатели первичной заболеваемости ВПС детского населения за 2011–2015 гг. в регионе оказались ниже, чем в РФ: 74,6 и 346,6,87 на 100 000 детского населения соответственно.
При этом следует отметить отсутствие на территории Российской Федерации единого регистра ВПС — собрать объективные данные о структуре ВПС среди детского населения не представляется возможным, что справедливо и для региональной статистики.
Косвенно о структуре ВПС у детского населения Республики Адыгея приходилось судить по данным регистрации обращений в ДДЦ, случаев госпитализации в АРДКБ, данных медико-генетического кабинета Перинатального центра, по структуре ВПС пациентов подвергшихся оперативному лечению.
Структура наиболее распространенных ВПС у детей Адыгеи: ДМПП — 32,2 %, ДМЖП — 37,34 %, ОАП — 16,7 %, СА — 1,82 %, СЛА — 1,38 %, КоА — 1,2 %, ОАВК — 2,6 %, ТФ — 2,96 %, ТМА — 1,36 %; АДЛВ — 1,2 %; ДОС — 1,24 %.
Проведен сравнительный анализ структуры выявляемых ВПС у детей Республики Адыгея. Частота встречаемости некоторых ВПС (ДМЖП, СЛА, ОАП, СА, ОАВК) в мире и в нашем регионе существенно не различаются. В то же время такие ВПС, как ТФ, КАо, ТМА, на территории Адыгеи выявляются значительно реже. В структуре ВПС Республики Адыгея ТФ составляет 2,96 %, КоА — 1,2 %, ТМА — 1,36 %, в то время как в мире обозначенные пороки сердца в структуре ВПС составляют 8–14, 6–15 и 9–20 % соответственно. В структуре ВПС региона ДМПП составляет 32,2 % что существенно превышает показатели, взятые из литературных источников — 2,5–16 % [2].
Увеличение количества детей с ВПС обусловлено в том числе и значительным повышением доступности эхокардиографии в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи и стандартами обследования детей, что стало возможным в результате активного оснащения лечебных учреждений Российской Федерации и Республики Адыгея соответствующим оборудованием.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в детском и юношеском возрастах имеет первостепенное значение для улучшения состояния здоровья у взрослых и увеличения продолжительности жизни. Таким образом, в Республике Адыгея значительную роль в формировании заболеваемости и смертности от врождённых пороков развития играют в настоящее время врождённые пороки сердца. Планомерное внедрение и использование мер профилактики и пренатальной диагностики врождённых пороков сердца позволит значительно улучшить показатели здоровья детей в Республике Адыгея.
Литературa:
- Бокерия Л. А., Ступаков И. Н., Самородская И. В., Болотова Е. В., Очерет Т. С. Общие тенденции показателей заболеваемости врожденными пороками сердца населения Российской Федерации. Бюллетень НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН. М.; 2007; 8 (5): 28–34.
- Тетелютина Ф. К., Ильина Н.А Состояние гемодинамики у беременных, страдающих септальными врожденными пороками сердца. // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 2. — С24–28
- Мутафьян O. A. Пороки и малые аномалии у детей и подростков. СПб.: СПбМАПО; 2005.
- Роль экзогенных факторов в формировании врожденных пороков развития плода / И. В. Антонова, Е. В. Богачева, Г. П. Филиппов, А. Е. Любавина // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. — 2010. — Т. 9, № 6. — С 63–68