Необходимость развития регионального центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов фермерских хозяйств при Андижанском сельскохозяйственном институте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 04.05.2017

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Сафина, Н. Т. Необходимость развития регионального центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов фермерских хозяйств при Андижанском сельскохозяйственном институте / Н. Т. Сафина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/152/42849/ (дата обращения: 23.12.2024).



В условиях перехода к рыночным отношениям у сельских товаропроизводителей Андижанской области Республики Узбекистан возникает потребность в получении новой информации, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Как показывает зарубежный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы. В статье рассматривается необходимость развития регионального центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов фермерских хозяйств при Андижанском сельскохозяйственном институте.

Андижанская область — самая восточная область Узбекистана, занимающая восточную часть Ферганской долины, является крупным аграрно-индустриальным регионом Республики Узбекистан. В области, занимающей менее 1 % территории республики, проживает около 9 % всего населения Узбекистана [4]. Принимая во внимание то, что в Андижанской области нет лишних земельных площадей, сельское хозяйство может развиваться за счет повышения эффективности производства. Учитывая то, что она является одной из самой густонаселѐнной в Республике Узбекистан, необходимо дальнейшее развитие производственной и социальной инфраструктуры и сферы приложения труда вне аграрного сектора. В сложившихся условиях ощущается острая потребность в рабочих местах, в создании мощностей по промышленной переработке сельскохозяйственного сырья, с последующим предложением готовой продукции на внутренний и внешний рынок. Труд сельскохозяйственного товаропроизводителя уникален, ведь он предполагает, что человек, занимающийся выращиванием сельскохозяйственных культур и их переработкой, должен обладать обширным кругом знаний не только в областях, напрямую связанных с сельским хозяйством: агротехнике, селекции, растениеводстве, почвоведении, но и знать основы предпринимательства, маркетинга и менеджмента, налогообложения и других наук.

Успеха в современных условиях добивается только тот, кто вооружен знаниями и самыми современными технологиями. По мере развития рыночных отношений у сельских товаропроизводителей Андижанской области Республики Узбекистан возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. По данным статистики Республики Узбекистан в настоящее время в Андижанской области функционируют 13896 фермерских хозяйств [4]. При постоянно возрастающих информационных потоках фермеры и другие сельские товаропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Возникает вопрос, как можно решить эти проблемы товаропроизводителей. Как показывает зарубежный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы. Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы, основывается на необходимости создания такой системы, которая позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения [1].

Информационно-консультационная служба (ИКС) — это система, с помощью которой обеспечивается повышение эффективности АПК и рост национального дохода страны путем распространения знаний и передового опыта, содействия распространению прогрессивных технологий в АПК, повышения обоснованности решений, принимаемых сельскими товаропроизводителями.

Страны, создающие и оказывающие поддержку информационно-консультационным службам, рассматривают ИКС как один из важнейших инструментов аграрной политики государства. Во многих странах мира успешная работа консультационных служб в значительной степени обусловили высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта.

В настоящий момент существует несколько основных подходов к разработке концепции формирования информационно-консультационной службы. Первый подход основан на безоговорочном признании преимуществ ИКС, созданных и успешно функционирующих в зарубежных странах с развитым сельским хозяйством. При этом делается вывод о необходимости полного копирования организации, структуры, форм и методов работы этих служб без критического анализа и соответствующей адаптации к местным условиям.

Второй крайний подход полностью отрицает возможность эффективного использования чьего-либо опыта, провозглашая «свой» особый путь.

Различия в построении ИКС сводятся к следующему:

– структурные построения;

– разная доля государственной поддержки;

– дифференциации оплаты услуг;

– формирование инновационной информации;

– методы и способы распространения информации [2].

Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве страны является выбор модели (нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами.

Во многих зарубежных странах уже в течение многих лет функционируют консультационные службы, распространяя знания среди сельхозпроизводителей.

В одних странах, как, например, Дания более 100 лет назад такая служба была создана самими фермерами. Она представлена двумя уровнями: общенациональным и местным. В США созданию такой службы (extention service) послужил закон об организации науки, сельскохозяйственного образования и распространения знаний среди фермеров, принятый в 1862 году. В конце прошлого века во время европейского сельскохозяйственного кризиса правительство Голландии перешло к политике повышения и укрепления конкурентоспособности сельского хозяйства страны. Было положено начало созданию системы сельскохозяйственных знаний, включающей в себя исследования, образование (повышение квалификации) и внедрение (освоение научно-технических достижений). Ведущая консультационная служба Англии была создана более 70 лет назад, в те годы, когда страна испытывала недостаток продовольствия и ее основная функция заключалась в увеличении производства продуктов питания путем внедрения передового опыта, новых технологий. В Германии специальные консультационные службы появились в первой трети прошлого столетия.

Наиболее значимым в создании информационно-консультационных служб в России стал проект ARIS Минсельхозпрода России и Всемирного банка 1996 года, который предоставил возможность 36 регионам России решить целый ряд организационно-экономических вопросов и вопросов технического оснащения ИКС. В настоящее время в агропромышленном комплексе Российской Федерации формируется и развивается система сельскохозяйственного консультирования, в ряде публикаций и документов именуемая как информационно-консультационная служба (ИКС), включающая в себя федеральный, региональный и районный уровни [1].

Исходя из многолетнего опыта зарубежных стран и учитывая свои особенности в Андижанской области Республики Узбекистан в целях обеспечения выполнения Указа № 311 от 3 ноября 2015 года Кабинета Министров Республики Узбекистан и по приказу № 282-В от 19 ноября 2015 года ректора института был подписан приказ об организации Государственного унитарного предприятия «Регионального центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов фермерских хозяйств» при Андижанским сельскохозяйственном институте (ГУП «Региональный центр ПиПКРиСФХ» при АндСХИ). Основными задачами данного предприятия являются повышение профессиональных знаний специалистов и руководителей фермерских хозяйств, углубление интеграции науки, образования и сельскохозяйственного производства, обеспечения внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство, а также применения современных методов управления и маркетинга фермерскими хозяйствами, организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей фермерскими хозяйствами [3].

В целях обеспечения выполнения Указа Кабинета Министров Республики Узбекистан № 118 от 21 апреля 2016 года на основе учебного проекта, плана и графика утверждённого Министерством Сельского и Водного хозяйства, были организованы учебные семинары для обучения специалистов в сфере сельского хозяйства, преподавателей сельскохозяйственных профессиональных колледжей, научных работников и специалистов научно-исследовательских институтов, что в дальнейшем обеспечит специалистами курсов переподготовки руководителей и специалистов фермерских хозяйств, специализирующихся по направлению «Садоводство и овощеводство». Учебные семинары были проведены с 15.08.2016 по 20.08.2016 года для слушателей Андижанской области в Андижанском сельскохозяйственном институте, а с 22.08.2016 по 27.08.2016 года — в Кувинском сельскохозяйственном социально-экономическом профессиональном колледже для слушателей Ферганской области.

В настоящее время сохраняются проблемы финансирования ГУП «Регионального центра ПиПКРиСФХ» при АндСХИ. Законодательством, определено что источниками финансирования деятельности региональных центров могут быть средства, поступающие за обучение на курсах по переподготовке руководителей и специалистов фермерских хозяйств на договорной основе, отчислений базовых профессиональных коллежей от поступлений за обучение на курсах по повышению квалификации специалистов фермерских хозяйств на текущее содержание региональных центров, а также средств из других, не запрещённых законодательством источников. В настоящее время в результате проблем, связанных с финансированием, возникают сложности развития центра [3].

При решении вопроса финансирования консультационной службы необходимо учитывать тот факт, что сельский товаропроизводитель по множеству причин экономического, социального и психологического характера пока не готов платить за советы и консультации. А чтобы соответствующим образом подготовить производителя, доказав его явную выгоду от консультационной деятельности ИКС, необходимо само существование службы и ее активное функционирование.

Высокая социально-экономическая значимость и эффективность информационно-консультационной деятельности доказана историческим опытом функционирования службы во многих странах мира. Важно учитывать, что устойчивое и эффективное функционирование службы, а также ее поступательное развитие невозможны без организации рационального финансирования ее деятельности [2].

В большинстве стран мира консультационная служба создавалась инициативой государства, и долгое время содержалась за счет налогоплательщиков. Разнообразие источников финансирования консультационных служб возникло не так давно и, главным образом, в результате приватизации государственных организаций и возрастающей роли коммерческих компаний, занимавшихся научными исследованиями и распространением знаний в аграрной сфере.

Государственное финансирование информационно-консультационной службы можно рассматривать как одну из многочисленных форм дотаций, особенно на стадии ее формирования. Причем данная форма предполагает не только простое перераспределение бюджетных средств, она направлена на развитие отрасли с целью повышения ее эффективности и последующего наполнения бюджета за счет роста абсолютной величины налогов. Другими словами, вложение средств в формирование и развитие ИКС предусматривает соответствующую отдачу. Мировой опыт создания подобных служб подтверждает высокую степень окупаемости данных вложений [2].

Имеется много исследований, доказывающих, что финансирование исследований в аграрной сфере и консультационной деятельности обычно дает большую отдачу. Высокая рентабельность производства сельскохозяйственной продукции в странах с развитой ИКС означает, что инвестиции в эту сферу сокращают удельные затраты на производство продовольственных товаров, но, в свою очередь ведет к снижению потребительских цен и дает товаропроизводителям дополнительные возможности выхода на мировой рынок. Государству это к тому же облегчает задачу поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию.

Государственные программы развития сельского хозяйства могут быть более эффективными при подключении к их выполнению консультационной службы. В частности, многие государства, осуществляя инвестиционные программы, например, ирригационные, тем самым стимулируют развитие сельскохозяйственного производства. Такие проекты направлены на увеличение производства и доходов производителей [2].

Система сельскохозяйственного консультирования может играть роль действенного инструмента реализации аграрной политики государства, направленной на дальнейшее развитие сельского хозяйства на основе достижений научно-технического прогресса. В условиях перехода к рыночным отношениям в Андижанской области необходимо, основываясь на опыте зарубежных стран, а также учитывая свои условия и особенности, разработать эффективную систему развития и финансирования центра сельскохозяйственного консультирования.

Литература:

  1. Коллектив авторов. под ред. Кошелева, «Основы организации и функционирования ИКС в АПК», Учебное пособие. Издание, Издательство МСХА, 2000 г. 113 с.
  2. Ториков В. Е., Мальцев В. Ф., Квитко Б. И., «Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве»,Учебное пособие., Брянск, 2004 г. 276 с.
  3. Отчёты ГУП «Регионального центра ПиПКРиСФХ» при АндСХИ.
  4. Государственный комитет по статистики Республики Узбекистан, http://www.stat.uz/STAT/index.php.
  5. Указ № 311 от 3 ноября 2015 года Кабинета Министров Республики Узбекистан http://www.lex.uz/
Основные термины (генерируются автоматически): информационно-консультационная служба, Узбекистан, Андижанская область, сельское хозяйство, Андижанская область Республики, консультационная служба, сельскохозяйственная продукция, сельскохозяйственное консультирование, сельскохозяйственное производство, эффективное использование.


Похожие статьи

Ступенчатая организация образовательно-воспитательного процесса в МБУ ДО «Центр внешкольной работы» г. Балахны как непрерывная образовательная технология дополнительного образования

Являясь методическим центром Балахнинского района по дополнительному образованию, МБУ ДО «Центр внешкольной работы» видит свою задачу в объединении усилий по воспитанию учащихся и оказание методической помощи педагогическому сообществу района в орган...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Формирование и развитие системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации (на примере ОАО «Завод бурового оборудования»)

В данной статье нами рассмотрены различные подходы к системе внутреннего контроля расходов на оплату труда персонала ОАО «Завод бурового оборудования» г. Оренбурга. Данные подходы рассмотрены с позиции организационной и методической составляющих, спо...

Система адаптации среди молодых специалистов как способ закрепления их на рабочих местах

В условиях современных рыночных отношений на рынке труда роль адаптации молодых специалистов неуклонно растет. В успешной адаптации заинтересованы как работник, так и работодатель. Важно, чтобы управление адаптацией молодых специалистов на предприяти...

Организация самостоятельной работы студентов в колледже

Среднее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях играет важную роль в подготовке будущих правоохранителей, позволяющей удовлетворить потребности личности в опережающем получении образования, дающего возможность своб...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

СМИ как особый инструмент вовлечения населения в муниципальное управление

На сегодняшний день уровень непосредственного участия населения в управлении территорией находится на довольно низком уровне, однако, с другой стороны, растет заинтересованность граждан в решении собственных социально важных проблем. Для сохранения и...

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО «РИМСКО»

Качественный отбор персонала предполагает оценку не только знаний кандидата, но и его способностей и навыков. А применение таковых знаний в практической деятельности является ничем иным, как компетенциями. В данной работе была выявлена потребность в ...

Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи

Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...

Похожие статьи

Ступенчатая организация образовательно-воспитательного процесса в МБУ ДО «Центр внешкольной работы» г. Балахны как непрерывная образовательная технология дополнительного образования

Являясь методическим центром Балахнинского района по дополнительному образованию, МБУ ДО «Центр внешкольной работы» видит свою задачу в объединении усилий по воспитанию учащихся и оказание методической помощи педагогическому сообществу района в орган...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Формирование и развитие системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации (на примере ОАО «Завод бурового оборудования»)

В данной статье нами рассмотрены различные подходы к системе внутреннего контроля расходов на оплату труда персонала ОАО «Завод бурового оборудования» г. Оренбурга. Данные подходы рассмотрены с позиции организационной и методической составляющих, спо...

Система адаптации среди молодых специалистов как способ закрепления их на рабочих местах

В условиях современных рыночных отношений на рынке труда роль адаптации молодых специалистов неуклонно растет. В успешной адаптации заинтересованы как работник, так и работодатель. Важно, чтобы управление адаптацией молодых специалистов на предприяти...

Организация самостоятельной работы студентов в колледже

Среднее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях играет важную роль в подготовке будущих правоохранителей, позволяющей удовлетворить потребности личности в опережающем получении образования, дающего возможность своб...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

СМИ как особый инструмент вовлечения населения в муниципальное управление

На сегодняшний день уровень непосредственного участия населения в управлении территорией находится на довольно низком уровне, однако, с другой стороны, растет заинтересованность граждан в решении собственных социально важных проблем. Для сохранения и...

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО «РИМСКО»

Качественный отбор персонала предполагает оценку не только знаний кандидата, но и его способностей и навыков. А применение таковых знаний в практической деятельности является ничем иным, как компетенциями. В данной работе была выявлена потребность в ...

Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи

Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...

Задать вопрос