В работе дано описание социальной сферы Краснодарского края, определены последствия увеличения децильного коэффициента доходов групп населения и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в крае. Описан действующий защитный механизм по противодействию угрозам в виде существующих на регулярной основе институтов, мероприятий и программ. Предложен алгоритм социально-экономической диагностики края, комплексное проведение которой позволит получить паспорт безопасности и обосновать выбор стратегии.
Ключевые слова: социально-экономическая безопасность, социально-экономическая диагностика
В современных условиях, характеризующихся динамизмом глобализационных процессов, необходимостью реструктуризации экономики с упором на инновации, высокой степенью дивергенции регионального развития и незавершенности процессов регионализации на всем постсоветском пространстве значительно возросла роль регионов. Регионы обладают самостоятельностью в формировании стратегии социально-экономического развития (далее — СЭР) и выборе механизмов обеспечения социально-экономической безопасности региона (далее — СЭБР), которые в каждом регионе имеют свои особенности из-за различия в условиях и факторах развития. Уровень качества и условий жизни населения региона, величина разрыва в социально-экономическом неравенстве, множественность и острота угроз в хозяйственно-промышленном комплексе определяют уровень СЭБР, которая, по сути, является гарантией экономической защищенности и устойчивости развития территории.
Повышение уровня СЭБР определяется уровнем самообеспеченности, самофинансирования и самоокупаемости территории [3, т. 7, с. 29].
В настоящее время Краснодарский край (далее — КК) занимается разработкой стратегии социально-экономического развития до 2030 года и проявляет интерес к тому, чтобы приоритеты и направления безопасного развития системы края в социально-экономическом развитии были максимально продуманы, интересы всех участников региональных процессов учтены, чтобы критические пороги безопасности по негативным факторам были прогнозируемы и своевременно предотвращены. К разработке стратегии администрацией региона привлекается население, партии, предприниматели, звенья и структуры экономики. Действующая стратегия СЭРКК до 2020 года принята 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ и не отвечает современному социально-экономическому состоянию края. С момента ее принятия усугубились многие существовавшие ранее социально-экономические проблемы и появились новые, а региональные угрозы возникают, как правило, из-за просчетов в политике, диспропорций в экономике, неопределенности мировых процессов и резкого повышения внешнего фактора и охватывают хозяйственный комплекс территории и благосостояние населения. Как покажет исследование, ключевым ориентиром при разработке стратегии СЭР края должны стать структурно-функциональные показатели расслоения и бедности населения.
Требование обеспечения СЭБ является основополагающим принципом при формировании и реализации региональной политики. СЭБР определяется совокупностью условий, защищающих повышение качества жизни населения региона и обеспечивающих планомерное (бескризисное) развитие региональной экономики и её место в развитии мировой (российской) экономики [1, с. 293]. СЭБ будучи качественной характеристикой требует серьезной социально-экономической диагностики края.
КК обладает агроклиматическим потенциалом, рекреационными ресурсами, выгодным географическим положением, высокой обеспеченностью трудовых ресурсов, но это не гарантирует ему устойчивость воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса, высокий уровень экономической и социальной безопасности. По многим позициям проявляет уязвимость и восстанавливает утраченные позиции. Основные показатели, характеризующие состояние социальной сферы за 2010–2015 года и показатели, оказывающие на нее непосредственное влияние в КК представлены табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели в социальной сфере
Показатели социальной сферы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % |
15,2 |
13,5 |
11,2 |
10,4 |
10,1 |
11,7 |
Децильный коэффициент доходов групп населения (ООН) |
15,9 |
16,1 |
16,5 |
16,8 |
17 |
17,8 |
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,62 |
1,63 |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
1,84 |
Коэффициент демографической нагрузки на 1000 чел. работающего населения |
675 |
686 |
703 |
722 |
748 |
774 |
Численность населения на одного врача |
238,5 |
238,5 |
244 |
243 |
248,4 |
250,1 |
Заболеваемость на 1000 человек населения |
575,5 |
621,3 |
647 |
666 |
662,3 |
649,5 |
Численность населения на 1 больничную койку |
104,1 |
122,4 |
120 |
120,7 |
122,6 |
132,2 |
Соотношение браков и разводов (на 1000 браков приходится разводов) |
520 |
490 |
539 |
556 |
558 |
550 |
Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения |
1239 |
1260 |
1262 |
1243 |
1195 |
1270 |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, тыс. тон |
139 |
161 |
216 |
205 |
189 |
191 |
В крае увеличивается заболеваемость на 1000 чел. населения, коэффициент демографической нагрузки на 1000 человек работающего населения, соотношение браков и разводов, число зарегистрированных преступлений, количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
За анализируемый период с 2010–2015 г. суммарный коэффициент рождаемости, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, децильный коэффициент доходов групп населения в крае находились в зоне риска и не выходят из нее, причем социальное расслоение общества только усугубляется (с 15,9 в 2010 году до 17,8 в 2015 году, нормативное значение 7–9). В крае оказывается социальная поддержка отдельным категориям граждан по видам расходов: поддержка материнства и детства, поддержка пожилых граждан, поддержка инвалидов, помощь малоимущим гражданам, но она не способна сократить разрыв между самыми богатыми и самыми бедными категориями граждан края. Последствиями такого избыточного неравенства могут быть:
1. дифференциация в доступности здравоохранения, жилья. Она способна усугубить демографическую ситуацию, выражающуюся в депопуляции (суммарный коэффициент рождаемости к 2015 году поднялся до 1,84, а оптимальный уровень в 2,14 на данный момент пока недосягаем), ухудшения здоровья, случаев распада семей, абортов, числа разводов.
2. дифференциация в доступности образования. Она может ухудшить качество предлагаемых ресурсов на рынке труда, негативно повлиять на показатели производительности и эффективности труда в экономике.
В общем виде социальное неравенство приводит к разрушительным эффектам:
− в социальной сфере провоцирует социальную напряженность, ограничивает возможности пользования «социальными лифтами» и способствует распространению социальных патологий в виде алкоголизма, наркомании, преступности.
− в экономической сфере неравенство приводит к сужению спроса, падению объема производства, невозможности реализации производственных возможностей (реальный ВВП ниже потенциального), может привести к проблемам с занятостью населения, которых сейчас не наблюдается, и нарастанию объемов теневой экономики.
В 2015 году показатель бедности, выраженный в доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, увеличился на 1,6 % (табл. 1), что совершенно не свидетельствует о благосостоянии членов общества и не благоприятствует созданию семей с полноценными возможностями ее обеспечения. Население, живущее на уровне бедности, сталкивается со снижением качества человеческого потенциала, нейропсихологической напряженностью. При формировании СЭБР необходимо учесть, что в современной России бедность характерна и для работающего населения. Таб. 2 отражает актуальные значения по минимальным стандартам. С целью нежелательного разрастания инфляции МРОТ в 7800 рублей, подтягивается к прожиточному минимуму постепенно.
Таблица 2
Минимальные стандарты условий жизни КК в 2017 году
Минимальные стандарты условий жизни |
Для трудоспособного населения |
Для пенсионеров |
Для детей |
МРОТ (с 1.07.17) |
7800 |
- |
- |
Прожиточный минимум к КК (в 2017 году) |
10397 |
7982 |
9118 |
Важно пересмотреть механизм перераспределения доходов в системе «налогообложение — социальные льготы», с тем чтобы выровнять материальное положение доходных групп населения.
Несомненно, большую роль в обеспечении СЭБР играет бюджет. В социально-ориентированном бюджете края на 2017 год 96 % расходов (189,3 млрд. руб.) распределено в рамках 27 государственных программ, причем на социальную сферу будет направлено более 70 % расходов бюджета края. Программы, действующие на территории края несомненно пытаются охватить весь спектр региональных проблем, но финансирования не всегда достаточно, чтобы завершить запланированные программы и подпрограммы. Наиболее оптимальным видится изменение подхода к региональному управлению, основываясь на системном подходе. Необходимо сформировать защитный механизм противодействия угрозам в виде существующих на постоянной основе институтов, мероприятий и программ в КК для улучшения социально-экономических позиций в КК с регулярным мониторингом состояния социально-экономической сферы. Сведем в табл. 3 актуальные институциональные, программные и аналитические меры обеспечения СЭБР в КК, проводимые администрацией края.
Таблица 3
Защитный механизм противодействия угрозам в виде существующих на регулярной основе институтов, мероприятий и программ в КК
Блок |
Защитный механизм |
Финансово-экономический |
Создание отдела по развитию отраслей экономики и конкуренции; Мониторинг состояния рынков товаров и услуг, помощь кризисным предприятиям; Взаимодействие с местными властями по развитию отраслей и конкуренции; Консультации для малого бизнеса; Работа по устранению административных барьеров в регионе; Функционирование института независимой институциональной экспертизы (в случае принятия того или иного государственного акта или норматива); |
Социально-трудовая сфера |
Мониторинг системообразующих предприятий в крае, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность Краснодарского края; Реализация плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в КК; |
Социальное самочувствие |
Организация прозрачности в политике государственной власти: открытая публикация данных на официальных сайтах администрации края; Работа портала государственных услуг и предоставление услуг дистанционно; Реализация государственной программы «Обеспечение безопасности населения» по повышению пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, профилактике терроризма. |
Для предотвращения отклонения тенденций развития процессов в региональной системе СЭБ следует провести социально-экономическую диагностику края, алгоритм которой может быть представлен следующим образом:
- Проведение оценки экономического потенциала региона;
- Определение ключевых факторов социально-экономической сферы, основываясь на изучении факторов внутренней и внешней среды региона;
- Определение взаимовлияния прямых, косвенных и производных факторов и построение когнитивной карты (модель взаимосвязи), анализ объективных причин риска и субъективных причин риска с учетом усиливающего эффекта, вызванного проявлением нескольких факторов риска (эффект негативного синергизма), определение зон оптимальности, опасности и угрозы по каждому индикатору.
Прямые угрозы — непосредственно причиняют ущерб здоровью и жизни населения, благосостоянию населения, самодостаточности региона; косвенные факторы, способствуют возникновению негативных процессов, которые впоследствии причиняют ущерб территориальному образованию; производные — возникают в результате нецеленаправленного воздействия негативной активности, а как последствие в смежном секторе экономики [4, с. 183].
- Просчет наступления возможных ситуаций нежелательного развития событий с исчислением величины ущерба с учетом рисков взаимодействия;
- Выбор стратегии социально-экономического развития.
Результатом социально-экономической диагностики края должен стать паспорт безопасности края, который будет содержать полную информацию о состоянии хозяйственно-промышленного комплекса и социальной сферы, а также прогнозы угроз и рисков. В паспорте безопасности следует отражать динамику изменения угроз, текущий и оптимальный уровень защищенности, а также программные меры обеспечения СЭБ, чтобы оптимально распределять финансовые средства. Это позволит реализовывать конкретные государственные программы, совершенствовать нормативную правовую базу обеспечения безопасности личности, общества, сформировать и обеспечить проведение единой политики органов государственной власти в регионе [2, с. 86].
В целом, механизм обеспечения СЭБ должен предусматривать возможности реализации двух задач: первой- прогнозно-аналитической задачи, которая направлена на предупреждение критического уровня социально-экономических компонент и второй, связанной с реализацией мер, направленных на недопущение наступления кризиса и на преодоление критического порога. Такой механизм позволит системе повысить уровень СЭБ и устойчивости в региональной системе.
Литература:
- Багомедов М. А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 288–300.
- Даримчари М. Р. Социально-экономическое развитие Ростовской области: проблемы устойчивости и безопасности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 1. С. 83–86.
- Еремеев Л. М. Проблемы управления социально-экономической безопасностью региона // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2012. Т. 7. № 4 (26). С. 29–32.
- Самойлова Л. К. Классификация угроз социально-экономического характера в целях выявления уровня безопасности региона // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 3 (41). С. 181–184.