Посеешь поступок — пожнёшь привычку,
посеешь привычку — пожнёшь характер,
посеешь характер — пожнёшь судьбу.
Древнеиндийская пословица.
Привычка — основа характера. Многие привычки начинают формироваться в раннем детстве. Привычки бывают разные. Своё внимание я хочу заострить на плохих привычках. Вредные привычки — это навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведение ребёнка, его физическом и в психическом развитии — тормозит развитие личности в целом. Любая вредная привычка далеко не безобидна — она является сигналом тревоги: малышу плохо! И закрывать глаза и думать, что всё самой пройдёт — заблуждение. Русская народная пословица гласит: посеешь привычку — пожнёшь характер.
Беседуя с родителями и педагогами, наблюдая и анализируя детей с вредными привычками, замечено, что если ребёнку запрещать, бить по рукам, ругать, наказывать, мазать палец горчицей, проблема не решается, а усугубляется, например, к сосанию пальца добавляется плаксивость и нервные тики; к покачиванию из стороны в сторону — ковыряние в носу. Эти все эти неэстетичные действия возникают для того, чтобы ребёнок мог справиться с собственными переживаниями. Это может быть неудовлетворённая потребность в любви, в познание, ребёнок пытается снизить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых, преодолеть страх. Срабатывают защитные механизмы, и малыш срывает негативные чувства на собственном теле: грызёт ногти, ковыряет болячки, сосёт пальчик, то есть на подсознательном уровне старается причинить боль себе, возникает самоагрессия. В группе детей, ребёнок с вредными привычками чувствует себя неуверенно, замыкается, ребёнок отвлекаются от процесса познания, в итоге задержка развития, инфантилизация.
Знание причин даёт шанс, исправить ситуацию. Важно понять причины, которые порождают вредные привычки (что посеешь, то пожнёшь). Чего она замещает, что она дает ребенку. Консультирование и обследование родителей на АСВ показало, что в большинстве случаев причина кроется в семье.
‒ Это может быть незрелость родительских чувств (тебя не ждали). Малыш чувствует их спрятанное недовольство, и погружается глубоко в себя.
‒ Эмоциональная холодность родителей к детям — безразличие. Место родителей занимает кто-то другой, например, плюшевый мишка.
‒ Любители семейных баталий. Родители слишком заняты собой и своими непростыми отношений, а ребёнок лишь средство для манипуляций. Детство таких детей обходит стороной, и они всегда готовы, что ничего хорошего не случиться.
‒ Оскорбительные и унизительные замечания. Вроде желали добра, хотели предостеречь от ошибок, а получили чувство вины, обиды и страха. Недостаток любви и внимания сильно ранит детскую душу.
‒ Властные мамы и папа стремятся во всём управлять своим ребёнком, подавляя его волю и лишая возможности быть самим собой. Ребёнок смотрит на мир настороженно — не доверяя ему.
‒ Равнодушие взрослых к внутреннему миру ребёнка, у него нет проблем, он просто балуется или притворяется. Родители не могут понять — значит, не способны помочь.
‒ Вечно занятые родители. Здесь малыш неосознанно пристраститься к любой привычке, лишь бы попасть в поле зрения своих родных. Они действуют по принципу: «Лучше пусть отчитают, чем не замечают».
‒ Отсутствие развивающей среды.
‒ Неуважение к увлечениям ребёнка, неумение заглянуть в детскую душу понять, что для него имеет ценность. Их обычные восклицания: «Совсем от рук отбился, безобразник! Хватит заниматься ерундой!»
‒ В раним и младшем возрасте — это может быть банальное — подражание, когда дети подражают и плохому, и хорошему.
Всё вышесказанное может быть причиной возникновения вредных привычек. И это далеко не все причины, связанные с возникновением вредных привычек.
Что же делать в таких случаях?
Не одёргивать малыша, не делать ему замечаний, а тем более наказывать НЕЛЬЗЯ! Ведь они так уже себя наказывает.
Прежде всего, проанализировать и определить стиль воспитания.
Как вы общаетесь со своим чадом. Разговаривать на равных нелегко — проще превратить разговор в нотацию. После такого разговора ребёнок не понимает, в чём он провинился и почему должен быть наказан, родительское негодование только усилит его протест, ребёнок погружается в себя и остаётся со своей бедой один на один.
Наличие вредной привычки — признак сильной тревожности или даже зарождающего невроза у ребёнка.
Рекомендации вработе сдетьми, проявляющими вредные привычки:
- Обратиться к психологу, возможно даже к психоневрологу.
- Определить стиль воспитания.
- Не ругать и не наказывать. Подсознательно он сам себя уже наказал.
- Разговаривать с ребёнком, интересоваться его внутренним миром.
- Научить ребёнка выражать свои эмоции словами, раскрывать их в игре, рисовании, творчестве.
- Предложить ребёнку заняться чем-то более интересным, что отвлечёт его. «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» — переключить внимание на предмет или занятие, которое ему интересно. Увлечь интересными играми, занятиями. Ребёнок обязательно должен быть чем-то занят.
- Научить играть и сотрудничать с детьми. У ребёнка не должно оставаться времени на вредную привычку.
- Использовать кукольный театр, в котором будут действовать герои привычками. Приём — психологическое зеркало.
- Использовать пальчиковые гимнастики, игры напряжение — расслабление, на внимание, подвижные игры, ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой несколько раз в день по 10–15 минут.
- Дарить больше внимания, тепла и любви. Ничто не заменит прикосновений любящих рук матери.
- При засыпании ребёнка рекомендуется включать тихую музыку.
- В любой ситуации сохранять спокойствие.
И, наконец, детские проблемы — отражение взрослых проблем. Начинать нужно с себя. В руках взрослых находится бесценное сокровище — «детская душа».
Литература:
- Виноградова Е. «Вредные привычки» — Питер, 2000
- Маклаков А. Г. Общая психология. — Питер, 2000
- Сенгеева Т. Н. Развитие личности на различных этапах. — Улан-Удэ, 2001
- Эйдемиллер Э. Г. «Психология и психотерапия семьи».- Питер, 2000