Вредные привычки — сигнал: мне плохо! | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евграфова, Н. Ю. Вредные привычки — сигнал: мне плохо! / Н. Ю. Евграфова, А. Л. Егорова, Н. В. Гафарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42851/ (дата обращения: 17.12.2024).



Посеешь поступок — пожнёшь привычку,

посеешь привычку — пожнёшь характер,

посеешь характер — пожнёшь судьбу.

Древнеиндийская пословица.

Привычка — основа характера. Многие привычки начинают формироваться в раннем детстве. Привычки бывают разные. Своё внимание я хочу заострить на плохих привычках. Вредные привычки — это навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведение ребёнка, его физическом и в психическом развитии — тормозит развитие личности в целом. Любая вредная привычка далеко не безобидна — она является сигналом тревоги: малышу плохо! И закрывать глаза и думать, что всё самой пройдёт — заблуждение. Русская народная пословица гласит: посеешь привычку — пожнёшь характер.

Беседуя с родителями и педагогами, наблюдая и анализируя детей с вредными привычками, замечено, что если ребёнку запрещать, бить по рукам, ругать, наказывать, мазать палец горчицей, проблема не решается, а усугубляется, например, к сосанию пальца добавляется плаксивость и нервные тики; к покачиванию из стороны в сторону — ковыряние в носу. Эти все эти неэстетичные действия возникают для того, чтобы ребёнок мог справиться с собственными переживаниями. Это может быть неудовлетворённая потребность в любви, в познание, ребёнок пытается снизить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых, преодолеть страх. Срабатывают защитные механизмы, и малыш срывает негативные чувства на собственном теле: грызёт ногти, ковыряет болячки, сосёт пальчик, то есть на подсознательном уровне старается причинить боль себе, возникает самоагрессия. В группе детей, ребёнок с вредными привычками чувствует себя неуверенно, замыкается, ребёнок отвлекаются от процесса познания, в итоге задержка развития, инфантилизация.

Знание причин даёт шанс, исправить ситуацию. Важно понять причины, которые порождают вредные привычки (что посеешь, то пожнёшь). Чего она замещает, что она дает ребенку. Консультирование и обследование родителей на АСВ показало, что в большинстве случаев причина кроется в семье.

‒ Это может быть незрелость родительских чувств (тебя не ждали). Малыш чувствует их спрятанное недовольство, и погружается глубоко в себя.

‒ Эмоциональная холодность родителей к детям — безразличие. Место родителей занимает кто-то другой, например, плюшевый мишка.

‒ Любители семейных баталий. Родители слишком заняты собой и своими непростыми отношений, а ребёнок лишь средство для манипуляций. Детство таких детей обходит стороной, и они всегда готовы, что ничего хорошего не случиться.

‒ Оскорбительные и унизительные замечания. Вроде желали добра, хотели предостеречь от ошибок, а получили чувство вины, обиды и страха. Недостаток любви и внимания сильно ранит детскую душу.

‒ Властные мамы и папа стремятся во всём управлять своим ребёнком, подавляя его волю и лишая возможности быть самим собой. Ребёнок смотрит на мир настороженно — не доверяя ему.

‒ Равнодушие взрослых к внутреннему миру ребёнка, у него нет проблем, он просто балуется или притворяется. Родители не могут понять — значит, не способны помочь.

‒ Вечно занятые родители. Здесь малыш неосознанно пристраститься к любой привычке, лишь бы попасть в поле зрения своих родных. Они действуют по принципу: «Лучше пусть отчитают, чем не замечают».

‒ Отсутствие развивающей среды.

‒ Неуважение к увлечениям ребёнка, неумение заглянуть в детскую душу понять, что для него имеет ценность. Их обычные восклицания: «Совсем от рук отбился, безобразник! Хватит заниматься ерундой!»

‒ В раним и младшем возрасте — это может быть банальное — подражание, когда дети подражают и плохому, и хорошему.

Всё вышесказанное может быть причиной возникновения вредных привычек. И это далеко не все причины, связанные с возникновением вредных привычек.

Что же делать в таких случаях?

Не одёргивать малыша, не делать ему замечаний, а тем более наказывать НЕЛЬЗЯ! Ведь они так уже себя наказывает.

Прежде всего, проанализировать и определить стиль воспитания.

Как вы общаетесь со своим чадом. Разговаривать на равных нелегко — проще превратить разговор в нотацию. После такого разговора ребёнок не понимает, в чём он провинился и почему должен быть наказан, родительское негодование только усилит его протест, ребёнок погружается в себя и остаётся со своей бедой один на один.

Наличие вредной привычки — признак сильной тревожности или даже зарождающего невроза у ребёнка.

Рекомендации вработе сдетьми, проявляющими вредные привычки:

  1. Обратиться к психологу, возможно даже к психоневрологу.
  2. Определить стиль воспитания.
  3. Не ругать и не наказывать. Подсознательно он сам себя уже наказал.
  4. Разговаривать с ребёнком, интересоваться его внутренним миром.
  5. Научить ребёнка выражать свои эмоции словами, раскрывать их в игре, рисовании, творчестве.

  1. Предложить ребёнку заняться чем-то более интересным, что отвлечёт его. «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» — переключить внимание на предмет или занятие, которое ему интересно. Увлечь интересными играми, занятиями. Ребёнок обязательно должен быть чем-то занят.

  1. Научить играть и сотрудничать с детьми. У ребёнка не должно оставаться времени на вредную привычку.

  1. Использовать кукольный театр, в котором будут действовать герои привычками. Приём — психологическое зеркало.
  2. Использовать пальчиковые гимнастики, игры напряжение — расслабление, на внимание, подвижные игры, ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой несколько раз в день по 10–15 минут.
  3. Дарить больше внимания, тепла и любви. Ничто не заменит прикосновений любящих рук матери.
  4. При засыпании ребёнка рекомендуется включать тихую музыку.
  5. В любой ситуации сохранять спокойствие.

И, наконец, детские проблемы — отражение взрослых проблем. Начинать нужно с себя. В руках взрослых находится бесценное сокровище — «детская душа».

Литература:

  1. Виноградова Е. «Вредные привычки» — Питер, 2000
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. — Питер, 2000
  3. Сенгеева Т. Н. Развитие личности на различных этапах. — Улан-Удэ, 2001
  4. Эйдемиллер Э. Г. «Психология и психотерапия семьи».- Питер, 2000
Основные термины (генерируются автоматически): привычка, вредная привычка, внимание, игра, малыш, ребенок, стиль воспитания.


Задать вопрос