Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как важнейший компонент образования на Дальнем Востоке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алиманов, М. А. Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как важнейший компонент образования на Дальнем Востоке / М. А. Алиманов, Н. И. Уртякова, Е. Е. Хачко, Ю. А. Воронцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 229-233. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42791/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрывается уникальный научно-исследовательский опыт создания научной школы историков педагогики под руководством Л. А. Степашко, оказавший сильнейшее влияние на развитие педагогической мысли и образования на Дальнем Востоке. Определены основные вехи жизненного и научно-педагогического пути Лилии Анатольевны, выявлена структура ее научной школы. На основе анализа отзывов, воспоминаний и интервью ее учеников и коллег сформулированы ее личностные особенности в виде целостного образа.

Ключевые слова: Лилия Анатольевна Степашко, научная школа, историки педагогики

Метод научного мышления передается путем заразы, непосредственно от человека к человеку, — это значит сказать, что он передается путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек.

С. И. Гессен

На современном этапе развития нашего государства особенно остро встала проблема нехватки педагогических кадров в образовательных учреждениях. Так, по информации Министерства образования и науки края, на сегодняшний день в образовательные учреждения требуется более 200 педагогов по различным предметам. Причинами этого послужили: невысокая заработная плата учителей, постоянно увеличивающиеся требования и многие другие. На Дальнем Востоке к этим причинам добавляется еще и большое расстояние от «научного центра» страны. При этом, на Дальнем Востоке есть уникальный опыт подготовки ученых-педагогов.

Так, первым доктором педагогических наук на Дальнем Востоке, профессором Лилией Анатольевной Степашко была основана первая в регионе научная школа историков педагогики — одна из сильнейших в России. Из нее вышли многие замечательные педагоги, деятели науки и образования в числе которых: министр образования и науки Хабаровского края, доктор педагогических наук Алла Геннадьевна Кузнецова; доктора педагогических наук: Михаил Николаевич Невзоров, Надежда Петровна Юдина, Наталья Викторовна Семенова и многие другие. Под руководством Лилии Анатольевны Степашко были защищены 22 кандидатские и 7 докторских диссертаций.

В рамках научной школы Л. А. Степашко был наработан уникальный, основанный на гуманистических началах, опыт подготовки ученых-педагогов, которых отличает не только широта научных интересов и глубина разрабатываемых проблем, но и «семейственность», основанная на близких межличностных взаимоотношениях.

Этот опыт создания уникальной научной школы может быть востребован и полезен в современных условиях, однако ни научная школа Л. А. Степашко, ни ее наследие до сих пор специально не изучались. Эти обстоятельства определяют необходимость систематизации и обобщения успешного опыта подготовки научно-педагогических кадров под руководством Лилии Анатольевны.

История успеха Лилии Анатольевны начинается с ее биографии, с истоков зарождения педагогического таланта. Лилия Анатольевна Степашко родилась 19 октября 1928 года в деревне Федоровская Усть-Кубинского района Вологодской области в семье потомственных учителей. Детство и юность Лилии Анатольевны пришлись на сложный период истории нашей страны, и все его трудности и тяготы ей пришлось ощутить на себе сполна. Весной 1938 года, 4 марта, ее отец — Озерков Анатолий Васильевич — был арестован по политической статье и увезен из дома в неизвестном направлении, а в октябре того же года — расстрелян, как враг народа.

Закончив школу с золотой медалью, Лилия Анатольевна поступила в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина и с успехом окончила его в 1950 году. Из Москвы по приглашению директора школы Лилия Анатольевна приехала на Дальний Восток и свой педагогический путь начала в обычной сельской школе с. Николаевка Еврейской автономной области (ныне — школа № 2). Затем она работала в школе № 57 города Хабаровска и в Хабаровском технологическом техникуме. Еще в период работы школьным учителем за Лилией Анатольевной закрепилось имя «Елена» — так ее звали дети, с трудом привыкавшие к ее настоящему имени. И до сих пор взрослые ученики между собой называют ее «Еленой Анатольевной».

Долгое время (с 1961 по 2005 гг.) Лилия Анатольевна работала в старейшем педагогическом ВУЗе в Хабаровском крае — Хабаровском государственном педагогическом институте (ныне: Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета).

Формирование научно-педагогических взглядов Л. А. Степашко произошло под влиянием ее научного руководителя — Михаила Александровича Данилова, заложившего основу для научного становления Лилии Анатольевны. Анализируя научное творчество Л. А. Степашко, можно выделить его основные направления:

− философия образования: идеи гуманистического подхода в образовании, ценностные основания отечественной педагогики, идея «человекоразмерности» в образовании.

− методология истории педагогики и историко-педагогического исследования: Лилия Анатольевна выделила, систематизировала и описала основные методологические характеристики историко-педагогического исследования;

− история педагогики: любые педагогические явления она воспринимала со стороны их истории, для нее была важна основа историко-педагогического знания для любого преобразования современной педагогической реальности. Анализируя современные педагогические явления, сопоставляя их с историей, Лилия Анатольевна очень тонко прослеживала преемственную, историческую связь между прошлым, настоящим и будущим, раскрывала тенденции развития образования и педагогики;

− дидактика в ее ретроспективе, концепция активизации познавательной деятельности обучающихся.

Научная школа под руководством Л. А. Степашко осуществляла историко-педагогические исследования в самых разных направлениях. Опираясь на современные труды учеников Л. А. Степашко и их достижения, обобщим круг основных научных проблем, разрабатываемых в рамках историко-педагогической школы в актуальный период, и выявим ее значение для науки и образования Хабаровского края и Дальнего Востока на современном этапе.

Алла Геннадьевна Кузнецова, доктор педагогических наук, будучи аспирантом Л. А. Степашко, разрабатывала проблему целостного педагогического процесса в советской педагогике середины 50-х — середины 60-х годов, позднее, в статусе докторанта, — проблему развития системного подхода в отечественной педагогике конца 60-х-80-х годов ХХ века. В настоящее время Алла Геннадьевна возглавляет министерство образования и науки Хабаровского края.

Михаил Николаевич Невзоров, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Школы педагогики ДВФУ вслед за Л. А. Степашко продолжает разрабатывать идею «человекоразмерности» в образовании, занимается проблемами проектирования образовательного процесса и пространства вуза на антропоорентированной основе. М. Н. Невзоров — почетный работник высшего образования, кавалер медали К. Д. Ушинского. Под его руководством подготовлено 16 кандидатов педагогических наук. М. Н. Невзоров является основателем магистратуры по педагогике в Дальневосточном федеральном университете.

Надежда Петровна Юдина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Педагогического института ТОГУ. К ее научным интересам относятся проблемы истории педагогики и образования России, методологии истории педагогики и историко-педагогического исследования. Н. П. Юдина разработала концепцию гуманистической метатрадиции в европейской и отечественной педагогике. Под руководством Надежды Петровны к настоящему моменту подготовлено и защищено четыре кандидатские диссертации.

Наталья Викторовна Семенова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Педагогического института ТОГУ является автором более 150 научных и научно-методических работ, в том числе: монография, научные статьи, учебные пособия, методические рекомендации, программы воспитания подрастающего поколения. Исследовательские интересы Н. В. Семеновой лежат в плоскости проблем истории теории и практики воспитания. Под её руководством защищены четыре кандидатские диссертации.

Светлана Ивановна Колташ, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Педагогического института ТОГУ. С. И. Колташ разрабатывает вопросы философии образования, педагогической аксиологии, педагогической антропологии и методологии педагогики. Ее учебное пособие «Методология педагогики: история становления и развития (середина 60-х — начало 90-х гг. ХХ в.)» была отмечена среди лучших научных книг 2013 года.

Валентина Александровна Давыденко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Педагогического института ТОГУ продолжает разрабатывать проблему активизации познавательной деятельности обучающихся, является автором множества статей, нескольких монографий, в том числе в зарубежных источниках.

Елена Викторовна Елисеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института ТОГУ. Е. В. Елисеева осуществляет исследование проблем дидактики: содержания образования, теории урока.

Восстанавливая по воспоминаниям и интервью образ научной школы историков педагогики под руководством Л. А. Степашко можно заключить, что они являются не просто школой, а настоящей научной семьей. Примечательно, что к школе Л. А. Степашко себя причисляют не только ее ученики, но и ее «научные внуки» — аспиранты учеников Лилии Анатольевны. Влияние ее личности ощущают на себе даже те из них, кому не довелось с ней встретиться.

На основе интервью, статей, отзывов и воспоминаний учеников о своем Учителе, отражающих их эмоциональный опыт, постараемся представить обобщенный образ Л. А. Степашко, увидеть те качества ее личности, которые помогли ей создать научную семью. Это позволит выявить особенности влияния Л. А. Степашко на своих учеников, роль ее личностного начала в формировании научной школы.

Все ученики свидетельствуют, что Лилия Анатольевна была человеком целостным, в ней гармонично сочетались самые разные стороны: высокие нравственные требования, в первую очередь, к самой себе, философское отношение к жизни, деликатность и готовность помочь, протянуть руку, поддержать добрым словом и делом. Она тонко чувствовала людей, относилась к человеку бережно и, казалось, знала о своих учениках иногда больше, чем они сами знали о себе.

На вопрос «какая она была?» ее ученики в своих интервью говорили: «разная», но при этом удивительным образом всегда оставалась собой. Лилия Анатольевна могла глубоко и серьезно размышлять над научными вопросами, и при этом заразительно смеяться над анекдотом, очень любила петь, особенно русские романсы. И долгое время каждое заседание кафедры с ее участием оканчивалось душевным пением.

Своим присутствием, манерами, нарядами, великолепным голосом она вносила в жизнь яркие краски, ощущение праздника, задавала высокий стандарт и внешней, и внутренней культуре, которому невозможно было не подчиниться (Г. В. Павленко).

Лилия Анатольевна во всем видела положительное, но при этом не была поверхностным человеком, она обладала невероятной душевной мудростью. К ней шли за советом по разным поводам: будь то научная работа, личные переживания, неудачи, промахи или радостные события, она могла выслушать каждого, она обладала даром слушать.

Это был человек, никогда не проходивший мимо переживаний и жизненных трудностей своих подопечных. Личностное влияние Л. А. Степашко не единожды спасало ее учеников от желания бросить научную работу, накопившаяся усталость после ее «воспитательной беседы» превращалась во «второе дыхание» — «разве можно подвести Елену Анатольевну?»

Ее аспиранты и докторанты до сих пор ласково зовут «Наша научная мама» (В. А. Давыденко). А сама Лилия Анатольевна обращалась к ним: «Дружочек». И в этом обращении, порой, скрывалось больше, чем во многих словах. В то же время она не пыталась делать за кого-то его работу, а только «векторно» (Т. А. Жданова) направляла в его научном поиске.

Лилия Анатольевна была настоящим научным руководителем — давала своему аспиранту возможность почувствовать всю прелесть независимого исследовательского поиска. А если что-то не получалось, даже в самом неудачном отрывке текста, она всегда искала и находила «хоть одно доброкачественное зерно» (Т. А. Жданова).

Ее главными качествами, как педагога и научного руководителя являлись широкая эрудиция, просто энциклопедическая образованность, терпение, невероятная память. Она в совершенстве владела искусством слова, которым могла ободрить и исцелить душевные раны. Молодые педагоги, в сотрудничестве с ней заражались оптимизмом и энергией, открывали для себя всю прелесть постижения научного знания и красоту человеческого духа.

Лилия Анатольевна была искусным дипломатом: не допускала публичной критики, старалась обходить конфликтные ситуации, сглаживать все острые углы. Она не позволяла себе прилюдно ругать человека за его промахи. Но в то же время, ей была свойственна твердость характера, требовательность к себе и стремление к постоянному самосовершенствованию. В ее сознании, казалось, присутствовало понимание каких-то определенных границ, переступить которые — значить уронить в себе человеческое.

Лилия Анатольевна всегда внимательно подходила к вопросу о приеме новых учеников, ей важно было узнать человека, понять его, прежде, чем она согласится с ним работать, а бывало, что и не соглашалась. А вот о причинах, почему отказала тому или другому кандидату, знала только она сама, даже не отказала, а «перенаправила» к другому более подходящему руководителю.

Лилия Анатольевна часто устраивала собрания своих учеников «на дому» — «научные среды» (В.А Антюхова). Эти встречи не только подпитывали знаниями, но и сплачивали ее аспирантов и докторантов в одну большую семью. После напряженной научной работы начинались разговоры «обо всем» и душевное пение старинных русских романсов (П. Булахов, А. Даргомыжский, М. Глинка, С. Рахманинов) (Е. В. Елисеева).

Такие собрания непременно оканчивались чаепитием с «фирменными пирогами Елены Анатольевны» (В.А Антюхова), приготовленными ею лично в соответствии со вкусами каждого.

И этих задушевных разговоров «обо всем» ученики Лилии Анатольевны ждали не меньше, чем ее научного руководства. Она была для них больше, чем научный руководитель, она была для них родным человеком, «Учителем жизни» (Е. В. Елисеева), который взял за них ответственность.

Завершая этот образ отметим, что помимо высоких нравственных и интеллектуальных качеств, тактичности, чуткости и терпения Лилию Анатольевну отличала глубокая ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ. А сама Лилия Анатольевна не только могла, но и умела «руководить» — в буквальном смысле слова вести по жизни за руку людей, которые стали для нее близкими.

Отдельного внимания заслуживает формирование традиций в научной школе Лилии Анатольевны — «научные среды», «поющие кафедры», «совместные чаепития» и «разговоры обо всем» позволяли им посмотреть друг на друга иначе, сближали ее учеников, и, в конечном итоге, соединяли их жизни, прочными нитями общих воспоминаний.

На сегодняшний день образование играет важнейшую роль в жизни человека, в формировании его личности и мировоззрения, является естественным механизмом сохранения и передачи культуры от поколения к поколению. Успешная практика подготовки научно-педагогических кадров, давшая региону множество талантливых педагогов, заслуживает особого внимания. Одним из таких примеров является научная школа историков педагогики, основанная Лилией Анатольевной Степашко.

Характер данной научной школы во многом определялся личностным влиянием Лилии Анатольевны на своих учеников: стилем работы с ними, ее высокими нравственными стандартами и требованиями, справедливостью и верой в человека и продолжает определяться, опосредованно, через ее учеников. Механизмом сохранения и передачи этого опыта в пределах школы выступали неформальные традиции, сложившиеся в этом сообществе ученых-педагогов. Своим научно-педагогическим трудом Лилия Анатольевна внесла значительный вклад в развитие науки и образования на Дальнем Востоке. В школе историков педагогики Л. А. Степашко появилось уже более двух десятков защищенных «внуков» — аспирантов учеников Лилии Анатольевны.

На сегодняшний день можно утверждать, что использование опыта Л. А. Степашко в подготовке научно-педагогических кадров в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке может качественно повысить уровень подготовки будущих ученых.

Литература:

  1. Антюхова В. А. Идея целостного педагогического процесса в отечественной педагогике периода середины 60-х — середины 70-х годов 20 века: диссертация... канд. педагог. наук: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования / В. А. Антюхова. — Хабаровск, 1997. — 182 с.
  2. Давыденко В. А. Идея активности учащихся в обучении в советской дидактике середины 70-х — середины 80-х годов: диссертация... канд. педагог. наук: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования / В. А. Давыденко. — Хабаровск, 1995. — 212 с.
  3. Елисеева Е. В. Развитие российской теории дидактики в советский период 70-х–80-х годов ХХ века // Векторы профессионального саморазвития в области искусства и культурно-эстетического образования (для образовательных систем различных уровней): Материалы международной межвузовской научно-практической конференции (12–15 мая 2015). — г. Щицзячжуан: Изд-во Государственный Педагогический Университет провинции ХЭБЭЙ, КНР, С. 114–118
  4. Жданова Т. А. Идея активности личности студента в дидактике высшей школы периода середины 60-х — 70-х годов: диссертация... канд. педагог. наук: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования / Т. А. Жданова. — Хабаровск, 1999. — 207 с.
  5. Колташ С. И. Методология педагогики: история становления и развития (середина 60-х — начало 90-х гг. 20 в.): учебное пособие / С. И. Колташ. — Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009. — 288 с.
  6. Кузнецова А. Г. Развитие системного подхода в отечественной педагогике конца 60-х-80-х годов 20 века: диссертация... доктора педагог. наук: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования / А. Г. Кузнецова. — Хабаровск, 2000. — 383 с.
  7. Невзоров М. Н. Признание в любви: жизненный путь ученого, педагога Лилии Анатольевны Степашко в воспоминаниях ее учеников и коллег. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. — 80 с.
  8. Семенова Н. В. Дети и общество: история социального воспитания в теоретическом и практическом опыте отечественной педагогики (20–30-е годы 20 века): учебное пособие / Н. В. Семенова. — Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2010. — 223 с.
  9. Степашко Л. А. Генезис содержания общего образования: гуманистический аспект: учебное пособие по спецкурсу / Л. А. Степашко. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1994. — 104 с.
  10. Степашко Л. А. Историко-педагогическое теоретическое исследование: научный аппарат: учебное пособие / Л. А. Степашко. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005. — 60 с.
  11. Степашко Л. А. Проблема активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике (1917–1931 гг.): диссертация... канд. педагог. наук / Л. А. Степашко. — Москва, 1966. — 334 с.
  12. Степашко Л. А. Развитие теории содержания общего образования (1917- 1937 гг.): диссертация... доктора педагог. наук: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования / Л. А. Степашко. — Хабаровск, 1982. — 371 с.
  13. Степашко Л. А. Учитель и реформирование современной школы: ценностно-мировоззренческий и генетический аспекты профессионального педагогического мышления / Л. А. Степашко. — Хабаровск: ХГПУ, 2003. — 114 с.
  14. Степашко Л. А. Философия и история образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. А. Степашко. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. — 107 с.
  15. Степашко Л. А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов вузов: / Л. А. Степашко. — Москва: МПСИ, 1999. — 272 с.
  16. Степашко Л. А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учебное пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2008. — 248 с.
  17. Точки опоры. Автор М. Сенченко. Режиссер Л. Серебренникова 1998 г. в. [фильм] // Источник: ТРК «Дальневосточная».
  18. Юдина Н. П. Гуманистическая метатрадиция в европейской и отечественной педагогике:/ Н. П. Юдина. — Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. — 267 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, научная школа, Лилия, Педагогический институт, наука, Хабаровский край, научная школа историков педагогики, научный руководитель, ученик, профессор кафедры педагогики.


Ключевые слова

Лилия Анатольевна Степашко, научная школа, историки педагогики

Похожие статьи

Творческая деятельность А. П. Исаковой в Казахстане

В статье предлагается общий обзор творческой деятельности Аиды Петровны Исаковой. Особое внимание уделяется основным направлениям в ее творчестве — педагогическом, исполнительском, композиторском. Автор статьи рассматривает практическую реализацию ее...

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти отв...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Переподготовка управленческих кадров как проблема в педагогике образовательного менеджмента

Статья посвящена актуальной проблеме в области переподготовки кадров образовательного менеджмента. На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, ком...

Институт судебных исполнителей СССР в 1960–70-е гг.

В статье рассматриваются особенности службы судебных исполнителей в Астраханской области в1965–1985гг. Для раскрытия темы были использованы методы: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архиво...

Проявления национального самосознания граждан в трудных периодах существования российского государства

В настоящее время осознание личной важности каждого гражданина в обществе — необходимо. Для здравого понимания своей роли, а также роли государства в мировом сообществе необходимо обратиться к истории. Речь пойдет о проявлениях национального самосозн...

Исторические аспекты зарождения и становления украинской свеклосахарной промышленности в творческом наследии академика К. Г. Воблого

Методом историко-научного анализа творческого наследия академика К. Г. Воблого раскрывается история свеклосахарной промышленности в Украине в 30-40 годы ХІХ века. Учёный выяснил причины зарождения этой отрасли экономики на украинских землях в период ...

Использование системного подхода в исследовании проблем подготовки квалифицированных рабочих в АР Крым в 20–40 годы ХХ века

В статье проанализированы взгляды ученых на состав, особенности функционирования и развития педагогических систем. На основе структурно-функционального подхода, система подготовка квалифицированных рабочих в АР Крым в 20–40 годы ХХ века рассмотрена к...

Эффективность воспитательной роли концертмейстера колледжа искусств в становлении духовно-нравственной личности

Работа концертмейстера характеризуется многоплановостью деятельности и требует большой самоотдачи, как в плане исполнительства, так и в плане воспитательной деятельности. В статье затрагиваются аспекты воспитательной работы концертмейстера колледжа и...

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования...

Похожие статьи

Творческая деятельность А. П. Исаковой в Казахстане

В статье предлагается общий обзор творческой деятельности Аиды Петровны Исаковой. Особое внимание уделяется основным направлениям в ее творчестве — педагогическом, исполнительском, композиторском. Автор статьи рассматривает практическую реализацию ее...

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти отв...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Переподготовка управленческих кадров как проблема в педагогике образовательного менеджмента

Статья посвящена актуальной проблеме в области переподготовки кадров образовательного менеджмента. На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, ком...

Институт судебных исполнителей СССР в 1960–70-е гг.

В статье рассматриваются особенности службы судебных исполнителей в Астраханской области в1965–1985гг. Для раскрытия темы были использованы методы: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архиво...

Проявления национального самосознания граждан в трудных периодах существования российского государства

В настоящее время осознание личной важности каждого гражданина в обществе — необходимо. Для здравого понимания своей роли, а также роли государства в мировом сообществе необходимо обратиться к истории. Речь пойдет о проявлениях национального самосозн...

Исторические аспекты зарождения и становления украинской свеклосахарной промышленности в творческом наследии академика К. Г. Воблого

Методом историко-научного анализа творческого наследия академика К. Г. Воблого раскрывается история свеклосахарной промышленности в Украине в 30-40 годы ХІХ века. Учёный выяснил причины зарождения этой отрасли экономики на украинских землях в период ...

Использование системного подхода в исследовании проблем подготовки квалифицированных рабочих в АР Крым в 20–40 годы ХХ века

В статье проанализированы взгляды ученых на состав, особенности функционирования и развития педагогических систем. На основе структурно-функционального подхода, система подготовка квалифицированных рабочих в АР Крым в 20–40 годы ХХ века рассмотрена к...

Эффективность воспитательной роли концертмейстера колледжа искусств в становлении духовно-нравственной личности

Работа концертмейстера характеризуется многоплановостью деятельности и требует большой самоотдачи, как в плане исполнительства, так и в плане воспитательной деятельности. В статье затрагиваются аспекты воспитательной работы концертмейстера колледжа и...

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования...

Задать вопрос