Справедливость не в силе, а сила в справедливости.
Справедливость, проявляясь в сфере межличностных отношений, способствует утверждению истинно человеческих отношений между людьми, делает нравственную жизнь человека более гармоничной. При этом своеобразие развития чувства справедливости состоит как в осознании объективного отношения к другим людям, к социальной общности, так и в требовании такого отношения к себе от других людей, от социальной общности. Справедливый человек должен протестовать против несправедливости, ибо несправедливость, проявленная к одному человеку, есть проявление несправедливости ко всем.
Великий государственный деятель Амир Темур — один из самых светлых, великих образов в истории Средней Азии — гордость, символ независимости и свободы народа.
Лозунг «Справедливость не в силе, а сила в справедливости», практиковавшийся повсеместно на всей территории государства Амира Темура, превратился в нравственный и духовный критерий.
Одной из важных черт и коренным условием справедливости как категории философии является правдивость. Поскольку нравственная сущность справедливости неотделима от объективного подхода и анализа, от доброжелательности к людям и личного бескорыстия при оценке фактов действительности, поступков и действий людей, правдивость в трактовке всех этих фактов является необходимой составной частью категории справедливости.
Не менее важным признаком справедливости является нетерпимость ко лжи, неправде. Не может быть справедливым человек, отступивший от правды во имя личного «спокойствия» и прочих интересов и проходящий мимо обмана и лжи. Ложь, обман, клевета порождают лицемерие, несправедливость, приносят большие нравственные страдания личности. «Ложь ест душу», — издавна говорят в народе. Правда, напротив, способствует торжеству справедливости, приносит человеку огромное моральное удовлетворение.
Амир Темур в своё время награждал гонцов и вестников за плохие и печальные новости, которые рискуя жизнью добывали эти сведения и не боясь, ради правды, доводили до сведения своего Повелителя. Все знали и почитали полководца за то, что Властелину семи созвездий: «лучше сказать горькую правду, чем сладкую ложь».
Стремление к справедливости и непримиримость к несправедливости составляют элементы совести, они помогают человеку осознать объективный, истинный смысл, характер, цели своих собственных поступков, всего поведения и вынести им правильный, беспристрастный приговор. И при этом, Амир Темур никогда, ни разу не бросил своих воинов, друзей или близких в трудную минуту в угоду своей безопасности или спасения своей жизни. Наоборот, всегда рискуя своим здоровьем и жизнью, бросался в гущу сражения с оружием в руках как простой воин, чтобы помочь своим воинам и боевым соратникам.
Великий правитель глубоко понимал, что могущество — не в насилии и агрессии, а напротив, в справедливости, согласии и сотрудничестве. Сахибкиран (Амир Темур) в своем письме к королю Франции Карлу VI писал: «Вы присылайте своих купцов в мое государство. Мы встретим их тепло, окажем все почести. Мы также направим в вашу страну своих купцов. И вы также окажите им уважение, не допускайте, чтобы им чинили излишние преграды. У меня нет других требований к вам. Ибо мир будет благоденствовать благодаря торговым людям», — и тем самым отмечает, что развитие торгово-экономических связей, установление мира и сотрудничества является основой прогресса и процветания.
Не менее важная форма реализации справедливости в повседневной жизни — создание в коллективах обстановки для свободного обмена мнениями, полемики, дискуссий. Правильное поведение руководителя, умеющего прислушиваться к мнению людей, способствует улучшению моральной атмосферы в коллективе, повышению трудовой активности. Велика заслуга Амира Темура и как покровителя науки и просвещения. Историки констатируют, что Амир Темур очень высоко ценил значение науки и знаний для процветания государства. Он сумел создать прочную почву и заложил фундамент развития науки и знаний. Часто приглашал к себе знаменитых ученых, историков, философов, религиозных деятелей, вел с ними беседы по различным вопросам.
Амир Темур в своих «Уложениях» пишет: «Всякий раз, как собирались советники, я обсуждал хорошие и плохие стороны, пользу и ущерб, надобность и ненадобность задуманных дел и внимал их соображениям. Узнав их мнение, я обдумывал обе стороны задуманного предприятия, сравнивая пользу и вред». Это свидетельствует о том, что в управлении государством, девизом которого являлся принцип «Сила — в справедливости», учитывались мнение и воля народа.
При жизни Амира Темура о государственном управлении было написано сочинение «Темур тузуклари». В нем изложены взгляды этого выдающегося государственного деятеля и полководца на приоритетность принципов гуманизма и справедливости, вопросы воспитания молодежи, военное искусство, устройство и управление страной.
Личный пример руководителя в борьбе за справедливость, уважительное отношение к людям, умение слушать и понимать чужую боль, заботы, тревоги, единство слова и дела со стороны руководителя коллектива повышают активность людей в борьбе с несправедливостью.
Память об Амире Темуре — это память о наших великих предках, их значимых деяниях. В Узбекистане ежегодно широко отмечается день рождения Сахибкирана (г.1336, 9-апреля). Переведены и издаются литературные источники, научные и популярные книги. В городах Узбекистана воздвигнуты величественные памятники, его именем названы скверы, проспекты, учреждения культуры и школы. Настоящей визитной карточкой и гордостью нашей столицы стал музей истории Темуридов.
Литература:
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 50 т.: Изд. 2. М., 1964. Т. 20.
- Гринберг Л. Г., Новиков А. И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977.
- Бербешкина З. А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1983.
- Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 2.
- Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 2.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
- Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1979.
- Горький М., Собр. соч.: В 30 т. М., 1951. Т. 11.
- Хьюсман Р., Хэтфилд Д. Фактор Справедливости, или «И это после всего, что я для тебя сделал». / Пер. с англ. О. Р. Семеновой. М., 1992.
- Кашин В. Л. Справедливость — мое ремесло. К.: 1985, 604 с.