Филателиотерапия как метод арт-терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 24.04.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Громов Ю. В. Филателиотерапия как метод арт-терапии // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 444-447. — URL https://moluch.ru/archive/150/42666/ (дата обращения: 19.09.2018).



В статье поднимается вопрос о возможность использования занятия образовательной филателией в психотерапии. Современный опыт использования филателистических средств в образовательной практике школы и вуза. Опыт использования филателии как одной из форм помощи при реабилитации за рубежом. Дается понятие филателиотерапии. Обсуждается возможность использования филателистических средств в психотерапевтической практике. Филателиотератия рассматривается как метод арт-терапии.

Ключевые слова: филателия, филателио-терапия образовательная филателия, филателистическая образовательная площадка школы, арт-терапия, почтовая марка

Марки действуют на мое здоровье лучше, чем бром.

Академик И. П. Павлов

Сегодня в психотерапевтической практике идет поиск новых путей, средств и методов для проведения успешной работы. В психотерапии прочно завоевали свои позиции и нашли свое место такие направления и виды арт-терапии, как изотерапия, фототерапия, сказкотерапия, игровая терапия, библиотерапия, песочная терапия, музыкальная терапия и др. Мы предлагаем обратить внимание на терапевтические возможности занятия филателией.

А. И. Копытин отмечает, что в образовательных учреждениях разных стран мира в настоящее время все более активно применяется инновационный здоровье сберегающий подход, как психотерапия искусством. Он ссылается международную классификацию (European Consortium for Arts Therapies Education,1999,2002,2005), где психотерапия искусством представлена четырьмя направлениями: арт-терапией, драматерапией, танцевальной терапией и музыкальной терапией [5; c.5]. М. В. Киселева считает, что «арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов, и в результате нахождение им оптимальных способов решения своих проблем» [4; c.7].

Цель данной статьи: познакомить с миром почтовых марок; раскрыть современное состояние занятия филателией; обратить внимание на возможность использования занятия филателией в психотерапевтической практике.

Под филателиотерапией понимают лечебное воздействие на психику человека при помощи занятия филателией. Лечение занятием филателией входит как одно из звеньев в системы психотерапии. Метод филателиотерапии представляет собой сложное сочетание филателии, психологии, педагогики и психотерапии.

В настоящий момент потенциальные возможности филателиотерапии в качестве лечебного, диагностического, психокоррекционного и психопрофилактического средства не раскрыты и требуют проведения исследований.

Филателия включает в себя много сфер применения: хобби, образовательная сфера, сфера развлечений, которая необходима для отдыха и эмоционального развития человека, а также терапевтическая.

Как отмечает в своем исследовании S. A. Brennan, с конца XIX века некоторые преподаватели в США включили практику по коллекционированию марок в учебный процесс, так как детские психологи советовали им способствовать детскому инстинкту. В стандартные учебники психологии были включены разделы о понимании инстинкта коллекционирования у детей, информация в которых была основана на открытиях Caroline F. Burk и основоположника американской психологии Г. С. Холла [11; с.102].

Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский утверждал, что «Коллекционирование марок, само по себе бесплодное и ненужное, может стать, однако, драгоценным воспитательным средством, если мы соединим это коллекционирование с какой-нибудь более сложной деятельностью, например, с начальным изучением географии, с практической интернациональной перепиской, с эстетической оценкой знака» [2; с.100].

А. И. Ларионов в 1925 году в статье «Психология филателии» говоря о потенциале, заложенном в почтовой марке, отмечал, что «…марки, являются носителем идеографических изображений, и это свойство значительно расширяет круг их художественных образов, представляя себе неограниченные возможности для композиционных сочетаний с неожиданными эффектами» [6; c. 51].

Э. Вальдман в 1963 году в статье «Почтовая марка как предмет изобразительного искусства» выделяет 10 функций почтовой марки и дает следующее определение почтовой марки: «Почтовая марка — это небольшое по размеру миниатюрное произведение графического и полиграфического искусства, одновременно эстетико-декоративное и художественно-изобразительное, служащее знаком почтовой оплаты, а также являющееся предметом коллекционирования — предметов филателии» [1; c. 15].

В настоящее время почтовую марку относят к креолизованному тексту, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой, речевой) и невербальной (изобразительной).

Д. Маккей обоснованно дает следующее определение современной филателии: «это чрезвычайно интерактивное времяпровождение, поддерживаемое прочной сетью обществ, журналов, исследовательских кружков, веб-сайтов, дискуссионных групп в интернете и выставок интересных как любителям, так и специалистам» [7; c. 74].

На базе общественного музея факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена с 2009 года работает образовательная площадка «Герценовкий филателист» [8; 7с.].

В 2016 году на межрегиональной филателистической выставке «Молодежь и филателия», которая проводилась в Центральном музее связи им. А. С. Попова, 22 экспоната (коллекции) студентов были награждены Дипломами выставки [10; с.191–193]. Некоторые студенты на педагогической практике были организаторами филателистической образовательной площадки школы и представили на выставку коллективные работы учеников.

Деятельность площадки «Герценовский филателист» получила признание на страницах журналов «Филателия», «Почтовая связь. Техника и технологии». Для проводимой работы площадка обладает необходимыми ресурсами, что позволят расширить поле деятельности. В институте психологии РГПУ им. А. И. Герцена в 2016 году создана и работает секция «Психолог» образовательной площадки «Герценовский филателист». Одним из направлений деятельности секции может стать направление филателиотерапия. Несмотря на короткий срок существования секции «Психолог», студенты смогли разработать 3 экспоната: «50 лет факультету психологии СПбГУ», «Ян Амос Коменский — великий педагог». Студенты из КНР подготовили экспонат «Почтовые марки КНР 1998 года». Все работы получили награды на межрегиональной филателистической выставке ЦМС им. Попова в 2016 году.

Филателиотерапия — это одна их форм психотерапии и психологической коррекции, направленная на улучшение состояния клиента, основанное на творчестве способствующая духовному росту.

Первые шаги использования филателии в качестве терапевтического средства мы находим на фотографии К. Буллы «В лазарете Гатчинского сиротского института» (рис.1). [9, с.31]. Воспитанник Гатчинского сиротского института на первом плане фотоснимка держит в руках альбом для марок всех стран издательства Отто Кирхнера, издававшийся в Санкт-Петербурге с 1891 года. Альбом для марок всех стран Отто Кирхнера 1904 года (рис.2). Возможности использования почтовых марок в образовательном процессе рассматривал М. Н. Василевский в книге «Собиратель марок (филателист) Руководство к собиранию почтовых марок, конвертов, штемпелей», вышедшем в свет 1891 году (рис.3). Одним из первых в мире специализированных педагогических выпусков о использовании филателии в школе стало учебно-методическое пособие «Филателия в школе» выпущенная народным комиссариатом просвещения СССР в 1930 году (рис.4).

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3 Рис. 4

Хорошо известен опыт в терапевтической практике в Польше, где в 1969 году был проведен симпозиум, посвященный филателии как одной из форм помощи при реабилитации детей. Польский комитет сотрудничества с ЮНИСЕФ организовал в 1969 году международную научную конференцию «Филателия в деле реабилитации детей». В Польше с середины 50-х годов ХХ века в детских санаториях применялась терапия, которая получила название филателистической терапии, сокращенно филателиотерапия. Польские врачи заметили, что дети, которые занимаются филателией, быстрее поправляются и успешнее справляются с психотравмирующими ситуациями. Эту инициативу подхватили другие польские и зарубежные санатории, в том числе и всемирно известный центр восстановления органов движения в Констанце, руководимый тогда профессором М. Вейсом [3; с.245–246]. Мы считаем, что опыт терапевтической практики применения филателистической терапии, в том числе и психотерапии в мировой практике требует дополнительного исследования.

Сегодня многие исследователи: А. И. Копытин, М. В. Киселева, Е. Е. Свистовская отмечают, что последние 10 лет стали в нашей стране временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Они считают, что в системе различных видов и форм психотерапии арт-терапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте творческой деятельности обучаемых и психотерапевтических отношений, используемых с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками эмоциональными расстройствами, а также представителей групп риска [5; с.5].

Филателиотерапия — это одна из возможных форм психотерапии и психологической коррекции, направленная на улучшение состояния клиента, основанное на творчестве способствующая духовному росту, которая может включать в себя различные методы арт-терапии и развиваться по различным направлениям.

Сегодня, в отличие от 50-х годов ХХ века, в мире выпускается более 10 000 почтовых марок в год, с изображением которых можно познакомиться в сети интернет. Знакомство с марками в учебных целях и создание виртуальных исследовательских коллекций называется виртуальной образовательной филателией.

Мы считаем, что в психотерапевтической практике, наряду с широким спектром видов и направлений арт-терапии, может использоваться филателиотерапия, которая, на наш взгляд, должна развиваться на базе филателистических образовательных площадок школ и педагогических вузов.

Литература:

  1. Вальдман Э. Почтовая марка как предмет изобразительного искусства//Филателия СССР, 1966. № 3. — С.15–16.
  2. Выгодский Л. С. Педагогическая психология/ Лев Выгодский; под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005–671 с.
  3. Гросс О., Грыжевский К. Путешествие в мире марок. /пер с польск.: Ю. М. Соколов) М.: Прогресс. — 1977. — 254 с. с ил.
  4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов врачей и специалистов, работающих с детьми/М. В. Киселева.- СПб:, Речь, 2016.- 160 с.
  5. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и полростков. 2-е стереотип. Изд. М.: «Когито-центр», 2014.-127с.
  6. Ларионов А. И. Психология филателии // Гравюра и книга Рос. акад. худож. наук. Полигр. секция. — 1925. — № 1–2, С.42–51.
  7. Маккей Д. Марки. Большая энциклопедия / Джеймс Маккей: пер. с англ. Ю. В. Сырбу/. М.: Эксмо: Наше слово, 2010.- 256 с.: с ил.
  8. Станкевич П. В., Громов Ю. В. Новые возможности образовательной филателии// Почтовая связь. Техника и технологии. 2017. — № 1. С.7–11 (0,5 п.л.).
  9. Педагогический университет имени А. И. Герцена. От Императорского Воспитательного Дома до Российского государственного педагогического университета / под ред. Г. А. Бордовского, С. А. Гончарова. — 2 изд. испр. и доп. СПб.: «Лики России», 2007. — 324., ил.
  10. Филателия и молодежь/ Материалы 7-го Научно-практического семинара по истории почты и филателии/ Л. Н. Бакаютова, Л. Н. Курицина, — СПб.: Центральный музей связи им. А. С. Попова. 2016. — 196 с., 100 цв. ил. вкл.
  11. Brennan S. A. Stamping American Memory: Stamp Collecting in the U. S., 1880s-1930s. PhD diss., George Mason University, of History and Art History, 2009. — 294 p. [Электронный ресурс]. URL: http.// digilib.gmu.edu/dspace/bitstream/1920/5661/1/Brennan_Sheila.pdf (дата обращения 21. 07.2013).
Основные термины (генерируются автоматически): марка, филателия, психотерапевтическая практика, почтовая марка, образовательная филателия, образовательная площадка, музыкальная терапия, межрегиональная филателистическая выставка, духовный рост, Гатчинский сиротский институт.


Ключевые слова

филателия, арт-терапия, почтовая марка, филателистическая образовательная площадка школы, филателио-терапия образовательная филателия

Похожие статьи

Методическая разработка учебного филателистического...

Ключевые слова: коллекционирование, филателия, образовательная филателия, почтовая марка. Цель экспоната: показать историческое, культурное, образовательное значение филателии, почтовой марки в современном мире.

Методическая разработка творческого субфилателистического...

В статье продолжается обобщение опыта работы студентов на филателистической образовательной площадке вуза.

Ключевые слова: Образовательная филателия, субфилателия, специальные конверты, художественные немаркированные конверты, клубные...

Методическая разработка учебного филателистического...

Наш экспонат «Филателия в школе», представленный Образовательной площадкой «Герценовский филателист» принял участие в Межрегиональной филателистической выставке «Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций 2015»...

Методическая разработка учебного филателистического...

Ключевые слова: почтовая марка, филателия, филателистическая образовательная площадка, учебный филателистический экспонат.

Методика проведения образовательной филателистической...

Методика проведения образовательной филателистической выставки на факультете.

Неделя почтовых коллекций 2014» Образовательная площадка «Герценовский филателист» награждена бронзовой медалью.

Методическая разработка филателистического экспоната...

Ключевые слова. филателия, образовательная филателия, филателистическая образовательная площадка школы, православие и культура, всероссийская филателистическая выставка...

Методическая разработка филателистического экспоната...

Методическая разработка филателистического экспоната «Почтовые марки периода Великой Отечественной войны (1941–1945) иих создатели» для филателистической образовательной площадки школы.

Методическая разработка учебного филателистического...

Ключевые слова: филателия, образовательная филателия, филателистическая образовательная площадка, почтовая марка, филателистический экспонат, филателистическая выставка, культурное наследие, национальная идентичность

Методическая разработка учебного филателистического...

Ключевые слова: внеклассная работа, филателия, филателистическая образовательная площадка.

Собиратель марок (филателист): разнообразие почтовых марок. 7. Журнал «Ученик» и кружок «Марка» 1910–1914 в Санкт-Петербурге.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методическая разработка учебного филателистического...

Ключевые слова: коллекционирование, филателия, образовательная филателия, почтовая марка. Цель экспоната: показать историческое, культурное, образовательное значение филателии, почтовой марки в современном мире.

Методическая разработка творческого субфилателистического...

В статье продолжается обобщение опыта работы студентов на филателистической образовательной площадке вуза.

Ключевые слова: Образовательная филателия, субфилателия, специальные конверты, художественные немаркированные конверты, клубные...

Методическая разработка учебного филателистического...

Наш экспонат «Филателия в школе», представленный Образовательной площадкой «Герценовский филателист» принял участие в Межрегиональной филателистической выставке «Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций 2015»...

Методическая разработка учебного филателистического...

Ключевые слова: почтовая марка, филателия, филателистическая образовательная площадка, учебный филателистический экспонат.

Методика проведения образовательной филателистической...

Методика проведения образовательной филателистической выставки на факультете.

Неделя почтовых коллекций 2014» Образовательная площадка «Герценовский филателист» награждена бронзовой медалью.

Методическая разработка филателистического экспоната...

Ключевые слова. филателия, образовательная филателия, филателистическая образовательная площадка школы, православие и культура, всероссийская филателистическая выставка...

Методическая разработка филателистического экспоната...

Методическая разработка филателистического экспоната «Почтовые марки периода Великой Отечественной войны (1941–1945) иих создатели» для филателистической образовательной площадки школы.

Методическая разработка учебного филателистического...

Ключевые слова: филателия, образовательная филателия, филателистическая образовательная площадка, почтовая марка, филателистический экспонат, филателистическая выставка, культурное наследие, национальная идентичность

Методическая разработка учебного филателистического...

Ключевые слова: внеклассная работа, филателия, филателистическая образовательная площадка.

Собиратель марок (филателист): разнообразие почтовых марок. 7. Журнал «Ученик» и кружок «Марка» 1910–1914 в Санкт-Петербурге.

Задать вопрос