Иркутский институт благородных девиц императора Николая I начинает свою историю с 1845 года. Это было первое среднее учебное заведение для девушек. Относилось оно к заведениям 2-го разряда. Цель его состояла в том, чтобы «дочерям благородных чиновников дать по возможности сообразное с их званием и состоянием образование…., так как дети женского пола для своего образования лишены всех тех средств, которые предоставлены детям мужского пола» [1, с.49].
В 1849 году Девичий институт впервые выпустил своих воспитанниц. В первом выпуске окончило курс 16 девушек. Из них одна была награждена высшей наградой – шифром, одна – золотой медалью и две – серебряными. За 50 лет курс окончило 668 воспитанниц [2, с.85]. Самым многочисленным был выпуск 1877 года, тогда окончило курс 47 девушек. Самым малочисленным 1893 год – всего 8.
По окончанию курса девушки могли заниматься педагогической деятельностью. Почти из каждого выпуска от одной до 6 выпускниц оставались в Институте пепиньерками, а затем занимали должность классных дам и учительниц. За 50 лет (25 выпусков), по моим подсчетам, 49 выпускниц из 668 занимались педагогической деятельностью, в том числе 26 – в качестве классных дам, 16 учительствовало в Институте, 14 работали за пределами Иркутска. Отмечу, что отследить точное количество педагогов из выпускниц Института сложно. Эту сложность вызывает факт выхода девушек замуж и, следовательно, смена фамилии. Поэтому, предполагаю, что девушек, занимающихся педагогической деятельностью, было больше той цифры, которую назвала я. Еще надо подчеркнуть, что классными дамами и учительницами стало меньше выпускниц, чем было пепиньерок. В силу различных причин, они прекратили педагогическую деятельность на этом этапе. Самой распространенной причиной было замужество.
Сопоставление численности выпускниц и доли занявшихся педагогической деятельностью помогает обнаружить некоторые особенности.
В 1849-1859 годах (6 выпусков) курс окончило 138 выпускниц, это 20,6% от общего числа выпускниц Института в XIX веке. Педагогической деятельностью занялись 4 девушки, что составляет менее 3%. Из них классными дамами Института осталось только две выпускницы. На должность учительниц было принято тоже две девушки. Срок службы на обеих должностях не превышал трех лет. Из шести выпусков этого десятилетия два выпуска не имели педагогических кадров, это 1851 и 1853 года.
В 60-х годах Институт окончило 158 человек, от общего числа выпускниц это 23,6%. Всего в институте осталось 15 девушек: из них 7 – классными дамами, 8 – учительницами. Выпускницы этого десятилетия работали в Иркутске начальницами, надзирательницами, учительницами в Сиропитательном Доме Елизаветы Медведниковой, Иркутском женском училище, в частных домах наставницами, давали уроки на дому, работали в воскресных школах. Точное число девушек, занимающихся педагогической деятельностью в городе, я назвать не могу, но отмечаю эти сведения как факт. Еще как минимум 12 девушек, вышедших из стен Института, работали за пределами Иркутска. В Кяхтинской гимназии преподавало 8 человек, в Читинской – 3. Одной из начальниц Нерчинской гимназии была выпускница Института этих же 60-х годов. Думаю, в эти годы были распределения, и девушки были направлены в другие города ради развития Сибирского общества. Следовательно, педагогами стало 17% , что намного больше, чем в других десятилетиях за 50 лет деятельности Института. Наглядные данные приведены в таблице. Средний срок службы классных дам увеличился по сравнению с предыдущим десятилетием и составлял от 1 года до 15 лет, учительниц не изменился - 1-3 года.
70-е годы отличались самым большим количеством выпускниц – 180 девушек или 26,9%. При этом в институте осталось всего 5 классных дам и 6 учительниц. Срок службы классных дам колебался от 1 года до 3-х лет, учительниц – составлял 2 года. Могу отметить всего двух выпускниц, работавших за пределами Иркутска: одна являлась учительницей в Кяхтинской, другая в Читинской гимназии. Из пяти выпусков 70-х годов 1879 год, по моим исследованиям, педагогов не подготовил. Итак, из 180 выпускниц всего 13 педагогов, переведя в проценты – 7,2%. Видно, что процент выпускниц больше, чем в 60-е годы, а доля занятости меньше более чем в два раза.
В 80-е годы институт выпустил 114 своих воспитанниц. 9 девушек трудилось в должности классных дам. Их средний срок службы от одного до 11 лет. Из 17% от общего числа выпускниц на педагогическом поприще трудилось 7,8% . Это десятилетие насчитывает всего 4 выпуска и лишь педагогов из выпускниц 1883 года не имелось.
За пять выпусков 90-х годов было выпущено всего 78 воспитанниц или 11,6% - это самый маленький показатель за 50 лет. Также малочислен был и педагогический состав – 3 классные дамы или 3,8%. Выпускниц 80-90-х годов, оставшихся на должности учительниц в Институте, и занимающихся педагогической деятельностью за пределами Иркутска я не обнаружила. Из пяти выпусков этих годов педагогической подготовкой отличились только два, еще три выпуска таких кадров не имели.
Таким образом, за пятьдесят лет деятельности Иркутского Девичьего Института было выпущено 668 воспитанниц, из них педагогической деятельностью занялись 49 девушек – это 7,3% . 60-е годы занимали второе место по количеству выпускниц, уступая на 3,3% 70-м годам. Но по подготовке педагогических кадров, 6-е десятилетие 20 века, безусловно, лидер: процент педагогических кадров был выше более чем в два раза. Педагоги вышли из всех выпусков этого десятилетия. За полвека работы Института – это 25 выпусков - лишь 7 выпусков не имели педагогических кадров: 1851, 1853, 1879, 1883,1892 и 1894 годы.
Из пяти десятилетий работы Иркутского Девичьего Института 60-е десятилетие являлось самым продуктивным относительно подготовки педагогических кадров. Педагогами стали выпускницы всех выпусков 60-х годов, причем их численность и сроки работы превышали аналогичные данные других десятилетий. Общее количество педагогических кадров этих годов достигло 17%. Стоит подчеркнуть, что за пятьдесят лет деятельности Института за пределами Иркутска всего работало 14 девушек, причем 12 из них были выпускницами 60-х годов. С моей точки зрения, это было связано с тем, что именно в 60-е годы XIX века в Иркутске только-только появлялась первая местная женская интеллигенция, открывались новые женские учебные заведения, их численность росла. Женские педагогические кадры были востребованы в это время. Женщин-педагогов из местных жительниц в городе было совсем мало. Думаю, это воздействовало на умы юных выпускниц, которые стремились возглавить ряды первых женских педагогов. Кроме того, выпускницы, отличаясь своим образованием, представляли наиболее воспитанную часть женской молодежи, поэтому очень уважались и являлись видными невестами в городе. Кроме получения славы и почета девушки стремились сеять разумное, доброе, вечное. Предполагаю, что в этом им помогла еще и политика правительства. Зачем было присылать столичных педагогов, когда в городе уже появились первые местные педагоги? Выпускницы являлись результатом деятельности Иркутского Девичьего Института, и своим трудом они доказали значимость своего родного заведения и оправдали цели его образования.
60-е годы надо отметить не только за подготовку многочисленных педагогических кадров, но и труды их выпускниц. Например, отличилась Козлова Ольга Евгеньевна. Она являлась не только классной дамой Института, но и учителем музыки, а после перевода в Кяхтинскую гимназию, успешно трудилась на этой должности и там. Подгорбунская Мария Васильевна была самой молодой пепиньеркой Института, ей было всего 16 лет. После окончания Института, Мария поехала в Москву продолжать музыкальное образование. Впоследствии она вернулась в родной город и стала классной дамой Иркутского Института. Эту должность она занимала дважды – с 1871 по 1880 года и с 1883 по 1891 год. Мурома Елена Дмитриевна через два года после окончания курса Института стала надзирательницей Иркутского Сиропитательного дома для девочек имени Елизаветы Медведниковой. За достаточно продолжительную педагогическую деятельность надо отметить Гаряеву Елизавету. Довольно долгое время Елизавета служила в должности классной дамы в родном Институте, затем стала учителем педагогики, после отмечена как отличный преподаватель арифметики в Иркутской мужской воскресной школе.
Непременно стоит отметить 50-е годы – это годы первых выпусков, это самое начало. Они сыграли особую роль в развитии образования в городе. Несмотря на наименьшее количество педагогических кадров этих лет, они оставили заметный след в истории Иркутска. В первую очередь отмечу Тюменцеву Марию Гавриловну – выпускницу самого первого выпуска. Именно она была первой классной дамой Института из выпускниц. На этой должности она проработала с 1860 по 1863 годы. Затем занялась частной педагогической практикой. А в 1869 году основала в Иркутске школу «Детский сад», с целью подготовки детей к поступлению в первый класс гимназии. В качестве начальницы она руководила Детским садом в течение 22 лет до самого дня своей смерти.
Второй классной дамой из воспитанниц института была Степанова Анастасия Петровна – выпускница 1863 года. Она окончила курс с золотой медалью, после окончания стала пепиньеркой. Затем являлась классной дамой. Эту должность Анастасия Петровна совмещала с преподаванием русского языка и словесности в 1870-1873 годах. После она стала начальницей Сиропитательного дома Е.Медведниковой. Надо отметить, что Анастасия Петровна была первой смотрительницей заведения из местных педагогов. До нее все начальницы были направлены из столицы, имели столичное образование. Анастасия Петровна вторая из выпускниц Девичьего Института, после Тюменцевой М.Г., кто продолжил педагогическую деятельность во благо родного города. Стоит подчеркнуть, что Степанова очень добросовестно относилась к своей работе и даже отмечали, что за годы ее работы в этой должности учебное заведение поднялось в нравственном отношении. Сравнив с работой приезжих женщин, можно даже сказать, что время работы Анастасии Петровны самое лучшее для Сиропитательного заведения. Она не оставляла без внимания ни одну сторону жизни заведения, следила за порядком во всем. Выпускница Девичьего Института настолько сильно любила вверенное ей заведение, что отдавалась ему всей душой. Думаю, это можно объяснить тем, что ей Иркутск был ближе, роднее, чем столичным дамам, которых просто направили сюда по распоряжению. Естественно, что они не с такой любовью и преданностью относились к работе, более того, тяготясь разлукой, они просили правительство направить их в города, находящиеся ближе к столицам. И хотя они полностью выполняли свою работу, той искренности к работе у них, предполагаю, не было. А Анастасия Петровна сама выбрала этот путь, это учебное заведение и, конечно, со всей душой отдавалась работе. Многих не устраивал статус и разряд учебного заведения. Например, одна из столичных начальниц Сальморан А.Н. желала стать начальницей Иркутского Девичьего Института, так как по статусу он был выше, да и отношение к нему было лучше. Он готовил благородных девиц. Сам генерал-губернатор хлопотал по этому поводу. Но хлопоты не увенчались успехом. Считаю, что Анастасия Петровна Степанова своей педагогической деятельностью внесла большой вклад в образование города Иркутска.
Заржицкая Александра Иосифовна 8 лет являлась классной дамой Института, а также занимала должность учителя французского языка, впоследствии стала начальницей Иркутского женского училища. Тут же трудилась в должности учителя танцев еще одна выпускница и учительница Девичьего Института Щукина Анна Ильинична. Выпускницы этого десятилетия своим трудом добились больших успехов.
Выпускницы Иркутского Девичьего Института нашли себя в должности классных дам, учителей в родном Институте. Кроме того, институтки служили во всех женских сибирских училищах, работали в частных домах наставницами, давали уроки на дому. Институтки проникли во все уголки Сибири и служили великому делу развития общества. В Сибири начала постоянно расти сеть женских учебных заведений, которые своим основанием и поддержкой в большинстве своем обязаны тем же институткам. Выпускницам Иркутского Института принадлежало дело будущего, дело дальнейшего развития сибирского общества.
Девичий институт внес огромный вклад в развитие образования в городе. Благодаря его работе уровень грамотности стал выше, контингент образованных и воспитанных представительниц женского пола увеличился.
Десятилетия XX в. |
Курс окончило |
Окончило в % |
Педагогические кадры, в % из окончивших курс |
||
50-е |
138 |
20,6% |
2,8% |
||
60-е |
158 |
23,6% |
17% |
||
70-е |
180 |
26,9% |
7,2% |
||
80-е |
114 |
17% |
7,8% |
||
90-е |
78 |
11,6% |
3,8% |
||
|
Всего: |
668 |
- |
8,3% |
|
Литература
1. Кузнецова М.В. Иркутская школа/ М.В.Кузнецова. - Изд-во Гос. Ун-та - Иркутск. - 2000. - с. 49
2. Исторический очерк деятельности Иркутского Института Императора Николая I / Иркутск. - 1896 г. - с. 91