«Воспитательное общество благородных девиц»: к истории создания
Авторы: Мудрова Наталья Петровна, Тумановская Анжелика Алексеевна
Рубрика: 20. История
Опубликовано в
LIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2023)
Дата публикации: 25.04.2023
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Мудрова, Н. П. «Воспитательное общество благородных девиц»: к истории создания / Н. П. Мудрова, А. А. Тумановская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 76-82. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/488/17941/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор обращается к истории возникновения женского образования в Российской империи, основу которого заложил именно Смольный институт.
Ключевые слова: образование, наука, институт, устав, воспитанницы .
Роль женского образования в нашей стране имеет важное значение, и оно имеет свою историю. Если в X-XVI веках образование женщин было ограничено кругом их обязанностей, воспитанием детей, заботами о хозяйстве, поэтому сложно было представить женщину в образе науки. Но со временем, когда в Россию стали «проникать» зарубежные идеи о женском образовании, да и в целом научное знание стало приобретать весомый характер, тогда появилась необходимость такого образования и в России. Женщины стали осознавать, что они могут наравне с мужчинами получать образование, читать просветительскую литературу и также быть полезной этому миру. Благодаря труду Императрицы множество девушек получили достойное образование, расширили свой кругозор. Образование шагнуло вперед, а это признак прогресса общества, что общество модернизируется.
Учебное заведение имеет давнюю историю. Так, до Екатерины II это был Смольный монастырь, построенный около деревни Смольной, название которой было дано Петром I. Еще в начале 1760-х Екатерина II уже задумалась над тем, чтобы сделать женское образование более распространенным, чем домашнее образование. Для этого она назначила Ивана Бецкого своим помощником, задача которого состояла в посещении зарубежных учебных заведений, чтобы на его основе создать учебное заведение для девушек в России. Женские учебные заведения были открыты по всей России в разных городах: в Москве, Харькове, Казани, Киеве, Иркутске, но основным считался Смольный институт в Санкт-Петербурге.
Согласно Указу Екатерины II «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре» [5] с 28 июня 1764 года начался прием в Воспитательное общество. До этого времени обучение женщин проходило в частных пансионатах, теремах и монастырях. Императрица была убеждена в том, что воспитание человека необходимо начинать с детства, так как именно в это время формируются основные качества личности: щедрость, доброта, уважение, любовь к ближнему. Начальницей института была назначена Анна Долгорукова, а Софья де Лафон — руководительницей. При выборе кандидатуры Софьи де Лафон важную роль сыграло знание ею методов организации, обучения и воспитания. Также в обществе были назначены и другие должности: сенатором и генерал- поручиком был Иван Бецкой, тайным советником был князь Трубецкой и секретарем был Сергей Козмин.
Условиями для поступления в Институт Благородных девиц были экзамены по французскому и русскому языкам, а также проводилось собеседование на знание основ православной веры. При поступлении воспитанниц с родителей брали расписку, что они не могут требовать их назад ни под каким предлогом. Екатерина II активно участвовала в воспитательном процессе, впервые ввела физическое воспитание, обучение танцами. Она не только знала по имени воспитанниц, но и вела переписки с ними. В Институте преследовались две цели: обучение иностранным языкам, а также развивать самостоятельное мышление. Одна из главных целей заключалась в смягчении грубых нравов русских людей. Преподавались предметы: стихотворство, геральдика, музыка, пение, рисование, искусство, география, различные виды домоводства. Знание французского языка было самым главным, поэтому девушки после окончания Института знали его намного лучше русского языка. Оценки ставили по 12-балльной шкале. Успеваемости от девушек не требовали, важнее были наружные приличия. К примеру, если девушка хорошо танцует и безупречно знает этикет, но ей прощались какие-либо неуспеваемости по учебе, например, в области физики или арифметики. Повторение материала происходило в субботний день, когда девушек собирали вместе и задавали вопросы из разных областей науки. Свободное время воспитанницам рекомендовалось проводить с чтение литературы исторического характера. Екатерина часто навещала воспитанниц, не только в праздничные и торжественные дни. В Институте учились не только дворянки, с 1765 года открыто было мещанское отделение, кроме крепостных.
Воспитанницы были поделены на 4 класса: первый класс составляли воспитанницы 6–9 лет, второй класс 9–12 лет, третий класс 12–15 лет, четвертый класс 15–18 лет. Для каждого класса была предусмотрена своя форма (платья с коротким рукавом и вырезом) специального цвета: для первого класса кофейный цвет, во-втором- темно-синий цвет, в третьем-голубой, а в четвертом-синий. Форма никак не защищала воспитанниц от холода. По форме и по прическе можно было определять возраст воспитанниц. Также девушки должны были ходить с заплетенными волосами (косами), младших девочек стригли коротко. Набор на обучение осуществлялся раз в три года. В Институте Благородных девиц работали 13 преподавателей, а также существовали классные дамы, которые везде сопровождали девочек и следили за тем, чтобы они исполняли правила. Распорядок дня учениц был такой: подъем в 6 утра, затем молитва и умывание холодной водой из Невы, завтрак в столовой, далее шли уроки (их было 6 или 8), обед, прогулка, ужин, молитва и сон. Меню девушек на завтрак включало кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, а также предусматривалась порция молочной каши или макарон, на обед давали жидкий суп без мяса, на второе давали мясо из этого же супа и маленький пирожок, на вечер чай с булкой. Во время постов их рацион был еще более бедным: на завтрак давали несколько картофелин с постным маслом и кашу, в обед суп с крупой и постный пирожок. Поэтому нередки были случаи, когда девушки попадали в лазарет с диагнозом «истощение» [7, с. 9–10].
В «Уставе воспитания двухсот благородных девиц учрежденного Её Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, Самодержицею Всероссийскою Материю Отечества» [1, с. 33], были наставления, которые были в Законе Божьем. Так, повиновение начальствующим, учтивость, кротость, воздержание. В Уставе также предусматривалось, что старшие воспитанницы обязаны заниматься с младшими девочками, для того чтобы в будущем, когда они станут матерями, они могли обучать также и своих детей. Весь Устав Общества пронизан любовью к детям, гуманностью, уважению к их природе, боязнью чем-либо помешать их свободному развитию. Бецкой Иван Иванович является автором этого Устава. Он был написан в 1764 году в Санкт-Петербурге. В Уставе две главы и 6 разделов, в которых написано о Госпоже правительнице, о надзирательнице, о должностях, о попечителей, о разделении учениц на разные возраста, а также написано об образовании вообще. Для нас важна личность Ивана Бецкого, так как он принимал активно участие в его становлении.
Телесные наказания не предусматривались, но часто бывало, что брань существовала у некоторых наставниц. Существовали и такие случаи, когда за неправильное поведение воспитанниц на их одежду прикалывали незаштопанный чулок или бумажку, а также методом наказания могло быть оставление посреди столовой во время обеда. Условиями для выговора могла быть небрежная прическа, локон, выбившийся из строгой прически, громкий разговор на перемене, не по уставу завязанный бант или не заправленная постель. Следовательно, более всего ценилось полное подчинение девушек правилам. Непослушных девушек именовали мовешками (от фр. Плохая, дурная, скверная), а послушные были парфетки (фр. Совершенная, безукоризненная, прекрасная) [3, с. 84–89].
Для выпуска из Института необходимо сдать выпускные экзамены, где обычно присутствовали Император и его семья. Лучшие выпускницы получали «шифр»- золотой вензель с инициалами Екатерины II. Девушки после окончания либо выходили замуж, некоторые из них становились фрейлинами императрицы.
Считается, что Екатерина II за основу своего учебного заведения взяла французское женское учебное заведение Сен-Сир. Институт Святого Людовика — это первая школа для женщин в Европе, находившаяся в поселке Сен-Сир [6, с. 75–81]. Он был основан в 1684 году второй супругой Людовика IV — мадам Де Ментенон (Франсуаза д’Обинье). В первый набор были зачислены были 250 человек — дети сирот и бедных дворян. Воспитанницы были распределены на 4 класса, которые в свою очередь делились по цвету лент, которые они носили: «красные» — (7–10 лет), «зелёные» (11–14 лет), «жёлтые» (15–16 лет) и «голубые» (17–20 лет). После окончания обучения им выплачивалось единовременное денежное пособие-пенсия. Совет Попечителей управлял делами воспитательного общества. Возникновение и деятельность Королевского института представляет значимый интерес, так как именно в его образе фигурирует российская императрица Екатерина II, которая создала Смольный институт. Создание института Сен-Сир часто считают собственным желанием мадам де Ментенон, которая в свое время не смогла вовремя получить должное образование, и, таким образом, хотела помочь таким же девушкам, как и она в свое время.
Однако Е. И. Лихачева считает, что было бы ошибкой считать первый русский женский институт, созданный императрицей, подобием Сен-Сира, так как, помимо разницы в цели основания обоих женских учебных заведений, существовала большая разница между ними с самого начала [2, с. 267]. В частности, школа Сен-Сир в 1692 году была изменена и стала женским монастырем, а все воспитанницы приняли католический орден августинок. Безусловно, многие внешние черты в этих двух учебных заведениях схожи: размещение в монастыре под опекой воспитательниц-монахинь, преподаватели женского пола, предметы преподавания, деление воспитанниц на четыре класса «по возрастам», особый цвет костюма для каждого возраста, близость двора и самого монарха, их пристальное, декларативное внимание к учебному заведению, привычные визиты знатных гостей, «домашний» театр. Тем самым прослеживается преемственность между французским учебным заведением — Сен-Сир и его русским аналогом-Смольным институтом. Но в дальнейшем развитие Сен-Сира и Смольного шло разными путями. Сен-Сир прекратил свое существование в 1793 году, в ходе Великой французской революции.
В годы революции большевиками было захвачено здание Смольного института. Она было выбрано ими, так как оно было отремонтировано, там было электричество и паровое отопление, а еще огромное пространство самого здания. Поэтому Смольный институт стал символом революции, там некоторое время располагался военный штаб.
В октябре 1917 года была прекращена работа Института благородных девиц. После октября 1917 года Смольный институт переехал в Новочеркасск, где в 1919 году выпустил своих последних учениц, после чего полностью был перемещен из России в Сербию. За 155 лет существования Смольного института через него прошло 86 выпусков. Разным образом повлиял он на дальнейшую жизнь воспитанниц. Полученное образование для кого-то стало началом жизни в браке, для кого-то — в общественной деятельности, педагогической, научной, литературной.
Таким образом, Смольный институт заложил основу женского образования в Российской империи. Он являлся образцом другим женским институтам и другим типам женских учебных заведений.
Литература:
- Бецкой И. И. Устав воспитания двухсот благородных девиц учрежденного Её Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, Самодержицею Всероссийскою Материю Отечества, и прочее и прочее и прочее. — СПб., 1764. — 33 с.
- Лихачева Е. И. Материалы для истории женского образования в России (1086–1856): В 3 ч. — Ч. 1. — СПб.: Б.и., 1899. — 267 с.
- Помелов В. Б. Смольный институт благородных девиц // Начальная школа.- 2015. — № 2.-С. 84–89.
- Стародубцев М. П. Реализация проектов по реформированию российской системы образования в период правления Екатерины II // Известия гос. пед. университета им. А. И. Герцена. — 2014. — № 170. — С. 5–16.
- Указ Екатерины II «О воспитании благородных девиц в Санкт- Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества» от 24 апреля (5 мая) 1764 г. // Полное собрание законов Российской империи. — СПб., 1830. — Т. ХVI. — № 12154.
- Фанталов А. Н. Сен-Сир и Смольный институт–Первые учебные заведения для женщин во Франции и России // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. К 30-летию отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея. Санкт-Петербург: 2020. — С. 75–81.
- Хвощинская Софья. Воспоминания институтской жизни // Русский вестник. — 1861. — Т. 35. — сентябрь-октябрь. –№ 9–10.
Похожие статьи
Зарождение и развитие отечественной педагогической идеологии женского воспитания и образования в конце XVIII — XIX веке
В конце XVIII века в России возникла необходимость формирования государственной системы образования. Под влиянием западных просветительских идей, а также руководствуясь интересами быстро развивающегося государства, Екатерина II осознает важность изме...
Исторические аспекты женской благотворительности России в XVIII — XIX вв.
Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIII — XIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений, образовавшихся в результ...
Образовательные учреждения в исторической парадигме развития России
В статье раскрываются исторические аспекты развития российского образования со времен Киевской Руси и до современного периода времени. В статье представлен анализ деятельности правителей в сфере образования на различных исторических этапах.
Частные учебные заведения в России первой половины XIX века: основы государственной политики
В статье предпринята попытка в исторической ретроспективе рассмотреть основные направления государственной политики в России первой половины XIX века в области частного образования.
Особенности воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России
В статье рассматриваются основы становления кадетских корпусов дореволюционной России и дается описание историко-педагогических особенностей системы воспитания в данных учебных заведения того периода.
Чиновничество XIX — начала XX века: исторические условия возникновения института чиновничества
Данная статья раскрывает понятие чиновничества в XIX — начале XX в. как особую часть социальной структуры.
Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования
Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.
История развития этикета в Российской империи: с древнейших времен до конца XIX столетия
В статье автор пытается проследить появление и эволюцию этикета в России, начиная с древнейших времен.
Формирование преподавательского состава Тобольской духовной семинарии XVIII века
В статье раскрывается процесс становления и развития преподавательского состава Тобольской духовной семинарии во второй половине XVIII века. Отмечается роль православного духовенства на начальном этапе становления семинарского образования в Сибири.
Похожие статьи
Зарождение и развитие отечественной педагогической идеологии женского воспитания и образования в конце XVIII — XIX веке
В конце XVIII века в России возникла необходимость формирования государственной системы образования. Под влиянием западных просветительских идей, а также руководствуясь интересами быстро развивающегося государства, Екатерина II осознает важность изме...
Исторические аспекты женской благотворительности России в XVIII — XIX вв.
Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIII — XIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений, образовавшихся в результ...
Образовательные учреждения в исторической парадигме развития России
В статье раскрываются исторические аспекты развития российского образования со времен Киевской Руси и до современного периода времени. В статье представлен анализ деятельности правителей в сфере образования на различных исторических этапах.
Частные учебные заведения в России первой половины XIX века: основы государственной политики
В статье предпринята попытка в исторической ретроспективе рассмотреть основные направления государственной политики в России первой половины XIX века в области частного образования.
Особенности воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России
В статье рассматриваются основы становления кадетских корпусов дореволюционной России и дается описание историко-педагогических особенностей системы воспитания в данных учебных заведения того периода.
Чиновничество XIX — начала XX века: исторические условия возникновения института чиновничества
Данная статья раскрывает понятие чиновничества в XIX — начале XX в. как особую часть социальной структуры.
Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования
Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.
История развития этикета в Российской империи: с древнейших времен до конца XIX столетия
В статье автор пытается проследить появление и эволюцию этикета в России, начиная с древнейших времен.
Формирование преподавательского состава Тобольской духовной семинарии XVIII века
В статье раскрывается процесс становления и развития преподавательского состава Тобольской духовной семинарии во второй половине XVIII века. Отмечается роль православного духовенства на начальном этапе становления семинарского образования в Сибири.