Автор: Музаффарова Лайло Нуритдиновна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Музаффарова Л. Н. Инновационные технологии и интерактивные методы: виды и приёмы их использования в ВУЗах // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 361-364.

В нашем обществе происходят и, наверное, будут происходить изменения всех сторон жизни в государстве, как политических, так и социально-экономических. Все эти прогрессивные изменения коснулись естественного процесса профобразования, который должен быть приведен в соответствие с потребностями общества в высококвалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации.

В законе об образовании говорится, что студент имеет право на получение всего комплекса учебных знаний. Преподаватель ВУЗа должен формировать высококвалифицированного специалиста – гражданина Республики Узбекистан, способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующегося в современной системе ценностей нашего общества.

Современные тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения молодого поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей студента, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.

Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.

Главной отличительной чертой инновационных технологий и интерактивных метод обучения является инициативность студентов в учебном процессе, которую стимулирует преподаватель из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у студентов способность самостоятельного решения проблемы.

Определение педагогической технологии. Под словом технология принято пони­мать совокупность условий (режимов), приёмов и навыков использования пред­метов труда (инструментов и материалов) для получения результатов труда в определённом количестве с заданным каче­ством.[2]

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения.

В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии:«Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса»[5].

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры  и др.

Признаками самостоятельности студента является умение спланировать свою работу, подготовить рабочее место, принять решение и его обосновать, выбрать рациональные методы построения, работать со справочной литературой, проявлять творческую активность, систематически контролировать ход и результаты выполняемой работы, корректировать и совершенствовать.

Уровень самостоятельности студента измеряется полученным результатом в практической деятельности, т.е. его способностью достигать запланированного результата без посторонней помощи, соотнесенного с его сознательной заинтересованностью и познавательными возможностями на данный момент.

От жесткого, авторитарного управления, где студент выступает «объектом» обучающих воздействий, переходят к системе организации, поддержки и стимулирования познавательной самостоятельности субъекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества.

Методы инновационного обучения. На это направлена идеология инновационного обучения, в котором «память» уступает место «мышлению» исследовательскому подходу к усвоению теории, профессиональной и социальной практики.

В нашем исследовании особое значение приобретает проблема подбора комплекса методов инновационного обучения (МИО).

Целью подбора МИО явилась  разработка и использование системы управления качеством образования, удовлетворяющим основным признакам инновационности, задачами которой стали:

1.      Развитие системы образования в духе инновационной стратегии.

2.      Внедрение различных технологий, связанных с инновационным  процессом.

3.      Подготовка к определённым видам деятельности, составляющие основу

          модели современного специалиста.

В итоге мы сформулировали и апробировали следующие приёмы и методы инновационного обучения:

·         «Обучение сообща».

·         «Концептуальная таблица».

·         «Т-схема».

·         Анализ семантических черт.

·         «Диаграмма Венна».

При выборе тех или иных методов обучения мы стремились к продуктивному результату. При этом от студента требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и умение ими оперировать, применять в практической деятельности, развивать, а также творчески подходить к решению.

Как показала наша практика, внедрение МИО – процесс сложный и длительный, уже с первых шагов он требует от преподавателя пересмотра своих педагогических концепций, содержания учебного курса и задач, которые он ставит перед студентами.

Таким образом, гибкость и адаптированность МИО позволит преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих ситуациях:

- в заключение  лекции  как практическое обоснование актуальности 

  рассмотренного вопроса;

- в качестве введения в лекцию – постановка практической проблемы,  

   которую предстоит разработать;

- для иллюстрации положений, разбираемых в процессе лекции;

- параллельно лекции – часть материала передается в устном изложении, а  

   другая – посредством разрешения проблемы;

- вместо лекции – вся тема занятия раскрывается при помощи МИО.

Методические приемы, способствующие развитию критическому  мышлению. Сегодня становится очевидным, что студенты высших учебных заведений более чем когда-либо должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Способность мыслить критически должна формироваться в определённой учебной среде.

Критическое мышление – это мышление осознанное, аналитическое, когда элементарное понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения. [1]

Методических приемов способствующих развитию критического мышления, множество. Многие используются преподавателями на занятиях. Важно, чтобы они использовались систематически и целенаправленно, а атмосфера, в которой проходят занятия, была безопасной, дружелюбной и свободной, тогда и обучение станет доступным для всех. На занятиях по геометрии на физико-математическом факультете  часто используем такие методы критического мышления, как «Синквейн», «Кластер», «Мозговой штурм» или дискуссионный метод.

Например, по теме «Направленные отрезки. Векторы» используется метод «Свертывание информации» синквейн:

1.      Вектор.

2.      Свободный, нулевой.

3.      Построить, направить, получить.

4.      Нулевым вектором называют вектор, если его начало и конец               

          совпадают.

5.      Луч.

            Или как применить метод мозгового штурма?  

Метод мозгового штурма претендует на универсальность применения. Задача «мозгового штурма» использовать силу малой группы для генерирования идей в целом малые группы более сильны, чем сумма сил отдельных ее участников. Мозговой штурм призван подтолкнуть студентов, занятых решением проблемы к выдвижению большого числа идей, в том числе, самых невероятных и фантастических. Принцип, заложенный в основу этой стратегии, заключается в том, что чем больше количество высказанных идей, тем больше вероятность что, по крайней мере, одна из них окажется удачной.

     Примерные задания мозгового штурма по геометрии:

1.      Предложите способы определения высоты высотного здания простыми средствами, то есть без сложных приборов. (Штурм может использоваться преподавателем к теме «Многогранники».)

2.      На потолке в углу С комнаты сидит паук, а на полу в противоположном углу К спит муха. Какой путь должен избрать паук, чтобы добраться до мухи по кратчайшему пути? (Тема «Параллелепипед»).

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанную систему управления учебно-воспитательным процессом.

Первым компонентом системы выступает личность преподавателя. Преподаватель выступает не как носитель информации и определенных знаний по предмету, но и как помощник в становлении и развитии личности студента.

Второй компонент – усвоение знаний перестает носить характер просто репродукции, а организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности.

Третий компонент – обучение направлено на групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействий, межличностных отношений.

Метод анализа ситуации. Кейс-технология, которая позволяет соединить теорию и практику, усвоить знания, приобрести навыки и умения для практического решения сложных задач.

Включение студентов в творческую работу с кейс - технологией требует соблюдения целого рада условий:

·         систематической помощи со стороны преподавателя;

·         предварительного обдумывания того, какое задание продуктивного характера может обеспечить освоение базовых умений и навыков.

На занятиях по предметам «Математика», «Методика преподавания математики в средней школе», «Информатика», «Информационные технологии» проводится обсуждение вопросов и проблем, имеющих глубокое содержание «Проблема поиска истины», «Проблема оценивания ЗУН», «Проблема систематизации информации», «Проблема защиты информационной сети» и т.д.  

На занятиях с использованием кейс-технологии важно предупредить вопросы студентов, не дать им свести обсуждение к спору о тех или иных фактах. Для этого полезно снабдить кейс - технологии необходимыми таблицами и графиками в дополнение к цифрам, излагаемым в тексте.

Следует отметить, что управлять работой студентов, используя метод анализа ситуации, имеет несколько целей: развитие навыков анализа и критического мышления; соединение теории и практики; представление примеров принимаемых управленческих решений; представление примеров последствий принимаемых решений; демонстрация различных позиций и точек зрения; формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях   неопределенности.

Таким образом, многие основные методические инновации связаны сегодня с применением инновационных технологий и методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.

 

 

Литература

1.      Авлиякулов Н.Х. Практические основы модульной системы обучения и педагогической технологии. Учебное пособие. Бухара, 2001. 98 с.

2.      Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т.: Молия, 2002 г.

3.      Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – Гомель: ИПП «Сож», 1999.

4.      Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве.

5.      Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб, 1996,Ч.2 с.33

6.      Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технологии игры в обучении  и развитии. М.: Просвещение,  1996, 268 стр.

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): инновационного обучения, мозгового штурма, критического мышления, методов обучения, методы инновационного обучения, Методы инновационного обучения, идеология инновационного обучения, самостоятельности студента, методов инновационного обучения, интерактивных метод обучения, Стратегия инновационного обучения, приёмы обучения спортивному, Интерактивные методы обучения, обучения молодого поколения, методики ускоренного обучения, Похожая статья, виде процесс обучения, метод мозгового штурма, Признаками самостоятельности студента, технологии обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос