Особенности использования технологии CyberGuide в самостоятельной работе студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Краснова, Т. И. Особенности использования технологии CyberGuide в самостоятельной работе студентов / Т. И. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1331/ (дата обращения: 16.12.2024).

В системе образования наметилось много новых проектов, основанных на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий. Большой интерес в этом направлении представляет применение средств данных технологий в процессе преподавания иностранного языка. Эти проекты способствуют тому, что современные технологии взвешенно и разумно сочетаются с достижениями педагогики, предоставляя тем самым преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества. Особенно ценным является переход от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности; от сообщающего обучения к дискуссиям и совместному творческому поиску. В Интернете все более активно идет процесс создания и систематизации ресурсов, которые имеют самое непосредственное отношение к образованию. Образовательные ресурсы сети Интернет являются не просто средством обеспечения учебного процесса. Они открывают новые возможности для организации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Интернет играет роль катализатора, он  помогает заинтересовать их, пробудить стремление к новым знаниям. Способность к эффективному осуществлению самостоятельной работы как формы деятельности определяется наличием положительной учебной мотивации. Следовательно, проблема формирования способности к самостоятельной работе перерастает в проблему повышения учебной мотивации. Самостоятельно добывая знания, субъект учебно-познавательной деятельности должен знать, какие преимущества ему может обеспечить овладение желаемыми знаниями и умениями. Как показывает практика, использование новых технологий способствует созданию благоприятной атмосферы учебного процесса для студентов, значительно повышают интерес обучаемого к предмету и развивают стремление к практическому использованию иностранного языка.

Грамотно построенные задания с опорой на Интернет позволяют обучающимся научиться, не просто поглощать информацию, а критически мыслить, давать оценку явлениям и находить решение проблем. Преподаватель должен поддерживать и стимулировать в студентах способность критического и творческого мышления, содействовать развитию компьютерной грамотности, воспитывать навыки совместной деятельности, учить их эффективно общаться и успешно действовать в различных ситуациях.  Интернет как сеть образовательных сообществ открывает возможность обучения через исследование, предоставляя как преподавателям, так и обучаемым доступ к богатейшим источникам информации.

Эффективной формой организации самостоятельной работы студентов может стать такая информационная технология как «кибергид» (CyberGuide). Впервые кибергиды были разработаны как часть проекта SCORE (Schools of California Online Resources for Education) в Сан-Диего, штат Калифорния в 1998 году. По результатам работы был создан сайт SCORE Literature CyberGuides (http://www.sdcoe.k12.ca.us/SCORE/cyberguide.html).

Основу проекта CyberGuide составляют учебные модули, подготовленные в соответствии с определенными стандартами и размещенные в сети Интернет. Особенностью данного вида заданий с опорой на Интернет является то, что объекты исследования – это специально отобранные литературные произведения. Данные произведения исследуются с помощью разнообразных видов деятельности. В каждый модуль включены руководства для обучающихся и преподавателей, описание заданий и возможных способов их выполнения, перечень рекомендуемых ресурсов (Интернет-сайтов), а также критерии оценивания работ. Каждый кибергид, таким образом, рассчитан на всех участников образовательного процесса. Руководство для преподавателя содержит обзор запланированных видов деятельности, выбор которых зависит от того, кто является автором произведения, и библиотеку ссылок. В руководство для обучаемых входит пошаговая инструкция по достижению цели, рекомендации по выполнению различных видов учебной деятельности, разработанных с учетом их возрастных особенностей и имеющихся у них навыков чтения. Модули содержат произведения как современной, так и классической литературы. На сегодняшний момент на сайте размещено около 200 кибергидов.

Заключительный этап самостоятельной работы с кибергидом предполагает презентацию полученных результатов. Публичное выступление студентов должно носить характер дискуссии и происходить в обстановке дружественности и поддержки, но с повышенными требованиями обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования. Таким образом, расширяется поле самореализации обучающихся: через общение, получение собственного продукта деятельности и признание его значения происходит расширение и достаточно быстрая смена интересов и предпочтений.

Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся: интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, как уже говорилось ранее, необходимо обеспечить заинтересованность студентов в работе с кибергидом – сформировать мотивацию для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно погрузить обучающихся в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Огромный выбор кибергидов на сайте позволяет сделать это без особого труда. Наверняка среди студентов найдутся поклонники творчества Эдгара Алана По (http://www.sdcoe.k12.ca.us/score/poe/poetg.html), будут желающие исследовать легенды о рыцарях Круглого Стола (http://www.sdcoe.k12.ca.us/score/arthur/arthurtg.html), многие захотят погрузиться в мир Рэя Брэдбери (http://www.sdcoe.k12.ca.us/score/drum/drumtg.html).

Работа с кибергидом – это отличный способ проверить себя на умение работать с информацией: добывать ее из различных источников, обрабатывать, выделяя нужную и структурируя ее, создавать новую информацию, обобщая и делая выводы. Самое главное здесь то, что студентам предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, возможность проявить свои способности и эстетический вкус.

В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому [1, с. 346]. Воспитание творческой личности — задача всей системы образования от дошкольного до высшего. В этой связи современные технологии могут помочь в развитии соответствующих способностей и сделать эффективнее многие этапы творческого процесса, позволяя добиваться все более и более совершенных результатов. Фактически во всех кибергидах делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ.

В основе работы с кибергидами лежит сотрудничество и активное общение обучаемых, направленное на разрешение поставленных проблем, формирование способности выделять важное, планировать деятельность, ставить цели, критически мыслить, распределять функции и ответственность, достигать значимых результатов. Российская педагогика реализует этот подход в таких методах обучения, как проектный и проблемный. Учебная деятельность студентов в этом случае направлена на реализацию всего их потенциала в реальных условиях современного общества. В результате обучения студенты не просто усваивают знания, умения и навыки, а формируют ключевые компетентности, обеспечивающие успех практической деятельности.

Не следует забывать, что и само чтение художественной литературы – это творческий и эстетический процесс, служащий общему развитию человека. В литературном произведении мотивы действий персонажей, взаимоотношения между ними, внутренние процессы, оценка событий не выражены автором прямо, а должны быть поняты и интерпретированы читателем. Последний должен осознать основную проблему, вопрос, который автор ставит в произведении, а не конкретные ответы. Таким образом, с помощью кибергидов Интернет технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность.

Включение практики работы с кибергидами в учебный процесс при изучении иностранных языков дает возможность приобщиться к культурным ценностям страны изучаемого языка и выработать необходимую современному человеку широту интересов, способствует развитию аналитических навыков за счет необходимости выбора нужной информации и развитию коммуникативных навыков в процессе представления проекта. Культура проникает в язык через знания, жизненный опыт, ценности, эмоции и отношения автора произведения. В этом отношении книга является бесценным источником такого рода информации, и чем больше студенты читают книг на иностранном языке, тем шире становится их понимание этого социокультурного значения. Все это в совокупности позволяет преподавателю работать не только над расширением лексических и грамматических знаний, но также, способствует выработке у студентов собственных оценочных суждений, формирования критического мышления на основе расширения социокультурных знаний.

Существенным является также и то, что, проходя через все этапы проектной работы с кибергидом, студенты накапливают определенный позитивный опыт работы с информацией и, что особенно важно, с информацией, представленной в электронном виде, с различными ее формами. Постепенно у обучаемых будет расти уверенность в том, что оказавшись в реальной жизненной ситуации, они не испытают растерянности, а, наоборот, получат удовлетворение от возможности проявить свою компетентность и свой профессионализм.

Формирование способностей, позволяющих обучаемому улавливать неочевидные ассоциации, продуцировать нестандартные идеи и решения проблем, по всей вероятности, является одной из актуальнейших и в то же время сложнейших педагогических задач. Объективно подобное раскрепощение мышления может стать возможным благодаря комплексным свойствам информационной образовательной среды, позволяющей обучаемому совместно с педагогам проектировать индивидуальную образовательную траекторию, подбирая наиболее подходящий график обучения, информационные ресурсы, наконец, методы обучения. Современные коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активизироватьобразовательный процесс даже в рамках группового сообщающего обучения, в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала, ориентированногона некоего «усредненного» обучаемого. Методытрадиционной образовательной системы получают благодаря возможностям информационных и телекоммуникационных технологий новое развитие.

Согласно точке зрения Пидкасистого П.И., самостоятельная работа студентов служит основой высшего образования. Ведь только те знания, к которым человек пришел самостоятельно, становятся действительно прочным его достоянием. Привитие студентам навыков самостоятельной работы, умения самостоятельно пополнять свои знания и свободно ориентироваться в поступающей информации – сложный и длительный процесс [2, 4 с]. По мере повышения уровня владения языком формы самостоятельной работы приобретают все большее значение.  Можно без преувеличения сказать, что самостоятельная работа с использованием образовательных ресурсов Интернета способствует интенсивному развитию иноязычных навыков и умений. Работа с кибергидами оказывает огромное влияние на процесс усвоения иноязычных знаний, особенно путем концентрации студентов на особо важных аспектах этих знаний, и обеспечивает высокий эффект их запоминания.

Но технологии, как известно, не могут существовать в неподходящих условиях. Их использование дает максимальный эффект там, где существует стратегическое и мотивированной планирование в области образования, а также талантливые преподаватели-новаторы. Преподаватели являются важным звеном, определяющим успех и неудачу образовательных проектов. По мнению Хуторского А.В., жизнь требует от современного преподавателя инновационного поведения, то есть активного подхода и систематического творчества в педагогической деятельности [3]. Использование Интернет технологий в процессе обучения иностранным языкам побуждает современного педагога к постоянному творчеству, расширению кругозора, поддержанию интеллектуального уровня, а также уровня владения иностранным языком, профессиональному и личностному росту. Преподаватель адаптирует новые технологии согласно особенностям обучаемых различного возраста и уровня владения языком, определяет педагогические возможности технологий. Тем самым педагог убеждается в действенности и эффективности выбранных технологий, позволяющих придать гибкость и насыщенность учебному процессу, целью которого является адекватная полноценная коммуникация на изучаемом языке.

Опыт применения информационных и телекоммуникационных технологий в преподавании иностранных языков еще начинает накапливаться. В настоящий момент существуют огромные возможности использовать эти технологии для организации самостоятельной работы в вузе, которая является по утверждению Щукина А.Н. необходимым условием развития навыков самообразования и успешного овладения языком за счет продления времени пребывания в языковой среде [4, с. 292].

 

Литература

1.      Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

2.      Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.

3.      Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

4.      Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 3-е изд. – М.: Филоматис, 2007. – 480 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, SCORE, знание, иностранный язык, учебный процесс, преподаватель, студент, язык, творческая активность, творческое мышление.


Задать вопрос