Статья посвящена краткому анализу прав человека в условия трансформирующегося российского общества, где с каждым годом все отчетливее проявляются показатели архаизации.
Ключевые слова: государство, трансформация, архаизация, модернизация, право, правовая культура
Модернизация — процесс, придающий чему-нибудь современный облик, обновляющий его в соответствии с новыми взглядами, идеями и потребностями.
В XX в. правящим классом России было предпринято несколько попыток модернизации страны, но из-за его безответственности и некомпетентности ни одна из них не была осуществлена результативно.
Февральская революция оказалась спонтанным, плохо организованным восстанием, которое всего за несколько дней положило конец 300-летней царской династии Романовых и ее правящим институтам.
В период Февральской революции Временное правительство признало ряд фундаментальных гражданских свобод, включая свободу слова и собраний, право объединяться в профсоюзы, отмену всех ограничений на основании классовой принадлежности, вероисповедания и национальности, а также всеобщее избирательное право.
В горячке реформ Временное правительство упразднило полицию, что привело к тому, что оно утратило способность защищать перечисленные выше права и поддерживать базовый порядок и исполнение законов. В итоге в октябре 1917 г. большевики совершили государственный переворот, уничтожили все правовые регуляторы и, опираясь непосредственно на насилие, на самые архаические социальные архетипы, повели страну как они считали к коммунизму, а на деле к полному ее краху и почти полному ее уничтожению. Последнее, к счастью, удалось остановить в результате реформ начала 90-х годов прошлого века. Но выбор между правовой архаикой, то есть бесправием и насилием и правовой модернизацией, то есть использованием государственной властью и обществом современных, цивилизованных регуляторов и их опора на адекватный уровень защитой прав человека не осуществляется автоматически. Нужна борьба за право.
В 1921 году в советской России царил правовой хаос, созданный массой всевозможных военно-коммунистических учреждений, форм, механизмов обеспечения формируемых новых норм жизни социума.
Нормой являлось полное пренебрежение любыми правами человека и уничтожение не только всех несогласных с политикой большевистского правительства, но и любых иных групп населения только для запугивания и терроризирования всех остальных. Доминировал политический принцип, в силу которого лица, признанные «контрреволюционерами» безжалостно преследовались, а коммунисты, напротив, зачастую были недоступны для закона. [1, с.130].
Отсталость страны в условиях нарастания внешней угрозы диктовала острую необходимость ее модернизации, которую надо было провести в короткие сроки. Следовательно, правящий класс мог осуществить ее только насильственным способом. В 1929–1940 гг. в духе военного времени была построена жестко централизованная государственно-политическая система управления, которая сумела обеспечить концентрацию имеющихся ресурсов на главных направлениях. При этом главной опорой модернизационного процесса стал проводимый под руководством коммунистической партии СССР ужасающий террор и как его итог многомиллионные жертвы среди населения.
Период 1958–1960 гг. можно рассматривать как правовую реформу, внесшую вклад в совершенствование уголовного судопроизводства, поскольку участники процесса приобрели определенные возможности по обеспечению своих прав и законных интересов на основе процессуальных норм, превращаясь постепенно из объектов произвола в субъектов права.
Несмотря на рост доходов в 70-е гг. благодаря высоким мировым ценам на нефть, экономика, а вместе с ней и страна, не двигались вперед. Это был период застоя, когда страна не могла поддерживать на требуемом уровне образование, развивать современное здравоохранение, обеспечивать высокий уровень правовой культуры, да и культуры в целом. Все это предопределило в 1985–1990 гг. перестройку, которая стала последней попыткой пришедшей к власти в октябре 1917 года компартии модернизировать страну, но закончилась провалом, что привело к распаду государства.
Отсутствие веры в право как одного из существенных факторов модернизации общества не способствовало осуществлению успешной модернизации. Модернизационные процессы осуществлялись без правовых механизмов, без закрепления прав и свобод человека, без правовых гарантий прав и свобод человека.
С начала 90-х гг. в России в результате принятия новой Конституции РФ проводится политика модернизации правовой системы и всего общества в целом. При этом закрепленная в Конституции РФ концепция прав человека ограничивается интересами авторитарного режима под флагом защиты общего блага. Однако обычно все перемены в обществе происходят в связи с переменами в праве, правовом сознании и правовой культуре. Например, ошибочное представление о формировании высокого правосознания без развития права собственности привели к правовому нигилизму. Законность не предшествует развитию права собственности, а наоборот, собственность (право на собственность) формирует законность.
Отставание в вырабатывании в законодательстве России норм, гарантирующих равенство прав собственности, выражается в существующей связке власти и собственности. О важности завершения процесса институционализации права собственности, свидетельствуют слова В. В. Путина: «Надо развязать связку “власть и собственность”» [2].
Влияние процесса архаизации на правовую культуру находит свое отражение в создании ситуации, когда человек вынужден делать выбор между уважением закона и его игнорированием. Зачастую люди умышленно отвергают правовые ценности, нормы, идеологии как «лишние» в современном обществе. Именно так они становятся на путь архаизации правовой культуры, соответственно, общество криминализируется, усиливаются позиции профессиональных преступников, злостных нарушителей закона; массовое распространение получает радикализация и экстремизация сознания, социальных практик.
Сегодня, спустя почти сто лет, Россия имеет формально одну из наиболее развитых в мире по уровню демократии и защиты прав и свобод человека Конституцию. Тем не менее мы видим серьезное пренебрежение ею на практике. Однако без выполнения заложенных в основном законе императивов гражданского общества, правового государства и правления права в широком смысле слова никакая модернизация невозможна.
Литература:
- 1.Федоренко С. А. К вопросу о трансформации советской уголовной политики в условиях перехода к форсированному строительству социализма (1926–1928 гг.)// Современная научная мысль. — 2013. — № 4. — с. 130.
- Путин В. В. Демократия и качество государства // Коммерсант. — 2012. — № 20. — 6 февр.
- Карнаушенко Л. В. Правовая культура в контексте процессов архаизации современного российского общества. № 29, 2016 г. с. 139–144.
- Камкия Ф. Г. Правовые аспекты модернизации в России. № 4,2013 г. с.48–57.