Проблема формирования правильного речевого дыхания у старших дошкольников с речевой патологией, не потеряла своей актуальности и практической значимости и в настоящее время. Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей поступивших в группу компенсирующей направленности. В связи с этим в последние годы я использую в своей практике здоровьесберегающую технологию по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР, направленную на физическое развитие детей с речевой патологией. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в 2013 я занялась изучением и систематизацией методической литературы. Результатом данной работы стало составление программы «Организация работы по формированию грудобрюшного типа дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». Предложенная программа — это попытка показать на практике систему работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников. Целью программы является формирование навыков произвольного, рационального, грудобрюшного типа дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР».
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
− развить у детей ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания;
− развить координацию дыхания и движений конечностей;
− развить у детей удлинённый, фонационный (озвученный) выдох;
− сформировать у детей интонационную выразительность в процессе продуцирования текста.
Участниками данной работы являлись: дети, родители, педагоги детского сада.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а так же укороченный и не рационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе. Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
Эта работа включает пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа регламентируется только результатами работы. Перед началом тренировки необходимо не только обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультировать у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки. В период респираторных заболеваний, ринитов занятия на дыхание не проводятся. Логопед проверяет дыхательную функцию ребёнка перед началом коррекционной работы, затем повторить процедуру в середине и в конце года. Для проведения обследования рекомендуется использовать приборы «Пикфлоуметр» и «Спирометр детский». С помощью «Пикфлоуметра» определяется объемная пиковая скорость форсированного выдоха, с помощью «Спирометра» — объем воздуха в легких. В данном исследовании Во время обследования детей я использовала секундомер для определения длительности и силы внеречевого и фонационного выдоха. Полученные данные заносила в карту обследования ребёнка, что позволило объективно оценить динамику жизненной емкости легких в процессе занятий.
Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении г. Кинель. Мною было обследовано 24 ребёнка в возрасте 5–6 лет. Выделены две экспериментальные группы детей с речевым заключением — ОНР.
Группа 1-дети, получавшие логопедическую коррекцию и дополнительные занятия по формированию речевого дыхания; группа 2-дети, получавшие только логопедическую коррекцию. Исследование проводилось дважды: до речевой коррекции (в начале года) и после речевой коррекции с целью анализа эффективности проведенной работы (в конце года). Использовались методы исследования внешнего дыхания (жизненная емкость легких, частота дыхательных движений, дыхательный объем, минутный объем дыхания в состоянии покоя) и методика обследования речевого дыхания Е. Ф. Архиповой с элементами методики А. И. Максакова с определением типа физиологического дыхания, умения дифференцировать ротовое и носовое дыхание, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания. Методика коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР включала пять этапов.
Первый этап — подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания; второй — обучение приемам дыхательной гимнастики, осуществляется дальнейшее развитие грудобрюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличение объема вдыхаемого воздуха; на третьем этапе осуществляется развитие фонационного (озвученного) выдоха; четвертый этап методики- развитие речевого дыхания, детей обучают в процессе выдоха произносить последовательно сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из 2-х, а далее из 3–4-х слов, а так же рифмованные строки, т. е. по мере усвоения упражнений речевые задачи усложняются; пятый этап — развитие речевого дыхания осуществляется при реализации усложненных речевых задач. Дети обучаются произнесению прозаических текстов, состоящих из 3–4-х коротких фраз, правильно используя речевое дыхание. Все дыхательные движения в данной методике реализуются одновременно с выполнением двигательных упражнений, рекомендованных методикой парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Стрельниковская дыхательная гимнастика — детище нашей страны, создавалась она на рубеже 30–40-х годов как способ восстановления певческого голоса, потому что А. Н. Стрельникова была певицей и его потеряла. Эта гимнастика — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что после проведенной работы по формированию речевого дыхания у детей первой экспериментальной группы значения показателей, как внешнего дыхания, так и речевого заметно возросли. Так жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей первой экспериментальной группы увеличилась на 12 % (в начале года составляла 80 % по сравнению с ЖЕЛ, в конце года — 92 %), у детей второй экспериментальной группы значения ЖЕЛ возросли лишь на 2 %.
Показатель минутного объема дыхания (МОД), который является произведением частоты дыхания и дыхательного объема, к концу года у детей первой экспериментальной группы после проведенной работы по развитию речевого дыхания также увеличился на 18 % по сравнению со второй экспериментальной группой, где показатель повысился на 3 %. Повышение значений показателей внешнего дыхания в первой экспериментальной группе значительно повлияло на функцию речевого дыхания. Показатель речевого дыхания у детей первой экспериментальной группы увеличился на 44 % (40 % в начале года и 84 % в конце года), во второй экспериментальной группе этот показатель возрос всего на 9 % (от 43 до 52 %). Полученные данные свидетельствуют, что жизненная емкость легких у детей с ОНР обследованных групп намного ниже, чем у детей контрольной группы с нормальным речевым развитием, поэтому объем воздуха легких у детей с ОНР недостаточный для речевого выдоха. Детям приходится постоянно добирать воздух во время речи, появляются судорожные вдохи, наблюдается длительный латентный период между дыханием, голосообразованием и артикулированием. После дополнительной коррекции к концу года у детей первой экспериментальной группы в связи с повышением значений показателей внешнего дыхания объем воздуха в легких увеличился, и в результате этого сформировался длительный речевой выдох, достаточный для произнесения синтагмы. Дыхание стало более глубоким и ритмичным по сравнению с показателями начала года, когда отмечалось поверхностное дыхание. Кроме того, можно отметить, что до начала коррекционной работы у детей с ОНР наблюдалось расстройство координации между дыханием и фонацией, дыхание не регулировалось смысловым содержанием речи, дети постоянно добирали воздух, часто говорили на вдохе. После дополнительной коррекции в первой экспериментальной группе в результате формирования речевого дыхания дети стали дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох, увеличилась сила воздушной струи, ее целенаправленность, что важно для формирования звукопроизношения у детей, особенно с ОНР. Анализ результатов исследования речевой функции детей обследуемых групп показал, что в конце года успешность выполнения речевых проб значительно повысилась в первой экспериментальной группе по сравнению во второй. У детей первой экспериментальной группы показатель звукопроизношения повысился на 21 %, в начале года он составлял 50 %, в конце года увеличился до 71 %. Во второй экспериментальной группе показатели звукопроизношения изменились незначительно (с 49 до 54 %). Фонематическое восприятие у детей первой экспериментальной группы также улучшилось с 53 до 66 %.
При обследовании фонематического восприятия, дети значительно меньше допускали ошибок, могли определить позицию звука в слове, наличие или отсутствие заданного звука. Обследование артикуляционной моторики показало нормализацию тонуса мышц языка, повышение точности, последовательности, переключаемости движений органов артикуляционного аппарата. Улучшились показатели звукобуквенной структуры слова: отмечалось меньше ошибок в искажении звуков, опускании согласных звуков, замене и перестановке звуков, смешении звуков. Сравнительный анализ полученных результатов проведенного исследования показал, что у детей с ОНР в первой экспериментальной группе, где проводились и логопедические занятия, и дополнительно формирование речевого дыхания, отмечается более успешное выполнение речевых проб по сравнению со второй экспериментальной группой, где дополнительная работа по формированию речевого дыхания не проводилась. Большой практической значимостью программы является разработанные мной рекомендации для воспитателей, инструктора по физической культуре, родителей, а так же перечень музыкальных произведений, рекомендованных для использования на занятиях по развитию дыхания у детей с нарушениями речи.
Литература:
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работ в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660–10.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 № 16299.
- Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. — М., 1989.
- Козляинова И. П., Чарели Э. М. Речевой голос и его воспитание. — М., 1989.
- Кочеткова И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. — М.,1989.
- Поварова ИЛ. Коррекция заикания в играх и тренингах. — СПб., 2001.
- Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.
- Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990.