Данная работа является продолжением статьи [1], в которой были подробно даны способы и технологии получения пространственных векторов. В этой работе рассмотрим моделирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными ψm и ir на выходе апериодических звеньев в Simulink-Script.
Векторные уравнения асинхронного двигателя имеют следующий вид:
Переводим систему уравнений к изображениям :
|
(1) |
(2) |
|
(3) |
|
(4) |
|
(5) |
|
(6) |
Схема замещения и векторная диаграмма переменных [3] приведены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Связь токов и потокосцеплений в асинхронном двигателе
Рис. 2. Качественная картина расположения векторов в двигательном режиме асинхронного двигателя
Так как электромагнитный момент определяется через переменные ψm и ir, то из уравнений (1), …, (4) необходимо исключить ψs и is.
В работе [2] приведены следующие выражения векторных величин:
|
(7) |
|
(8) |
Из уравнения (8) выразим :
|
(9) |
Подставим уравнение (9) в (3):
Обозначим , тогда:
|
(10) |
Расписываем векторы через проекции:
Записываем уравнения (1), …, (10) по проекциям.
Уравнение (1):
По оси (+1): |
|
(1’) |
По оси (+j): |
|
(1”) |
Уравнение (2):
По оси (+1): |
|
(2’) |
По оси (+j): |
|
(2”) |
Уравнение (7):
По оси (+1): |
|
(7’) |
По оси (+j): |
|
(7”) |
Уравнение (9):
По оси (+1): |
|
(9’) |
По оси (+j): |
|
(9”) |
Уравнение (10):
По оси (+1): |
|
(10’) |
По оси (+j): |
|
(10”) |
Полученные зависимости рассмотрим в единой системе по проекции x (+1):
Подставим (9’), (10’) и (10”) в уравнение (1’):
|
(11) |
Аналогично, подставим (7’) и (7”) в (2’):
|
(12) |
Умножим уравнение (12) на :
Вычтем полученное уравнение из уравнения (11):
|
(13) |
Введем обозначения:
Перенесем в левую часть слагаемые с irx:
Обозначим
Тогда ток irx определится в следующей форме:
Структурная схема для определения тока irx приведена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема для определения тока irx
Для определения потокосцепления ψmx умножим уравнение (11) на lσr, а (12) на lσs:
Сложим оба уравнения и получим:
|
(14) |
Перенесем в левую часть слагаемые с ψmx:
Обозначим:
Отсюда потокосцепление ψmx определится в следующей форме:
Структурная схема для определения потокосцепления ψmx приведена на рис. 4.
Рис. 4. Структурная схема для определения потокосцепления ψmx
Рассмотрим систему уравнений (1”), …, (10”) по проекции y (+j):
Подставим (9”), (10”) и (10’) в уравнение (1”):
|
(15) |
Аналогично, подставим (7”) и (7’) в (2”):
|
(16) |
Умножим уравнение (16) на :
Вычтем полученное уравнение из уравнения (15):
|
(17) |
Перенесем в левую часть слагаемые с iry:
Определим ток iry:
Структурная схема для определения тока iry представлена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема для определения тока iry
Для определения потокосцепления ψmy умножим уравнение (15) на lσr, а (16) на lσs:
Сложим оба уравнения и получим:
|
(18) |
Перенесем в левую часть слагаемые с ψmy:
Выразим потокосцепление ψmy:
Структурная схема для определения потокосцепления ψmy представлена на рис. 6.
Рис. 6. Структурная схема для определения потокосцепления ψmy
На рис. 7 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента (5):
Рис. 7. Математическая модель определения электромагнитного момента m
Наконец, из уравнения движения (6) выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 8):
Рис. 8. Математическая модель уравнения движения
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными ψm – ir на выходе апериодических звеньев приведена на рис. 9. Параметры асинхронного двигателя рассмотрены в работах [2] и [3].
Рис. 9. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными ψm – ir на выходе апериодических звеньев
Расчет параметров производим в Script:
PN=320000; UsN=380; IsN=324; fN=50; Omega0N=104.7; OmegaN=102.83; nN=0.944; cos_phiN=0.92; zp=3; Rs=0.0178; Xs=0.118; Rr=0.0194; Xr=0.123; Xm=4.552; J=28; |
Ub=sqrt(2)*UsN; Ib=sqrt(2)*IsN; OmegasN=2*pi*fN; Omegab=OmegasN; Omegarb=Omegab/zp; Zb=Ub/Ib; Psib=Ub/Omegab; Lb=Psib/Ib; kd=1.0084; Mb=kd*PN/OmegaN; Pb=Mb*Omegarb; rs=Rs/Zb; lbs=Xs/Zb; rr=Rr/Zb; lbr=Xr/Zb; |
lm=Xm/Zb; SsN=3*UsN*IsN; ZetaN=SsN/Pb; ks=lm/(lm+lbs); kr=lm/(lm+lbr); Tj=J*Omegarb/Mb; betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N; wN=(1-betaN); lbe=(lbs+lbr+lbs*lbr*lm^(-1)); roN=0.9962; rrk=roN*betaN; rr6=rs+rrk/ks; Tr6=lbe/rr6; rr7=lbs*rrk-lbr*rs; rs9=lbr*rs/lm; Tm2=lbe/rs9; |
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 10.
Рис. 10. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А.А., Козлов А.М., Бесклеткин В.В., Авдеев А.С., Чернов М.В., Киряков Г.А., Габзалилов Э.Ф., Фуртиков К.А., Реутов А.Я., Королев О.А. Пространственные векторы в асинхронном двигателе в относительной системе единиц // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 133-156.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.