Инновации в области мнемических способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 09.04.2017

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Малинкина, А. В. Инновации в области мнемических способностей / А. В. Малинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 633-634. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41862/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время утверждения о том, что мозг человека используется для интеллектуальной деятельности человека всего лишь на 10%, а память с возрастом имеет тенденцию к ухудшению, стали рассматриваться как общепринятые представления прошлого. Конечно же, прямых доказательств того, что мнемические способности безграничны, на данный момент нет, хотя, однако, достаточное большое количество неверных идей практически полностью могут быть опровергнуты на практике. Это является ярким примером прогрессивных инноваций в области мнемических способностей человека.

Ключевые слова: мнемические способности человека, мозг, интеллектуальная деятельность, психологические особенности, нейрофизиология, материальные структуры мозга, образное кодирование, тренировка памяти, инновации

Мнемические способности человека, определение которых было предложено А. А. Смирновым, в контексте психологической науки рассматривается как структурный компонент общих и специальных способностей, проявляющихся в определенных видах и процессах памяти человека и характеризующиеся скоростью, продуктивностью данных процессов, быстроте, прочности и точности запоминания и воспроизведения информации.

Инновации, которые в области мнемических способностей чаще всего рассматривают с точки зрения операций с числами, текстовыми объемами, иноязычными лексическими и грамматическими конструкциями, в последнее десятилетие связывают с феноменом Д. Таммета, положившего начало исследованию потенциала психических и психофизиологических особенностей, связанных с процессами памяти [2].

Позднее, в 2011 году тенденции в исследовании потенциала мнемических способностей стали активно обогащаться методологическими научными основаниями и разработкой практических способов развития мнемических способностей, опровергая устоявшиеся постулаты о ресурсах человеческого мозга. В этот же период времени психофизиология предложила теорию взаимосвязанной нейронной сети, связи которой обеспечивают процесс запоминания новой информации посредством образования новых межклеточных контактов. Причем, было установлено, что прочность и доступность этой нейронной сети напрямую зависит от эффективности ее использования, т.е. материальные структуры мозга также требовали тренировочной нагрузки, как и мышечные образования [1, 91; 3].

Психологи и физиологи в процессе исследований стали выделять причины проблем, оказывающих негативное воздействие на мнемические способности, среди которых выявили скорее психологические и характерологические особенности личности: неверие в собственный потенциал и свои силы, недостаточная мотивация, отсутствие компонента тренировки памяти, отсутствие практического применения усвоенной информации (Б. Конрад, Институт психиатрии М. Планка, 2011) [2].

Методология развития мнемических способностей обогатилась следующими инновационными изысканиями: функционирование информации в памяти по правилу 3R (Registration, Retention, Recall) посредством кодирования и шифрования данных; контроль эмоций как фактор возможности блокировки воспроизведения; теория ассоциаций в основе кодирования информации в материальных структурах мозга; феномен Дж. Миллера о рабочей памяти; преобразование информации в образы как прием усвоения, размещение и хранение образов; разработка и апробация метода маршрутизации и локации; обоснование буквенно-цифрового кода как эффективного способа кодирования входящей информации [2; 4; 5].

Помимо вышеуказанного С. Матвеев (2015) привнес в инновационную практику развития мнемических способностей понятие «фейк-техники», основанного на индивидуальных особенностях личности.

В настоящее время существуют обоснованные предпосылки использования развития мнемических способностей человека в борьбе с распространением болезни Альцгеймера (Н. Деллис, 2016).

Мнемические способности человека являются широким полем для исследований возможностей человека, постижения его психологического потенциала, а также предотвращения признаков старения, связанных с гипотезой ухудшения процессов памяти как генетически и фенотипически обоснованных.

Литература:

  1. Савельев А. Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования / А. Е. Савельев // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2012. – № 2(16). – С. 88-92.
  2. Матвеев С. Феноменальная память / С. Матвеев. – Москва: Альпина Паблишер. – 2015. – 151 с.
  3. Российская Академия Наук. Исследователи сделали важное открытие в области памяти человека [Электронный ресурс] / Официальный сайт РАН. – Режим доступа: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=4224dd39-d6a0-4527-be64-0cb9ff78ec8b
  4. Школа ментальной арифметики [Электронный ресурс] / Уникальный Казахстан. – 2017. – Режим доступа: http://www.unikaz.asia/ru/content/genii-ustnogo-scheta
  5. Шукова Г. В. Современные исследовательские тенденции в области психологии восприятия [Электронный ресурс] / Г. В. Шукова. – Психологические исследования. – 2016. – Том 9. - № 50. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n50/1352-shukova50.html
Основные термины (генерируются автоматически): способность человека, материальная структура мозга, способность.


Ключевые слова

инновации, нейрофизиология, психологические особенности, мозг, интеллектуальная деятельность, мнемические способности человека, материальные структуры мозга, образное кодирование, тренировка памяти

Похожие статьи

Геймификация учебного процесса в контексте профессионального образования

Системы геймификации могут способствовать вовлечению учащихся и повышению их успеваемости. Хотя литература на сегодняшний день внесла существенный вклад в объяснение того, насколько эффективным может быть дизайн геймификации, несколько исследований н...

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Влияние шахмат на мышление и мозг

Данная статья анализирует связь между игрой в шахматы и улучшением умственных способностей и здоровья мозга человека. Исследование показывает, что шахматы обладают значительным позитивным влиянием на интеллект даже при наличии нарушений мозга, вызван...

Эволюция электронного обучения и перспективы развития

Спустя столетия небольших перемен, роль учителя в том виде, как она была традиционно определена и применялась на практике, находится на грани превращения в анахронизм. Новая развивающаяся педагогика использует информационно-коммуникационные технологи...

Применение компьютерных технологий как процесс совершенствования обучения учеников начальных классов

В настоящее время к школам предъявляются все более высокие требования в попытках обеспечить учащимся хорошую подготовку к будущему детей и навигации в сложном мире. Исследования показывают, что компьютерные технологии могут помочь в обучении и что он...

Искусственные нейронные сети. Нейросетевые технологии

В данной статье рассматриваются основные концепции и технологии, лежащие в основе искусственных нейронных сетей (ИНС). Исследование фокусируется на архитектуре нейронных сетей, их обучении и применении в различных областях, таких как распознавание об...

Применение методов теории кооперативных игр в генетике

Анализ данных генной экспрессии требует подходящих инструментов для хранения и использования, соответствующих объемом данных; одной из последних и полезных технологий является технология микрочипов, которые позволяют хранить данные в единой матрице. ...

Особенности дивергентного мышления у детей четырехлетнего возраста: исследование процесса детского мышления при выборе альтернатив

В работе рассмотрены процессы дивергентного мышления (ДМ) у четырехлетних детей. Дети должны были сообщать о своих мыслительных процессах через интерактивные диалоги в процессе выполнения заданий на альтернативное использование предметов. Контент-ана...

Эмоции досады и сожаления как элементы социологии

Социология, как наука, изучает различные процессы и явления в обществе, включая и эмоции человека. Досада и сожаление — это две эмоции, которые тесно связаны с социальной сферой. В данной статье мы рассмотрим элементы социологии, связанные с досадой ...

Применение методов теории кооперативных игр в генетике

Анализ данных генной экспрессии требует подходящих инструментов для хранения и использования, соответствующих объемом данных; одной из последних и полезных технологий является технология микрочипов, которые позволяют хранить данные в единой матрице. ...

Похожие статьи

Геймификация учебного процесса в контексте профессионального образования

Системы геймификации могут способствовать вовлечению учащихся и повышению их успеваемости. Хотя литература на сегодняшний день внесла существенный вклад в объяснение того, насколько эффективным может быть дизайн геймификации, несколько исследований н...

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Влияние шахмат на мышление и мозг

Данная статья анализирует связь между игрой в шахматы и улучшением умственных способностей и здоровья мозга человека. Исследование показывает, что шахматы обладают значительным позитивным влиянием на интеллект даже при наличии нарушений мозга, вызван...

Эволюция электронного обучения и перспективы развития

Спустя столетия небольших перемен, роль учителя в том виде, как она была традиционно определена и применялась на практике, находится на грани превращения в анахронизм. Новая развивающаяся педагогика использует информационно-коммуникационные технологи...

Применение компьютерных технологий как процесс совершенствования обучения учеников начальных классов

В настоящее время к школам предъявляются все более высокие требования в попытках обеспечить учащимся хорошую подготовку к будущему детей и навигации в сложном мире. Исследования показывают, что компьютерные технологии могут помочь в обучении и что он...

Искусственные нейронные сети. Нейросетевые технологии

В данной статье рассматриваются основные концепции и технологии, лежащие в основе искусственных нейронных сетей (ИНС). Исследование фокусируется на архитектуре нейронных сетей, их обучении и применении в различных областях, таких как распознавание об...

Применение методов теории кооперативных игр в генетике

Анализ данных генной экспрессии требует подходящих инструментов для хранения и использования, соответствующих объемом данных; одной из последних и полезных технологий является технология микрочипов, которые позволяют хранить данные в единой матрице. ...

Особенности дивергентного мышления у детей четырехлетнего возраста: исследование процесса детского мышления при выборе альтернатив

В работе рассмотрены процессы дивергентного мышления (ДМ) у четырехлетних детей. Дети должны были сообщать о своих мыслительных процессах через интерактивные диалоги в процессе выполнения заданий на альтернативное использование предметов. Контент-ана...

Эмоции досады и сожаления как элементы социологии

Социология, как наука, изучает различные процессы и явления в обществе, включая и эмоции человека. Досада и сожаление — это две эмоции, которые тесно связаны с социальной сферой. В данной статье мы рассмотрим элементы социологии, связанные с досадой ...

Применение методов теории кооперативных игр в генетике

Анализ данных генной экспрессии требует подходящих инструментов для хранения и использования, соответствующих объемом данных; одной из последних и полезных технологий является технология микрочипов, которые позволяют хранить данные в единой матрице. ...

Задать вопрос