В статье рассматриваются прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как важнейший фактор экономического развития Социалистической Республики Вьетнам на новейшем отрезке ее исторического пути. Проанализирована региональная и отраслевая структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Вьетнама за 1988–2015 гг., выделено 3 основных этапа процесса привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), проанализировано их влияние на экономику регионов страны.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, поток ПИИ, отраслевая структура ПИИ
Введение ипостановка проблемы.
Одним из важнейших факторов, определяющих вектор развития мировой экономики в начале ХХI в., является международное движение капитала. В современных условиях эффективность и перспективы экономического прогресса, небольших государств зависят от степени активности участия в этом процессе. В условиях современной глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала возрастает роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как источника финансирования социально-экономического развития страны. Во второй половине ХХ- начале XXIвв. возможности для самофинансирования устойчивого развития экономики Вьетнама ограничены, в связи с чем возникает необходимость более широкого использования внешних источников финансирования. Это стало возможным благодаря расширению участия страны в глобальной экономике. Закон СРВ от 29 декабря 1987 г. «Об иностранных инвестициях во Вьетнаме» был первым законом, принятым с целью создания необходимого правового поля в области привлечения иностранных инвестиций. В конце августа 2001 г. было принято Постановление правительства № 09/2001/NQ-CP о привлечении и повышении эффективности прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в СРВ, определяющее основные задачи и планы привлечения иностранных инвестиций, а также пути достижения поставленных задач. Первостепенными были названы следующие задачи: разработка списка проектов, требующих привлечения иностранных инвестиций, продолжение совершенствования законодательной базы, регламентирующей прямые иностранные инвестиции; повышение эффективности государственного управления, совершенствование административных процедур; ускорение мобилизации капиталов, инвестиционного процесса; работа по подготовке кадров, технического персонала, действующего в секторе экономики с прямыми иностранными инвестициями.
ПИИ играют важную роль для социально-экономического развития Вьетнама. По данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама, за 1988–2015 гг. Вьетнам привлек 313 млрд. долл. США (в 1,6 раза больше ВВП Вьетнама в 2015 г.) для реализации около 21 290 проектов.
ПИИ пришли во Вьетнам из 183 стран мира, но крупнейшим иностранным инвестором (2185 проектов и 23,2 млрд. долл. США) является Тайвань, за ним следуют Сингапур, Республика Корея, Япония. Изучению проблем ПИИ посвящены исследования, проводимые как международными организациями, так и научными институтами во Вьетнаме и за рубежом. Их работы содержат фундаментальные основы о привлечении и распределении ПИИ во Вьетнаме, международном опыте и уроках для Вьетнама. Автор Нгуег Тхи Кам Тхо [5] проанализировал взаимосвязь между ПИИ и экономическими ростом на уровне провинций Вьетнама (изучены данные для. 61 провинций за период 1996–2013 гг.). Доказано, что ПИИ оказало положительное и статистически значимое влияние на экономический рост во Вьетнаме за период 1996–2013 гг. ПИИ во Вьетнаме в основном сосредоточены в трудоемких и экспортно-ориентированных отраслях обрабатывающей промышленности. Исследование также предоставляет новые данные о роли человеческого капитала и инфраструктуры в области привлечения ПИИ во Вьетнаме. В 2015 г. Азиатский банк развития подготовил доклад о ПИИ во Вьетнаме и посткризисного региональной интеграции [9]. Кроме того, важно упомянуть работу Центра анализа и прогнозирования и Центр политики научно-исследований Вьетнама ….. дать название работы, где проанализировано соотношение между ПИИ и их влиянием на развитие сектора услуг [10].
За время истории привлечения ППИ в экономику Вьетнама нами выделено 3 этапа развития, различающихся по интенсивности процесса.
Этап 1. Начальный период роста (1986–1997 гг.) Закон об иностранных инвестициях, который был принят в 1987 г., стал важной вехой на пути к инновациям во Вьетнаме. С 1988 г. деятельность по привлечению ПИИ поощряется и защищена законом. Поток капитала от ПИИ стал новой экономической движущей силой, являющейся катализатором содействия экономическому росту в частном секторе. В то же время, он породил сотни совместных предприятий, созданных иностранными партнерами и государственными предприятиями, которые активно способствовали повышению конкурентоспособности этого сектора. Период 1988–1996 гг. считается “инвестиционным бумом” когда объемы ежегодно регистрируемых ПИИ достигли почти 7,6 и 9,7 млрд. долл. США соответственно, что в 8 раз выше уровня 1991 г. Общий суммарный капитал достиг 8,5 млрд. долл. США. К 1990 г. ПИИ составили 14 % ВВП страны, в то время как темпы прироста ВВП — 8,8 %. В 1995 г. Вьетнам выглядел достаточно привлекательно для иностранных инвестиций; этому во многом способствовала нормализация дипломатических отношений с США.
Этап 2. Спад под влиянием Азиатского экономического кризиса (1997–2007гг.) Азиатский финансовый кризис повлиял на снижение ПИИ до 1,6 млрд долл. США в 1999 г. Начиная с 1997 г., объем инвестиций снизился на 1/3, и достиг наихудшего показателя в 1999 г. (всего лишь 2,2 млрд. долл. США). Наряду с негативными влияниями азиатского финансового кризиса, изменение и дополнение в Законе об иностранных инвестициях, принятое в 1996 г., тоже служили причиной снижения потока ПИИ. Эти причины не только создали препятствия для притока новых иностранных капиталовложений, но и осложнили работу уже действующих совместных предприятий. Были аннулированы многие проекты в связи с финансовыми трудностями инвесторов, в основном, из таких соседних территорий как Республика Корея и Гонконг (САР КНР).
За 2000–2007 гг. произошло увеличение объема иностранных инвестиций, однако очень низкими темпами и нестабильно, поток иностранных капиталовложений увеличился в четыре раза — с 3142,8 млн. долл. США до 12004,5 млн. долл. США. Прослеживалась тенденция к увеличению числа небольших проектов с объемом инвестиций в несколько миллионов долларов, в результате чего наблюдался рост количества проектов, но он не дал ощутимого прироста объема ПИИ. Это можно объяснить тем, что иностранные инвесторы стали осторожны после кризисов.
Этап 3. Современный период роста (2008–2017 гг.).
Вступление Вьетнама в ВТО в 2007 г. усилило интеграцию страны в мировую экономику и способствовало притоку иностранных инвестиций. Хотя число проектов не увеличилось по сравнению с прошлым годом, но объем ППИ возрос за 2007–2008 гг. с 21347,8 млн. долл. США до 71726,8 млн. долл. США. Этому росту послужил большой интерес иностранных инвесторов к секторам туризма, недвижимости, СМИ и морских портов.
Кризис 2009 г. серьезно повлиял на сокращение ППИ в экономику Вьетнама (рис. 1). Мировой экономический кризис привел к корректировке инвестиционной политики транснациональных компаний, снижению потока ПИИ, усилению конкуренции стран за привлечение ПИИ. За 2009–2011 гг. количество проектов сократилось с 1208 до 1091. Объем поступающего иностранного капитала составлял 15,6 млрд. долл. США. в 2011 г. С 2012 по 2015 ПИИ Вьетнама незначительно увеличилось до 20 млрд. долл.США в 2015 г.
Рис. 1: Динамика объема ППИ (млн. долл. США) и числа проектов во Вьетнаме 1988–2015 гг.Источник: составлено автором по данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама // Официальный сайт Министерства планирования и инвестиций Вьетнама. [Электронный ресурс]: http://www.mpi.gov.vn/en/Pages/default.aspx
В целом, изменения в объеме ПИИ показывают результаты политики по привлечению ПИИ во Вьетнаме. Динамика ППИ тесно связана с интеграционными процессами. Так, в 1995 г. Вьетнам стал членом Ассоциации государства Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в 2007 г. — членом Всемирной торговой организаций. В 1994 г. США отменили экономические санкции против Вьетнам и в 2001 г. было подписано торговое соглашение.. Эти события повлияли на приток ПИИ в экономику Вьетнама. После азиатского финансового кризиса в 1996 г. объем иностранного капитала составляет 8497,3 млн.долл. США, а после вступления в ВТО (2008 г.) — 71726,8 млн.долл. США.
Отраслевая структура ППИ. Отраслевая структура ПИИ в целом соответствует экономической политике государства с упором на индустриализацию и модернизацию. В 1988–2015 гг. структура накопленных ПИИ была представлена следующим образом: промышленность и строительство — 57 %, сельское хозяйство — 2 % и услуги 41 %. Наибольшая доля проектв была реализована в промышленности и строительстве 80 %, на долю сферы услуг и сельского хозяйства приходилось 18 % и 2 %, соответственно.. Наибольшее внимание инвесторы уделяли комплексным услугам, включая гостиницы бизнес-центры и развлекательные центры. В 1990-е гг. ПИИ больше концентрировался в добывающей промышленности и импортозамещении, а с 2000 г. — ПИИ в обрабатывающей промышленности, ориентированной на экспорт, и в сфере услуг. С 2003г. наметилась позитивная тенденция в росте объемов ППИ в аграрный сектор, в отрасли, связанные с переработкой морепродуктов для экспорта.
В соответствии с Законом об инвестициях, принятым в 2005 г., во Вьетнаме установлены 3 основные формы прямых иностранных инвестиций: совместное предприятие, предприятие со 100 % участием иностранного капитала и договор о деловом сотрудничестве. За период 1988–2007 гг. было осуществлено 6 685 проектов с участием 100 % иностранного капитала, общей стоимостью 51,2 млрд. долл. США. Предприятия со 100 % иностранным капиталом занимали первое место как по удельному весу в общем количестве проектов (77,2 %), так и по объему инвестиций (61,6 %). Совместные предприятия — второе место — 1 619 проектов (18,8 %) и 23,8 млрд. долл. (28,7 %), а договор о деловом сотрудничестве — 221 проект (2,5 %) и 4,5 млрд. долл. (5,5 %) соответственно. К концу 2015 г., на предприятия со 100 % участием иностранного капитала приходилось 82 % инвестиционного капитала. Таким образом, наиболее распространенной формой во Вьетнаме являются предприятия со 100 % иностранным капиталом. Это объясняется, главным образом, тем, что из-за недостаточного уровня знаний вьетнамских партнеров, зачастую излишнего вмешательства местных властей возникали случаи, когда невозможно было прийти к общему мнению в решении ключевых вопросов производственной деятельности, что, естественно, неприемлемо для иностранцев, поскольку они вносили большую долю капитала. Имеется тенденция к ограничению участия вьетнамской стороны в СП из-за нехватки финансовых ресурсов и уровня квалификации персонала. Как показал анализ совместных предприятий, вьетнамская сторона в 1988–2005 гг. внесла только 34,2 % от общего объема уставного капитала этих предприятий, при этом 9/10 от этого капитала приходилось на стоимость земельных участков и право на их использование; 8–9 % стоимость имеющихся заводских помещений и другого имущества. Денежные средства занимают только 1–2 %, и они вносятся не всегда. С вьетнамской стороны в деятельности совместных предприятий, как правило, принимали участие государственные предприятия, поэтому во многих случаях имеет место вмешательство государства в организацию и управление хозяйственной деятельностью совместных предприятий. К дополнительным формам инвестиций относятся договора о строительстве-эксплуатации-передаче (ВОТ), строительстве-передаче эксплуатации (ВТО), строительстве — передаче (ВТ), а также проекты по строительству и развитию экспортно-производственных зон (ЭПЗ) и промышленных зон (ПЗ). Во Вьетнаме эта форма инвестиций нашла применение в сооружении ряда объектов энергетики, т. к. это крупные проекты, этим объясняется их малое количество, но значительный объем зарегистрированных ПИИ.
Таблица 1
Формы предприятий ПИИ во Вьетнаме кконцу 2015
ФОРМЫ |
КОЛИЧЕСТВО НОВЫХ ПРОЕКТОВ, шт. |
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ (млрд.долл.США) |
|
1 |
Предприятие со 100 % участием иностранного капитала |
16 506 |
198 |
2 |
Совместное предприятие |
3 321 |
66 |
3 |
Договор о деловом сотрудничестве |
228 |
6,2 |
4 |
BOT, BT, BTO |
14 |
10,6 |
|
Объем |
20 069 |
280,8 |
Источник: Министерства планирования и инвестиций Вьетнама // Официальный сайт Министерства планирования и инвестиций Вьетнама. [Электронный ресурс]: http://www.mpi.gov.vn/en/Pages/default.aspx.
Выводы. Таким образом, иностранные инвестиции играют важную роль для экономики Вьетнама и считаются главными источниками капитала в стране. ПИИ как источник финансирования реального сектора экономики привнесли в страну технологии, новые методы труда и управления, а также помогли создать ключевые отрасли промышленности для индустриализации и модернизации страны. Успехи Вьетнама в привлечении прямых иностранных инвестиций во многом связаны с активизацией интеграции страны в мировой экономике и созданием благоприятной инвестиционной привлекательности страны.
Литература:
- Dao Hong Kuen. Improvement of system of state regulation of foreign economic relations of Vietnam [Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya vneshneekonomicheskikh svyazei V'etnama]: Dissertation abstract. M., 2011.
- Le Duc Tan. Industrial policy of Vietnam [Promyshlennaya politika V'etnama]: Dissertation abstract. M., 2009.
- Luong Kuok Zan. Modernization of a financial system of Vietnam [Modernizatsiya finansovoi sistemy V'etnama]: Dissertation abstract. M., 2011.
- Nguyen Van Loc, Labudin A. V., Murashkin N. V. Reforming of national economy of the republic Vietnam in the modern period [Reformirovanie natsional'noi ekonomiki respubliki v'etnama v sovremennom periode] // Collection of works of economy and management faculty following the results of scientific Research [Sbornik fakul'teta ekonomiki i upravleniya po itogam NIR 2011 goda], 2011. St. Petersburg, SPbSFTU, on January 30, 2012. SPb, 2012.
- Nguyen Thi Kam Tho. Direct foreign investments in Vietnam [Pryamye inostrannye investitsii vo V'etname]: Dissertation abstract. SPb., 2013.
- Министерство планирования и инвестиций Вьетнама. URL: http://www.mpi.gov.vn/en/Pages/default.aspx.
- Главное статистическое бюро Вьетнама. URL: https://www.gso.gov.vn/Default_en.aspx?tabid=491
- Всемирный банк.URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=VN&view=chart
- ADB, Asian economic integration report, [Доклад об экономической интеграции в Азии], 2016
- DEPOCEN, FDI in Vietnam: Is there any evidence of technological spillover effects, 2008