В последние время значительно возрос интерес отечественных исследователей к деятельности политической полиции Российской империи на рубеже XIX-XX вв., поскольку данный период считается временем расцвета и одновременно заката российской дореволюционной службы государственной безопасности. Создание целостного представления о деятельности российской полиции позднеимперского периода невозможно без анализа функционирования органов политического сыска на локальном, региональном уровне. В данной связи исследование деятельности Воронежского губернского жандармского управления в 1880–1917 гг. представляется, безусловно, актуальным.
Анализ деятельности ВГЖУ опирается на работы З. И. Перегудовой [1] и В. Г. Шамаева [5]. Так, в монографии «Политический сыск России (1880–1917)» З. И. Перегудова исследует проблемы функционирования российских правоохранительных органов и политической полиции начиная с 1880 г., когда было ликвидировано Третье отделение с. е.и.в.к. и создан Департамент государственной полиции, и заканчивая их ликвидацией в марте 1917 г. Автор дает характеристику рассматриваемых органов вне зависимости от политической ситуации, что дает возможность оценить их работу более объективно. В исследовании Шамаева В. Г. «На страже государственной безопасности: из истории Воронежского губернского жандармского управления» на основе документов из фондов Государственного архива Воронежской области анализируется работа ВГЖУ с момента становления в качестве политического института и до ликвидации в 1917 г., при этом автор увязывает деятельность жандармов с существовавшей политической обстановкой.
Источниковая база исследования опирается на законодательную базу функционирования российской жандармерии. Ее составляют законодательные акты, находящиеся в Полном собрании законов Российской империи (второе и третье издания), дающие представление о структуре органов политического сыска, правовом положении Отдельного корпуса жандармов. Дополняют базу нормативных источников подзаконные акты — циркулярные предписания и распоряжения Министерства внутренних дел.
9 сентября 1867 г. было высочайше утверждено одобренное Военным советом «Положение о Корпусе жандармов» [3], а также штаты различных жандармских частей, что ознаменовало собой образование губернских жандармских управлений.
Территория Российской империи была разделена первоначально на 5, а затем на 8 жандармских округов. «Во главе каждого округа стоял жандармский генерал, возглавлявший окружное управление и подчинявшийся непосредственно шефу жандармов. Округ делился на «отделения», охватывающие от 1 до 3 губерний. Во главе «отделения» стоял жандармский штаб-офицер. Воронежское жандармское управление входило в 7-й (Казанский) округ». [5, с. 75–76].
Начальнику Корпуса жандармского управления подчинялись губернские жандармские части и чины. По строевой части ГЖУ подчинялись Главному управлению корпуса жандармов в лице шефа жандармов, а по оперативной части — III Отделению Собственной его императорского величества канцелярии, которое в свою очередь подчинялась императору.
В 1880 г. III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии было упразднено. Отдельный корпус жандармов перешел в распоряжение Министерства внутренних дел с одновременным подчинением Военному министерству.
Законодатели первоначально возложили на рассматриваемый нами институт обязанности политического розыск и производства дознаний по государственным преступлениям. Однако с 1880 г. в деятельности ВГЖУ происходят коренные перемены. Так, 1 марта 1882 г. министр внутренних дел, генерал-адъютант граф Игнатьев Н. П. утвердил положение о негласном (секретном) полицейском надзоре. 12 марта 1882 г. он же подписал «Положение о полицейском надзоре» [4], содержащее ряд статей, в которых более точно прописывались обязанности жандармов, в частности ведение особых списков о лицах, отданных под негласный надзор полиции, и контроль за их перемещениями. Таким образом, с 1882 г. обязанности жандармов расширяются. К ним добавляется политический надзор, который в свою очередь подразделяется на наблюдение гласное и негласное.
Нельзя обойти стороной деятельность ВГЖУ в период нарастания революционного движения. Еще 15 октября 1898 г. начальник Воронежского ГЖУ полковник Николай Васильевич Васильев получил от директора Департамента полиции письмо за № 2834, в котором шла речь о необходимости сдерживания революционных идей и полного обзора деятельности тех или иных организаций революционного характера. [5, с. 121–122]. Сам Васильев в условиях нарастающей революции писал: «Убить идею нельзя. Эволюция человеческой мысли совершается безостановочно, неудержимо трансформируя взгляды, убеждения, а затем и социальный строй жизни народов. История революционных движений учит нас, что остановить ход крупных исторических событий невозможно, как невозможно человеку остановить вращение Земли». [1, с. 324].Эти слова ярко характеризуют отношение самой полиции к происходящим в стране событиям.
В период распространения революционных идей большую часть времени жандармов занимала борьба с печатной продукцией нелегального характера. Если в 1903 г. обнаружение хотя бы одного экземпляра подобного произведения давало почву для делопроизводства по ст.1035 Устава уголовного судопроизводства дознания (чаще всего такое дознание оставалось безрезультативным и прекращалось), то затемДепартамент полиции по соглашению с министерством юстиции предложил начальникам жандармских управлений: «при обнаружении в подведомственном районе печатных или иным способом изготовленных листков, брошюр и вообще сочинений противоправительственного характера приступать к производству дознаний в порядке, указанном статьей 1035 и следующих статей Уст. угол. суд., или при наличности указаний на лиц, виновных в составлении, распространении или хранении изданий, или в случаях нахождения их среди сельского населения, или при массовых появлениях однородной нелегальной литературы, хотя бы и при неимении сведений о виновных, так как такому появлению обыкновенно предшествует образование в местах распространения преступных кружков; во всех же остальных случаях ограничиваться установлением негласного наблюдения и розыска. К дознанию переходить после выяснения таким способам виновных». [5, с. 126–128].
Недооценка властями происходящих в стране событий, недостаток информации привели к революционным потрясениям 1905 г. С целью контроля над ситуацией на местах в июне 1905 г. генерал Трепов разослал циркуляр губернаторам, градоначальникам, обер-полицмейстеру и начальникам губернских и областных жандармских управлений, в котором выдвигал следующие требования к чинам полиции и жандармским управлениям:
- «Чины городской и уездной полиции должны обладать осведомленностью обо всяких готовящихся беспорядках, а также принимать меры для их ликвидации на стадии возникновения, не допуская их развития до масштабов, требующих привлечения значительной военной силы.
- Прекращение беспорядка полицией не может ограничиваться одним удалением с мест беспорядков нарушителей. В обязанности полиции входит выяснение зачинщиков, руководителей и участников беспорядков.
- Между чинами жандармскими и чинами полиции должны быть постоянно поддерживаемые отношения взаимного осведомления для совместных целесообразных действий.
- Начальники жандармских управлений обязаны обо всех собранных ими сведениях ставить в известность местных губернаторов и начальников полиции, которым принадлежит главное руководительство действиями подчиненных им чинов». [5, с. 132–134].
Однако в связи с изданием Манифеста 17 октября происходят изменения и в работе полиции и жандармерии, утратившими возможность наказывать или наблюдать за человеком при малейшей на то причине. Уже 29 октября 1905 г. начальник ВГЖУ полковник Тархов получил секретный циркуляр с требованием либерализации в деятельности полиции.
В годы первой мировой войны, ставшие последними годами существования царизма, росло революционное движение. Резко возрос объем задач, стоящих перед ВГЖУ: выявление шпионажа, наблюдение за железнодорожными станциями, где скапливались воинские эшелоны, с целью недопущения антивоенной пропаганды, надзор за политически неблагонадежными. Департамент полиции указывал на необходимость принятия самых решительных мер к недопущению каких бы то ни было выступлений со стороны рабочего элемента. Вместе с тем, деятельность местной общей и жандармской полиции по отношению к забастовкам должна была носить лишь предупредительный характер. В частности, указывалось, что «общая полиция должна озабочиваться собиранием осведомительного материала о настроении рабочих и доносить о сем губернатору для зависящих распоряжений. К ведению жандармской полиции относится освещение настроения рабочих, главным образом, с политической стороны. Ни общая, ни жандармская полиция не принимают самостоятельно никаких мер по вопросам, касающимся взаимных отношений предпринимателей и рабочих и забастовочных движений. В частности, чины полиции не должны вступать в переговоры ни с рабочими, ни с работодателями в целях склонения сторон к соглашению». [5, с. 140–141].
Несмотря на все усилия полиции и жандармерии революционную угрозу не удалось ликвидировать, и 23 февраля 1917 г. в России началась революция. Крушение монархии привело к упразднению Отдельного корпуса жандармов. Жандармские управления громились озлобленной толпой, уничтожавшей документы, оперативную картотеку, агентурные данные и наработки. В Воронеже жандармерия и полиция были разоружены 4 марта 1917 года.
Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что деятельность ВГЖУ на рубеже XIX-XX вв. напрямую завесила как от внутриполитической, так и от внешнеполитической ситуации в Российской империи. Полномочия ВГЖУ эволюционировали и расширялись в связи с менявшейся политической обстановкой, возраставшей революционной активностью масс и участием России в первой мировой войне.
Литература:
- Перегудова З. И. Политический сыск России (1880–1917) / З. И. Перегудова. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. — 432 с.
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе и третье. — СПб.: Государственная типография, 1885–1916.
- Положение о Корпусе жандармов // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. — СПб, 1830. — Том II. — № 811.
- Положение о полицейском надзоре // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб, 1885. — Том II. — № 717.
- Шамаев В. Г. На страже государственной безопасности: из истории Воронежского губернского жандармского управления / В. Г. Шамаев. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. — 208 с.