Особенности права и правовой культуры Западной Европы в эпоху Средневековья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 386 раз

Библиографическое описание:

Хоружий В. В. Особенности права и правовой культуры Западной Европы в эпоху Средневековья // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 485-488. — URL https://moluch.ru/archive/147/41437/ (дата обращения: 23.02.2019).



Статья посвящена анализу основных характеристик средневекового права и правовой культуры на примере законодательства стран Западной Европы.

Ключевые слова: правовая культура, обычное право, сервы, вассал, рента, оброк, надел, каноническое право, ордалия

Правовая культура западноевропейского средневековья подарила современной мировой цивилизации такие институты как английский суд присяжных, траст (институт доверительной собственности), следственно-розыскной судебный процесс, явившийся более прогрессивной формой, по сравнению с обвинительным процессом. Именно в это время возрождается применение норм римского частного права, принципы и конструкции которого стали источником всей мировой правовой культуры.

Для раннего средневековья было характерно преобладание так называемого обычного права. Средневековье — время, когда каждый человек стал зависеть от своего сеньора. Это подчинение получило правовое основание. В IX-XI вв. в западноевропейских государствах стало общим правилом положение о том, что «нет человека без господина». Например, Законы Этельберта предписывали каждому свободному человеку в Англии найти себе лорда [1, с. 124].

Власть была сопряжена с землевладением. Во Франции право собственности приобрело наиболее классическую форму, свойственную всему средневековому западноевропейскому праву. Для него была характерна иерархическая структура, условность, ограниченный характер. В X-XI веках наблюдается процесс передачи земельной собственности королю, крупным земельным собственникам, церкви с получением их обратно в виде феодов — наследственных держаний.

Вассал имел право владения и пользования землей. Все доходы с этой земли считались его собственностью. Однако в праве распоряжения он был ограничен: не мог отчуждать, не мог распорядиться на случай своей смерти. Лишь с XIII века у вассалов появляется право отчуждать феоды без согласия сеньоров, но при условии особой платы. Существенные особенности отличали правовое положение крестьянского надела. В период раннего средневековья во Франции сложилось два вида крестьянского землевладения — землевладение лично зависимых крестьян (сервов) и землевладение лично свободных крестьян {вилланов). Крестьянский надел серва находился в его владении и пользовании. Этот участок был в «мертвой руке», т. е. без разрешения господина серв не имел права совершать с этим участком никаких сделок. Даже в случае смерти все имущество серва переходило господину. Такое правило «мертвой руки» просуществовало в средневековом праве до XIII в. Затем этот надел стал передаваться по наследству при условии уплаты господину. Теперь за владение и пользование земельным наделом сервы ежегодно платили господину натуральный и денежный оброк. Зависимость от господина определялась еще рядом прав господина, например, право «первой брачной ночи». Сервы подлежали суду своего господина, который осуществлял над ними как судебную, так и внесудебную расправу.

Наделы лично свободных крестьян — это земельные участки, за которые было необходимо нести повинности в пользу сеньора, которые определялись обычным правом. Земельно-правовые отношения между сеньором и свободным держателем по французскому обычному праву характеризовались следующими чертами:

1) свободный держатель обязан был периодически, когда этого потребует сеньор признавать зависимость своего земельного участка от сеньора; 2) сеньор получал ежегодную подать, а кроме этого мог потребовать десятину или отработку барщины от 3 до 12 дней в году; 3) сеньор имел право на баналитеты, что являлось правом на получение взносов за использование крестьянином мельницы сеньора, чтобы смолоть зерно, возможности давить виноград на его прессе, печь хлеб в его пекарне и т. п.; 4) за сеньором закреплялось исключительное право охоты на крестьянских землях.

Свободный держатель имел широкие права по распоряжению своим наделом: оставить в наследство, подарить, заложить, без разрешения сеньора, который, однако, при перемене владельца получал пошлину. Все повинности в его пользу сохранялись. Обычное право Франции еще не закрепило такого понятия, как право собственности. При рассмотрении споров по вопросам права на недвижимость имелось в виду такое понятие, как владение.

Под владением понимали такое право лица над вещью, которое в случае его несоблюдения можно быто защитить в судебном порядке. Многие поздние обычаи предусматривали передачу владения путем простого оформления соответствующего договора. Одним из самых распространенных договоров был договор займа. Каноническое право запрещало взыскание процентов по займу. Для того, чтобы обойти этот запрет существовало несколько путей. Например, заключался договор об установлении ренты, при котором лицо, приняв в долг определенную сумму денег, обязывалось заимодателю уплатить определенную денежную ренту.

Способом обхода этого запрета являлся также залог, который в XVII—XVIII веках превратился в ипотеку. Кредитор получал земельный участок должника во владение не прямой передачей, а через запись в залоговой книге. И хотя в это время все большее значение при заключении сделок начинают приобретать документы, в крестьянской среде все еще предпочитают следовать обычаям. Например, при переходе земли продолжали призывать 12 свидетелей и 12 мальчиков. Каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, драли уши и давали пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем.

Правовые обычаи с течением времени записывались и включались в различные письменные документы: хартии, жалованные грамоты и т. п. В них находят четкое определение привилегии сеньоров и обязанности вассалов, горожан, крестьян. Формы регуляции феодальных отношений были сходны в различных правовых обычаях, что даже при сохранении местных различий позволяло выявить тождественность многих институтов и правовых подходов того времени. Это позволяло уже средневековым юристам находить в них определенную систему.

Так, в XI веке появляются первые сборники (обычно в городах) с изложением основных принципов феодального права. Примером могут служить «Обычаи Барселоны» (1068 г.), а также работа миланского ученого Умберто де Орто под названием «Обычаи феодов», в которой автор по существу впервые сделал попытку систематического изложения обычного феодального права. В более поздний период появляются другие частные записи правовых обычаев с попыткой их теоретического осмысления («Саксонское зерцало» в Германии и т. д.).

Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций правовые обычаи, получившие основательную доктринальную обработку, стали одним из элементов национальной правовой культуры в общеевропейском масштабе.

Другой отличительной особенностью средневекового права стало господство религиозного мировоззрения и верноподданства.

Основой нравственности стала вера и верность. Если античный человек должен быть справедливым, то средневековый — верным. Король Англии Альфред (871–901 гг.) в своем судебнике «Правда Альфреда» прямо говорит, что «Христос приказал, чтобы каждый любил своего господина (глафорда) как самого себя… Так предписываем мы и в отношении всeх людей... кто замыслит на жизнь своего господина (глафорда), тот отвечает своей жизнью и всем, чем обладает, или пусть очистится (в соответствии с) вергельдом своего господина (глафорда)» [1, с. 128].

Карл Великий (768–814 гг.), король Франкского королевства, умножает число земельных дарений — бенефициев людям, чьей верностью он хотел бы заручиться. А Генрих II (1154–1189 гг.) наделяет английских разъездных судей правом принимать от графов, баронов и рыцарей клятву верности королю. Если кто-то отказывался принести присягу, то он подлежал аресту как враг короля.

Философия права эпохи средневековья характеризовалась стремлением к освобождению от земных уз, перенесением идеалов в загробную жизнь. Церковь овладевает человеком при помощи государства, которое она обращает в средство для утверждения своей власти. Государство и церковь сливаются в одно целое, нормы права совпадают с религиозными канонами.

Для средневековых сводов правовых обычаев и законов характерно санкционирование правом предписаний религии, смешение правовых и религиозных норм, регулирование правом чисто религиозных сфер. В введении к англосаксонскому своду XI в. «Правда Альфреда» содержатся обширные извлечения из Ветхого Завета, апостольских посланий, воспроизводятся 10 заповедей. Королевские акты обязывали подданных под угрозой наказания подчиняться решениям церковных судов, которым подлежали прежде всего студенты, учителя, певчие, крестоносцы во время их походов, паломники, сироты, прокаженные. «Если кто-либо украдет что-нибудь в церкви, то возместит он стоимость украденного и (уплатит) штраф, соответствующий этому возмещению, и отрубят руку, которой он это совершил» [1, с. 127].

Силу закона придавали правовые нормы канонам, церковным правилам, предусматривавшим уплату десятины, налога в пользу церкви. Гражданские и уголовные дела рассматривались на основании норм канонического права. Религия господствовала в области правосознания, «преступное» отождествлялось с «греховным» [2, с. 190]. В ряде юридических сборников преступника предписывалось подвергать как уголовным, так и религиозным наказаниям. В судопроизводстве в качестве доказательств обращались к богу. Принося присягу перед судом, в подтверждение правдивости своих показаний и обвинитель, и обвиняемый возлагали руку на Евангелие, клялись именем бога или святого.

Для проверки виновности обвиняемого применялась ордалия — «суд божий»: нужно было достать кольцо из кипятка, прыгнуть в реку с быстрым течением, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т. д. Испытание огнём состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным. Утонувший в реке считался оправданным — Бог его забрал в лучший мир, он раньше попал на небо. Если не утонул, то следовала смертная казнь.

Таким образом, главным доказательством истины было доказательство чудом, в основе которого лежала формула «Бог на стороне правого». Считалось, что чудеса могли случиться в жизни каждого. В знаменитом произведении начала XIII в. «Чудеса Девы» Готье де Куэнси рассказывается о том, как Дева Мария сочувствует и помогает своим приверженцам. В течение трех суток она своими руками поддерживает повешенного вора, сохраняя ему жизнь. Вор же, прежде чем идти воровать, никогда не забывал вознести молитву Марии.

В сознании средневекового человека еще не утвердилось современное представление о том, что преступником может являться только человек. Арестовывали, сажали в тюрьму и судили животных, насекомых и даже неодушевленные предметы. С ними обходились по всем правилам тогдашнего судопроизводства, начиная от обвинения, пыток, следствия, вынесения приговора и заканчивая наказанием. В 1473 году разбиралось дело о майских жуках перед духовным судом Лозанны. Бенедикт Монсеродский, епископ Лозаннский, выслушав жалобу против личинок майского жука, постановил изгнать их, так как они не явились на суд.

Знаменитый средневековый юрист Шасене, президент Прованского парламента, даже приобрел известность, защищая крыс, которых призвал к ответу Отенский епископ. Шасене в защитительной речи начал с того, что не все крысы получили повестки в суд по причине распространенности их жительства. Кроме того, крысы боятся кошек. И наконец, адвокат потребовал, чтобы крыс судили каждую в отдельности, персонально.

Уже в раннесредневековом законодательстве появляется принцип персональности права, чуждый, например, римской юридической традиции. В варварском королевстве люди не подлежали действию единого закона, распространяющегося на всех жителей его территории, но каждого человека судили по правовому обычаю той этнической группы, к которой он принадлежал: франка — по франкскому обычаю, бургунда — по бургундскому, а римлянина — по римскому праву. Отсюда и удивительные расхождения, когда за одно и то же преступление римлянин, например, наказывался смертью, а бургунд — штрафом. Сила традиции, обычая лежала в основе средневекового права. Корни обычая уходили в незапамятные времена и восходили к истокам коллективной памяти.

В 1252 году возник конфликт между зависимыми крестьянами собора Парижской богоматери в Орли и канониками. Крестьяне утверждали, что они не должны платить подать, тогда как каноники стали утверждать, что молва говорит обратное. Обратились за помощью к двум старым жителям данной местности, один из них был мэр Корбреза, которому было более семидесяти лет. Он сказал, что, согласно молве, крестьяне должны платить подать, поскольку именно так было «с незапамятных времен». Вторым свидетелем выступил архидиакон Жан, который заявил, что видел «старые свитки», где было записано, что каноники имеют право облагать податью жителей Орли. Он слышал, что такой обычай существовал.

Разобщенность населения и хозяйства, сложная социальная и правовая структура средневекового общества питали тенденцию, характерную для всего средневековья, к обособлению права, к выделению своего особого права для разных территорий, для социальных групп населения — городского, ленного; норм, регламентировавших правовой статус крестьян, ремесленников и т. п. Это явление получило впоследствии название юридического партикуляризма. Исключение составляла лишь средневековая Англия.

Средневековое право систематизировало множество правовых норм. Нельзя не согласиться с тем, что «нормативная сфера культуры фиксирует определенные границы поведения, деятельности, выход за которые ввергает индивида в бессмыслицу. Именно то, что признано в социуме как запрет, идентифицирует принадлежность к той или иной социокультурной группе через их представление о нежелательном и не-должном» [3, с. 82]. Именно эти границы поведения и определяло право в средневековом мире.

Литература:

  1. Гущина Л. И., Епифанова Е. В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие. Ч.1. Краснодар: Манускрипт, 2015. — 148 с.
  2. Гущина Л.И, Епифанова Е. В. Всеобщая история. Государство и право: учебное пособие. Краснодар: Манускрипт, 2014. — 384 с.
  3. Хоружая, С. В. Смысловая сфера культуры: модусы кризисного развития: дис. … д-ра филос. наук: 24.00.01/ Светлана Владимировна Хоружая; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону, 2008. — 247 л.
Основные термины (генерируются автоматически): свободный держатель, господин, правовая культура, обычай, IX-XI, серв, сеньор, рука, раннее средневековье, норма, надел, крестьянин, граница поведения, время, владение, X-XI, суд.


Ключевые слова

правовая культура, обычное право, рента, сервы, вассал, оброк, надел, каноническое право, ордалия

Похожие статьи

Права на землю в средневековой Англии | Статья в журнале...

...земли были широко распространены среди крестьян Восточной Англии уже в XI-XII вв.

Из их работ также ясно, что часть земли находилась у свободных держателей вне манора.

Далее, следует заметить, что маноры не представляют территории с прочными границами.

Средневековая система наказаний в Германии и России

Если преступник попадал в руки правосудия, то наказывался жестоко, символично и публично.

Сопоставляя нормы Каролины и Судебника 1550 г., следует отметить, что Каролина представляется

— 490 с. Рогов В. А. История государства и права России IX — начала XX вв.

Правовая культура населения | Статья в журнале...

Правовая культура населения. Автор: Чубоева Озода Кувонбековна.

В обиходной жизни мы забываем об ограничении правил и норм поведения, но они все же остаются для нас незыблемыми.

Выступление на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Парадигма «свободных искусств» как реальность средневековой...

Господствовала та точка зрения, что проводилась дидактической литературой раннего Средневековья, т.е. точка

Следовательно, как свободное искусство ее издавна изучали в школах. Однако в XI в. логика

Такие трактаты получили широкое распространение в VIII-IX вв...

Национально-культурные аспекты перевода юридического текста

Именно перевод является посредником в процессе понимания разных культур, в осуществлении контактов и общении между ними. Главенствующую роль в процессе перевода юридического текста играет не только обладание социальными знаниями правовых норм...

Римское право. Гражданское и уголовное судопроизводство

На современном этапе о развития одной из главных правовых форм коллективного участия

Во времена империи, источником для дальнейшего развития римского права были эдикты

– — другая форма, упрощенная, появилась в конце XI столетия и называлась формулярной.

Зарождение университетского образования в Западной Европе

Появляются факультеты свободных искусств, по окончанию которых имеется возможность учиться на медицинском, правовом и теологическом факультете.

Однако университеты раннего средневековья по своей учебной программе, организации и используемым методам...

Нетрадиционные источники гражданского процессуального права

Структуре системы характерно отраслевое дробление правовых норм.

Обычай представляет собой исторически сложившееся, устойчивое правило поведения, которое стало

Правовой обычай свободно используется в отечественном гражданском праве.

Обычай делового оборота как источник Гражданского права

Создателями обычно-правовых норм, чье поведение и формирует обычай, выступают сами субъекты, реализующие принадлежащие им субъективные гражданские права. В обычаях делового оборота раскрывается культура взаимоотношений сторон гражданских...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Права на землю в средневековой Англии | Статья в журнале...

...земли были широко распространены среди крестьян Восточной Англии уже в XI-XII вв.

Из их работ также ясно, что часть земли находилась у свободных держателей вне манора.

Далее, следует заметить, что маноры не представляют территории с прочными границами.

Средневековая система наказаний в Германии и России

Если преступник попадал в руки правосудия, то наказывался жестоко, символично и публично.

Сопоставляя нормы Каролины и Судебника 1550 г., следует отметить, что Каролина представляется

— 490 с. Рогов В. А. История государства и права России IX — начала XX вв.

Правовая культура населения | Статья в журнале...

Правовая культура населения. Автор: Чубоева Озода Кувонбековна.

В обиходной жизни мы забываем об ограничении правил и норм поведения, но они все же остаются для нас незыблемыми.

Выступление на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Парадигма «свободных искусств» как реальность средневековой...

Господствовала та точка зрения, что проводилась дидактической литературой раннего Средневековья, т.е. точка

Следовательно, как свободное искусство ее издавна изучали в школах. Однако в XI в. логика

Такие трактаты получили широкое распространение в VIII-IX вв...

Национально-культурные аспекты перевода юридического текста

Именно перевод является посредником в процессе понимания разных культур, в осуществлении контактов и общении между ними. Главенствующую роль в процессе перевода юридического текста играет не только обладание социальными знаниями правовых норм...

Римское право. Гражданское и уголовное судопроизводство

На современном этапе о развития одной из главных правовых форм коллективного участия

Во времена империи, источником для дальнейшего развития римского права были эдикты

– — другая форма, упрощенная, появилась в конце XI столетия и называлась формулярной.

Зарождение университетского образования в Западной Европе

Появляются факультеты свободных искусств, по окончанию которых имеется возможность учиться на медицинском, правовом и теологическом факультете.

Однако университеты раннего средневековья по своей учебной программе, организации и используемым методам...

Нетрадиционные источники гражданского процессуального права

Структуре системы характерно отраслевое дробление правовых норм.

Обычай представляет собой исторически сложившееся, устойчивое правило поведения, которое стало

Правовой обычай свободно используется в отечественном гражданском праве.

Обычай делового оборота как источник Гражданского права

Создателями обычно-правовых норм, чье поведение и формирует обычай, выступают сами субъекты, реализующие принадлежащие им субъективные гражданские права. В обычаях делового оборота раскрывается культура взаимоотношений сторон гражданских...

Задать вопрос