Признание завещания недействительным | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 1525 раз

Библиографическое описание:

Момотова, М. А. Признание завещания недействительным / М. А. Момотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41376/ (дата обращения: 05.10.2024).



Единственным способом распорядиться своим имуществом на случай смерти является составление завещания. Именно оно позволяет выразить последнюю волю умершего человека. Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства [1]. В научной литературе неоднократно отмечался тот факт, что сложность отношений наследования по завещанию заключается в необходимости согласования интересов различных субъектов — наследников по закону, наследников по завещанию, обязательных наследников, завещателя, а также общества и государства и целом [3].

Свобода завещания может в дальнейшем привести к ряду споров со стороны наследников. Чаще всего споры могут возникать из-за того, что наследодатель не включил в список наследников тех, кто являлся бы ими, наследуй они по закону. Юридическим средством решения споров о наследовании является обращение заинтересованных лиц в суд с требованием о признании завещания недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки (ст. 1131 ГК РФ [1]). Данная категория дел рассматривается в порядке искового производства в судах общей юрисдикции.

Самой частой причиной обращения в суд с иском о признании завещания недействительным является — недееспособность наследодателя. Как показывает нотариальная практика такие случаи — самые часто встречающиеся и трудноразрешимые, так как выявить способность наследодателя понимать значение своих действий и руководить ими крайне сложно. Исходя из ГК РФ под гражданской дееспособностью понимается: способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ [1]).

При удостоверении завещания нотариус путем проверки документов подтверждающих достижение полной дееспособности, а также в процессе беседы с клиентом определяет возможность гражданина понимать значение и характер своих действий. Согласно пункту 5 «Методических Рекомендаций по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания» для подтверждения наличия у гражданина дееспособности в полном объеме нотариус истребует:

− паспорт для подтверждения возраста и личности (так как дееспособность наступает в полном объеме с 18 лет);

− свидетельство о регистрации брака;

− документ об эмансипации (для несовершеннолетних) [4].

Поэтому можно сделать вывод о том, что если родственники наследодателя или непосредственно сам наследодатель умалчивает факт недееспособности, не имеет явно выраженных признаков психического расстройства, то, скорее всего, он будет признан дееспособным, а завещание нотариус с большой вероятностью заверит.

Как мы можем увидеть из вышесказанного, арсенал для проверки дееспособности гражданина, желающего составить завещание, у нотариуса очень маленький. Чаще всего, одной беседы недостаточно для того, чтобы определить дееспособность гражданина. Требуются специальные навыки эксперта-психиатра, чтобы понять какой человек находится перед нотариусом. Данная задача является не всегда выполнимой для человека, не обладающего специальными познаниями в области психиатрии. Она под силу специалистам, обладающими специальными знаниями в медицинской области — психиатрии. Насколько нам известно, закон не предъявляет к нотариусу требований о наличии медицинского образования.

На наш взгляд, возможно, стоило бы ввести в штат нотариальных контор специалиста психолога, для того, чтобы в дальнейшем избежать нотариального удостоверения завещания у недееспособного человека.

В 1997 г. в газете «Известия» была опубликована статья «Можно стать идиотом и после смерти», в которой сообщалось, что если завещатель при жизни был нормальным человеком, то совсем нетрудно доказать, что в момент составления завещания он не понимал значения своих действий. Главная причина, побуждающая родственников предъявлять такие иски — это борьба за собственность [3].

При оспаривании завещания по указанному основанию важно суметь доказать, что дееспособный завещатель в момент составления завещания был в таком состоянии, что не мог руководить своими действиями и отвечать за их последствия. Установление таких фактов вызывает большие затруднения в суде, так как на момент проведения судебного заседания наследодатель уже умер. Поэтому в качестве доказательств могут выступать объяснения сторон, показания свидетелей — коллег по работе, соседей, друзей, врача наследодателя. Например, свидетели могут рассказать об особенностях характера наследодателя: излишняя вспыльчивость, мнительность, злоупотребление спиртными, наркотическими веществами; о состоянии здоровья; о каких-либо происшествиях предшествующих составлению завещания: смерть близкого человека, перенесение тяжелой болезни. Также в качестве доказательств могут выступать медицинские документы, содержащие сведения о состоянии здоровья завещателя.

При рассмотрении судом дел о признании завещания недействительным чаще всего приходится прибегать к судебным экспертизам. Экспертиза позволяет определить наличие у субъекта психологического критерия: неспособность субъекта в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и в полной мере сознательно управлять ими; причины такой неспособности.

Для установления факта нарушения субъективной стороны завещания возможно назначение различных видов экспертиз: судебно-психологической, судебно-психологической с участием эксперта-геронтолога (в случае составления завещания лицом преклонного возраста), психолого-психиатрической (если завещатель страдал психическим заболеванием) и другие [3].

Необходимость назначения экспертизы определяется судом. Как показывает судебная практика, если наследодатель при жизни не стоял на учете в психиатрическом диспансере, а при жизни у него не наблюдалось психических расстройств — суд может отказать в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы, что с нашей точки зрения является вполне обоснованным и правомерным решением.

Таким образом, если суд все-таки назначает экспертизу, итог таковой будет носить, лишь вероятностный, предположительный характер. Так как судебно-психологическая экспертиза в своей деятельности будет руководствоваться лишь изучением материалов, характеризирующих личность наследодателя без его личного обследования [5].

Таким образом, следует согласиться с мнением авторов, которые предполагают, что действующее законодательство, в том числе и нотариальное, несовершенно. Оно не только не содержит каких-либо указаний определенного механизма установления дееспособности, оно не имеет даже правовых оснований для выполнения нотариусом ряда необходимых для этого действий.

Нотариус лишен возможности назначать психиатрическую экспертизу, которая могла бы дать заключение о дееспособности гражданина в случаях, когда это необходимо. У нотариуса нет возможности запрашивать из медицинских учреждений сведения, обращаться за помощью к специалистам-психиатрам для получения официальной справки о состоянии гражданина, так как в соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» такие сведения относятся к врачебной тайне [2].

При этом показания самого нотариуса не всегда принимаются судом. Например, согласно решению Ленинского районного суда г. Краснодара по иску о признании завещания недействительным суд выслушал пояснения нотариуса о том, что у него не возникло сомнений в дееспособности завещателя.

В решении суд указал, что действующее законодательство не содержит каких-либо регламентирующих начал, порядка и процессуальных подходов по выполнению этой обязанности. В законодательстве не регламентированы и общие признаки поведения гражданина, которые могли бы поставить под сомнение его способность понимать значение своих действий и руководить ими. Суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах показания нотариуса не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска [6].

Таким образом, из-за недостаточного правового регулирования нотариальных действий возникает проблема с выражением последней воли гражданина. Становится более реальна ситуация, когда из-за того, что наследникам не нравится завещание наследодателя — они обращаются в суд для признания завещателя недееспособным на момент составления завещания и отмены самого завещания.

Снизить количество необоснованных нарушений свободы завещания в результате признания последнего недействительным позволит обязательное получение завещателем справки от врача-психиатра об отсутствии психических заболеваний, которую необходимо будет представить нотариусу для удостоверения завещания. Или составление общероссийской базы по гражданам, признанным частично или полностью недееспособными с доступом в неё нотариусов.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.
  2. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 20 августа 1992 г. № 33. ст. 1913.
  3. Аверченко О. С. Признание завещания недействительным как нарушение принципа свободы завещания: выводы и рекомендации // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. часть I. — Новосибирск: СибАК, 2012.
  4. «Методические рекомендации по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания» (утв. Решением Правления ФНП от 01–02.07.2004 Протокол № 04/04)
  5. Холопова Е. Н. Посмертные судебно-психологические экспертизы по гражданским делам // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 10.
  6. Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 24.07.2005 по делу № 2–550/06 // Архив Ленинского районного суда г. Краснодара. 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): признание завещания, суд, ГК РФ, действие, момент составления завещания, нотариус, дееспособность гражданина, качество доказательств, полная мера, полный объем.


Задать вопрос