От учителя-«инноватора» — к инновационному педагогическому коллективу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 2453 раза

Библиографическое описание:

Сиддикова, Г. Ш. От учителя-«инноватора» — к инновационному педагогическому коллективу / Г. Ш. Сиддикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 604-607. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41294/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье освещены вопросы организации инновационной деятельности педагогического коллектива, раскрыта сущность инновационных процессов, последовательность введения инноваций. На примере подготовки учителями «мастер-класса» показано, что инновационная деятельность отдельных педагогов служит основой для привлечения к педагогическому творчеству коллектива школы.

Ключевые слова: инновация, педагогический процесс, учитель-инноватор, мастер-класс, семинар-тренинг, презентация, инновационные идеи, саморазвитие

Важнейшим фактором стабильности и эффективности деятельности образовательных учреждений являются формирующиеся и развивающиеся педагогические коллективы.

Для раскрытия сути и специфики развития педагогического коллектива в процессе его инновационной деятельности, целесообразно вначале определить понятие «педагогический коллектив».

В педагогической энциклопедии коллектив определяется как “социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения”.

Достаточно интересным, на наш взгляд, является определение инновационного коллектива, предложенное Н.Н. Фетискиным. Он определяет такой коллектив как “группу работников, занимающуюся созданием и распространением методов социально-педагогического проектирования в тесном взаимодействии с психолого-педагогическими группами и представителями методологического профиля”.

Инновационная деятельность занимает особое место в организации педагогического коллектива (ПК). Она является наиболее универсальным и эффективным средством достижения совместного результата воспитательной деятельности ПК.

Инновационная деятельность в образовательной сфере тем более сложна и ответственна, что связана с высокой значимостью человеческого фактора. Инновации-это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный экономике знаний. Рассмотрим последовательность введения инноваций:

Содержанием инновационной деятельности педагогического коллектива выступает творческое преобразование окружающей реальности образовательного учреждения, его воспитанников и самих педагогов. В результате инновационной деятельности рождается уникальный, единичный, ранее не существовавший, в том числе и в конкретном образовательном учреждении, и в его педагогическом коллективе опыт.

Инновация предполагает зарождение и развитие нового внутри уже имеющегося, функционирующего. Инновационность возникает вследствие развития и достижения уровня креативности субъектов учебно-воспитательного процесса, в особенности в процессе личностно-профессионального саморазвития педагога, Анализ психолого-педагогической литературы и наблюдения за образовательным процессом позволяют сделать вывод о том, что условием успеха применения инновационных подходов являются в первую очередь профессионально-личностные позиции учителя, установки на нововведение. Творческая способность преподавателя и психологическая готовность к созданию, освоению и использованию новшеств, то есть умение осуществлять инновационную деятельность, должны занимать центральное место в педагогической профессии.

Анализ инновационной деятельности учителя в современных условиях позволяет выделить ряд тенденций её развития. От:

– возрастание системности в педагогической профессиональной деятельности и сознании учителя;

– расширение творческой свободы педагога в целевой, содержательной и профессионально-методической сферах;

– постоянное самообразование путем использования современных источников информации.

Инновационную деятельность педагога можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат продуктивной деятельности.

Преподаватель — новатор, реализуясь в педагогической деятельности, обязательно включается в инновационный процесс, который проявляется в творческих достижениях и выражается в личностном преобразовании. Исходя из этого, можно предположить, что инновационная деятельность образует трехуровневую структуру, где основанием служит рефлексия — осмысление личностно-собственной, поисково-творческой деятельности, креативно-преобразовательная деятельность и сотворчество.

Показатель “инновационности” профессионального опыта становится ведущим в оценке качества работы педагога. Учитель-инноватор — это сегодня педагог, способный последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом гарантированных качественных результатов. Но результат деятельности одного, двух, пусть даже нескольких педагогов, еще не определяет качества обучения и воспитания образовательного учреждения в целом. Нужна система расширения положительного опыта или новаторской идеи, технологии в рамках всего коллектива учителей, или, по крайней мере, большей его части.

В последние годы в образовании, как, впрочем, и в других общественных сферах, распространилась идея мастер-класса. Высокий класс мастерства учителя как раз и должен стать воплощением в жизнь идей инновационности. Однако инновационности не эмпирической, сиюминутной и театральной, а отмеченной осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью, отработанной педагогической технологией и действиями учителя, ведущими к заранее намеченному воспитательно-образовательному результату.

Конечно, высокий класс профессионального мастерства достичь по всему спектру воспитательно-образовательной деятельности учителя практически невозможно. Речь может идти в большей мере о мастерстве на отдельных участках работы педагога-практика. Следует также иметь в виду непрерывно меняющиеся условия обучения, которые требуют реагирования учителя на возникающие проблемы и внесения коррекций в свой профессиональный опыт и разрабатываемую технологию. Именно такая подготовка к презентации своего опыта стимулирует учителя к творческому поиску, исследованию педагогической теории и практики, с тем, чтобы потом последовательно и логично представить свои достижения, свое видение и решение проблемы коллегам, администрации, методическому объединению, аттестационной комиссии, наконец.

Среди особо важных аспектов подготовки к “мастер-классу” отметим развитие у учителя способности к научно-объективной оценке проделанной работы, развитию умений систематически работать над повышением своего общекультурного и профессионального уровня. Этому надо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим мотивом для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование педагогической деятельности.

Фактор «взаимо» здесь особенно важен, так как простое воспроизводство или механическое повторение каких-либо достижений сегодня практически бесперспективно. Оно не дает нужного эффекта для роста профессионализма, также, как и принудительное «внедрение передового опыта». Нужны продуманность в его освоении, учет личностного фактора, ибо любые профессиональные успехи достигаются на личностно-психологической основе.

Бесконечно прав В.А. Сухомлинский, утверждая, что “становится мастером педагогического труда, скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя”.

Перед учителем-мастером стоит целый ряд проблем: Какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом лучше сделать это — привлечь внимание коллег к содержанию авторской программы или представить алгоритм педагогических действий с использованием инновационных подходов, дать ли в большем объеме примеры практической работы с учащимися. В любом случае целесообразно предложить коллегам схему-алгоритм для анализа и оценки представляемого опыта, чтобы впоследствии совместно разработать оптимальную модель или технологию эффективного обучения и воспитания и одновременно повышения профессионального уровня не только того, кто проводит мастер-класс, но и тех, кто в нем участвует.

Важно при этом, чтобы проблематика презентации отражала интересы и замыслы большинства педагогов данного образовательного учреждения, чтобы в нем была благоприятная «почва» и среда для успешной реализации идеи, заложенной в основу «мастер-класса».

Приведем пример организации научно-методической работы в образовательном учреждении по внедрению инновационных технологий. В 2010 году в школу № 89 Яккасарайского района города Ташкента поступила современная компьютерная техника по программе создания кластерных классов. Однако большинство учителей школы не владели навыками работы с компьютером, не умели пользоваться такими программами, как Microsoft Word, Excel, PowerPoint. Проблему обучения преподавателей администрация решила, организовав курсы обучения компьютерной грамотности. Это было первым шагом на пути становления инновационного педагогического коллектива. Второй шаг — проведение семинара-тренинга «Эффективная презентация», в ходе которого группа учителей на практике ознакомилась с технологией подготовки и проведения различных презентаций. В ходе выполнения заданий тренера, учителя “изнутри” изучили такие современные образовательные технологии, как проектный метод, модульное обучение, проблемное обучение и др., в ходе которых педагогу предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта и продукта своей деятельности. Хочется отметить, что все без исключения участники тренинга творчески, креативно подходили к работе и показали хорошие результаты.

Итак, деятельность учителей на первых двух шагах была организована в нескольких направлениях: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей. Отметим, что последующие шаги предоставляют возможность проверки действенности своих инновационных идей.

Третьим шагом была организация практической деятельности учителей по использованию полученных на курсах знаний. Это: проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Причем для оказания педагогам методической помощи в режиме индивидуального консультирования работали заместитель директора по учебно-методической работе, учитель информатики, руководители методических объединений. Результатом данного этапа явилось создание банка разработок уроков с использованием компьютерных технологий практически по всем изучаемым в школе предметам. Разработки осуществлялись в специально организованных кластерных классах.

На четвертом этапе инновационные технологии внедрялись при проведении педсоветов, методсоветов, в ходе которых разрабатывалась и реализовывалась система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие ОУ, повышение квалификации педагогов. Педагогический коллектив вооружался научно-методическими знаниями.

Работа на пятом этапе строилась на акмеологической концепции: в основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности. Учителя принимали активное участие в районных семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, в виде публикации, презентации и распространения своего опыта работы.

Вышеизложенное означает, что серьезным шагом к системному обновлению образования должно стать усиление внимания к личностному росту учителя, его стремлению работать с полной самоотдачей. От знаний и умений учителей в области инноватики, понимания необходимости педагогических новвоведений зависит развитие школы по пути модернизации и вхождения в мировое образовательное пространство.

Литература:

  1. Ковязина В. М. Становление педагогического коллектива в процессе инновационной деятельности [Электронный ресурс]
  2. Корнилова Т. И. Инновационная деятельность педагога в современных условиях [Электронный ресурс]
  3. Сейтхалилов Э. Л. Рахимов В.Х., Маджидов И. У. Педагогический словарь-справочник Под обш.ред. Б.Ю.Ходиева. — Т., 2011. — С. 704.
  4. Смирнов М Б . Пс-жарев НЛ. Закономерности образовательной инновации. // Инновации в образовании — 2003. — № 4. С. 4-20.
  5. Файзуллина С. Х. Личностно-профессиональное саморазвитие в инновационной деятельности педагога / Личностно-ориентированное обучение и воспитание на современном этапе. Ташкент: УзНИИПН, 2006
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, педагогический коллектив, образовательное учреждение, профессиональный опыт, педагог, педагогическая деятельность, педагогический процесс, последовательность введения инноваций, профессиональный уровень, шаг.


Ключевые слова

инновация, саморазвитие, презентация, педагогический процесс, учитель-инноватор, мастер-класс, семинар-тренинг, инновационные идеи

Похожие статьи

Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию

В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркив...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью восп...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Актуальность данной темы заключается в том, что задачи поставленные перед педагогами и выпускниками образовательных учреждений требует формирования новых компетенции, готовности к решению разных задач в новых нестандартных ситуациях. В статье говорит...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Похожие статьи

Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию

В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркив...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью восп...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Актуальность данной темы заключается в том, что задачи поставленные перед педагогами и выпускниками образовательных учреждений требует формирования новых компетенции, готовности к решению разных задач в новых нестандартных ситуациях. В статье говорит...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Задать вопрос