К вопросу о предупреждении и преодолении речевой агрессии студентов — будущих педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Молчан, Е. В. К вопросу о предупреждении и преодолении речевой агрессии студентов — будущих педагогов / Е. В. Молчан, Т. Б. Гребенюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 577-580. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41203/ (дата обращения: 17.12.2024).



В процессе становления речевой и коммуникативной компетентности студентов — будущих педагогов происходит овладение эффективным речевым поведением, которое является важной составной частью комплекса профессиональных умений и знаний, приобретаемых в ходе обучения в педагогическом вузе. Сформированность речевого поведения как составной части коммуникативной компетенции является одним из показателей качества профессиональной подготовки будущих педагогов, который характеризуется соблюдением норм кодифицированного литературного языка, социально-психологического и педагогического общения.

Речевое поведение студентов — элемент, который находится в стадии формирования, поэтому он может быть изменен, скорректирован в процессе профессионального развития до уровня овладения компетентностями, связанными с речевой деятельностью педагогов, которые нашли отражение в ФГОС (ОК-4, ОПК-5, ПК-6, ПК-8) [1].

Большое внимание в процессе профессиональной подготовки студентов-будущих педагогов должно уделяться обучению профессионально грамотной, с большим воздействующим потенциалом речи, культуре речевого общения, умению организовывать свою речевую деятельность эффективными средствами и способами, адекватными ситуациям общения, формированию умения в сложных, нестандартных педагогических ситуациях выбрать такую стратегию речевого поведения, которая была бы направлена на решение педагогической проблемы, а не обостряла ее. В связи с этим важное значение, на наш взгляд, приобретают знания студентов-будущих педагогов о речевой агрессии, а также о способах ее предупреждения и преодоления. Речевая агрессия препятствует реализации целей и задач эффективной речевой коммуникации, на которой в основном строится педагогическое взаимодействие. Она «затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия» [2, с. 22]. Однако случаи использования данного деструктивного поведения в педагогической среде далеко не единичны, что отмечается в работах Щербининой Ю. В. [2], Олешкова М. Ю. [3], Зеер Э. Ф., Диковой В. В. [4], Краснопервой Е. В. [5], Гребенкина Е. В. [6], Чеккуевой З. Н. [7], Кобяковой Г. Н. [8] и др.

В течение жизни человек обретает опыт по приспособлению своего речевого поведения к определенным условиям, в которых происходит общение. К моменту поступления в вуз, молодые люди имеют достаточные коммуникативные навыки, позволяющие выстраивать свое речевое поведение в зависимости от ситуации общения, которая определяется такими факторами, как время, место, намерения и цели участников коммуникации, их социальные роли, психологический фон, коммуникативная компетенция и другими. Этим предопределяется отбор специальных речевых средств и языковых средств, способов, методов, приемов, которые и определяют в итоге содержание речевого общения.

Отметим, что речевая агрессия является общей тенденцией нашего общества с его социальной и экономической нестабильностью, крушением общечеловеческих культурных норм и ценностей, отчуждением, потерей доверия друг к другу, возросшей конфликтностью, связанной с агрессивностью общественного сознания, общим снижением уровня культуры. Волны негатива обрушиваются на современного человека со всех сторон. Источниками враждебности, жестокости, агрессии могут быть как случайные люди на улице, в транспорте, так и достаточно близкие — члены семьи, окружение. Высоким уровнем агрессивности отличается телевидение и СМИ, не редко пропагандирующие насилие.

Проведенный нами опрос студентов 2 и 4 курса психолого-педагогического направления обучения (дошкольное образование) БФУ им. Канта показал, что большинство студентов не только сталкивались с проявлениями речевой агрессии (РА), но и сами ее использовали в различных ситуациях. На вопрос, «Допустимо ли использование речевой агрессии в общении с друзьями», из 24 человек 9 — «нет» (37 %), 13 — «иногда бывает» (54 %) и 2 ответили «да» (8 %). На вопрос «Допустимо ли использование речевой агрессии в общении с преподавателями» 21 — «нет» (87 %), 2 человека затруднились с ответом (8 %), 1 ответил — «да» (4 %). На вопрос «Допустимо ли использование речевой агрессии в общении с родителями» «16 — «нет» (67 %), 5 — «иногда бывает» (21 %), 1 человек ответ «да» (4 %).

Полученные данные в процентном соотношении наглядно представлены в диаграмме № 1.

Данные опроса свидетельствуют о том, что студенты допускают использование РА в более близком кругу (друзья, семья), причем, чем меньше разница в возрасте и статусе, тем более оказываются выраженными проявления РА (62 %). У большей части студентов (83 %) сформировано представление о том, что профессиональное общение не допускает использование речевой агрессии по отношению к преподавателю (РА). Отметим, что при ответе на вопрос «В каких ситуациях Вам приходилось использовать речевую агрессию» студентами отмечалось использование речевой агрессии: в конфликтных, стрессовых ситуациях, в случаях недопонимания со стороны партнеров по общению, как способ привлечь внимание к своей точке зрения (в основном, с друзьями и близкими), как ответная реакция на негативное (враждебное, агрессивное) речевое поведение других людей, в случаях, когда задевалось личное пространство, как способ ухода от нежелательного общения. Из всех опрошенных один человек допускает использование РА в госучреждениях, службах, на улице, что недопустимо в принципе. Таким образом, наш опрос показал, что речевая агрессия как модель деструктивного речевого поведения уже присутствует в языковом сознании студентов.

Отметим, что, подвергаясь деструктивному психологическому воздействию окружающего пространства, человек оказывается в ситуации личностного выбора: либо усвоить модель агрессивного поведения, диктуемого обществом, в том числе и лояльно оценивая проявления агрессии в обществе, либо противостоять подобным проявлениям ненависти и вражды, не быть самому источником агрессивного поведения и не допускать такие проявления в своем окружении. В связи с этим образование в вузе имеет большой потенциал для выработки навыков эффективного речевого поведения, поскольку ориентировано на формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов, а речевое поведение имеет в педагогике ценностное значение, поскольку, выполняя роль наставника, являясь своеобразным образцом для подражания, учитель своим коммуникативным поведением передает детям имеющиеся у него знания о мире, помогает выработать свое концептуальное видение мира, способствует становлению их личности и осознанию собственного «Я» в этом мире (развитию субъектности), развитию высоких нравственных и личностных качеств. Педагог должен способствовать установлению благоприятного психологического климата в детском коллективе, созданию гармоничных межличностных отношений за счет позитивных нравственных установок ко всем участникам педагогической среды. Его задача — на своем примере научить учеников конструктивному общению, в котором умение отстаивать свое мнение сочеталось бы с уважением точки зрения своих оппонентов, вместе с этим развить способность преодолевать конфликтные и напряженные ситуации. Учитель должен осознавать, что речь предоставляет окружающим значительную информацию о говорящем, его социальном статусе, уровне образования, психологическом типе и многом другом, в связи с чем педагог должен не только осуществлять рефлексию своего речевого поведения, но постоянно самосовершенствовать свое педагогическое мастерство, развиваться как личность. Необходимо четко помнить, что речь учителя является мощным средством воздействия на ученика, является не только инструментом образования, но и воспитания будущего поколения.

Исходя из этого, важно сформировать у студентов негативное отношение к проявлениям РА, обеспечить педагогические условия, при которых у студентов появится стойкий «иммунитет» к использованию речевой агрессии не только в профессиональной деятельности, но в своем окружении. И для этого имеются благоприятные предпосылки.

Так, в результате опроса были выявлены данные, свидетельствующие об определенном эмоциональном отклике на использование РА в определенных ситуациях. Большинство студентов (71 %) переживало после использования РА, иногда переживали — 5 человек (21 %) и не переживали 2 человека (8 %). Данные опроса наглядно представлены в диаграмме 2.

С целью выяснение наличия рефлексии после использования РА студентам-будущим педагогам был задан вопрос «Какие чувства вы испытывали к самим себе в тех случаях, когда использовали речевую агрессию». Большинство (19 человек) указали на наличие негативных переживаний (чувство дискомфорта, сожаления, вины) после использования РА (79 %), остальная часть показала недостаточную способность к рефлексии (5 человек), отметив такие чувства, как «безразличие» и «удовлетворение» (21 %) (линейка ответов: удовлетворение, безразличие, дискомфорт, сожаление, вина).

Данные опроса продемонстрировали, что обращение к теме предупреждения и преодоления речевой агрессии весьма актуально при профессиональной подготовке студентов-будущих педагогов, поскольку, с одной стороны, в их личном опыте уже имеется сложившаяся модель данного деструктивного поведения, с другой стороны, речевая агрессия оценивается как неприемлемое, неконструктивное поведение, имеется понимание неприемлемости использования речевой агрессии не только в профессиональной деятельности, но и в общении в целом.

В связи с этим, нами был разработан и апробирован модуль «Предупреждение и преодоление речевой агрессии у будущих педагогов». Данный модуль направлен на углубление знаний о речевой агрессии и ее последствиях в педагогической деятельности, конкретное представление о формах проявления. Изучение некоторых приемов и тактик эффективного речевого поведения позволит будущим педагогам выработать свой стиль речевого поведения, знание способов предупреждения и преодоления речевой агрессии позволят подходить к нестандартным педагогическим ситуациям профессионально и творчески. Практические навыки по выработке стратегий и тактик речевого поведения, полученные в ходе анализа разных ситуаций, помогут студентам действовать более осознанно и уверенно в будущей педагогической деятельности, поскольку направлены на формирование коммуникативной компетенции студентов.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426 ФГОС ВО бакалавриат направление подготовки 44.03.01 педагогическое образование / http://fgosvo.ru/news/8/1583
  2. Щербинина, Ю. В. Русский язык. Речевая агрессия и пути еѐ преодоления / Ю. В. Щербинина. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 240 с.
  3. Олешков, М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2005. — № 2. — С. 43–50.
  4. Дикова В. В., Зеер Ф. Э. Педагогическая агрессия как профессиональная обусловленная деформация учителя //Образование и наука. — 2005. –№ 2 — С. 78–89.
  5. Красноперова, Е. В. Технология преодоления проявлений агрессии учителей в педагогическом дискурсе: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. В. Краснопѐрова. — Ижевск, 2006. — 24 с.
  6. Гребенкин Е. Н. Профилактика насилия и агрессии в школе. — М.: Феникс, 2006. — 160 с.
  7. Чеккуева З. Н. Речевая агрессия педагога как деструктивный фактор межличностного взаимодействия в системе «учитель-ученик»: автореферат дис.... кандидата психологических наук / З. Н. Чеккуева. Ставрополь, 2004. –23 с.
  8. Кобякова Г. Н. Речевая агрессия в современной школе // Вестник Таганрогского института им. Чехова. — 2010. — № 2с –С. 146–151.
Основные термины (генерируются автоматически): речевая агрессия, речевое поведение, ситуация, студентов-будущие педагог, агрессивное поведение, деструктивное поведение, коммуникативная компетенция, педагогическая среда, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка.


Похожие статьи

К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка

К вопросу формирования эко-информационной компетентности выпускников вуза

К вопросу о развитии эстетического отношения к миру у младших школьников

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза

К вопросу о способах организации процесса интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов

К вопросу об актуализации математических знаний в профессиональной подготовке будущего инженера безопасности жизнедеятельности

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники пения в детском хоре

Проблемы формирования нравственной культуры обучающихся в военных вузах

Похожие статьи

К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования

К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ

К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка

К вопросу формирования эко-информационной компетентности выпускников вуза

К вопросу о развитии эстетического отношения к миру у младших школьников

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза

К вопросу о способах организации процесса интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов

К вопросу об актуализации математических знаний в профессиональной подготовке будущего инженера безопасности жизнедеятельности

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники пения в детском хоре

Проблемы формирования нравственной культуры обучающихся в военных вузах

Задать вопрос