Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Жамбулова Л. Режиссура художественно-массовых мероприятий с использованием народных традиций и фольклора // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 657-660. — URL https://moluch.ru/archive/147/36609/ (дата обращения: 20.04.2018).



Сфера организации досуга призвана удовлетворять духовные потребности различных категорий населения, обеспечивать необходимые возможности для самодеятельного художественного творчества, развивать способности, формировать здоровые потребности и высокие эстетические вкусы. Для этого необходимо совершенствовать содержание и методы работы культурно-досуговых учреждений.

Ценности традиционной народной культуры, в том числе и фольклор, относятся к богатствам духовной культуры каждого народа, поэтому в задачи культурно-досуговых учреждений входит приобщение к художественным традициям народной культуры. Именно учреждения культуры ответственны за приобщение различных категорий населения к духовным ценностям в сфере свободного времени. Причем речь должна идти не о пассивном приобщении к этим ценностям, а о вовлечении людей в активную социально-культурную деятельность, чтобы превратить сферу досуга в фактор стимулирования инициативы и самодеятельности масс. Достижению этой цели во многом может способствовать обращение к традиционному народному творчеству в деятельности культурно-досуговых учреждений, поскольку оно зарождалось и функционировало в рамках старого жизненного уклада в условиях непосредственных живых контактов людей, в процессе их общения. А наиболее благоприятные условия для общения создаются в сфере свободного времени, на досуге.

Если сопоставить общественные функции культурно-досуговой работы и традиционного народного творчества, то можно заметить, что они во многом совпадают, что может говорить о пользе их совмещения. В самом деле, полифункциональность традиционного народного творчества, особенно фольклора, являвшегося в прежние времена главным средством воспитания, во многих аспектах соответствует полифункциональности культурно-досуговой работы как социального института. [1.109] Одной из основных функций культурно-досуговой работы является просвнтительная. Фольклор тоже с давних времен выполнял функцию передачи знаний, способствуя социализации индивида той или иной социальной общности. Недаром, перевод термина «фольклор» означает — народная мудрость, народное знание. В настоящее время эта функция фольклора подверглась ослаблению и переосмыслению, но, тем не менее, он сохранил свое познавательное значение как педагогическая, нравственная и эстетическая ценность. Культурно-досуговые учреждения выполняют и функцию общения широких масс, организуя его на основе общих интересов. В плане организации общения и формирования общественного мнения между культурно-досуговой работой и фольклором есть много общего, так как коммуникативная функция фольклора является одной из основных, поскольку соучастие в исполнении фольклорных произведений связано с непосредственным межличностным и коллективным общением. Поскольку функциональные нагрузки культурно-досуговой работы и фольклора во многом совпадают, то их взаимодействие принесет большую эффективность воспитательной работе в условиях свободного времени, а также освоению и развитию традиционного народного творчества, интерес к которому в настоящее время находится на подъеме. Все, сказанное выше относится к деятельности различных культурно-досуговых учреждений, в том числе и клубов. Эффективность использования традиционного народного творчества в культурно-досуговой работе может быть объяснена рядом причин. Во-первых, это понятность и доступность произведений фольклора, поскольку познавательный процесс идет как бы уже проторенными путями, так как многие произведения уже знакомы слушателям, а услышанное старое доставляет истинное удовольствие от того, что оно известно, находится постоянно в памяти слушателя, проверяется им и закрепляется. [2.89] Во-вторых, восприятие произведений фольклора обязательно предполагает момент соучастия. Эстетическое сопереживание возникает и от узнавания действительности и от того, что слушателю приходится домысливать услышанное. Зачастую такое домысливание происходит вслух, подхватывается всей аудиторией, если находит одобрение. И эта возможность слушателю и самому раскрыться, самому актуализироваться составляет существенную сторону восприятия произведения фольклора: в известной мере и самому «прозвучать», а не только лишь воспринимать услышанное от исполнителя.

В-третьих, немаловажную роль играет и то, что в большинстве случаев произведения фольклора звучат в праздничной обстановке, с преобладанием торжественно-эмоционального настроя, способствующего лучшему восприятию и усвоению полученной эстетически значимой воспитательной информации. Именно наполненность народных праздников фольклорными произведениями разных жанров, обрядами и ритуалами, играми и забавами превращает их в незаменимое средство комплексного воспитательного воздействия на молодое поколение.

В-четвертых, фольклор как искусство широких народных масс наиболее полно удовлетворяет потребность людей в художественно-творческом осмыслении окружающей действительности, а также реализует потребность в социальной активности.

Современные культурно-досуговые учреждения могут вести работу по использованию народных традиций и фольклора в своей воспитательной деятельности в нескольких направлениях.

  1. Культурно-досуговые учреждения должны ориентировать людей, особенно молодежь, на усвоение духовных ценностей, содержащихся в народном художественном творчестве, для чего нужно как можно шире использовать его в художественно-массовой работе.
  2. Культурно-досуговые учреждения призваны способствовать поиску, собиранию, сохранению и изучению произведений традиционного народного творчества, для чего необходимо организовывать поисково-исследовательские объединения этнографов, любителей народного декоративно-прикладного искусства, любителей фольклора, краеведов, любителей истории.
  3. Работники культурно-досуговых учреждений должны выступать организаторами непосредственного художественного творчества в традиционных фольклорных формах, что возможно в рамках коллективов художественной самодеятельности, использующих фольклор и народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство в своей работе.

В числе форм работы культурно-досуговых учреждений по использованию народных традиций и фольклора можно назвать такие, как фольклорно-этнографические концерты, смотры-конкурсы фольклорных коллективов, фольклорные фестивали, конкурсы семейных ансамблей, смотры-конкурсы исполнителей фольклорных произведений: акынов, макомистов, частушечников, гармонистов, домбристов, балалаечников, бандуристов, сказителей, жырши, оленши и других.

Большое распространение в последнее время получили праздники, организуемые на традиционной народной основе. Чаще всего это календарные праздники, связанные с временами года и приуроченные к определенному циклу сельскохозяйственных работ. К ним относятся празднование Нового года («Коляда», «Овсень»), «Проводы зимы» (на основе масленичных обрядов), «Праздник русской березки» (на основе троицких и семицких обрядов), «Наурыз» (встреча весны в период весеннего равноденствия), «Праздник Нептуна», «Купалье» (на основе обрядов в день Ивана Купалы», «Праздник урожая» (на основе жнивных и осенних обрядов). (См.: Паршин Ю. М. Народный календарный обрядово-праздничный цикл как средство развития социокультурной активности населения по месту жительства. Культурно-досуговая работа по пропаганде народных традиций и фольклора ведется не только в клубных учреждениях, но и в народных, художественных, краеведческих, исторических, этнографических музеях, музеях народного быта, музеях деревянного зодчества, в парках культуры и отдыха, где чаще всего проводятся народные праздники и гуляния, в программе которых широко представлены народные песни, танцы, игры, национальные виды спорта, аттракционы и т. п.

Особое место в проведении массовых мероприятий занимает использование народных традиций и фольклора, являющихся духовным богатством, выработанным старшими поколениями, передающим исторический опыт и культурное наследие в художественно-образной форме. В современных условиях, отличающихся большим влиянием на сознание и мысли людей средств массовой коммуникации, народные традиции и фольклор не исчезли, а, приспособившись к новым реалиям, продолжают жить, становясь неотъемлемым компонентом нашего образа жизни.

Обращение к фольклору в современных праздниках и обрядах — это своего рода фольклоризм, хотя и имеющий глубокие генетические корни в жизни народа. Российский исследователь В. Е. Гусев отмечает, что фольклоризм — это «сложный, противоречивый процесс освоения фольклора в различных сферах культуры современного общества». В условиях современности фольклоризм оказывает положительное влияние на фольклор, так как способствует его сохранению и развитию, приобщению к народным традициям молодого поколения, становлению и развитию многих жанров национального профессионального музыкального искусства.

Фольклор на фестивалях и праздниках из основных направлений, выделенных И. Земцовским, в настоящее время получил большое распространение. Праздники всегда были комплексным средством воспитания в народной педагогике, потому что способствовали организации общения людей разных поколений, передаче социального опыта на основе эстетических и нравственных идеалов и традиций народа-труженика.

Художественный тип фольклоризма предполагает адаптацию и трансформацию в современном празднике традиционных художественно-изобразительных и художественно-выразительных средств игрового фольклора. Виды художественного фольклоризма дополняют друг друга, так как отражают специфику идейно-художественного решения структурных элементов праздника. К видам художественного фольклоризма относятся: 1) структурный наличие «общих мест» — постоянных образов, сюжетов, поэтических формул и приемов; соблюдение народного речевого этикета и понимание игры как особой знаковой системы, у которой бывают две формы выражения: перевоплощение и действие); 2) этноколористический (трансформация традиционного национального декора, костюма, изобразительной символики в зависимости от целей и эстетики праздника); 3) исполнительско-ходовой (здесь фольклорно-игровые традиции выступают как основа «сценарного хода» праздника, как особый способ организации праздничного времени и пространства; сюда же следует отнести и особую стилистику актерского поведения, речи «героев», общей «игры», как раз делающей естественным появление «скоморохов» на современном празднике и т. п.). [3.45]

К педагогическому типу фольклоризма относятся важнейшие воспитательные принципы народной педагогики, используемые в проведении современного праздника (принципы целесообразности, комплексного подхода, преемственности, доступности, опоры на положительный пример), а также неписаные народные этические нормы и правила поведения на празднике, а именно: обязательность общения, участие в коллективной деятельности; признание и активная поддержка игрового начала праздника; подчинение запрещающим и обязывающим моментам, регламентирующим общение; единоначалие и почитание старших; уважение к женщине и забота о детях и т. п. Все эти принципы реализуются в празднике посредством фольклорно-игровых традиций, функциональная роль которых образует соответствующие виды педагогического фольклоризма. К ним относятся следующие: 1) зрелищно-игровой фольклоризм, который связан с функциями, наиболее ярко выражающими идею массового праздника и обряда: включение их участников посредством традиционных игр в активную деятельность; в ролевой характер общения, в определенную систему игр; сюда же относится стимулирование массовой импровизации как высшей формы освоения традиции; «ролевая игра» немыслима без ряженья и костюмировки; 2) хронотопный вид фольклоризма объединяет фольклорно-игровые традиции по их месту и роли в организации праздника; ими определяется трехмерность праздника — предпразднество, празднество и послепразднество; они же требуют традиционализации места и времени проведения праздника, его эпицентра, то есть особого способа организации праздничного времени и пространства, служащего цели активизации участников торжества, приведение их в состояние целенаправленной и организованной импровизации.)см: [4.]

Литература:

  1. Ариарский М. А. Основные направления перестройки и повышения эффективности культурно-просветительной работы.//Организационно-педагогические основы перестройки культурно-просветительной работы.- Л., 1988.- С. 14–15.
  2. Шулунова Л. И. Этнография и фольклор.- СПб.-Чимкент, 1992.
  3. Гусев В. Е. Фольклор и социалистическая культура. // Современность и фольклор.- М., 1977.- С. 10.
  4. Лазарева Л. Н. Фольклорно-игровые традиции как основа совершенствования массовой культпросветработы (на примере массового праздника). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Л., 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): традиционного народного творчества, культурно-досуговых учреждений, народных традиций, культурно-досуговой работы, функция фольклора, использованию народных традиций, произведения фольклора, произведений фольклора, работы культурно-досуговых учреждений, Культурно-досуговые учреждения, восприятие произведений фольклора, коммуникативная функция фольклора, доступность произведений фольклора, различных категорий населения, свободного времени, художественного творчества, восприятия произведения фольклора, случаев произведения фольклора, процесс освоения фольклора, сфере свободного времени.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос