Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 23.03.2017

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Серёгин Д. Е. Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 596-600. — URL https://moluch.ru/archive/146/40985/ (дата обращения: 23.05.2018).



В данной статье был рассмотрен огромный пласт культурных достижений, которые в свою очередь повлияли как на мировоззрение человека, так и на его ценности в жизни. Задачей данной статьи было: рассмотреть эпоху Ренессанса через призму достижений в области культуры; выяснить, каким образом человек зависит от культуры. В результате рассмотрения эпохи Ренессанса выяснилось, что человек и культура — это неразделимые вещи. Человек не может существовать без культуры, а культура в свою очередь не может существовать без человека. Именно человек задаёт тенденции в культуре. Таким образом, культура не может существовать без человека.

Ключевые слова: Возрождение, искусство, гуманизм, культура, общество

Эпоха Ренессанса (Возрождения) — отрезок времени (XIV — XVI века) в истории европейских государств, связанный с образованием новой картины мира, которая несла в себе гуманистическую направленность. Родиной эпохи Ренессанса стала страна с Апеннинского полуострова — Италия. Именно в этой стране в XIII веке первоначально стали проявляться его черты, в частности в творчестве Никколо Пизано, Андреа Орканьи и Джотто ди Бондоне. А окончательно эпоха Возрождения установилась только в начале XV века. Основателями гуманизма стали Франческо Петрарка (1304–1374) и Джованни Боккаччо (1313–1375) — учёные и писатели, которые являлись в то время знатоками древности.

Если углубиться в историю Европы, то отчётливо видно стремление к зрелости, свободе и самоуважению берёт истоки в возрождённой концепции гуманизма. Тенденция общества реабилитировать свой организм, чувства, сердце и разум, вызвать заинтересованность к природе стало возможным в эпоху Возрождения, оно «снова открыло союз человека и природы и увидело в природе людей нечто такое, что сам Бог избрал для своих целей» [2, с. 92].

Пико делла Мирандолла (1463–1494) — итальянский мыслитель, представитель раннего гуманизма. Гуманистическая концепция, которая была заявлена Мирандолла в его работе под названием «Речи о достоинстве человека» — блестящем творении этой великой эпохи. В этом произведении утверждалось не больше не меньше, что человек стоит в центре мира, где в Средние века стоял Бог, и что он по собственному желанию может уподобиться, если не самому творцу, то уж во всяком случае ангелам, чтобы стать таким же прекрасным и совершенным, как они. На основе этих тенденций в Новое время складывается, с одной стороны, новоевропейская личность, с другой — рациональное понимание мира и природы. О становлении самостоятельных типов новоевропейской нормативности: религиозном (все более вытесняемом в специальную нишу); мыслительном (философия науки); правовом (регулятивный инструмент); художественном (литература, живопись, театр) — пишет В. М. Розин [3, с. 224]. А значит неслучайно настолько важную роль начинали играть институты государства, экономики и образования. Не удивительно, что новое открытие греческой философии, литературы, драмы и искусства, новое открытие Ветхого Завета и философии монотеизма создало культуру, основанную на принципах свободного творчества, которая впоследствии стала примером для подражания всей Европы. Главное то, что люди перестали бояться своей собственной индивидуальности, освободились от догмата виновности, в созидании видели исполнение воли Бога.

В XVI веке был заложен фундамент современной науки в целом, так, например, ключевые открытия и изобретения были совершены в естествознании. Огромным плюсом явилось появление книгопечатания. Так данное открытие стало одним из важнейших событий в эпохе Возрождения, например, в литературе появились новейшие, ранее не существовавшие возможности распространения, которые сыграли во многом положительную роль для общества в целом. Античные рукописи, которые были возрождены, стали свободно распространяться во многих государствах Европы, а также передаваться следующим поколениям. Стала доступна возможность сделать копию любой информации, нанесенной на бумагу, что серьезно облегчало процесс обучения. Стоит заметить, что без книгопечатания образование было доступно узкому кругу лиц, а о научных открытиях знали бы единицы.

«Средневековая академическая наука называлась схоластикой (от греч. школьный, ученый). Она представляла собой религиозную философию, соединявшую богословие и рационалистические формально-логические проблемы». [1, с. 386]. Существенным моментом явился тот факт, что в системе средневекового схоластического образования ключевое место заняли риторика и Цицерон. Таким образом, риторика стала постепенно вытеснять логику и философию Аристотеля. Так, по мнению гуманистов, обучение риторике должно было привести к овладению языком. Латинский язык, прибывавший в прошлом языком литературы и науки, становится чище в Эпоху Возрождения от средневековой порчи и реабилитируется в своём классическом стиле. Стоит обратить внимание, что освоение греческого языка стало предметом усердного изучения, хотя в средневековье знание этого языка было утеряно. Литературные труды древних деятелей ищут, переписывают и переиздают.

Великие умы Возрождения пытались приблизиться в своих работах к мелодичному единству самых завораживающих аспектов реальности. Первые шаги на пути к становлению искусства этого периода сделали ещё во Флоренции в конце XV века. Стоит обратить внимание на Леонардо да Винчи (1452–1519), ставший первым художником, который попробовал свои силы как в скульптуре, так и в литературе. Леонардо да Винчи также был изобретателем, естествоиспытателем, математиком и наконец механиком. Леонардо да Винчи стал не только исследователем во многих областях, но и новатором. Он оставил огромный отпечаток в истории науки и техники. Он во многом опередил своё время. Всё началось с творческой деятельности Леонардо да Винчи. Именно тогда проявились характерные особенности его искусства интерес к психологическим решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному расположению и объемности фигур. Огромное внимание Леонардо фокусировал на идею перспективного построения, а также расположению фигур в пространстве.

Ещё один знаменитый деятель эпохи Возрождения, Рафаэль Санти (1483–1520) — великий итальянский живописец, архитектор. Именно он предпринял попытки обобщить все достижения своих предшественников и создал подобие совершенного человека, которое разумеется было выполнено по всем традициям гуманизма. В произведениях Рафаэля очень многое пересекается с работами его выдающихся современников, таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Микеланджело Буонарроти (1475–1564) — известнейший итальянский скульптор, мыслитель, поэт и художник. Микеланджело продемонстрировал в своих работах глубокие противоречия своего времени, олицетворил тревогу и предчувствие грядущих бедствий. Венецианская школа стала занимать особое место в итальянском искусстве XVI века, именно тогда у истоков Возрождения находился Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1478–1510) — итальянский художник, один из высочайших мастеров своего времени. В своём творчестве он пытался достичь ритма и гармонического единства, одухотворенности и психологической выразительности образов. Ведущим мотивом его работ стал союз человека и природы. В своём творчестве он пытался достичь ритма и гармонического единства, одухотворенности и выразительности образов. Ведущим мотивом его работ стал союз человека и природы.

Важно помнить, что понятие «Возрождение» стали использовать в XVI столетии применительно к изобразительному искусству. Во второй половине XVI века немецкая светская культура достигла такой стадии развития, что никакой компромисс с традиционным схоластическим образованием больше не был возможен. Знакомство североевропейских учёных с итальянской гуманистической мыслью оказало решающее влияние на развитие европейской культуры. Человек нового типа хотел заменить прежние догматы вины, которые церковь наложила на сознание европейцев и которые доминировали веками, набожностью, которая не противоречила бы свободе разума и уважению к личности человека. Так, флорентийский неоплатонизм и иудейская концепция святости человека — как индивидуума, так и всего рода человеческого — стали источником вдохновения распространившейся по всей Европе культуры гуманизма. Здесь нельзя не упомянуть человека, которого можно считать выразителем различных тенденций и идеалов североевропейского гуманизма — Эразма Роттердамского (1469–1536), голландского философа и писателя, проведшего жизнь в скитаниях. Его сочинения были внесены в «Индекс запрещённых книг», а сам он осуждён Трентским собором как нечестивый еретик.

Ещё один деятель эпохи Ренессанса, Джорджоне Тициан (1488–1576) являлся итальянским живописцем, и характерным признаком его работ стало чувство жизнерадостности и приземлённости. Он считал, что именно цвета играть заключительную роль в его работах. Тициан основной акцент в своём творчестве ставил на портреты, в которых он пытался сотворить облик, подобающий гуманистическим идеалам, а также отразить духовную составляющую человека. Он стал использовать новые приёмы в живописи, которые оказали значительное влияние на дальнейшее формирования искусства «старого света».

Но немного позднее стали проявляться первые признаки кризиса идей гуманизма и приземлённое сознание формирующегося буржуазного общества. Гуманисты постепенно стали разочаровываться от проявлявшихся противоречий реальности ренессансным суждениям о человеке. В конце XVI столетия такое противоречие уже стало вездесущим. Направленность гуманизма отразилась в результатах, которые стали непредсказуемыми для гуманистов. Таким образом в первой половине XVI века издаётся работа Николая Коперника (1473–1543) о гелиоцентрической системе. Теперь, ядром мироздания прекратила считаться земля, а человек в этой бесконечной Вселенной стал крохотным и исчезать из поля зрения.

Первые признаки упадка гуманизма стали появляться и в написании утопий. Так первые утописты, которые в тоже время являлись и гуманистами были Томас Мор (1478–1535) — английский писатель, философ и юрист, а также Томмазо Кампанелла (1568–1639) — итальянский писатель и философ. Необходимо подчеркнуть, что утопические идеи возникли как ответ на расхождение и несуразность гуманизма и его неспособность дать внятный ответ на будоражащие вопросы гуманистов. Утопия — это вымышленные страны, где автор показывает, как, по его мнению, выглядит идеальное устройство общества, которые возможно не имеют ничего общего с реальностью. Упоминая, но не ограничиваясь выше сказанным, следует подчеркнуть, что возникновение утопических идей констатирует нам об утрате доверия как к истории, так и к природе человека.

Итальянское Возрождение оставило свой след и в культуре Германии. Немецкая культура старалась впитать достижения Возрождения и освоить научный фундамент искусства. Характерным признаком искусства Германии в XVI столетии стало расширение темы, освоить очертание человеческого тела и пространства. Необходимо подчеркнуть, что одним из художников, которому удалось привлечь к себе внимание стал Альбрехт Дюрер (1471–1528) — живописец, гравёр и график, оставивший после себя тракты по теории искусства. Кроме всего прочего Дюрер занимался и естественными науками, и старался воплотить ренессансный тип художника-учёного. Не стоит забывать и о других знаменитых немецких художников того периода таких как Лукас Кранах (1472–1553) — живописец и график, а также Ганс Гольбейн (1497–1543) — великий немецкий художник. К примеру, Кранах смог синтезировать в своём творчестве готические традиции с художественными принципами эпохи Возрождения.

В Нидерландах поступательное движение в развитии искусства шло медленно, но новые особенности удачно гармонировали со старыми. «Романизм» — есть направление Нидерландской живописи, которое поддалось некоторым изменениям в результате воздействия со стороны как маньеризма, так и Ренессанса. Групповой портрет — это один из жанров портрета, который сформировался в Нидерландах во второй половине XVI столетия. Бытовая картина тоже становится самостоятельным жанром. Питер Брейгель (1525–1569) — известный нидерландский живописец, график, а также мастер пейзажа, красочно показывал современную жизнь, а его искусство имело национальный характер по содержанию и очертанию.

Яркий всплеск в литературе Возрождения пришёлся на драмы Шекспира и романы Сервантеса. Уильям Шекспир (1564–1616) — английский поэт и драматург. В его активе такие работы как пьеса «Гамлет» написанная в жанре «Трагедия», над которой Шекспир работал 2 года, и «Ромео и Джульетта», написанная в 1595 году и выполненная в аналогичном жанре. А также ряд других не менее известных работ: «Укрощение строптивой», «Отелло», «Перикл» и другие. Творчество Уильяма Шекспира демонстрирует изобилие мыслей и страстей, которые стали появляться в эту непростую эпоху. В работах Шекспира проявились элементы противоречия сознания, неуверенность и недоумение переломного периода. Другой не менее известный деятель эпохи Возрождения, Мигель де Сервантес (1547–1616) — испанский писатель. Сервантес стал чрезвычайно популярным благодаря роману под названием «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Первая часть этого известнейшего романа была опубликована в 1605 году, а второй части читателям пришлось ждать целых десять лет. В этом произведении писатель имитирует рыцарские романы, внедряя персонажа в чужую среду, а также даёт полную, отражающую реальную действительность, изображение Испании. Не стоит забывать и об иных работах Сервантеса, например, «Назидательные новеллы», вышедшая в свет в 1613 году. Это сборник, который объединил в себе двенадцать рассказов.

Таким образом, необходимо отметить, что освоение Античности оказало значительное влияние на нравы и религиозные воззрения. Поводом для беспокойства были бытующие сомнения, что познание трудов древних писателей может привести к противоречию со службой Христу, а более углубленное изучение античной философии поспособствовало бы разрушению веры в Христа.

Основным компонентом культуры Ренессанса была идея о принципах гуманизма. Эта идея утверждала важность и красоту существовавшего человека, его воли и умственных способностей, а также творческого потенциала. Необходимо подчеркнуть, что в сравнении со средневековьем, культура периода Возрождения имела светский характер. Развитию науки в том числе, а может быть и в первую очередь, способствовало раскрепощение от догматики и церковной схоластики. Огромное желание изучения реального мира и очарование им послужили толчком к отражению в искусстве различных аспектов реальности и предали тот неповторимый пафос наиболее знаменитых произведений художников.

Основатели современной культуры именовали себя «гуманистами», что в переводе с латинского «humanus» означает «человеческий, человечный». С другой стороны, признавать новый стиль как возрождение античности невозможно. Искусство периода Возрождения сделало античные образцы служебными по отношению к своим, абсолютно независимым задачам. В то время гуманисты предполагали, что христианские формулировки и учения можно отразить обществу в безукоризненном стиле античности. Если в искусстве античности, человек даже с прекрасной физической подготовкой, представлялся лишь игрушкой богов, то в период Ренессанса всё меняется, и уже человека возвышают и ставят его на пьедестал.

Необходимо подчеркнуть, что приходит осмысление зависимости людей от среды обитания, появляются мысли о том, что жизнь может быть изменчива, теряются идеи целостности мироздания и чувства гармоничности. Мировосприятие постепенно усложняется. В этом трудном мироздании трудились на благо искусства деятели эпохи Ренессанса, которые создавали тот образец, о котором воображали и священно считали истиной, заканчивая в искусстве то, что в реальном мире считалось недосягаемым.

Литература:

  1. Полищук В. И. Культурология [Текст] / В. И. Полищук. — М.: Гардарики, 1999. — 446 с.
  2. Эстетика Ренессанса: Антологии: в 2-х т. Т. 1 / сост. и науч. ред. В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1981. — 495 с.
  3. Розин В. М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти [Текст] / В. М. Розин. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. — 352 с.
  4. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского возрождения. [Текст] / А. Х. Горфункель. — М., 1977. — 359 с.
  5. Гуревич П. С. Культурология [Текст] / П. С. Гуревич. — М.: Знание, 1998. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эпохи Возрождения, эпохи Ренессанса, XVI века, своём творчестве, деятель эпохи Возрождения, половине xvi, половине xvi века, союз человека, периода Возрождения, XVI столетии, период эпохи Возрождения, XVI столетия, Родиной эпохи Ренессанса, рассмотрения эпохи Ренессанса, деятель эпохи Ренессанса, принципами эпохи Возрождения, культура периода Возрождения, деятели эпохи Ренессанса, Великие умы Возрождения, Искусство периода Возрождения.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос