Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Махачашвили З. В. Странствия в Египет русских путешественников XVII–XIX веков: на основе описания ими обелисков // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 452-456. — URL https://moluch.ru/archive/146/40884/ (дата обращения: 22.05.2018).



Египет вызывал большой интерес на Руси с давних времен как одно из мест, где происходили библейские события. Паломники, совершавшие свои путешествия в Святую Землю, нередко также посещали святыни Нижнего Египта и Синая. При этом попутно изучая и описывая экзотическую природу, архитектуру и древнеегипетские памятники, которыми так богат Египет. Позже уже русские путешественники продвигались в своих странствиях в Верхний Египет и Нубию.

Нам представляется интересным изучить и проанализировать данные, которые они сообщали в своих письмах и книгах на основе конкретных памятников. Для этих целей мы использовали обелиски, которые являются одним из символов Древнего Египта. Время исследования начинается с первых описаний обелисков русскими паломниками и заканчивается концом XIX века, того времени, когда появляются первые русские египтологи такие как В. С. Голенищев и Б. А. Тураев, и начинается научное изучение Древнего Египта. Ценность данной статьи заключается в том, что подобные исследования еще не проводились.

Истории паломничества и путешествий в Египет интересовали многих отечественных авторов. Материал по нашей теме обширно представлен в книге В. В. Белякова [1], в которой имеются оригиналы текстов хожений XV-XVIII века. Также нашими источниками были публикации русских путешественников XIX века: О. И. Сеньковского [2], А. Н. Муравьева [3], А. С. Норова [4], А. А. Рафаловича [5], В. М. Андреевского [6], В. Л. Кигн-Дедлова [7] и Э. Э. Ухтомского [8]. Существуют также несколько статей, которые описывают странствия русских путешественников в Египте. Это статьи: О. Д. Берлева [9], Н. С. Петровского [10], А. Г. Авдеева [11]. Есть также интересные публикации в сети-интернет на данную тему: В. Гуминского [12] и Е. Жирнова [13].

До начала XVIIв. Египет посетили ряд русских паломников, оставивших записи об этом. Они интересовались только христианскими святынями. Египетские древности, в том числе и обелиски, они в своих «хожениях» не упоминают. Например, инок Варсанофий (побывавший в Египте в 1462 г.) или «гость» Василий (в 1466 г.) [1, c. 15, 17] в своих хожениях ничего не говорят ни про обелиски, ни даже про египетские пирамиды.

В XVII веке паломники начинают интересоваться и достопримечательностями Египта. В 1634 г. Василий Гагара описывает обелиск Сенусерта I в Матарее (Гелиополе), а в 1649 г. Арсений Суханов сообщает об обелисках Тутмоса III в Александрии.

Василий Гагара жил в Казани, и в свое хожение на Ближний Восток отправился в 1634 году. Побывав там несколько месяцев, Гагара вернулся в Москву, где царем Михаилом Федоровичем был пожалован званием «московского гостя».

Он посетил в Матарее (древний Гелиополь) одну из главных христианских святынь Египта: «Многие наши путешественники побывали в Матарии, неподалеку от Каира, в месте, где, согласно коптской традиции, останавливалось Святое семейство. «На расстоянии двух с половиной миль от Каира находится источник со святой водой, который называется Васлом, — писал Варсонофий. — Сюда приходил Господь наш Иисус Христос из города Иерусалима с Пречистой девой Марией, своей матерью, и с Иосифом, своим хранителем». [1, c. 276]

Посетив эту святыню, Гагара уделил внимание и обелиску, стоящему недалеко от нее: «На расстоянии пяти поприщ от Каира стоит четырёхугольный камень. У него острый верх, в высоту он 12 саженей, а в ширину 4 сажени. Турки называют его Фараоновым копьём, и подписано на нём имя Фараона» [1, с. 150]. Гагара упоминает, что на обелиске написано имя египетского царя. Высоту обелиска он привёл довольно точно. Высота обелиска — 22 м (12 сажен соответствуют 26 м). Этот обелиск в паре с другим, таким же стоял перед храмом египетского солнечного бога Ра-Атума.

Арсений Суханов был церковным и государственным деятелем середины XVII в., который по указу царя Алексея Михайловича поехал на Ближний Восток для описания святых мест.

В Александрии, в которой остановился Суханов, были, так называемые,«Иглы Клеопатры», которые к самой Клеопатре VII, известной своими любовными связями с Юлием Цезарем и Марком Антонием, отношения не имеют. Они были изготовлены по приказу древнеегипетского царя Тутмоса III[1] и сначала стояли в Гелиополе. Впоследствии они были перенесены в Александрию, а в конце XIX века подарены Англии и США. Один из них в 1878 году был установлен в Лондоне, другой в 1890 году — в Нью-Йорке. К Клеопатре обелиски отношения не имеют.

Их и упоминает наш паломник: «Средиземное море разливается до самой стены города, где находятся большие ворота к морю. Возле этих ворот, внутри города, находится овраг примерно в пять саженей, и стоит удивительная четырёхугольная колонна, высеченная из цельного камня. В высоту она примерно двенадцать саженей. На ней сверху донизу вырезаны неизвестные письмена: сабли, луки, рыбы, человеческие головы, руки, ноги, топоры, а некоторые символы и вовсе неизвестные. Говорят, что некая мудрость там написана. Есть и другая колонна, недалеко от первой, в точности такая же по виду и размеру, только упала, лежит на боку», — сообщает нам Арсений Суханов [1, с. 158].

Начиная сXVIII века, Египет начинают посещать не только паломники, но и путешественники, например, Василий Григорович-Барский в 1723 году решил покинуть Киев и отправиться в странствия по миру. При этом он отправился в свое путешествие с целью посмотреть чужие земли, а не как паломник или государственный деятель. Ему приходилось странствовать без денег, живя на подаяния. Посетив многие города Европы и Ближнего востока, Григорович-Барский смог побывать в Египте в 1727 и 1730 годах, причем во время своего путешествия делал записи и зарисовки, что впоследствии позволило издать книгу «Странствования Василия Григоровича-Барского». Она пользовалась большим успехом и к началу XIX века смогла выдержать шесть изданий.

В Александрии Григорович-Барский увидел «Иглы Клеопатры»: «Внутри города, с северной стороны, возле монастыря святого Саввы, рядом с морем, есть ещё два больших столпа из цельного камня, называющихся Клеопатровыми. Клеопатра была некогда многоименитой царицей, которая поставила в незабвенную о себе память два чудных столпа, одинаковых по виду и размеру. Один из них упал от времени, а второй стоит непоколебимо. Известно, что раньше эти столпы стояли перед царским дворцом». [1, с. 215].

В конце XVIII века в 1795 году Александрию посетил архимандрит киевского Екатерино-Греческого монастыря Константин. Эта обитель принадлежала Синайской церкви, назначавшей туда архимандрита. Его книга «Древняя Александрия», опубликованная в Москве в 1803 году, написана на двух языках — русском и греческом.

Константин, объясняет название «Игл Клеопатры», тем, что стояли они перед ее дворцом: «Ступив на берег, любители древностей первым делом осматривают обелиск Клеопатры. Путь к нему лежит сквозь развалины громадных зданий. Когда смотришь на этот величественный старинный памятник, и на другой, лежащий рядом с ним и совсем почти погребённый в земле временем, на сердце становится печально. Обелиск Клеопатры служит достаточным доказательством того, что и дворец этой знаменитой в истории царицы, известный также под названием дворца Цесарева, существовал на этом же месте. Впрочем, кроме этих двух обелисков не видно никаких остатков того великолепного здания. Обелиск Клеопатры стоит почти в середине нового города и малого Фарилона, от моря налево. Часть его подножья хотя и ушла в землю, однако высота обелиска составляет до 28 футов. Между гаванью и обелиском каменная стена, служившая оградой всего монумента, а ныне она разрушена и высотой с подножье обелиска. В развалинах стены со стороны моря большое количество разных архитектурных обломков резной работы, по которым можно судить, что они принадлежат к какому-то величественному зданию. Обломки эти — разнообразных мраморов, гранита и древнего зелёного цвета камня. Со стороны твёрдой земли большое пространство столь тщательно изрыто, что кажется, будто по пылинке перебрано, несомненно, в корыстных целях.

Обелиск состоит из целого четырёхугольного гранита. По всей его поверхности вырезаны иероглифы, которые на двух сторонах ещё целы, а на двух других уничтожены временем. Казалось бы, удивительно, что римские императоры, собирая все редкости в Риме, в столице вселенной того времени, не перевезли первым делом этот обелиск; обезображенные и повреждённые временем две его стороны, вероятно, помогли ему устоять на своём месте. Некоторые историки полагают, что оба упомянутых обелиска находились в самих чертогах Клеопатры, не говоря, в каком именно месте они были там помещены. Впрочем, несомненно, что памятники эти древнее, чем Александрия, и взяты из какой-нибудь части Египта, поскольку ещё до времени её существования употребление и значение иероглифов было потеряно. Всё расстояние от обелиска до малого Фарилона по морскому берегу представляет собой груды разрушенных колоннад, сводов и каналов. Все они в таком смешении и беспорядке, что невозможно представить подлинные черты образа бывшего здания. Можно лишь предположить, что эти части составляли изящное целое» [1, c.224–225].

В XIX веке путешественники уже больше интересуются самим Египтом, и его памятниками. Вначале века в Египте побывал польский дворянин, журналист и востоковед Осип Сенковский. Научные интересы Сеньковского были связаны с изучением Востока. После окончания университета в 1819 г. Сеньковский посещает Ближний Восток, где собирает материалы по истории и культуре народов Востока.

Муравьёв Андрей Николаевич русский дворянин, православный писатель и историк Церкви. В 1829–1830 годах, в качестве паломника посетил Египет и другие Святые места. Впоследствии, через два года в 1832 году было издано «Путешествие ко Святым местам в 1830 г.».

Муравьёвразочаровано замечает, впервые увидев Александрию: “Я воображал себе развалины и нашел только прах! Два лишь обелиска Клеопатры, один стоящий, другой падший, оба из одного куска розового гранита, покрытые иероглифами, остались памятниками древней славы Александрии” [3].

Норов Авраам Сергеевич, является одним из тех редких типов путешественников, которые не только исследуют интересные и малоизвестные места, но и блестяще умеют их описать. Потомственный дворянин и военный, участник войны 1812 года, Авраам Норов был уволен с военной службы в 1823 году, получив пенсию по ранению, перешел в ведомство Министерства внутренних дел. Откуда в 1834–1835 годах был отправлен в отпуск для посещения Святой Земли и Египта. На основе своей поездки он пишет две большие работы: «Путешествие по Святой Земле» и «Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 годах». «Это лучшее из всего написанного русскими путешественниками о Египте и наиболее полезное для египтологов», — пишет русский египтолог О. Д. Берлев [9].

«Обелиски Александрии находятся на берегу новой гавани, между береговою стеною древнего города и стеною новейшего построения. Не палаты кесарские, не сладострастное жилище Клеопатры возвышаются около них; теперь этот царский квартал (Buchion) покрыт землянками полунагих арабов, обитающих там вместе с своими стадами. Один из сих обелисков, присвоенный имени Клеопатры, еще гордо высится над рассеянным прахом великолепия; другой повержен и частью занесен знойным песком; он лежит на обломившихся сводах и служит огромною перекладиною поперек небольшого оврага». [4].

Описывая храмы Карнака и ЛуксораАвраам Норов пишет, что «Въ перспективѣ, за упавшею стѣною, высятся, изъ страшныхъ грудъ другихъ развалинъ, два огромные обелиска» [4, II, 39].

Про обелиски на острове ФилеНоров замечает, что «отъ самаго берега начинается великолѣпный портикъ, который при входѣ; былъ украшенъ, двумя небольшими обелисками; одинъ изъ нихъ еще стоитъ на своемъ мѣстѣ у самаго обрыва берега; другой, увезенъ въ Англію». [4, II,c. 52]. Эти обелиски описывает также Артемий Рафалович [5, c. 133].

Недоделанный обелиск в Асуане тоже очень заинтересовал Авраама Норова: «Я видѣлъ тутъ одинъ недокончанный обелискъ огромнаго размѣра, выходящій изъ нѣдръ горы. Какой переворотъ правленія, какая военная буря остановили его на торжественномъ пути?.».. [4, II, c. 49].

Андреевский Владимир Михайлович, дворянин из Тамбовской губернии, также путешествовал по Египту в конце XIX века. Он был членом Государственного Совета. Учился в Московском университете, после окончания которого побывал в Европе и на Ближнем Востоке. Андреевский выпустил в 1884 году свою книгу, посвященную этому путешествию.

В Петербурге Андреевский знакомится В. С. Голенищевым: «наш египтолог В. С. Голенищев, с которым я познакомился в Петербурге, помог мне в выборе руководств по истории Египта и египетскому искусству» [14], и писательский талант позволили получить работу по Египту, чрезвычайно подробной и интересной.

Когда Андреевский прибыл в Александрию в 1881 году, то «Иглы Клеопатры» Тутмоса III были уже увезены из Египта. Один в Лондон, а другой в Нью-Йорк. При этом Андреевский справедливо замечает «неизвестно почему называвшиеся иглами Клеопатры» [6, c. 19].

Владимир Людвигович Кигн-Дедлов был очень разносторонним человеком. Он был и прозаиком, и публицистом, и искусствоведом, и путешественником. Родившись в семье немецких переселенцев, был сторонником «русской идеи» и горячо любил все русское. У него осталось много произведений самого разного жанра, в том числе и описание путешествий.

Кигн-Дедлов упоминаетобелиски при описании Карнакского храма. Дедлов выделяет, что обелиски высятся над развалинами храма, и удивляется незнанию местными жителями древней истории Фив [7, стр. 414].

В 1890–1891 годах великий князь Николай Александрович (в будущем император Николай II) побывал в путешествии по странам Европы, Азии и Африки. Это путешествие было одним из этапов обучения наследника престола, и способом для укрепления старых, и установления новых дипломатических связей со странами мира. Э.Э.Ухтомский, который был включен в свиту Николая Александровича за несколько дней до отъезда, издал в 1893 году свой труд, посвященный этому путешествию, который впоследствии был переиздан на многие языки мира [8].

Владимир Ухтомский, будучи в свите будущего российского императора Николая II посетил Фивы и подробно описал обелиск Хатшепсут. Он пишет, что воздвигнут обелиск в честь небесного отца, и что верхушку его когда-то украшало позолото. Очень остроумно было проведено сравнение между Хатшепсут, которая «приказывала изображать себя мужчиной, с бородой, — по-мужски властвовала, думала, чувствовала» с царевной Софьей с ее притязаниями на престол [8, стр. 151].

Наши путешественники не только описывают, но и расспрашивают местных жителей, и также сами пытаются раскрыть тайну обелисков и иероглифов, что на них начертаны. Василий Гагара, пишет, что турки называют обелиск «Фараоновым копьём, и подписано на нём имя Фараона» [1, c. 150]. Арсений Суханов — что «некая мудрость там написана» [1, c. 158]. Григорович-Барский переписывает и пытается понять назначение иероглифов [1, c. 283]. Архимандрит Константин правильно замечает, что обелиски древнее самой Александрии в которой стоят [1, c. 283]. Андреевский справедливо отмечает, что обелиски Тутмоса III в Александрии «неизвестно почему называвшиеся иглами Клеопатры» [6, c. 19].

Древнеегипетские храмы и города встретили русских путешественников разрушенными и заброшенными, и только возвышающиеся над развалинами обелиски сообщали о былом величии Древнего Египта. А. Н. Муравьев сокрушенно замечает, что «Я воображал себе развалины и нашел только прах!» [3]. Кигн-Дедлов выделяет, что обелиски высятся над развалинами храма [7, с. 414]. «Ступив на берег, любители древностей первым делом осматривают обелиск Клеопатры. Путь к нему лежит сквозь развалины громадных зданий», — рассказывает архимандрит Константин [1, с. 224]. Норов пишет про обелиск в Луксоре «Изъ этой груды, гордо возносится обелискъ» [4, II, с. 40].

В заключении можно отметить следующее.

Обелиски, которые описывают паломники и путешественники находились в Александрии, Гелиополе, Фивах, на острове Филе, в Асуане и в Нубии.

До начала XVII в. Русские паломники интересовались только христианскими святынями, и не уделяли внимание в своих «хожениях» египетским памятникам.

В XVII веке паломники начинают интересоваться и достопримечательностями Египта. Начиная с XVIII века, Египет начинают посещать не только паломники, но и путешественники, причем совершенно разных профессий. Это и купеческий сын Григорович-Барский, и врач Рафалович, и потомственный военный Норов, и юрист Андреевский, и представитель старинного шляхетского рода Синьковский, и даже будущий император Российской Империи Николай II.

Возвратившись после длительных странствий домой, русские путешественники написали много интересных книг посвященные описанию Египта и египетским древностям, вызвавших большой интерес читателей. И одними из них были, несомненно, обелиски.

Литература:

  1. Беляков В. В., Федорова Е. В. Египет глазами россиян XV—XVIII веков. Сборник хожений. Москва, 2013.
  2. Сенковский, О. И. Собрание сочинений Сенковского (Барона Брамбеуса): С портр. и жизнеописанием авт. Т. 1–9. — Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1858–1859. — 9 т.; 18. CXXXVIII, 517 с.
  3. А. Н. Муравьев, Путешествия ко святым местам в 1830 году, СПб., 1832. // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Egipet/XIX/1820–1840/Muravjev/text1.htm
  4. Норов, А. С. Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг., СПб., 1840. В II ч.
  5. Рафалович, А.А. «Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты». СПб. 1850.
  6. Андреевский, В. М. Египет. Александрия, Каир, его окрестности, Саккара и берега Нила до первых порогов. СПб.-М.: Издание товарищества М. О. Вольф, 1886.
  7. Кигн-Дедлов, В. Л. Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции. СПб.: Типография Н. А. Лебедева, 1888.
  8. Ухтомский, Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890–1891. Т. 1. — СПб.; Лейпциг, 1893.
  9. Берлев О. Д. Становление египтологии // История отечественного востоковедения до середины XIX в. М., 1990. С. 229–237.
  10. Петровский Н. С. Источники сведений о Древнем Египте в России в XI-XVIII веках. // Вторая часть послесловия Н. С. Петровского к книге: Замаровский В. Их величества пирамиды. 2-е изд. М., 1986. С. 389–406.
  11. Авдеев, А. Г. Восприятие древнеегипетской иероглифики в эпоху московского барроко. // Aegyptiaca Rossica (Выпуск 4): сб. ст. / под ред. М. А. Чегодаева, Н. В. Лаврентьевой. Москва, 2017.
  12. Гуминский, В. Египет и Синай глазами русских паломников // http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41563.htm#rel4 (дата просмотра 20.01.2017).
  13. Жирнов, Е. Египтомания по-русски // http://kommersant.ru/doc/1613943 (дата просмотра 20.01.2017).
  14. Андреевский, В. М. Автобиографические воспоминания. // Государственный архив Тамбовской области, фонд Р-5328, опись 1, дело 7. Начато в 1930 г.

[1] Тутмос III — царь Древнего Египта из XVIII династии (Новое царство), правивший приблизительно в 1479/1473–1458/1457 годах до н. э.

Основные термины (генерируются автоматически): XIX века, Древнего Египта, Арсений Суханов, русских путешественников, обелиск Клеопатры, конце xix века, Василий Гагара, первым делом, Ближний Восток, сквозь развалины громадных, древностей первым делом, любители древностей первым, русские путешественники, достопримечательностями Египта, Обелиск Клеопатры, Клеопатре обелиски отношения, веке паломники, дата просмотра 20.01.2017, русских путешественников xix, Египет русских путешественников.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос