Об оптимальном покрытии графика нагрузки энергосистем в программе Matlab | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 20.03.2017

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Реймов, К. М. Об оптимальном покрытии графика нагрузки энергосистем в программе Matlab / К. М. Реймов, Р. М. Танирбергенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40760/ (дата обращения: 19.10.2024).



В работе исследован критерий оптимального распределения активной нагрузки между тремя агрегатами тепловой электрической станции с использованием программного комплекса Маtlab. Рассмотрен пример оптимального покрытия нагрузки энергосистемы всех суточных интервалов, обеспечивающих минимальный расход топлива.

Одной из основных задач, решаемых при управлении режимами электроэнергетических систем (ЭЭС) на современном этапе является оптимизация режимов работы тепловых электростанции (ТЭС). Она предусматривает определения оптимальных значений мощности, в регулируемых диапазонах агрегатов обеспечивающих минимальный расход топлива. В настоящее время используемые на практике методы и алгоритмы решения этой задачи имеют некоторые недостатки, связанные с ненадёжностью сходимости итеративного расчетного процесса при оптимизации тяжелых режимов электрических сетей с учетом программной реализации [1–3].

Для тепловой электрической станции, на которой работают m энергоблоков, баланс активных мощностей запишется в виде:

,

где Рi — активная мощность, генерируемая i-ым энергоблоком;Рн — нагрузка станции; m — количество энергоблоков.

Суммарный расход топлива на электростанции составит:

.

Здесь Вi — расход топлива на генерацию мощности Рi на i-том энергоблоке.

Для получения минимального расхода топлива (В) на ТЭС с учётом соблюдения баланса мощностей воспользуемся методом Лагранжа с функцией:

L = B + W,

где  — некоторый постоянный коэффициент, называемый множителем Лагранжа.

Минимум L можно определить, взяв частные производные от L по Рi и приравняв их нулю:

.....

Отсюда:

.

Производная — это относительный прирост расхода топлива (ОПРТ) на i -ом энергоблоке ТЭС.

Тогда критерием оптимального распределения нагрузки между агрегатами ТЭС является

b1 = b2 = … = bm = idem,

то есть равенство ОПРТ всех энергоблоков станции.

Практическое решение задачи получения минимального расхода топлива на ТЭС можно осуществить по следующему алгоритму:

  1. По заданным характеристикам ОПРТ энергоблоков станции bi=f(Pi) произвести их суммирование и получить эквивалентную характеристику ТЭС bс = f(Pс).
  2. Для рассматриваемой нагрузки электростанции на эквивалентной характеристике определяется bс по значению Рс.
  3. На характеристике ОПРТ каждого энергоблока отыскиваются мощности Р1, Р2, …, Рm, соответствующие значению Рс.

Пункт 1 выполняется следующим образом (рис. 1).

Первая точка суммарной характеристики — это точка с координатами: [PCmin = P1min + P2min + P3min; bCmin], где bCmin наименьшее значение ОПРТ из всех блоков. Далее задаются значением и проводят прямую, параллельную оси абсцисс, по всем трём графикам до пересечения с ними. Полученные значения и суммируются, в результате чего определяется :

Рис. 1. Характеристики ОПРТ ТЭС

На эквивалентной характеристике ОПРТ ТЭС таким образом получена точка с координатами [;]. Повторяется эта операция, задаваясь значениями , , до получения

PCmax = P1max + P2max + P3max.

Построив суммарную характеристику ОПРТ ТЭС, можно теперь, отложив на оси активных мощностей Рс, определить bc и по нему обратным ходом получить Р1, Р2, Р3, то есть выполнить пункты 2 и 3.

На основе полученного вывода разработан программный комплекс на базе Маtlab. Программа составлена для оптимального распределения графиков суммарных активных нагрузок энергосистемы между тепловыми электрическими станциями. Она позволяет определить оптимальные графики нагрузок всех электростанций, участвующих в оптимизации, с учетом технологических ограничений. Программа предусматривает выполнения оптимизации в условиях наличия в энергосистеме множества тепловых электростанций.

Она дает возможность определить оптимальные режимы электростанций и энергосистемы с высокой точностью и надежностью [4].

Эффективность данного алгоритма исследовано на примере в оптимальном покрытии суммарного графика нагрузки энергосистемы (табл. 1) за цикл регулирования, состоящий из пяти интервалов, тремя ТЭС со следующими расходными характеристиками:

Таблица 1

Суммарный график нагрузки энергосистемы

Время суток, ч

0–6

6–14

14–20

20–22

22–24

Суммарная нагрузка PН, МВт

330

520

580

540

420

Таблица 2

Оптимальное покрытие исходного графика нагрузки

Время суток, ч

0–6

6–14

14–20

20–22

22–24

РС, МВт

330

520

580

540

420

1 ТЭС

Р1, МВт

85,0000

126,6630

159,1287

137,4849

85,0000

В1, т.у.т./ч

35,3807

53,9547

70,0408

59,1598

35,3807

2 ТЭС

Р2, МВт

90,0000

112,4863

140,0205

121,6644

90,0000

В2, т.у.т./ч

37,8690

48,1219

61,7646

52,5364

37,8690

3 ТЭС

Р3, МВт

155,0000

280,0000

280,0000

280,0000

245,0000

В3, т.у.т./ч

58,1255

107,5880

107,5880

107,5880

93,0455

Результаты оптимального покрытия исходного графика нагрузки энергосистемы тремя расчетными ТЭС приведены на рисунке и табл. 2.

В результате оптимального покрытия графика нагрузки суммарный расход условного топлива в расчетных ТЭС за цикл регулирования составляет 4673,087 т.у.т.

Рис. 2. Результаты расчета в программе Маtlab

Вывод

Данная программа может быть использована диспетчерскими пунктами энергосистем для оптимального управления их режимами, также при проведении лабораторных и практических занятий по курсам «Электрические сети и системы», «АСУ и оптимизация режимов электрических станций и систем».

Литература:

  1. Фазылов Х. Ф., Насыров Т. Х. Установившиеся режимы электроэнергетических систем и их оптимизация. Ташкент. Изд-во Молия, 1999. С.370
  2. C. K. Panigrahi, P. K. Chattopadhyay and U. Prasad, “Linear Programming Approach for Bidding of Generators in Restructured Power Industry, ”International Electrical Engineering Journal, 2012, vol. 3, no. 1, pp. 589–594.
  3. Ю. Н. Руденко., В. А. Семенова. Автоматизация диспетчерского управления в электроэнергетике. Москва. Изд-во МЭИ, 2000. С.648.
  4. Гайибов Т. Ш., Реймов К. М. Программа «TESGES» для оптимального покрытия графиков нагрузок энергосистемы тепловыми и гидравлическими электрическими станциями. /Программа для ЭВМ/ № DGU 03033. 10.02.2015 г. Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан.
Основные термины (генерируются автоматически): минимальный расход топлива, ТЭС, оптимальное покрытие, время суток, программный комплекс, суммарная характеристика, суммарный график нагрузки энергосистемы, тепловая электрическая станция, цикл регулирования, эквивалентная характеристика.


Похожие статьи

Оптимизация распределения активной нагрузки энергосистемы между ТЭС и ГЭС с использованием программа MATLAB

В работе исследованы оптимальное распределение активной нагрузки энергосистемы между гидравлическими и тепловыми электростанциями с использованием программного комплекса Маtlab. Рассмотрен пример оптимального покрытия графика нагрузки энергосистемы в...

Сравнительный анализ пропорциональной и релейной АСР мощности ядерного реактора

В данной работе представлен сравнительный анализ математической модели реактора со сосредоточенными параметрами с наиболее распространенных системами автоматического регулирования — пропорциональной и релейной. В SIMULINK MATLAB получены переходные п...

Моделирование напряженного состояния главного шатуна авиационного двигателя

В работе рассмотрена прочностная надежность главного шатуна перспективного авиационного двигателя ЧН 13/14. Предложена методика определения режимов максимальной и минимальной нагрузки для оценки коэффициента запаса циклической прочности. Выполнены со...

Численные методы определения теплопроводности композиционных систем

На основе метода теплового потока предложены численные модели расчета эффективной теплопроводности композиционных систем. Представлены стационарная и неравновесная модели. Выполнены расчеты эффективной теплопроводности полимерных композитов с различн...

Анализ погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота

Цель работы — проанализировать значение погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота, а также рассмотреть пригодность применения пакетных программ SOLID WORKS в изучении и численном анализе аэродинамических характеристик самолета....

Совершенствование организации перевозки кислорода в баллонах в условиях г. Волгограда

В статье рассмотрены способы совершенствования организации перевозки кислорода в баллонах. Проанализированы объемы перевозки по г. Волгограду. Определены вероятностные закономерности распределения длительности погрузки автомобиля и его среднесуточный...

Задача определения баллистических коэффициентов функционала управления дальностью беспилотного летательного аппарата

В современных беспилотных баллистических летательных аппаратах межконтинентальной дальности полета в системе управления реализован функциональный метод наведения, определяющий правило выбора момента отключения разгонного блока в целях минимизации отк...

Исследование интенсивности изнашивания ресурсоопределяющих сопряжений гидронасосов

В статье описывается методика проведения и результаты реализованного эксперимента экстремального характера по определению величины износа образцов поверхностей трения, имитирующих поверхности деталей гидропривода транспортно-технологических машин, в ...

Моделирование алгоритма работы бесплатформенной инерциальной навигационной системы для контроля состояния рельсового пути

В представленной работе проведено моделирование в среде MATLAB/Simulink, в результате которого получены параметры ориентации и навигации. Проведен сравни-тельный анализ с данными встроенного вычислителя БИНС.

Нормирование расхода топлива автомобилей при работе автоматических подогревателей

Анализ методов нормирования расхода топлива автомобилей. Содержатся рекомендации по корректировке норм расхода топлива при работе подогревателей. Определён состав стенда для определения влияния работы алгоритма систем управления отопления на потребле...

Похожие статьи

Оптимизация распределения активной нагрузки энергосистемы между ТЭС и ГЭС с использованием программа MATLAB

В работе исследованы оптимальное распределение активной нагрузки энергосистемы между гидравлическими и тепловыми электростанциями с использованием программного комплекса Маtlab. Рассмотрен пример оптимального покрытия графика нагрузки энергосистемы в...

Сравнительный анализ пропорциональной и релейной АСР мощности ядерного реактора

В данной работе представлен сравнительный анализ математической модели реактора со сосредоточенными параметрами с наиболее распространенных системами автоматического регулирования — пропорциональной и релейной. В SIMULINK MATLAB получены переходные п...

Моделирование напряженного состояния главного шатуна авиационного двигателя

В работе рассмотрена прочностная надежность главного шатуна перспективного авиационного двигателя ЧН 13/14. Предложена методика определения режимов максимальной и минимальной нагрузки для оценки коэффициента запаса циклической прочности. Выполнены со...

Численные методы определения теплопроводности композиционных систем

На основе метода теплового потока предложены численные модели расчета эффективной теплопроводности композиционных систем. Представлены стационарная и неравновесная модели. Выполнены расчеты эффективной теплопроводности полимерных композитов с различн...

Анализ погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота

Цель работы — проанализировать значение погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота, а также рассмотреть пригодность применения пакетных программ SOLID WORKS в изучении и численном анализе аэродинамических характеристик самолета....

Совершенствование организации перевозки кислорода в баллонах в условиях г. Волгограда

В статье рассмотрены способы совершенствования организации перевозки кислорода в баллонах. Проанализированы объемы перевозки по г. Волгограду. Определены вероятностные закономерности распределения длительности погрузки автомобиля и его среднесуточный...

Задача определения баллистических коэффициентов функционала управления дальностью беспилотного летательного аппарата

В современных беспилотных баллистических летательных аппаратах межконтинентальной дальности полета в системе управления реализован функциональный метод наведения, определяющий правило выбора момента отключения разгонного блока в целях минимизации отк...

Исследование интенсивности изнашивания ресурсоопределяющих сопряжений гидронасосов

В статье описывается методика проведения и результаты реализованного эксперимента экстремального характера по определению величины износа образцов поверхностей трения, имитирующих поверхности деталей гидропривода транспортно-технологических машин, в ...

Моделирование алгоритма работы бесплатформенной инерциальной навигационной системы для контроля состояния рельсового пути

В представленной работе проведено моделирование в среде MATLAB/Simulink, в результате которого получены параметры ориентации и навигации. Проведен сравни-тельный анализ с данными встроенного вычислителя БИНС.

Нормирование расхода топлива автомобилей при работе автоматических подогревателей

Анализ методов нормирования расхода топлива автомобилей. Содержатся рекомендации по корректировке норм расхода топлива при работе подогревателей. Определён состав стенда для определения влияния работы алгоритма систем управления отопления на потребле...

Задать вопрос