Библиографическое описание:

Демьяненко Е. А., Абельмахьянов Р. А. Водитель, береги газоны! // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/archive/145/40610/ (дата обращения: 21.04.2018).



Данная статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу – привлечения к ответственности водителей за парковку на газонах и иных зеленых насаждениях, как одной из самых распространенных в городах массовых нарушений экологической безопасности. В статье рассматриваются возможные правовые перспективы решения этой проблемы, в связи с имеющимся на данный момент пробелом в российском законодательстве.

Ключевые слова: парковка, газон, охрана природы, экология, юридическая ответственность, законодательство, транспортное средство, субъекты РФ, правонарушения.

Сегодня в большинстве населенных пунктов России изменены правила парковки автотранспорта. В местах, где ранее парковались автомобили, теперь установлены запрещающие знаки, а вместо бесплатных стоянок организованы платные. Но, несмотря на это, до сих пор вопрос о парковках на газонах и иных зеленых насаждениях остается открытым. Паркуясь в подобных местах, водители портят их, тем самым вытесняя природу из окружающей среды. При этом собственная экология становится не только однобокой, но и вредной для существования. Благоприятная экологическая среда обязана опираться на охрану природы – как базу экологии. Отношение человека и окружающей среды помимо морально-этических норм регулируется и юридической ответственностью.

В действующем федеральном законодательстве РФ отсутствует такой термин как газон и не предусмотрена ответственность за парковку на нем автотранспорта. Ответственность за правонарушения данного вида, наносящие вред экологии, каждый субъект РФ пытается регулировать собственными нормативными правовыми актами. При этом, в качестве доказательной базы используются камеры видеонаблюдения, видеорегистраторы, фото и видеокамеры мобильных устройств связи. Приведем несколько примеров.

Так, в г. Санкт-Петербурге запрещено размещение транспортных средств на газонах, а также нахождение механических транспортных средств на территории парков, скверов, детских и спортивных площадках [1, с. 7].

Частью 1 статьи 3.6 КоАП Республики Татарстан установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов [2, с.3]. Согласно пункту 155.9 Правил благоустройства г. Казани, на придомовой территории не допускается парковать и хранить транспортные средства на детских площадках, газонах, территориях с зелеными насаждениями вне зависимости от времени года, в том числе разукомплектованные (неисправные) [3, с. 27].

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Закона Вологодской области “Об административных правонарушениях в Вологодской области” размещение транспортных средств на участках с зелеными насаждениями, в том числе на газонах, цветниках, озелененных площадках придомовых территорий многоквартирных домов или административных зданий, детских и спортивных площадках влечёт административное наказание [4, с. 5].

Однако, несмотря на принимаемые меры у региональных властей имеются серьезные проблемы с исполнением наказания за подобные правонарушения. Водитель может привлекаться к какой-либо юридической ответственности только на основании федеральных законов, поскольку управляет транспортным средством повышенной опасности и, следовательно, местным законам в этой сфере он не подчиняется. Как показывает практика, “нерадивые водители” в большинстве случаев выигрывают судебные процессы, доказывая неправомерность наложения на них штрафов органами местного самоуправления.

Сложности в понимании и применении подобных норм, закреплённых в различных региональных актах неоднократно становились предметом судебных разбирательств. Одно из таких дел в 2010 году рассматривал Верховный Суд РФ [5, с. 2]. Согласно пункту 2 статьи 35 Закона Санкт-Петербурга “Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге” [6, с. 12] нахождение транспортных средств на газонах запрещено и влечёт привлечение к ответственности. По мнению заявителя, пребывание транспортных средств на газоне, равно как и пребывание механических транспортных средств на территории парков, скверов, детских и спортивных площадок не может образовывать состав административного правонарушения, так как в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица [7, с.10]. Между тем, транспортное средство таковым не является.

“В 2011 году Верховный Суд РФ рассмотрел ещё один подобный спор [8, с.3]. Частью 1 статьи 19 Закона Сахалинской области “Об административных правонарушениях в Сахалинской области”, № 490 от 29 марта 2004 г. установлена ответственность за мойку транспортных средств вне специально отведенных для этого мест, стоянку на газонах и других участках с зелеными насаждениями, движение по газонам и другим участкам с зелеными насаждениями и т.д. [9, с. 7]. Суд первой инстанции рассматривал эту норму лишь с позиции неясности ее формулировки в нормативном акте. Судебная коллегия ВС РФ согласилась с выводом суда первой инстанции, что использование термина “и другим участкам с зелеными насаждениями” в контексте диспозиции статьи допускает произвольное ее толкование правоприменителем, а это не согласуется с требованиями ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. Однако, для нас важным является анализ характера данной нормы, который даёт в своём определении ВС РФ. Из диспозиции оспариваемой части 1 статьи 19 Закона Сахалинской области “Об административных правонарушениях в Сахалинской области” следует, что ответственность установлена за несоблюдение правил, стандартов, требований к стоянке транспортных средств. При этом предмет правонарушения составляют зеленые насаждения, зеленый фонд территории поселений, то есть объект природной среды, создающий благоприятные условия жизнедеятельности на территории области”[9, с.7].

С точки зрения законности такое положение дел является справедливым, так как правила дорожного движения (напомним – в которых нет ни слова, ни о газонах, ни об ответственности за парковку на них) действуют на всей территории России и для всех едины, хотя это вызывает серьезные опасения за экологическое состояние определенной местности. Парковка транспортных средств на газонах наносит вред не только травяному покрытию и зеленым насаждениям, но и плодородным слоям почвы. Далеко не все владельцы транспортных средств содержат свои автомобили в технически исправном состоянии, следовательно, не исключены случаи утечки топлива, масла, антифриза, тормозной и других жидкостей. Эти и подобные нарушения экологического законодательства влекут за собой превышения допустимых норм содержания вредных веществ и примесей в почве и грунтовых водах.

В связи с имеющейся “правовой ямой” и анализом судебной практики ряд регионов предлагали внести поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, связанных с необходимостью введения юридической ответственности за парковку на газонах. Данные изменения предлагалось внести в главу 12 КоАП РФ “Административные правонарушения в области дорожного движения”. Подобные поправки – давно назревшая необходимость. Однако при рассмотрении данного вопроса нельзя не учитывать то, что значительная часть газонов расположена в дворовых и придомовых территориях, где эффективность работы сотрудников ГИБДД, которые действуют в рамках главы 12 КоАП РФ, оставляет желать лучшего. Для борьбы с экологическими правонарушениями данного вида необходимо привлекать не только сотрудников ДПС, но и наряды ППС и вневедомственной охраны, а также участковых инспекторов и общественность. Следовательно, для профилактики и противодействия подобным правонарушениям сотрудники правоохранительных органов и общественные объединения (формирования) должны руководствоваться не только статьями главы 12, но и главы 8 КоАП РФ “Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования”. Нормами главы 8 КоАП РФ, должна по нашему мнению, регулироваться ответственность в области охраны окружающей среды и благоустройства территории.

Для привлечения к административной ответственности водителя, осуществляющего парковку автотранспорта на газонах, в скверах, детских и спортивных площадках, а равно оставление им неисправного транспорта на этих территориях необходимо внести изменения в статью 8.23 КоАП РФ “Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума”, дополнив ее соответственно второй и третьей частями. При этом в случаях выявления утечек различного рода вредных жидкостей и смесей, а также мойки транспортного средства необходимо предусмотреть для недобросовестных водителей более жесткие меры наказания. Так, если в первом случае водитель может быть подвергнут административному штрафу на сумму от одной до двух тысяч рублей, то во втором, в зависимости от нанесенного окружающей среде ущерба – от двух с половиной до пяти тысяч рублей.

При обнаружении автотранспорта, оставленного на газоне, относящимся к территории проезжей части противоправные действия водителя должны регулироваться соответствующим пунктом Правил дорожного движения и статьей 12.19 КоАП РФ “Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств”, и наказываться административным штрафом в размере от одной до двух тысяч рублей.

Необходимость внесения данных поправок в действующее законодательство РФ продиктована заботой об экологической безопасности окружающей среды и будущего поколения.

Литература:

  1. Закон СПб № 273-70 от 31.05.2010г. “Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге”
  2. КоАП республики Татарстан № 80-3 РТ от 19.12. 2006г.
  3. “Правила благоустройства г. Казани” от 10 октября 2006г. № 4-12
  4. Закон Вологодской области “Об административных правонарушениях в Вологодской области” № 2429-ОЗ от 08 декабря 2010г
  5. Определение ВС РФ от 25 июля 2010 года по делу № 78-Г07-29
  6. Закон СПб “Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге” № 232-29 от 15 мая 2003 г. (с изменениями от 29.04.2009г. № 202-42),
  7. КоАП РФ, 2002 г.
  8. Определение ВС РФ от 23 марта 2011 года по делу № 64-Г11-8
  9. Закон Сахалинской области “Об административных правонарушениях в Сахалинской области” № 490 от 22 марта 2004г. (с изменениями от 06 мая 2016г № 39-ЗО)
Основные термины (генерируются автоматически): транспортных средств, административных правонарушениях, КоАП РФ, зелеными насаждениями, ВС РФ, Сахалинской области, механических транспортных средств, окружающей среды, размещение транспортных средств, Вологодской области, Закона Сахалинской области, спортивных площадках, благоустройства г, определении ВС РФ, субъекты РФ, области охраны окружающей, охраны окружающей среды, сфере благоустройства, Административные правонарушения, дорожного движения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос