Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреева, А. А. Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников / А. А. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40600/ (дата обращения: 15.11.2024).



Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников

Андреева Анастасия Андреевна, магистрант,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

(г. Санкт-Петербург)

В статье рассматривается практика использования мультимедиа на уроках, в том числе и ОБЖ, в общеобразовательных школах (на примере МКОУ гимназии № 177 г. Санкт-Петербург), которые оказывают наиболее эффективное воздействие на учащегося, который становится одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем, повышая его познавательный интерес к предмету и раскрывая его творческий потенциал.

Ключевые слова: информационные ресурсы, информационные технологии, средства мультимедиа.

Возможности мультимедиа в образовании позволяют обеспечить все компоненты образовательного процесса (получение информации, практические занятия, аттестация и контроль); реализовывать активно-деятельностные формы обучения благодаря высокой интерактивности и мультимедийности; резко расширяют функционал и повышение эффективности самостоятельной учебной работы. Таким образом, создание мультимедийных образовательных ресурсов – актуальная задача информатизации образования [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Это подтверждают данные анкетирования учителей гимназии № 177 г. Санкт-Петербурга, полученные в ходе констатирующего этапа педагогического исследования в рамках работы над магистерской диссертацией «Использование средств мультимедиа на уроках ОБЖ в 8 классе». В анкетировании приняло участие 16 человек, результаты ответов представлены в таблице 1 – Анализ ответов учителей по вопросам использования средств мультимедиа в учено-воспитательном процессе.

Так, абсолютное большинство (15 человек опрошенных из 16) – 93,7% при ответе на вопрос об использовании мультимедийных технологий в педагогическом процессе выбрали ответ «да» (см.таблицу 1). Не использует мультимедийные технологии на своих уроках учитель немецкого языка (30 лет стаж), мотивируя тем, что в его классе нет мультимедийной установки.

При ответе на вопрос «Как часто вы применяете мультимедийные технологии на своих уроках?» вариант – «часто» (б) выбрали 56,2% респондентов (9 человек) – учителя русский язык и литература (два человека 10 и 30 лет стажа), немецкого языка (40 лет стажа), английского языка, физика, ОБЖ (двое, стаж по 3 года), географии; вариант – «постоянно» (а) предпочли выбрать 31,3% (5 человек) – учителя таких предметов как: химия, математика (двое по 37 и 18 лет стажа), биология и русский язык (23 года стажа). «Редко» (г) применяют средства мультимедиа на своих уроках 2 человека - учителя – 12, 5 % - учитель ОБЖ (стаж 2 года) и немецкого языка.

Таблица 1

Анализ ответов учителей по вопросам использования средств мультимедиа в учено-воспитательном процессе.

Текст вопроса

Варианты ответов

% к общему числу ответов

Используете ли вы мультимедийные технологии в педагогическом процессе?

а) Да

б) Нет

а) 93,7

б) 6,3

Как часто вы применяете мультимедийные технологии на своих уроках?

а) Постоянно

б) Часто

в) Иногда

г) Редко

а) 31,3

б) 56,2

в) 0

г) 12,5

На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать мультимедийные технологии?

(можно выбрать несколько вариантов одновременно)

а) Проверка домашнего задания

б) Объяснение нового материала

в) Закрепление

г) организация начала занятия

а) 6,3

б) 81,3

в) 31,3

г) 25

Перечислите, что чаще Вы применяете на уроках (можно несколько вариантов выбрать):

а) презентация к уроку;

б) видеоролик;

в) учебный фильм;

г) художественный фильм;

д) электронная версия учебника;

е) интерактивные задания;

ж) другое

а) 81,3

б) 37,5

в) 37,5

г) 12,5

д) 43,8

е) 43,8

ж) 6,3 (картинки)

При ответе на вопрос анкеты: «На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать мультимедийные технологии?» респондентам было предложено выбрать несколько вариантов одновременно. В результате подавляющее большинство выбрало ответ «б» - ) «объяснение нового материала» - 81,3% (13 человек), ответ «в» - «Закрепление» - 31,3% (5 человек), учителя таких предметов как: русский язык, литература, математика и химия; также 25% (4 человека), учителя-предметники – английский язык, физика, русский язык и литература выбрали ответ «г» - «организация начала занятия» и только один человек – учитель русского языка выбрал из предложенных ответов «а» - «Проверка домашнего задания».

Учителям было предложено выбрать несколько вариантов применения разнообразных мультимедийных и подавляющее большинство выбрали ответ «а» - «презентация к уроку» - 81,3% (13 человек); по 43,8% (по 7 человек) – учителя таких предметов как: немецкий язык, физика, биология, география, математика и химия, предпочли выбрать ответы «д» - «электронная версия учебника» и «е» - «интерактивные задания»; видеороликами (б) и учеными фильмами (в) на уроках пользуются по 6 человек – 37,5%, учителя таких предметов как: история, ОБЖ, русский язык и литература, биология. Один человек, преподающий предмет ОБЖ, выбрал ответ «ж» - «другое», а именно картинки, иллюстрирующие определенные объекты и процессы.

Ученикам 8-х классов также было предложено анкетирование по вопросам использования учителями мультимедийных технологий на уроках на разных предметах. Всего в анкетировании приняло участие 69 человек – 27 человек из 8 «А», 19 – 8 «Б» и 23 – 8 «К». учащимся были заданы четыре вопроса. Ответы учащихся на три вопроса представлены нами в таблице 2 – Анализ ответов учащихся 8-х классов по вопросам использования учителями мультимедийных средств на уроках.

Таблица 2

Анализ ответов учащихся 8-х классов по вопросам использования учителями мультимедийных средств на уроках.

Текст вопроса

Варианты ответов

% к общему числу ответов (69 человек)

Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроках мультимедийные технологии?

а) Да

б) Нет

в) безразлично

а) 60,9

б) 1,4

в) 37,7

Какие, из мультимедийных технологий, чаще всего тебе встречаются в учебном процессе?

а) презентация к уроку;

б) видеоролик;

в) учебный фильм;

г) художественный фильм;

д) электронная версия учебника;

е) интерактивные задания;

ж) другое

а) 81,2

б) 7,2

в) 8,7

г) 2,9

д) 0

е) 0

ж) 0

Использование учителями на уроках мультимедийных технологий помогает тебе…. (несколько вариантов)

а) Лучше усвоить материал урока

б) получить наглядные примеры к материалу урока

в) Умение использовать самому мультимедийные технологии

г) Практически не влияет на мое восприятие учебного материала

д) Делает урок более интересным

е) Что еще

а) 31,9

б) 44,9

в) 2,9

г) 30,4

д) 44,9

е) 0

Результаты анкетирования наглядно демонстрируют интерес учащихся к мультимедийным средствам обучения, т.к. отвечая на вопрос –«Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроках мультимедийные технологии?» подавляющее большинство анкетируемых ответили «да» (а) – 60,9 % (42 ученика), одному школьнику (1,4%) не нравится, когда учитель использует на уроках подобные средства, правда и ответ «в» -«безразлично» выбрало 26 человек, что в процентах к общему количеству опрашиваемых составило 37,7%.

Из таблицы 2 видно, что учащиеся в целом знакомы с различными мультимедийными средствами, такими как: презентация к уроку (а) – 81,2 %, т.е. подавляющее большинство учащихся 8-х классов, а именно 56 человек; на втором месте по встречаемости у учеников учебный фильм – 8,7% (6 человек) и на третьем видеоролики – 7,2 % (5 человек). Однако 8-миклассникам, судя по ответам, совсем не знакомы такие средства как: электронная версия учебника и интерактивные задания (по 0%).

При ответах учениками на вопрос – «Использование учителями на уроках мультимедийных технологий помогает тебе…. (несколько вариантов)», было выяснено, по 31 респонденту – 44,9% ответили, что когда учителем используются подобные технологии на уроках, то это помогает им получить наглядные примеры к материалу урока (б), а также делает урок более интересным (д). Ответ «а» - «лучше усвоить материал урока» выбрали 22 человека – 31,9%. Однако вызывает настороженность выбора 21 учащимся – 30,4% ответа «г» - « Практически не влияет на мое восприятие учебного материала».

Также нами было предложено учащимся проранжировать, на каких предметах чаще всего учителя используют мультимедийные технологии от 0 до 3 (где 0 – не используются, 1 – редко, 2 – часто, 3 – на каждом уроке). Результаты ответов учащихся по этому вопросу представлены в таблице 3 - Использование учителями мультимедийных технологий на уроках.

Анализируя полученные данные из таблицы 3 получены следующие выводы:

  1. По результатам анкетирования учащихся по вопросу использования средств мультимедиа учителями разных предметов на своих уроках, следует, что в целом учителя-предметники гимназии № 177 используют их в своей работе.
  2. Наибольший процент использования средств мультимедиа на своих уроках у учителя информатики – 60, 9 % (42 человека) на каждом уроке – специфика самого предмета.
  3. Учителя биологии, истории и географии достаточно часто используют в своей работе видеоролики и учебные фильмы по определённым темам в качестве наглядной иллюстрации отдельных явлений, процессов.
  4. Учителя русского языка и литературы также часто используют средства мультимедиа, а специфика предмета литература позволяет во время уроков просматривать художественные фильмы-экранизации произведений литературы разных жанров.

Таблица 3

Использование учителями мультимедийных технологий на уроках.

Предмет

Количество ответов учащихся к общему количеству респондентов в каждом из трех классов (человек)

На каждом уроке

3

Часто

2

Редко

1

Не используют

0

27ч

19ч

23ч

27ч

19ч

23ч

27ч

19ч

23ч

27ч

19ч

23ч

Иностран.язык

9

4

0

12

9

2

3

4

12

3

2

9

Литература

17

3

4

8

4

7

1

3

5

0

9

7

русский язык

11

4

0

10

9

2

3

4

12

3

2

9

ОБЖ

10

1

3

9

3

15

6

5

4

2

10

1

информатика

20

11

11

4

4

1

2

0

2

1

4

7

математика

4

12

7

13

5

4

5

0

2

5

2

10

география

3

7

8

15

7

10

6

3

4

3

2

1

история

17

12

14

8

6

6

0

1

1

2

0

2

биология

3

5

6

11

5

6

11

6

8

2

3

3

физика

1

1

0

7

2

2

16

6

7

3

10

14

химия

2

9

2

5

7

6

13

2

12

7

1

3

Итого ответов по классам

97

69

55

102

61

61

66

34

69

31

45

66

Общее количество ответов

221

224

169

142

  1. Наименьший процент использования средств мультимедиа на уроках подмечено у учителей математики, физики и химии, которые редко используют подобные средства, если используют то - это учебный фильм, а наглядность чаще сводится к демонстрации физических опытов и химических реакций в классе.
  2. Что касается предмета ОБЖ, мы выяснили, что учитель-организатор
    ОБЖ мультимедийные технологии использует на каждом уроке – так ответили 18 респондентов (26,1%), часто использует – 24 человека (34,8%).

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения любого предмета, в том числе и ОБЖ, позволяют сделать обучение более интересным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого, что делает актуальным выбор темы магистерского исследования «Использование средств мультимедиа на уроках ОБЖ в 8 классе».

Так, в частности мультимедийные технологии при обучении ОБЖ позволяют обучающимся получить объективные представления о происхождении опасностей различного происхождения, о местах их распространения, о масштабах локальных и глобальных разрушений и опасностях, связанных с жизнью и здоровьем человека и т.д. Таким образом, школьники получают комплексные знания, необходимые им для применения их в повседневной жизни через формирование умений и навыков безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций в природе и социуме, в том числе чрезвычайных. А использование виртуальных ситуаций средствами мультимедиа, моделирующие ЧС разного характера позволяет также воспитывать качества личности безопасного типа поведения и культуру личной безопасности, формирует знания основ социальной, информационной и экологической безопасности [3, 6, 7, 8]

Литература:

  1. Бордовский, Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе /Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова. - Москва: РГПУ, 2007. - 484с.
  2. Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс /Авторизованный пер. с англ. - М.: "Обучение-Сервис", 2007. - 286с.
  3. Образование для устойчивого развития: интерактивные формы обучения. Учебно-методическое пособие (Д.А. Гдалин, М.Ю Челпанов, С.И. Махов и др. / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Эпиграф. 2004. – 132 с.
  4. Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации /А.В. Осин. - М.: Ритм, 2005. - 375с.
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред.Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 200с.
  6. Силакова, О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности. / В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. С. 401-406.
  7. Силакова, О.В. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности в образовании школьников и студентов. / В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы ХIV всероссийской научно-практической конференции. Российский педагогический университет им. А.И.Герцена. 2010.С.51-54.
  8. Силакова, О.В. Экологическая безопасность как компонент экологической культуры школьников. / В сборнике: Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Факультет биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии; науч. ред.: В. П. Соломин, Н. Д. Андреева. 2009. С. 144-148.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, использование учителями, русский язык, Использование средств мультимедиа, ответ, учебный фильм, учитель, немецкий язык, санкт-петербург, электронная версия учебника.


Похожие статьи

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей с ОВЗ

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется вопросам интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из наиболее перспективных и эффективных подходов к обучению и развитию таких детей является исп...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Аддитивные технологии и актуальность их применения в образовательном процессе

В статье рассмотрены аддитивные технологии наших дней и актуальность их применения в образовательном процессе. В результате проведённого анализа автор статьи показывает, что технология 3Д-печати позволяет решать нетривиальные задачи в лабораториях, п...

Особенности преподавания предмета информатики в школах

В статье уделяется внимание развитию преподавания предмета информатики и, следовательно, информатизации образования. Одна из главных причин состоит в том, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо об...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО

В статье автор делает упор на проблему сохранения здоровья младших школьников, так как от этого зависит успешность в обучении. Предлагает применять здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности, определила задачи, которые долж...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Похожие статьи

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей с ОВЗ

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется вопросам интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из наиболее перспективных и эффективных подходов к обучению и развитию таких детей является исп...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Аддитивные технологии и актуальность их применения в образовательном процессе

В статье рассмотрены аддитивные технологии наших дней и актуальность их применения в образовательном процессе. В результате проведённого анализа автор статьи показывает, что технология 3Д-печати позволяет решать нетривиальные задачи в лабораториях, п...

Особенности преподавания предмета информатики в школах

В статье уделяется внимание развитию преподавания предмета информатики и, следовательно, информатизации образования. Одна из главных причин состоит в том, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо об...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО

В статье автор делает упор на проблему сохранения здоровья младших школьников, так как от этого зависит успешность в обучении. Предлагает применять здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности, определила задачи, которые долж...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Задать вопрос