Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников
Андреева Анастасия Андреевна, магистрант,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
(г. Санкт-Петербург)
В статье рассматривается практика использования мультимедиа на уроках, в том числе и ОБЖ, в общеобразовательных школах (на примере МКОУ гимназии № 177 г. Санкт-Петербург), которые оказывают наиболее эффективное воздействие на учащегося, который становится одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем, повышая его познавательный интерес к предмету и раскрывая его творческий потенциал.
Ключевые слова: информационные ресурсы, информационные технологии, средства мультимедиа.
Возможности мультимедиа в образовании позволяют обеспечить все компоненты образовательного процесса (получение информации, практические занятия, аттестация и контроль); реализовывать активно-деятельностные формы обучения благодаря высокой интерактивности и мультимедийности; резко расширяют функционал и повышение эффективности самостоятельной учебной работы. Таким образом, создание мультимедийных образовательных ресурсов – актуальная задача информатизации образования [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Это подтверждают данные анкетирования учителей гимназии № 177 г. Санкт-Петербурга, полученные в ходе констатирующего этапа педагогического исследования в рамках работы над магистерской диссертацией «Использование средств мультимедиа на уроках ОБЖ в 8 классе». В анкетировании приняло участие 16 человек, результаты ответов представлены в таблице 1 – Анализ ответов учителей по вопросам использования средств мультимедиа в учено-воспитательном процессе.
Так, абсолютное большинство (15 человек опрошенных из 16) – 93,7% при ответе на вопрос об использовании мультимедийных технологий в педагогическом процессе выбрали ответ «да» (см.таблицу 1). Не использует мультимедийные технологии на своих уроках учитель немецкого языка (30 лет стаж), мотивируя тем, что в его классе нет мультимедийной установки.
При ответе на вопрос «Как часто вы применяете мультимедийные технологии на своих уроках?» вариант – «часто» (б) выбрали 56,2% респондентов (9 человек) – учителя русский язык и литература (два человека 10 и 30 лет стажа), немецкого языка (40 лет стажа), английского языка, физика, ОБЖ (двое, стаж по 3 года), географии; вариант – «постоянно» (а) предпочли выбрать 31,3% (5 человек) – учителя таких предметов как: химия, математика (двое по 37 и 18 лет стажа), биология и русский язык (23 года стажа). «Редко» (г) применяют средства мультимедиа на своих уроках 2 человека - учителя – 12, 5 % - учитель ОБЖ (стаж 2 года) и немецкого языка.
Таблица 1
Анализ ответов учителей по вопросам использования средств мультимедиа в учено-воспитательном процессе.
Текст вопроса |
Варианты ответов |
% к общему числу ответов |
Используете ли вы мультимедийные технологии в педагогическом процессе? |
а) Да б) Нет |
а) 93,7 б) 6,3 |
Как часто вы применяете мультимедийные технологии на своих уроках?
|
а) Постоянно б) Часто в) Иногда г) Редко |
а) 31,3 б) 56,2 в) 0 г) 12,5 |
На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать мультимедийные технологии? (можно выбрать несколько вариантов одновременно)
|
а) Проверка домашнего задания б) Объяснение нового материала в) Закрепление г) организация начала занятия |
а) 6,3 б) 81,3 в) 31,3 г) 25 |
Перечислите, что чаще Вы применяете на уроках (можно несколько вариантов выбрать):
|
а) презентация к уроку; б) видеоролик; в) учебный фильм; г) художественный фильм; д) электронная версия учебника; е) интерактивные задания; ж) другое |
а) 81,3 б) 37,5 в) 37,5 г) 12,5 д) 43,8 е) 43,8 ж) 6,3 (картинки) |
При ответе на вопрос анкеты: «На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать мультимедийные технологии?» респондентам было предложено выбрать несколько вариантов одновременно. В результате подавляющее большинство выбрало ответ «б» - ) «объяснение нового материала» - 81,3% (13 человек), ответ «в» - «Закрепление» - 31,3% (5 человек), учителя таких предметов как: русский язык, литература, математика и химия; также 25% (4 человека), учителя-предметники – английский язык, физика, русский язык и литература выбрали ответ «г» - «организация начала занятия» и только один человек – учитель русского языка выбрал из предложенных ответов «а» - «Проверка домашнего задания».
Учителям было предложено выбрать несколько вариантов применения разнообразных мультимедийных и подавляющее большинство выбрали ответ «а» - «презентация к уроку» - 81,3% (13 человек); по 43,8% (по 7 человек) – учителя таких предметов как: немецкий язык, физика, биология, география, математика и химия, предпочли выбрать ответы «д» - «электронная версия учебника» и «е» - «интерактивные задания»; видеороликами (б) и учеными фильмами (в) на уроках пользуются по 6 человек – 37,5%, учителя таких предметов как: история, ОБЖ, русский язык и литература, биология. Один человек, преподающий предмет ОБЖ, выбрал ответ «ж» - «другое», а именно картинки, иллюстрирующие определенные объекты и процессы.
Ученикам 8-х классов также было предложено анкетирование по вопросам использования учителями мультимедийных технологий на уроках на разных предметах. Всего в анкетировании приняло участие 69 человек – 27 человек из 8 «А», 19 – 8 «Б» и 23 – 8 «К». учащимся были заданы четыре вопроса. Ответы учащихся на три вопроса представлены нами в таблице 2 – Анализ ответов учащихся 8-х классов по вопросам использования учителями мультимедийных средств на уроках.
Таблица 2
Анализ ответов учащихся 8-х классов по вопросам использования учителями мультимедийных средств на уроках.
Текст вопроса |
Варианты ответов |
% к общему числу ответов (69 человек) |
Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроках мультимедийные технологии? |
а) Да б) Нет в) безразлично |
а) 60,9 б) 1,4 в) 37,7 |
Какие, из мультимедийных технологий, чаще всего тебе встречаются в учебном процессе?
|
а) презентация к уроку; б) видеоролик; в) учебный фильм; г) художественный фильм; д) электронная версия учебника; е) интерактивные задания; ж) другое |
а) 81,2 б) 7,2 в) 8,7 г) 2,9 д) 0 е) 0 ж) 0 |
Использование учителями на уроках мультимедийных технологий помогает тебе…. (несколько вариантов)
|
а) Лучше усвоить материал урока б) получить наглядные примеры к материалу урока в) Умение использовать самому мультимедийные технологии г) Практически не влияет на мое восприятие учебного материала д) Делает урок более интересным е) Что еще |
а) 31,9 б) 44,9 в) 2,9 г) 30,4 д) 44,9 е) 0 |
Результаты анкетирования наглядно демонстрируют интерес учащихся к мультимедийным средствам обучения, т.к. отвечая на вопрос –«Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроках мультимедийные технологии?» подавляющее большинство анкетируемых ответили «да» (а) – 60,9 % (42 ученика), одному школьнику (1,4%) не нравится, когда учитель использует на уроках подобные средства, правда и ответ «в» -«безразлично» выбрало 26 человек, что в процентах к общему количеству опрашиваемых составило 37,7%.
Из таблицы 2 видно, что учащиеся в целом знакомы с различными мультимедийными средствами, такими как: презентация к уроку (а) – 81,2 %, т.е. подавляющее большинство учащихся 8-х классов, а именно 56 человек; на втором месте по встречаемости у учеников учебный фильм – 8,7% (6 человек) и на третьем видеоролики – 7,2 % (5 человек). Однако 8-миклассникам, судя по ответам, совсем не знакомы такие средства как: электронная версия учебника и интерактивные задания (по 0%).
При ответах учениками на вопрос – «Использование учителями на уроках мультимедийных технологий помогает тебе…. (несколько вариантов)», было выяснено, по 31 респонденту – 44,9% ответили, что когда учителем используются подобные технологии на уроках, то это помогает им получить наглядные примеры к материалу урока (б), а также делает урок более интересным (д). Ответ «а» - «лучше усвоить материал урока» выбрали 22 человека – 31,9%. Однако вызывает настороженность выбора 21 учащимся – 30,4% ответа «г» - « Практически не влияет на мое восприятие учебного материала».
Также нами было предложено учащимся проранжировать, на каких предметах чаще всего учителя используют мультимедийные технологии от 0 до 3 (где 0 – не используются, 1 – редко, 2 – часто, 3 – на каждом уроке). Результаты ответов учащихся по этому вопросу представлены в таблице 3 - Использование учителями мультимедийных технологий на уроках.
Анализируя полученные данные из таблицы 3 получены следующие выводы:
- По результатам анкетирования учащихся по вопросу использования средств мультимедиа учителями разных предметов на своих уроках, следует, что в целом учителя-предметники гимназии № 177 используют их в своей работе.
- Наибольший процент использования средств мультимедиа на своих уроках у учителя информатики – 60, 9 % (42 человека) на каждом уроке – специфика самого предмета.
- Учителя биологии, истории и географии достаточно часто используют в своей работе видеоролики и учебные фильмы по определённым темам в качестве наглядной иллюстрации отдельных явлений, процессов.
- Учителя русского языка и литературы также часто используют средства мультимедиа, а специфика предмета литература позволяет во время уроков просматривать художественные фильмы-экранизации произведений литературы разных жанров.
Таблица 3
Использование учителями мультимедийных технологий на уроках.
Предмет |
Количество ответов учащихся к общему количеству респондентов в каждом из трех классов (человек) |
|||||||||||
На каждом уроке 3 |
Часто
2 |
Редко
1 |
Не используют
0 |
|||||||||
8А 27ч |
8Б 19ч |
8К 23ч |
8А 27ч |
8Б 19ч |
8К 23ч |
8А 27ч |
8Б 19ч |
8К 23ч |
8А 27ч |
8Б 19ч |
8К 23ч |
|
Иностран.язык |
9 |
4 |
0 |
12 |
9 |
2 |
3 |
4 |
12 |
3 |
2 |
9 |
Литература |
17 |
3 |
4 |
8 |
4 |
7 |
1 |
3 |
5 |
0 |
9 |
7 |
русский язык |
11 |
4 |
0 |
10 |
9 |
2 |
3 |
4 |
12 |
3 |
2 |
9 |
ОБЖ |
10 |
1 |
3 |
9 |
3 |
15 |
6 |
5 |
4 |
2 |
10 |
1 |
информатика |
20 |
11 |
11 |
4 |
4 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
4 |
7 |
математика |
4 |
12 |
7 |
13 |
5 |
4 |
5 |
0 |
2 |
5 |
2 |
10 |
география |
3 |
7 |
8 |
15 |
7 |
10 |
6 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
история |
17 |
12 |
14 |
8 |
6 |
6 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
2 |
биология |
3 |
5 |
6 |
11 |
5 |
6 |
11 |
6 |
8 |
2 |
3 |
3 |
физика |
1 |
1 |
0 |
7 |
2 |
2 |
16 |
6 |
7 |
3 |
10 |
14 |
химия |
2 |
9 |
2 |
5 |
7 |
6 |
13 |
2 |
12 |
7 |
1 |
3 |
Итого ответов по классам |
97 |
69 |
55 |
102 |
61 |
61 |
66 |
34 |
69 |
31 |
45 |
66 |
Общее количество ответов |
221 |
224 |
169 |
142 |
||||||||
- Наименьший процент использования средств мультимедиа на уроках подмечено у учителей математики, физики и химии, которые редко используют подобные средства, если используют то - это учебный фильм, а наглядность чаще сводится к демонстрации физических опытов и химических реакций в классе.
-
Что касается предмета ОБЖ, мы выяснили, что учитель-организатор
ОБЖ мультимедийные технологии использует на каждом уроке – так ответили 18 респондентов (26,1%), часто использует – 24 человека (34,8%).
Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения любого предмета, в том числе и ОБЖ, позволяют сделать обучение более интересным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого, что делает актуальным выбор темы магистерского исследования «Использование средств мультимедиа на уроках ОБЖ в 8 классе».
Так, в частности мультимедийные технологии при обучении ОБЖ позволяют обучающимся получить объективные представления о происхождении опасностей различного происхождения, о местах их распространения, о масштабах локальных и глобальных разрушений и опасностях, связанных с жизнью и здоровьем человека и т.д. Таким образом, школьники получают комплексные знания, необходимые им для применения их в повседневной жизни через формирование умений и навыков безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций в природе и социуме, в том числе чрезвычайных. А использование виртуальных ситуаций средствами мультимедиа, моделирующие ЧС разного характера позволяет также воспитывать качества личности безопасного типа поведения и культуру личной безопасности, формирует знания основ социальной, информационной и экологической безопасности [3, 6, 7, 8]
Литература:
- Бордовский, Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе /Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова. - Москва: РГПУ, 2007. - 484с.
- Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс /Авторизованный пер. с англ. - М.: "Обучение-Сервис", 2007. - 286с.
- Образование для устойчивого развития: интерактивные формы обучения. Учебно-методическое пособие (Д.А. Гдалин, М.Ю Челпанов, С.И. Махов и др. / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Эпиграф. 2004. – 132 с.
- Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации /А.В. Осин. - М.: Ритм, 2005. - 375с.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред.Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 200с.
- Силакова, О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности. / В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. С. 401-406.
- Силакова, О.В. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности в образовании школьников и студентов. / В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы ХIV всероссийской научно-практической конференции. Российский педагогический университет им. А.И.Герцена. 2010.С.51-54.
- Силакова, О.В. Экологическая безопасность как компонент экологической культуры школьников. / В сборнике: Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Факультет биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии; науч. ред.: В. П. Соломин, Н. Д. Андреева. 2009. С. 144-148.