В статье рассматриваются предварительные действия разработчиков и способы публикации мобильных приложений. Можно пользоваться многими другими сторонними ресурсами по распространению приложений и даже создавать свой собственный канал сбыта, это приводит к более глубокому проникновению на рынок мобильных приложений и поможет заполучить более широкую аудиторию пользователей.
Ключевые слова: Android, GooglePlay, мобильное приложение
Если спросить у большинства активных пользователей смартфонов, стала ли их жизнь проще или, наоборот, сложнее и запутаннее с появлением мобильных технологий, то большинство вряд ли выберет второй вариант ответа. По данным Консалтинговой Группы J’son&Partners главным трендом развития информационных технологий стали мобильные приложения. Многие разработчики инвестируют личное время и силы в то, что не обещает мгновенных прибылей здесь и сейчас. Речь идет об Internet of Things. Более половины разработчиков, опрошенных VisionMobile, ответили, что заняты в том или ином проекте, близком к IoT. Причем для большинства это пока личное хобби, а не реальная работа. Это направление еще находится на начальном этапе развития, но коммьюнити в нем постоянно увеличивается [1].
К основным способам публикации мобильного приложения относятся:
- Публикация на Google Play. Публикация приложение на Google Play является простым процессом, который включает в себя три основных этапа: подготовка материалов для продвижения приложения (скриншоты, видео, графика, текст); настройка параметров загрузки (определение целевых стран, типа и категории приложения и возрастного рейтинга аудитории); публикация приложения.
- Распространение приложения по электронной почте. Самый простой и быстрый способ распространения приложения — это отправка его пользователю по электронной почте. Для этого необходимо подготовить приложение, а затем прикрепить его к письму и отправить пользователю. Когда пользователь откроет письмо на Android устройство, система распознает apk файл приложения и предложит установить его сейчас.
- Распространение приложения через веб-сайт. Если разработчик не хочет публиковать свое приложение на Google Play, он может сделать приложение доступно для скачивания на своем собственном веб сайте. Чтобы это сделать, разработчик должен сначала подготовить приложение к публикации, а затем разместить готовый apk файл на своем сайте и отправить ссылку на файл пользователю.
Обзор представителей рынка продаж Android приложений помимо GooglePlay. На сегодняшний день в сети существует большое количество различных рынков продаж Android приложений. Все они имеют свои особенности, плюсы и минусы. Одни из некоторых наиболее популярных представителей рынков приложений. Форум 4pda.ru — является самым популярным в СНГ ресурсом об Android и позволяет публиковать бесплатные приложения. Amazon Appstore — американский магазин приложений для Android. Blackberry App World — маркет приложений для Blackberry устройств.
Критерии оценки качества Android приложения. Прежде чем опубликовать приложение на Google Play, важно убедиться, что оно отвечает основным критериям качества Android приложений и работает должным образом на всех устройствах, на которые оно ориентировано. Разработчик может проверить качество своего приложения путем создания тестовой среды и тестирования приложений по короткому набору критериев оценки качества. Ниже приводится основной набор критериев оценки качества:
- Визуальный дизайн и взаимодействие с пользователем. В соответствии с данным критерием, разработанное приложение должно обеспечивать дружественный пользовательский интерфейс и интуитивно понятное взаимодействие с пользователем. Данный критерий включает следующие аспекты: общий дизайн; навигация; уведомления.
- Функциональность. Этот критерий гарантирует, что приложение предоставляет ожидаемую функциональность с соответствующим уровнем полномочий. Данный критерий включает следующие аспекты: полномочия; место установки; аудио; пользовательский интерфейс и графика; состояние приложения/пользователя.
- Производительность и стабильность. Чтобы заслужить высокий пользовательский рейтинг, разработанное приложение должно работать должным образом на всех устройствах, форм-факторах и экранах, на которые оно ориентировано. Этот критерий качества гарантирует, что приложение обеспечивает производительность, стабильность и соответствует ожиданиям пользователей. Данный критерий включает следующие аспекты: стабильность; производительность; медиа; качество графики.
- Google Play. Чтобы успешно опубликовать приложение на Google Play и поднять рейтинг, разработчику необходимо убедиться в том, что оно отвечает указанным ниже критериям: политики Google Play; подробная страница приложения; поддержка пользователя.
Определение уровня зрелости аудитории Android приложения. Разработчики должны маркировать свои приложения в соответствии с системой оценок уровня зрелости аудитории контента Google Play, которая состоит из четырех уровней: все; низкая степень зрелости; для подростков; высокая степень зрелости. Пользователи Android устройств могут установить желаемый уровень зрелости аудитории для просмотра. Затем Google Play фильтрует приложения в зависимости от заданных настроек. Разработчик может назначить (или изменить) уровень зрелости аудитории своего приложения в консоли разработчика. Соответственно не требуется вносить никаких изменений в код приложения. Справочный документ (Rating your application content for Google Play) описывает содержание уровней зрелости и как правильно выбрать подходящий уровень для разрабатываемого приложения.
Определение стран распространения Android приложения. Google Play позволяет уcтанавливать страны и территории, на которых разработанное приложение будет распространяется. Для привлечения широкого круга потенциальных клиентов, разработчику, как правило, нужно предоставить доступ для всех стран и территорий. Однако, возможно, в связи с потребностями бизнеса, требованиями приложения или другими ограничениями, придется исключить одну или несколько стран из списка. Важно заранее определить список потенциальных стран потребителей, так как это может повлиять на: необходимость локализации приложения; необходимость добавить локализованное описание приложения в консоли разработчика; соблюдение юридических требований для приложения, которые могут быть специфическими для определенных стран; поддержку часовых поясов, местные цены, и так далее. Зная, для каких стран и территорий разработанное приложение будет доступно, разработчик сможет оценить потребности в локализации и заранее начать этот процесс.
Проверка общего размера приложения. Общий размер приложения может повлиять на его дизайн и на публикацию на Google Play. В настоящее время максимальный размер для публикуемых apk файлов составляет 50 Мб. Если же разработанное приложение превышает 50 Мб или для работы приложения требуются дополнительные ресурсы, то разработчик может воспользоваться сервисом APK Expansion Files, предоставляемый Google Play бесплатно. APK Expansion Files хранит файлы на серверах и позволяет скачивать их на Android устройства.
Платное или бесплатное приложение. На Google Play можно публиковать как бесплатные, так и платные приложения. Бесплатные приложения могут быть скачаны любым пользователем Android устройства. Платные приложения могут быть скачаны только пользователями с зарегистрированной платежной системой, например, с зарегистрированной банковской картой. Очень важно заранее определить будет ли публикуемое приложение платным или бесплатным, так как согласно политики Google Play, бесплатное всегда должно оставаться бесплатным. Другими словами, если разработчик уже опубликовал приложение как бесплатное, то цену на него уже никогда нельзя будет изменить. Однако же если разработчик загрузили приложение и назначили для него цену, то в любое время — это приложение можно сделать бесплатным.
Встроенные покупки. Google Play In-App Billing позволяет продавать цифровой контент в приложениях. Используя этот сервис, разработчик сможет продавать широкий спектр контента, включая загружаемый контент, медиа-файлы или фотографии, и дополнения к играм, такие как дополнительные игровые уровни или бонусы. Сервис In-App Billing позволяет продавать одноразовые покупки и подписки изнутри приложения. Все это может помочь монетизировать приложение. Без сомнения, разработчику стоит рассмотреть In-App Billing как один из способов монетизации своего приложения. Данная услуга стала очень популярна среди как пользователей, так и разработчиков. Однако, чтобы пользоваться сервисом In-App Billing, разработчику будет необходимо вносить изменения в код приложения, а это повлечет за собой тестирование новых функций перед созданием файла релиза [2].
Локализация приложения. Определившись со странами, для которых приложение будет доступно, разработчик может задуматься о локализации своего контента. В процессе локализации необходимо рассмотреть, как минимум три аспекта: локализировать описательный текст; локализировать страницу приложения на Google Play; локализировать скриншоты, видео и другие сопутствующие материалы, описывающие функционал приложения. Для локализации страницы приложения на Google Play, сначала необходимо определиться с заголовком (названием) приложения, описанием функционала и рекламными текстами. В качестве опции можно подготовить текст с последними изменениями в версии. Все эти материалы через консоль разработчика могут быть отправлены на Google Play для автоматического перевода на выбранные разработчиком языки.
Одним из ключевых элементов, привлекающих широкую аудиторию пользователей из разных стран является создание локализованных версий рекламной графики, скриншотов и видео. Разработчик может создавать различные версии рекламной графики для каждого языка и загружать их через консоль разработчика. Если рекламный ролик также предполагается, то можно создать локализованные версии, а затем добавить ссылки на локализованные видео для каждого языка. После того как переводы материалов будут готовы, необходимо проверить правильность их загрузки и отображения.
Поддержка пользователя после публикации. Поддержка пользователей важна после публикации или обновления приложения. Быстрая и вежливая поддержка приводит к положительным отзывам и более высокой оценке вашего продукта. Вероятно, пользователи будут более активно пользоваться приложением и рекомендовать его, если их потребности и замечания будут учтены. Существует целый ряд способов оставаться на связи с пользователями и предлагать им поддержку. Наиболее простым является указание адреса электронной почты на странице с информацией о приложении [3]. Помимо этого, можно иметь обратную связь с пользователями через форумы или, например, через страницу на Google+.
После публикации приложения обязательно: проверять рейтинги и отзывы пользователей и следить за сообщениями об ошибках в приложении; следить за выходом новых версий операционной системы Android и новых устройств и обеспечивать совместимость приложения с ними; размещать информацию об исправленных ошибках в приложении; не публиковать частые обновления так как это может не нравиться пользователям; с каждым обновлением уведомлять пользователей о том, что было изменено.
Проблемы и решения, с которыми работают разработчики мобильных приложений, отличаются от того, с чем приходится иметь дело веб–разработчикам, и по мере расширения индустрии у этих профессионалов, наконец–то, появились собственные форумы, группы и сообщества в социальных сетях, где они обсуждают вызовы, с которыми приходится сталкиваться, и делятся передовым опытом (например, относительно языков программирования или более специфических тем, связанных с iOS или Android). Хотя приложения могут создаваться для различных ОС, существуют некоторые четко определенные преимущества у тех, которые непосредственно связаны с системой Android. Ключевое преимущество платформы Android, целиком и полностью базирующейся на Linux, заключается в том, что ее код абсолютно свободный и открытый.
Литература:
- J'son & Partners Consulting — Обзор рынка мобильных приложений. [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.json.ru
- Glenford J. Myers. The art of software testing. — Packt Publishing Ltd, 2014. — 688 c.
- Б. Харди, Б. Филлипс, К. Стюарт, К. Марсикано. Android. Программирование для профессионалов. — Питер, 2016. — 435 с.