В психолого-педагогической литературе нет единого понимания личности, однако существуют разнообразные подходы к ее определению. Большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура — связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Одним из важнейших средств формирования человека как личности являются физическая культура с спорт. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влияет на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, охраны и укрепления его здоровья, сферой общений и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но несомненно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентации.
Процессе регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивный тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности. Физкультурная деятельность физическими упражнениями целенаправленно выполняемыми двигательными действиями, включающими как моторно-исполнительные (операционные механизмы), так и познавательные, проектно — смысловые и эмоционально-оценочные аспекты, благодаря которым происходит познание своих физических, психологических, функциональных, соматических и других возможностей. Процесс, направленный на познание себя как субъекта деятельности, рассматривается как самопознание личности. Человек познает себя, работает над собой, узнает о самом себе как можно больше, точнее и полнее, овладевает системой знаний о себе, своих психофизических и морфофункциональных возможностях, их творческом использовании для саморазвития и самосовершенствования.
Структура самопознания личности в процессе физического воспитания, включает пять компонентов:
‒ мотивационно-ценностный (отношение личности к процессу самопознания в сфере физкультурной деятельности);
‒ когнитивный (владение системой знаний о своих психофизической и морфофункциональных возможностей);
‒ деятельностный (формирование умений использовать приемы самопознания);
‒ преобразовательно-творческой (умений направляет деятельности на самоизменение личности);
‒ — оценочно-коррекционный (умений оценит свое состояние и внести изменения в программу самосовершенствования).
Самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности относится к самосознанию, осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопорождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. В физической культуре и спорте наиболее доступно, чем в других видах деятельности, создаются условиях для формирования самооценки. Преодоления, препятствия и трудности различной степени, встречаются спортсменам чаще, чем людям, не занимающимся спортом. Занятий по физическому воспитанию, как правило, носят коллективный характер, что дает возможность наблюдает за поведением своих сверстников в различных ситуациях, особенности их отношения к различным сторонам жизни. Переживая различные эмоции, оценивая и сопоставляя черты своего характера с теми, что присущи сверстниками, а также получая непосредственные оценки себя и своей деятельности от товарищей по спортивной команде, молодой человек формирует самооценку. Познавая через сравнение качества другого человека, получает материал, необходимый для выработки собственной оценки. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие.
Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорства в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т. е. стремление достичь отделенную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание. Под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относится решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.
Все эти положительные качества, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всестороннее и гармонично развитую, отражающую высокой уровень общей культуры человека. Всесторонне развития личность быстрее адаптируется в разнообразных условиях жизнедеятельности. Таким образом физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы.
Литература:
- Виленский М. Я. Социалльно-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни. Теория и практика физической культуры. 1994.-№ 9.
- Пунин А. Ц. Предмет психологии физического в воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорта, 1984.
- Спиркин А. Р. Сознание и самооценка. М.: Политиздат, 1972.