Искусство слова Ахмета Байтурсынова – это его духовный мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Октябрь А. Н. Искусство слова Ахмета Байтурсынова – это его духовный мир // Молодой ученый. — 2017. — №10.1. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/archive/144/40437/ (дата обращения: 12.12.2018).



Процветает и множится искусство, изменяясь с каждым днем, всё движется вперед…

Ахмет Байтурсынов

Ахмет Байтурсынов – талантливый поэт, переводчик, литературовед, ученый – лингвист, чье имя часто связывают с именем великого Абая, с творчеством которого, после тщательного всестороннего изучения, впервые познакомил учащихся он. Богатый духовный мир Абая, его идеи воспитания, национальная идеология оказали огромное влияние на творчество Байтурсынова, он попробовал раскрыть секреты его мастерства, внес свою лепту в процесс изучения искусства его слова. Жизнь и творчество самого Ахмета Байтурсынова стали для последующих поколений примером, образцом поведения.

Ахмет Байтурсынов – это человек, посвятивший себя своему народу, казахам, безгранично любивший его, никогда не деливший их на «богатых» и «бедных», деятель, приложивший немалые усилия для развития своей нации, особое внимание уделявший развитию и духовному обогащению казахского народа. Ученый Сатбаева Шамшиябану в своей статье, посвященной современнику и сподвижнику Ахмета Байтурсынова, революционному поэту Сакену Сейфуллину, и опубликованной в газете «Енбекши казак», писала: «В отличие от некоторых хитрецов, именующих себя патриотами и болеющих за казахов, Ахмет, чтобы помочь своему народу, вступил в Коммунистическую партию. Конечно, Ахмет не смог долго пробыть в рядах этой партии, это было понятно заранее. Не захотел становиться глашателем принятых во благо баев постановлений, не стал и их карателем, ему было неважно, богатый перед ним или бедный, он был просто всем сердцем предан своей нации, своим казахам…» [1].

Часто и глубоко задумываясь о культуре, истории, положении и будущем казахского народа, А. Байтурсынов отразил свои переживания в произведениях всех жанров своего творчества. Как и Абай, он критиковал беспечность, легковерность и беззаботность казахов, призывая к искусству и к знаниям, наставлял на труд и гуманизм, идеализировал значение вдохновения человеческого сознания.

Вместе с тем А. Байтурсынов считал, что мастерство слова – один из видов искусства устной казахской речи. В опубликованной в 1926 году сочинении «Введение в литературу», он утверждал, что из всех видов наглядного искусства (изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись, музыкальное искусство, искусство слова – литература) самым важным является искусство слова и приводил в доказательство такую казахскую пословицу: «В начале всех искусств – искусство слова. Начало искусств – красное слово (красноречие)». Это сказал народ, придававший особое значение слову, ценивший слово, понимавший, что словом можно с достоинством решить такие проблемы, которые не под силу другим видам искусства [2]. Величественность архитектуры, красоту и выразительность музыки – все можно описать, со всем можно познакомить, обо всем можно рассказать и все можно изобразить словами. Доступно ли подобное мастерство другим видам искусства?

Также Ахмет Байтурсынов внес ощутимую долю в развитие литературоведения. Опираясь на значимость народного художественного наследства, постарался раскрыть его эстетическое достоинство, познавательность, воспитательное значение.

Он раскрыл роль устной народной литературы в деле воспитания и развития духовного мира детей и человека вообще. Совершая краткий обзор трудов А.Байтурсынова в его книге «Традиции языка», принимаем основные заключения как духовную подпитку искусству.

«Сказания о батырах – это сказания о душе народа, о его духовности. Какой у народа духовный мир, такие и батыры. Анализируя описания образов батыров в сказочных жырах, понимаем, что те жыры возникли в периоды наивысшего духовного развития народа. Видно, что, не считаясь с повседневными заботами и бытовыми проблемами, во имя великих целей и идеалов, люди были готовы на любые жертвы» [1].

«…ни один поэт не может сам восполнить отсутствие духовности у народа. Песни поэта возникают только под вдохновляющим влиянием духовного сознания народа».

«На айтысах говорят о разных вещах, стараясь подловить один другого. Чаще всего стараются поддеть словами друг друга или рассказывают о том, что происходило с ними самими, о недостатках и достоинствах народа, страны, власти. С этой стороны айтысы очень полезны обществу. На айтысах, направляя намерения и поведение общества, проговаривают возможности единого соглашения с народом, властью, страной, обсуждают возможные пути переговоров по проблемным вопросам» [2].

«Хоть сказки и выдуманы, но содержательны, чаще всего поучительны своим скрытым подтекстом. Чувствуется воспитательная подоплека в примерах добра и зла, дружбы и вражды, честности и злонамеренности, героизма и трусости, хитрости и наивности, ловкости и неумелости» [3].

«На вопрос о значимости сказок можно ответить следующее: 1. В сказках можно найти забытые народом слова. Значит, сказки нужны для восстановления словарного состава. 2. Там, где нет детской литературы, сказки необходимы для духовного развития и воспитания в детях способности фантазировать. Значит, сказки учат детей мечтать и разговаривать. 3. Сказки ценны информацией и фактами о сознании и разуме, традициях и обычаях прежних поколений» [4].

Говорят: я хороший,

много во мне добра,

только его хватает только себе самому.

Какая польза от твоего искусства и знаний,

если не можешь ими воспользоваться в нужный момент.

Мудрость –это немеркнущий свет, неиссякаемое богатство,

так давайте, пойдем и найдем его.

Потому время быстро,

что мы медлительны и нерасторопны,

никак не успеваем за ним.

Довольствуйтесь малым,

будьте терпеливыми в нужде,

не пренебрегая, цените то, чем владеете,

не вешайте головы, ровесники [5]

Одна из граней творчества Ахмета Байтурсынова – исследование и анализ всех видов устной народной литературы, раскрытие ее воспитательной и обучающей значимости.

Устная народная литература – духовное богатство, достояние литературы, предоставляющее историческую информацию о прошлом, о жизни и быте, о традициях и обычаях, о мечтах и чаяниях народа [5]. Понявший, что без знания устного народного творчества, не будешь знать и историю простого трудового народа, просветитель писал: «казахи уделяли в системе художественного мышления значительное внимание образу и описанию духовного достоинства, борьбе добра и зла, героизму и храбрости, единству и согласии, секретам красоты» [3].

Ахмет Байтурсынов, описывая виды устного творчества, показал духовность народа, его воспитательное значение. Подытоживая вышесказанное, надо отметить, что в современное время, как доказано с научной точки зрения, лучшие образцы устной литературы выступают в качестве главного рычага в деле воспитания подрастающего поколения.

Ахмет Байтурсынов – патриот своей нации, ученый- просветитель, который сумел передать достояние культуры своего времени нашей современной литературе, оставивший в наследство будущим поколениям высокую духовность искусства [5].

Процветает и множится искусство, изменяясь с каждым днем, всё движется вперед.

Да, сейчас эпоха глобализации, и в этом переменчивом мире молодежь должна быть образованной, конкурентоспособной. Такие наставления и поучительные примеры оставлены великими людьми. Как писал Абай:

Эти слова станут для кого-то назиданием, а для кого-то -нет,

Кто-то прислушается, а кто-то – нет,

Нелегко понравиться всему народу разом,

И если кому-то не подходит, подожди, подойдет другим.

Литература:

  1. Исторические личности Казахи, девятитомный популярный справочник, том II.
  2. Асанбай Аскаров Сыны Великого Турана.
  3. Казахстанская политологическая энциклопедия. Алматы-98.
  4. Алаш-Орда: Сб.док./ Сост. Мартыненко Н., Алма-Ата, 1992.
  5. Байтурсынов А. Избранное., Алмата, 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): ахмета, устная народная литература, вид искусства, искусство слова, народ, искусство, дело воспитания, казахский народ, воспитательное значение, сказка.


Похожие статьи

Устное народное творчество как фактор социального и духовного...

Искусство слова отражало действительность через художественные образы, показывало наиболее типичное

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью, русским народным творчеством [5,с.3]. Значение...

Становление народно-инструментального и профессионального...

Традиционное инструментальное искусство казахского народа является своеобразным

Удачное и остроумное слово народ всегда высоко ценил. Не зря казахи говорят: «Өнер алды

Итогом работы коллективов под руководством Ахмета Жубанова, в изучении казахской...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [9, стр.31].

Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании...

Воспитание школьников в духе уважения к художественным бытовым традициям различных народов народностей, их обычаям, искусству, музыкальному, литературному и профессиональному творчеству служит целям эстетического воспитания школьников.

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

В этой статье идет речь о роли, значении и задаче литературы, исполнительского мастерства искусства художественного слова во всестороннем воспитании гармонично развитого поколения.

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, кукла, народная педагогика, народное искусство, глаз детей, народ, народная культура, творческий потенциал.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Традиционное использование русской народной сказки...

Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания

Можно попросить детей вспомнить другие сказки, где используются эти слова, и наконец, можно попробовать нарисовать самим данные предметы.

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

− Алматы, 1999. Абуов А. П. Мировоззрение Ходжа Ахмета Ясави.

9. Турсунов Е. Д. Происхождение древних типов народной казахской устно-поэтической традиции.

Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Русскую народную музыку и сказки используем так же на праздниках и развлечениях.

5. Фомина Н. «Народные праздники» Искусство в школе, 1994 г. 6. Даркевич В. П. «Народная

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Устное народное творчество как фактор социального и духовного...

Искусство слова отражало действительность через художественные образы, показывало наиболее типичное

Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью, русским народным творчеством [5,с.3]. Значение...

Становление народно-инструментального и профессионального...

Традиционное инструментальное искусство казахского народа является своеобразным

Удачное и остроумное слово народ всегда высоко ценил. Не зря казахи говорят: «Өнер алды

Итогом работы коллективов под руководством Ахмета Жубанова, в изучении казахской...

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [9, стр.31].

Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании...

Воспитание школьников в духе уважения к художественным бытовым традициям различных народов народностей, их обычаям, искусству, музыкальному, литературному и профессиональному творчеству служит целям эстетического воспитания школьников.

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

В этой статье идет речь о роли, значении и задаче литературы, исполнительского мастерства искусства художественного слова во всестороннем воспитании гармонично развитого поколения.

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, кукла, народная педагогика, народное искусство, глаз детей, народ, народная культура, творческий потенциал.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Традиционное использование русской народной сказки...

Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания

Можно попросить детей вспомнить другие сказки, где используются эти слова, и наконец, можно попробовать нарисовать самим данные предметы.

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

− Алматы, 1999. Абуов А. П. Мировоззрение Ходжа Ахмета Ясави.

9. Турсунов Е. Д. Происхождение древних типов народной казахской устно-поэтической традиции.

Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Русскую народную музыку и сказки используем так же на праздниках и развлечениях.

5. Фомина Н. «Народные праздники» Искусство в школе, 1994 г. 6. Даркевич В. П. «Народная

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Задать вопрос