Интерактивные методы обучения отечественного литературоведения у школьников старших классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шамшуали, А. Т. Интерактивные методы обучения отечественного литературоведения у школьников старших классов / А. Т. Шамшуали. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40420/ (дата обращения: 16.12.2024).



В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и саморазвитию, способность к принятию творческого решения. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных, но и творческих способностей обучаемых [1, 53].

Практика показала, что для развития обучаемых, традиционные методы обучения недостаточно для осуществления целей образования. Необходима смена фундаментальных основ обучения, нужны эффективные методы для обучения учащихся. В современном мире нужно отдать особое предпочтение обучению школьников новыми, интересными, интерактивными методами обучения. Это особенно актуально, для того, чтобы самореализоваться и для развития критического мышления [2, 43].

Актуальностью этого труда являются интерактивные методы по формированию познавательной активности учащихся и их применении. Интерактивные методы в учебном процессе ставят ученика в условия поиска и побуждают интерес к познанию.

Данной целью этого тезиса является обучение школьников старших классов различными интерактивными методами для изучения отечественного литературоведения. Развивая у школьников навыки и умения для усвоения учебного материала через познавательные действия.

Главные задачи этого заявленного тезиса позволяют:

  1. Формированию индивидуальных и интеллектуальных ценностей обучающегося;
  2. Моделировать реальные ситуации и проблемы для совместного решения;
  3. Создать комфортные условия для обучения, чтобы развивать творческие способности.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Это процесс, при котором происходит взаимодействие между учителем и учеником. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели в учебной деятельности. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность и индивидуальную особенность. Такой процесс обучения в учебной деятельности, дает возможность каждой индивидуальности раскрыть себя, свои задатки, развивать творческие способности и самореализоваться как личность. Для того, чтобы развить у школьников любовь к отечественной литературе нужны конкретные интерактивные методы. Современное образование богато множественными методами, чтобы дать школьникам определенные навыки и ряд качеств для развития творческих способностей.

Одним из интересных и увлекательных интерактивных методов является – «Слушающая тройка». Этот метод включает в себя навыки самоанализа при изучении материала и извлечения полезной информации. Этот метод очень полезен для точного понимания материала и правильному выражению своих мыслей. При проведении этого метода ученики делятся по три человека, двое из которых сидят напротив друг к другу, третий в стороне: не учавствует, но наблюдает. Каждый из них выполняет свою роль: говорящего, задающего вопросы и записывающего. Говорящий что-либо объясняет или комментирует вопрос или выражает мнение. Задающий вопросы подсказывает и просит пояснения.Записывающий делает заметки и озвучивает результат по завершении беседы[3, 272].

К примеру, в 11 классе при проведении урока по произведению М.Дулатова «Бақытсыз Жамал» ученики работают в группах по три человека. Работая по этому методу: первыйученик задает вопросы, второй ученик отвечает, третий ученик записывает ответ. В следующий раз роли меняются. Ученики задают друг другу интересующие их вопросы и прося пояснения по волнующим их эпизодам в произведении. Ученики, задавая друг другу такие проблемные вопросы: «Как могла сложиться судьба Жамал если бы Гали остался жив?», «Чтобы вы сделали если оказались на месте Жамал?», делают пояснения и получают ответы на волнующие их вопросы. Ученики, меняясь ролями, учатся принимать продуманные решения и сопоставлять и оценивать проделанную работу. Данный метод развивает у школьников правильное выражение своих мыслей и навыки самоанализа в процессе изучения материала. При использовании этого метода у школьников развиваются такие качества, как наблюдательность, познавательность и самостоятельность умственного труда. Познавательная активность способствует стремлению учащегося к учению, к знаниям.

Еще одним методом для эффективности изучения литературы является метод «Диалог на стикерах». Этот метод хорошо подходит для формирования навыков публичного обсуждения. Есть несколько способов проведения данного метода. К примеру, при проведении урока по роману Ж.Аймауытова «Ақбілек» написать на стикерах вопросы или утверждения, а ученики читают и пишут комментарии на заданные вопросы. Этод метод хорошо подходит и для работы в группах. Ученики делятся на группы по 3, 4, 5 человек и отвечают на вопросы, комментируют и распределяют участников для обсуждения. Отвечая на такие вопросы: «Кто помог найти спрятавшуюся в яме Акбилек?», «Кто был ночной герой, который пытался спасти Акбилек?» ученики формируют такие качества как работа в группе, умение правильно и ясно излагать свои мысли, умение правильному публичному обсуждению. А так же, этот метод раскрывает такие качества, как сообразительность, находчивость, образное мышление и оригинальность.

Для формирования навыков правильно излагать свои мысли и идеи используется метод «Думай – в паре – делись». Данный метод обучает учеников старших классов рассматривать тему с различных сторон и точек зрения. Используя этот метод в начале урока, учитель задает вопрос либо дает задание. Затем каждый ученик по отдельности думает и отвечает на заданный вопрос. После ученики объединяются в пары и делятся своими лучшими вопросами и ответами. Как только, работа в парах будет закончена, ученики обмениваются своими лучшими, новыми идеями и ответами с классом [4, 274].

Приведем пример использования данного метода на уроке по рассказу «Шұғаның белгісі» Б.Майлина. В начале учитель дает школьникам логическое задание: «Шуга хотела убежать со своим возлюбленным, но не смогла этого сделать. Назовите причину этого действия». Ученики каждый индивидуально отвечает на вопросы, затем объединяются в пары и делятся своими лучшими ответами, после обмениваются ответами с классом.

Этот метод развивает у школьников индивидуальное мышление и раскрывает творческие способности. А так же, раскрывает самостоятельную работу ученикарешать сложные вопросы. Используя этот метод у школьников развивается информационная компетентость, инициативность и производительность в учебной деятельности.

Одним из интересных и увлекательных интерактивных методов является – РАФТ. Этот метод направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Данный метод обучает учеников старших классов рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Метод РАФТ является одним из способов обучения критическому мышлению и к творческим способностям. Приведем пример из произведений А.Кунанбаева, точнее из поэмы «Ескендір». Р– роль (персонаж), А– аудитория (ученики), Ф– форма (письмо), Т – тема.

К примеру, написания письма к А.Македонскому о ненасытности и о морально-этических ценностях: «Великий и в то же время грозный А.Македонский! Хотелось бы обратится к вам о ваших моральных ценностях и точки зрения о ненасытности. Для вас главными ценностями является не духовные и моральные, а материальные ценности. Почему для вас так важно овладеть всеми территориями и владениями. Разве самое главное в жизни не является морально-этические ценности».

Используя такой метод в учебной деятельности у школьников развиваются творческие задатки и способности мыслить шире обычного. Одним из главных качеств этого метода является воспитывать чувство ответственности, воспитывать у школьника образное мышление и фантазию.

Данные интерактивные методы показывают, что свою эффективность при изучении отечественной литературы в старших классах. С методами выше перечисленных ученики старших классов могут получить знания, навыки и развития самореализации.

Современное обучение отечественной литературе – это активное использование современных, интерактивных методов в обучении. Конечно, на первый план в обсуждении сегодняшней темы выдвигается профессиональное мастерство учителя, его методика обучения, при котором повышают мотивацию и интерес учеников к знаниям, к предмету. Казахская литература в старших классах отражает многовековую историю казахского народа на разных этапах его развития. Постижение ценностей любого народа позволяет познать общечеловеческую культуру, обычаи этого народа. Литература казахского народа является частью мировой литературы и культуры. Художественная литература, как вид искусства связана с разными формами общественного сознания – наукой, философией, моралью, и т.д. За прекрасным миром искусства стоит жизнь, ее нравы и обычаи, культура и педагогика. Восприятие новых явлений и его познавательное значение заключаются в образовании правильных представлений, отражающих казахскую литературу во всем богатстве.

В отличие от традиционных дидактических систем, где основой любой технологии обучения считается объяснение (монолог), интерактивное образование, истоки которого содержатся в диалоговой концепции, делает акцент на понимание и взаимопонимание (диалог). Другими словами, в процессе интерактивного обучения обучаемые взаимодействуют или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей. Дальнейшее саморазвитие и самообразование, нацеливает у учеников такие качества, как развитие критического мышления, изобретательность, характеризуют развитию творческих способностей. Таким образом, обращение современной высшей школы к интерактивным методам обучения, для которых в первую очередь характерно стимулирование активного отклика на творческие (проблемные) ситуации, представляется вполне оправданным [5, 78].

В старших классах последовательное раскрытие творческого и интеллектуального развития тех или иных явлений необходимо вести в таком направлении, чтобы учащиеся осознавали новые формы развития. Учитель – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога. Научность обучения в старших классах выдвигает требования историзма в преподавании. Каждая наука развивалась свойственными ей методами научного познания. Правильное определение учителем степени и характера трудностей в учебном процессе расширяет познавательные возможности и развитие мыслительной деятельности старшеклассников на уроке казахской литературы. Это также способствует развитию творческого, научного и технического мышления учащихся. В развитии духовной культуры огромную роль играет изучение отечественной литературы.

Уроки по литературе содействует формированию и воспитанию художественного вкуса, помогают оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепляют их национальное самосознание, патриотические чувства.

Главной проблемой в учебном процессе является обучения учеников традиционными методами, которые являются не самыми лучшими способами в учебной деятельности. Для того, чтобы школьники с интересом совершенствовали свои положительные качества, нужны методы обучения для развития индивидуальных способностей. Именно такими методами являются интерактивные методы для самосовершенствования и раскрытия новых качеств обучающегося.

С уверенностью можно сказать, что интерактивные методы обучения дают много положительных плюсов, развивая и раскрывая у учеников природные задатки, критическое мышление и развитию творческого потенциала. Ученики современного мира должны получать знания не в традиционном режиме, а интересными и развивающими интерактивными методами, которые развивают положительные качества учеников. В современном мире важно уметь раскрывать и совершенствовать навыки и индивидуальные способности.

При прохождении практики я убедилась в эффективности данного интерактивного метода. Мы заметили, что одним из актуальных вопросов в сфере обучения является творческое и умственное развитие обучающегося. Используя, вышеперечисленные методы у учеников появлется интерес к предмету и к индивидуальному развитию. Интерактивные методы служат для получения конкретных знаний и усвоения навыков и материалов в школьной программе. Для того, чтобы поднять образовательный процесс на более высокий уровень и на этап нового старта нужно использовать интерактивные методы обучения и заменить традиционный режим обучения. И только тогда отечественное обучение сможет поднятся на новый этап в современном образовании.

Литература:

  1. Вопросы педагогики, № 2. Научно-теоретический журнал, 2016, 53 c.
  2. Вопросы педагогики, № 3. Научно-теоретический журнал, 2016, 43 c.
  3. Раздаточные материалы первая неделя первый этап «Лицом к лицу». 272 с.
  4. Раздаточные материалы первая неделя первый этап «Лицом к лицу». 274 с.
  5. Вопросы педагогики, № 4. Научно-теоретический журнал, 2016, 78 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, способность, учебная деятельность, интерактивный метод обучения, критическое мышление, отечественная литература, развитие, современный мир, школьник, казахская литература.


Похожие статьи

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Инновационные методы обучения на практических занятиях по дисциплинам литературоведческого цикла

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста

Анализ современных образовательных методик и систем для детей раннего возраста в условиях дошкольного пространства

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Похожие статьи

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Инновационные методы обучения на практических занятиях по дисциплинам литературоведческого цикла

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста

Анализ современных образовательных методик и систем для детей раннего возраста в условиях дошкольного пространства

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Задать вопрос