В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и саморазвитию, способность к принятию творческого решения. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных, но и творческих способностей обучаемых [1, 53].
Практика показала, что для развития обучаемых, традиционные методы обучения недостаточно для осуществления целей образования. Необходима смена фундаментальных основ обучения, нужны эффективные методы для обучения учащихся. В современном мире нужно отдать особое предпочтение обучению школьников новыми, интересными, интерактивными методами обучения. Это особенно актуально, для того, чтобы самореализоваться и для развития критического мышления [2, 43].
Актуальностью этого труда являются интерактивные методы по формированию познавательной активности учащихся и их применении. Интерактивные методы в учебном процессе ставят ученика в условия поиска и побуждают интерес к познанию.
Данной целью этого тезиса является обучение школьников старших классов различными интерактивными методами для изучения отечественного литературоведения. Развивая у школьников навыки и умения для усвоения учебного материала через познавательные действия.
Главные задачи этого заявленного тезиса позволяют:
- Формированию индивидуальных и интеллектуальных ценностей обучающегося;
- Моделировать реальные ситуации и проблемы для совместного решения;
- Создать комфортные условия для обучения, чтобы развивать творческие способности.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Это процесс, при котором происходит взаимодействие между учителем и учеником. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели в учебной деятельности. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность и индивидуальную особенность. Такой процесс обучения в учебной деятельности, дает возможность каждой индивидуальности раскрыть себя, свои задатки, развивать творческие способности и самореализоваться как личность. Для того, чтобы развить у школьников любовь к отечественной литературе нужны конкретные интерактивные методы. Современное образование богато множественными методами, чтобы дать школьникам определенные навыки и ряд качеств для развития творческих способностей.
Одним из интересных и увлекательных интерактивных методов является – «Слушающая тройка». Этот метод включает в себя навыки самоанализа при изучении материала и извлечения полезной информации. Этот метод очень полезен для точного понимания материала и правильному выражению своих мыслей. При проведении этого метода ученики делятся по три человека, двое из которых сидят напротив друг к другу, третий в стороне: не учавствует, но наблюдает. Каждый из них выполняет свою роль: говорящего, задающего вопросы и записывающего. Говорящий что-либо объясняет или комментирует вопрос или выражает мнение. Задающий вопросы подсказывает и просит пояснения.Записывающий делает заметки и озвучивает результат по завершении беседы[3, 272].
К примеру, в 11 классе при проведении урока по произведению М.Дулатова «Бақытсыз Жамал» ученики работают в группах по три человека. Работая по этому методу: первыйученик задает вопросы, второй ученик отвечает, третий ученик записывает ответ. В следующий раз роли меняются. Ученики задают друг другу интересующие их вопросы и прося пояснения по волнующим их эпизодам в произведении. Ученики, задавая друг другу такие проблемные вопросы: «Как могла сложиться судьба Жамал если бы Гали остался жив?», «Чтобы вы сделали если оказались на месте Жамал?», делают пояснения и получают ответы на волнующие их вопросы. Ученики, меняясь ролями, учатся принимать продуманные решения и сопоставлять и оценивать проделанную работу. Данный метод развивает у школьников правильное выражение своих мыслей и навыки самоанализа в процессе изучения материала. При использовании этого метода у школьников развиваются такие качества, как наблюдательность, познавательность и самостоятельность умственного труда. Познавательная активность способствует стремлению учащегося к учению, к знаниям.
Еще одним методом для эффективности изучения литературы является метод «Диалог на стикерах». Этот метод хорошо подходит для формирования навыков публичного обсуждения. Есть несколько способов проведения данного метода. К примеру, при проведении урока по роману Ж.Аймауытова «Ақбілек» написать на стикерах вопросы или утверждения, а ученики читают и пишут комментарии на заданные вопросы. Этод метод хорошо подходит и для работы в группах. Ученики делятся на группы по 3, 4, 5 человек и отвечают на вопросы, комментируют и распределяют участников для обсуждения. Отвечая на такие вопросы: «Кто помог найти спрятавшуюся в яме Акбилек?», «Кто был ночной герой, который пытался спасти Акбилек?» ученики формируют такие качества как работа в группе, умение правильно и ясно излагать свои мысли, умение правильному публичному обсуждению. А так же, этот метод раскрывает такие качества, как сообразительность, находчивость, образное мышление и оригинальность.
Для формирования навыков правильно излагать свои мысли и идеи используется метод «Думай – в паре – делись». Данный метод обучает учеников старших классов рассматривать тему с различных сторон и точек зрения. Используя этот метод в начале урока, учитель задает вопрос либо дает задание. Затем каждый ученик по отдельности думает и отвечает на заданный вопрос. После ученики объединяются в пары и делятся своими лучшими вопросами и ответами. Как только, работа в парах будет закончена, ученики обмениваются своими лучшими, новыми идеями и ответами с классом [4, 274].
Приведем пример использования данного метода на уроке по рассказу «Шұғаның белгісі» Б.Майлина. В начале учитель дает школьникам логическое задание: «Шуга хотела убежать со своим возлюбленным, но не смогла этого сделать. Назовите причину этого действия». Ученики каждый индивидуально отвечает на вопросы, затем объединяются в пары и делятся своими лучшими ответами, после обмениваются ответами с классом.
Этот метод развивает у школьников индивидуальное мышление и раскрывает творческие способности. А так же, раскрывает самостоятельную работу ученикарешать сложные вопросы. Используя этот метод у школьников развивается информационная компетентость, инициативность и производительность в учебной деятельности.
Одним из интересных и увлекательных интерактивных методов является – РАФТ. Этот метод направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Данный метод обучает учеников старших классов рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Метод РАФТ является одним из способов обучения критическому мышлению и к творческим способностям. Приведем пример из произведений А.Кунанбаева, точнее из поэмы «Ескендір». Р– роль (персонаж), А– аудитория (ученики), Ф– форма (письмо), Т – тема.
К примеру, написания письма к А.Македонскому о ненасытности и о морально-этических ценностях: «Великий и в то же время грозный А.Македонский! Хотелось бы обратится к вам о ваших моральных ценностях и точки зрения о ненасытности. Для вас главными ценностями является не духовные и моральные, а материальные ценности. Почему для вас так важно овладеть всеми территориями и владениями. Разве самое главное в жизни не является морально-этические ценности».
Используя такой метод в учебной деятельности у школьников развиваются творческие задатки и способности мыслить шире обычного. Одним из главных качеств этого метода является воспитывать чувство ответственности, воспитывать у школьника образное мышление и фантазию.
Данные интерактивные методы показывают, что свою эффективность при изучении отечественной литературы в старших классах. С методами выше перечисленных ученики старших классов могут получить знания, навыки и развития самореализации.
Современное обучение отечественной литературе – это активное использование современных, интерактивных методов в обучении. Конечно, на первый план в обсуждении сегодняшней темы выдвигается профессиональное мастерство учителя, его методика обучения, при котором повышают мотивацию и интерес учеников к знаниям, к предмету. Казахская литература в старших классах отражает многовековую историю казахского народа на разных этапах его развития. Постижение ценностей любого народа позволяет познать общечеловеческую культуру, обычаи этого народа. Литература казахского народа является частью мировой литературы и культуры. Художественная литература, как вид искусства связана с разными формами общественного сознания – наукой, философией, моралью, и т.д. За прекрасным миром искусства стоит жизнь, ее нравы и обычаи, культура и педагогика. Восприятие новых явлений и его познавательное значение заключаются в образовании правильных представлений, отражающих казахскую литературу во всем богатстве.
В отличие от традиционных дидактических систем, где основой любой технологии обучения считается объяснение (монолог), интерактивное образование, истоки которого содержатся в диалоговой концепции, делает акцент на понимание и взаимопонимание (диалог). Другими словами, в процессе интерактивного обучения обучаемые взаимодействуют или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей. Дальнейшее саморазвитие и самообразование, нацеливает у учеников такие качества, как развитие критического мышления, изобретательность, характеризуют развитию творческих способностей. Таким образом, обращение современной высшей школы к интерактивным методам обучения, для которых в первую очередь характерно стимулирование активного отклика на творческие (проблемные) ситуации, представляется вполне оправданным [5, 78].
В старших классах последовательное раскрытие творческого и интеллектуального развития тех или иных явлений необходимо вести в таком направлении, чтобы учащиеся осознавали новые формы развития. Учитель – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога. Научность обучения в старших классах выдвигает требования историзма в преподавании. Каждая наука развивалась свойственными ей методами научного познания. Правильное определение учителем степени и характера трудностей в учебном процессе расширяет познавательные возможности и развитие мыслительной деятельности старшеклассников на уроке казахской литературы. Это также способствует развитию творческого, научного и технического мышления учащихся. В развитии духовной культуры огромную роль играет изучение отечественной литературы.
Уроки по литературе содействует формированию и воспитанию художественного вкуса, помогают оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепляют их национальное самосознание, патриотические чувства.
Главной проблемой в учебном процессе является обучения учеников традиционными методами, которые являются не самыми лучшими способами в учебной деятельности. Для того, чтобы школьники с интересом совершенствовали свои положительные качества, нужны методы обучения для развития индивидуальных способностей. Именно такими методами являются интерактивные методы для самосовершенствования и раскрытия новых качеств обучающегося.
С уверенностью можно сказать, что интерактивные методы обучения дают много положительных плюсов, развивая и раскрывая у учеников природные задатки, критическое мышление и развитию творческого потенциала. Ученики современного мира должны получать знания не в традиционном режиме, а интересными и развивающими интерактивными методами, которые развивают положительные качества учеников. В современном мире важно уметь раскрывать и совершенствовать навыки и индивидуальные способности.
При прохождении практики я убедилась в эффективности данного интерактивного метода. Мы заметили, что одним из актуальных вопросов в сфере обучения является творческое и умственное развитие обучающегося. Используя, вышеперечисленные методы у учеников появлется интерес к предмету и к индивидуальному развитию. Интерактивные методы служат для получения конкретных знаний и усвоения навыков и материалов в школьной программе. Для того, чтобы поднять образовательный процесс на более высокий уровень и на этап нового старта нужно использовать интерактивные методы обучения и заменить традиционный режим обучения. И только тогда отечественное обучение сможет поднятся на новый этап в современном образовании.
Литература:
- Вопросы педагогики, № 2. Научно-теоретический журнал, 2016, 53 c.
- Вопросы педагогики, № 3. Научно-теоретический журнал, 2016, 43 c.
- Раздаточные материалы первая неделя первый этап «Лицом к лицу». 272 с.
- Раздаточные материалы первая неделя первый этап «Лицом к лицу». 274 с.
- Вопросы педагогики, № 4. Научно-теоретический журнал, 2016, 78 c.