Термин «раннее развитие» появился недавно. В России его связывают с Зайцевым и семьёй Никитиных, в Италии – с Марией Монтессори, в США с нейрохирургом Гленом Доманом, в Японии верят Масару Ибука, что «после трёх уже поздно».
«Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления» - писал известный психолог Б.Г Ананьев. [с.124-125]. Современная наука, опираясь на опыт своих предшественников, стремится найти оптимальные способы воспитания детей раннего возраста.
Проанализировав существующие методики для детей этого возраста, мною были выявлены следующие достоинства и недостатки.
Главный минус системы М.Монтессори заключается в том, что Монтессори-педагогика, развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть сферы деятельности, контролируемые левым полушарием, практически не уделяет внимание «творческому» правому, которое в отличие от левого, познаёт мир целостно. В классическом Монтессори-садике не играют в спонтанные игры – здесь их считают бесполезными, столь же решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности рисование, и вообще склонность к фантазиям – отклонением, желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Творческую способность ума Монтессори рассматривает лишь как средство работы над реальностью. Непростая ситуация и с чтением, которому, казалось бы, уделяется столько внимания. Монтессори-педагогика напрямую отрицает художественную литературу для детей, но терпит её лишь потому, что «в сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития». Система Марии Монтессори в её классическом варианте, по мнению современных специалистов, подходит не всем детям.
И всё же безусловные плюсы Монтессори-педагогики очевидны и доказаны временем. Свобода мыслящего, образованного человека, умеющего отвечать за себя и свои поступки, человека уважающего право других людей на такую же степень свободы – вот главное в системе Монтессори.
В Методике нейрохирурга Глена Домана основателя Института развития человеческого потенциала, многое настораживает. Во-первых, данная система требует от родителей полного самоотречения: в течение многих лет им предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений, исторических личностей, а затем, словно компьютер, загружать головку крохи этими «битами информации», как называет их сам Доман. Во-вторых, в системе Домана ребёнок является пассивным объектом обучения. В-третьих, если использовать при обучении только карточки, у ребёнка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать или слушать и анализировать текст, добывать из него нужную информацию. Для нормального развития речи малышу необходимо слышать как можно больше сказок, песен, стихов, причём они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту.
Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделённым огромным запасом памяти, но всё-таки компьютером, который для успешной работы следует снабдить хорошей базой данных. Но ребёнок существенно отличается от компьютера, ведь ребёнку необходимо понять, усвоить, осознать своё место в мире, научиться строить отношения с детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что ребёнок ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребёнку просто некогда общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в условиях детского сада невозможно. Как показывает практика, оптимальный вариант - умело сочетать элементы системы Домана с другими методиками раннего развития.
Автором методики «Обучение с пелёнок. Кубики Зайцева в семье», популярной сегодня системы обучения чтению и письму у детей дошкольного возраста является педагог-новатор из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев, в прошлом окончивший филологический факультет ЛГПИ им. Герцена по специальности «английская филология». По мнению приверженцев данного метода обучения, одним из преимуществ системы Зайцева перед другими методиками является её простота. Методика затрагивает три сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. У детей не портится осанка, так как им не приходится подолгу сидеть; не садится зрение, поскольку буквы размещаются на кубиках с ребром 5-6 см, а большие таблицы – на стене выше глаз ребёнка: изучаются таблицы, стоя или в движении, взгляд не фиксируется надолго. Второй основополагающий принцип методики заключается в том, чтобы давать малышу весь объём, который предстоит освоить. Материал в компактном виде представлен в таблицах, которые во время занятия размещают на стене. Дети видят все склады, и читают слова целиком, а не по частям. При традиционном обучении ребёнку преподносят программу русского языка отдельными блоками, и кроха воспринимает родной язык как нечто необъятное и непосильное для освоения.
Методика семьи Никитиных привлекает внимание людей, которые интересуются воспитанием детей, мечтают вырастить их здоровыми и гармонично развитыми. Основная мысль методики семьи Никитиных – это своевременное начало. По мнению Никитина каждый здоровый ребёнок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями для развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его задатки Никитин пишет, что развивающие игры – это не обычные игрушки, это игры для развития творческих способностей, формирующие пространственное воображение, математическое мышление, причём требующие усилий и от родителей – умения играть с ребёнком, общаться, «заражать творчеством». Никитиным было разработано множество игр, которые знакомят малыша с математикой, вводят в мир трёхмерного пространства, учат точности, сообразительности, аккуратности, позволяют увидеть ошибку практически сразу. Вот несколько общих правил, сформулированных Никитиным: игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому; начинайте с посильных задач, с простых, ведь успех в начале очень важен; не сдерживайте двигательную активность ребёнка; обстановка должна быть непринуждённая, свободная, больше хвалите малыша за успехи; По мнению Никитиных с самого раннего возраста ребёнок должен находиться в такой среде, где он может реализовывать свои возможности, необходимо заранее подготовить условия для этого.
В заключении подведём итоги. Что же мы выяснили? Пути, которые предлагают сторонники той или иной методики, и время отправления по маршруту слишком разные. Могут ли родители, не имея специального образования самостоятельно учить своих детей?
Могут но, что бы мы ни выбрали, не стоит забывать, что основным видом деятельности является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир. Именно игра становится ведущей в психическом развитии ребёнка. В игровой ситуации развивается воображение, формируется новый уровень обобщения и абстракции, создаются условия для произвольного запоминания и припоминания, активно развивается его речь, возникают более сложные мотивы поведения, чувства, создаются благоприятные условия для развития воли. Следовательно, игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы его психической жизни [1.с.7].
Поэтому развитие ребёнка должно быть не ранним, а своевременным. Это значит, что ваш ребёнок будет развиваться не быстрее соседского мальчика или девочки, а быстрее его самого, если бы с ним не занимались.
Литература:
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателя и родителям. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 256 с.:ил
- Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие /сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. – (Ранний возраст).
- Русский семейный журнал «Раннее развитие» выпуск № 1, 2005 г.
- Русский семейный журнал «Раннее развитие» выпуск № 2, 2006 г.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981.-304 с.