Ускорение темпа жизни и стремление к глобализации порождают потребность общества в технологиях, предоставляющих непрерывный доступ к данным и приложениям в режиме 24 х 7 х 365 из любой точки планеты. [12]
Решением такой проблемы выступают облачные технологии[1], которые нашли широкое применение в Западных государствах. Рынок облачных услуг в России только начал свое формирование и по масштабам меньше 1 % от мирового.
На долю ведущих провайдеров облачных технологий приходится почти 70 % глобального рынка, половину из которых занимает «Amazon Web Services» (рисунок 1). [2]
Рис. 1. Доля ведущих провайдеров на мировом рынке облачных технологий [2]
То есть, можно сказать, что обороты любого из этих провайдеров с легкостью перекрывают мощности всего российского рынка облачных сервисов.
Однако рано делать выводы — в условиях затяжного экономического кризиса, сопровождаемого увеличением цен на технику в связи с ростом курса валют, возникает необходимость в оптимизации затрат на эксплуатацию и обслуживание программно-аппаратного комплекса предприятия. Наиболее рациональный путь к решению проблемы — отдать услуги по поддержке ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг облачному провайдеру.
Еще одним немаловажным стержнем, оказывающим существенное влияние на развитие облачных сервисов в России, является вступивший в силу 1 сентября 2015 года (после разоблачения Э. Сноуденом американских облачных провайдеров) Федеральный закон № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», который требует хранить персональные данные россиян на территории нашей страны. [11]
Отечественные компании, которые ранее пользовались услугами зарубежных облачных провайдеров, были вынуждены переехать на размещенную в России альтернативную облачную платформу. [11]
Интерес к российским «облакам», после разоблачения американских облачных центов обработки данных, начали проявлять и зарубежные компании, которые уже вступили в переговоры с российскими ЦОДами о возможностях размещения мощностей на территории нашей страны. [11]
Эти процессы обостряют конкуренцию между отечественными провайдерами, которые начали расширять свои продуктовые портфели, совершенствовать техподдержку, SLA[2] и тарифные планы.
Конечно, говорить о 100 % импортозамещении пока рано — многие услуги облачных провайдеров в настоящее время оказываются на базе зарубежного железа и ПО, российских аналогов которым просто нет. [5]
На сегодняшний день наблюдается положительная динамика роста числа компаний, отдающих свои ИТ-процессы на аутсорсинг в облако. По данным исследования[3] компаний «SAP» и «Forrester Russia» в 2016 году, крупный бизнес в России максимально готов к использованию облачных услуг: в этом сегменте свыше 90 % опрошенных знают про облачные услуги, в малом бизнесе — свыше 70 %. При этом в крупном бизнесе 54,5 % опрошенных пользуется одновременно облачными услугами из 2-х и более категорий, в среднем бизнесе — 50 %, в малом — 43 %. [1]
Во многом этому процессу будет способствовать и постоянно растущее проникновение высокоскоростного доступа в интернет в регионах, открывающее доступ к таким услугам территориально-распределенным компаниям, представительства которых расположены в удаленных уголках нашей страны. [5]
Еще одна причина — простота. С покупкой «железа» и необходимых программ работа только начинается: нужно подключить, установить, настроить и обслуживать инфраструктуру. Поломка компьютера или сервера может обернуться потерей важных для бизнеса данных, а главное — времени. [8]
Облачный сервис позволяет не зависеть ни от сервера, ни от собственного компьютера: если он ломается, клиент сможет продолжать работу за другой машиной. Облака дают клиенту возможность заниматься делом, сфокусировавшись на ключевых задачах, а не распылять силы и время на вспомогательные функции. [8]
Еще одним, немаловажным преимуществом от использования облачной инфраструктуры является возможность получения биллинга[4], который предусматривает контроль над всеми расходами компании. Если ранее бюджет компании казался директору «черной дырой», которая засасывает деньги, и при этом невозможно понять, что в ней происходит, то в облаке все расписано провайдером в виде перечня услуг и выделенных на их оказание денежных средств. [10]
Основными видами услуг на рынке облачных сервисов в России являются:
− SaaS (software as a service) — программное обеспечение как услуга. Потребителю предоставляется возможность использования прикладного программного обеспечения провайдера;
− IaaS (infrastructure as a service) — инфраструктура как услуга. Клиенту предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры провайдера для самостоятельного управления ресурсами обработки, хранения, сетями и другими вычислительными ресурсами;
− PaaS (platform as a service) — платформа как услуга. Потребителю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры провайдера для размещения базового программного обеспечения клиента.
Ведущим сегментом российского рынка облачных сервисов является SaaS. В 2015 г. на его долю приходилось 80,5 % всего объема доходов от облачных услуг в стране. Доля IaaS составила 16,1 %, а PaaS — не более 3,4 % (рисунок 2). [4]
Источник: iKS-Consulting, 2016
Рис. 2. Структура доходов от облачных услуг в России по основным сегментам, 2015 г.
На российском рынке SaaS-сервисов предлагается довольно широкий диапазон продуктов: офисные приложения, программы для ведения бухгалтерии и подготовки отчетности в госорганы, CRM-и ERP-системы, средства коммуникации и взаимодействия с клиентами, виртуальные АТС и контакт-центры, системы безопасности и управления доступом.
К основным требованиям, предъявляемым заказчиками к облачным сервисам, относится проблемы безопасности, дружелюбности, надежности и гарантии. [3]
Проблема безопасности в России считается наиболее важной, в то время как согласно опросам, проводимым на Западе, эта проблема не входит даже в первую тройку. [9]
Многие считают, что причиной тому служат особенности российского бизнеса, который во многом переливается всеми «оттенками серого». В этих условиях важно иметь свои данные у себя под рукой, чтобы в случае неожиданной проверки, их можно было просто уничтожить.
С внедрением облаков бизнес потихоньку белеет, но возникает вопрос защиты данных у облачного провайдера от классических угроз. Провайдеру это сделать легче, чем компании, особенно небольшой, которая даже не имеет своих специалистов по информационной безопасности. [9]
Тем компаниям, которые не готовы к переводу своих бизнес-процессов в «облако» (из-за недоверия к системе информационной безопасности провайдера) может быть предложена модель «гибридного облака», представляющую собой комбинацию традиционной и облачной ИТ-инфраструктуры. Т. е., в случае потери данных на сервере провайдера, компания сможет восстановить их с собственных центров обработки данных. [12]
Аналитики считают, что в будущем, именно «гибридным облакам» будут отдавать предпочтение заказчики. Так, статистика текущего состояния структуры IaaS за 2015–2016 год показывает, что 71 % компаний используют именно «гибридные облака» (рисунок 3).
Источник: Lattelecom, 2016 [11]
Рис. 3. Статистика текущего состояния структуры IaaS в 2015–2016 годах
IBM Center for Applied Insights в марте 2016 г. провела опрос, в котором приняли участие 500 ИТ-директоров из компаний, использующих «гибридную» ИТ-инфраструктуру. [2]
Оказалось, что 70 % респондентов планируют и дальше использовать смесь традиционных и облачных ИТ-ресурсов, а 90 % респондентов из компаний заявили, что гибридное облако показывает лучшее ROI[5], чем облачное или традиционное ИТ-решение. [2]
На мировом рынке сейчас использование публичных облаков корпоративными клиентами сокращается, но активно растет спрос на частные и гибридные облака. [2]
Также стоит использовать и гибридные инфраструктуры, как хорошее средство для обеспечения непрерывности бизнеса и, одновременно для того, чтобы не остаться «без штанов», обеспечивая эту непрерывность на базе традиционной ИТ-инфраструктуры. [5]
Требования заказчиков относительно дружелюбного пользовательского интерфейса предполагает создание клиенту возможности самостоятельно управлять ресурсами в облаке, а также дорабатывать и подстраивать ресурсы облака под бизнес-процессы своей компании.
Крупные провайдеры, зачастую, на такое не идут, предлагая облачные сервисы в виде «As Is» (как есть) и не предусматривают «допиливание» проекта под нужды клиента. Соответственно, заказчику остается либо адаптироваться под сервис текущего провайдера, либо найти ему замену среди более гибких поставщиков облачных услуг. [3]
Несмотря на это, компании, предоставляющие «облачные услуги», ориентированы на клиентов и регулярно отслеживают их потребности, используют обратную связь и реализуют полученную информацию в новых продуктах. Именно личный опыт клиента, его мнение — это главный источник информации для усовершенствования продуктов. [3]
Поставщику необходимо тесно сотрудничать с бизнес-заказчиком по поводу перехода в облако. Ведь внедрение новых сервисов — очень непростой процесс, в ходе которого многое меняется: и ИТ-процессы, и технические параметры систем, и бизнес-процессы. Все эти изменения должны быть учтены и должны сработать на пользу, а не во вред проекту внедрения облачного сервиса.
Одна из причин растущего интереса кроется в гибкости сервисов: облачная инфраструктура максимально быстро и легко меняется согласно потребностям клиента. Так, бизнес-процессы компании, в которой работают, к примеру, пять человек, отличаются от бизнес-процессов более крупной организации. Малый бизнес быстро развивается: компания может вырасти вдвое и втрое, изменить сферу деятельности, структуру и т. д. Облака позволяют максимально просто и быстро подстроиться под эти изменения без замены оборудования, закупки программных продуктов и при этом сохранить продуктивность работы. [8]
Из факторов, сдерживающих развитие облачной инфраструктуры, прежде всего следует отметить ограниченную пропускную способность каналов связи. Скорость прокладки новых кабелей в мире составляет 1300 метров в секунду, однако пропускной способности каналов все равно не хватает из-за еще более высоких темпов роста трафика и объема обрабатываемых и хранимых данных. [7]
В ближайшем будущем решение вопроса растущего трафика будет проходить с помощью применения виртуализации сетевых функций (NFV) и построения программно-определяемых сетей (SDN). Благодаря этим разработкам сетевые сервисы, так же как и ресурсы современных ЦОД, будут предоставляться по облачной модели. [7]
В перспективе, возможен прирост заказчиков на облачные технологии из других стран. Так, компании «En+ Group», Huawei и «Ланит» разработали совместный проект «Восток», в рамках которого они собираются построить в Иркутске дата-центр на 1800 стоек, рассчитанный на китайских заказчиков. За счет дешевой электроэнергии стоимость процессинга данных в Сибири в 4–5 раза ниже, чем в Гонконге, и на 20 % ниже, чем на Севере Китая в регионе Внутренняя Монголия. [7]
Постепенно под облачную модель трансформируются сервисы, которые сейчас напрямую не связаны с ИТ. Например, появятся самоуправляемые автомобили, подключенные к интернету, которые будут предоставляться по требованию как сервис. Еще один вариант облачной трансформации — еда как сервис, когда специальный чип на теле человека определяет потребность в питательных веществах и автоматически оформляет заказ в продуктовом магазине. [7]
По результатам исследования компаний «SAP» и «Forrester Russia», аналитики сделали вывод, что отечественный рынок облаков будет расти быстрее, чем ИТ — рынок в целом, и к 2020 году его объем составит 48 млрд. руб. [1]
Положительно оценивает перспективы российских облачных услуг и «iKS-Consulting», по прогнозу которой к 2020 г. этот рынок вырастет почти в три раза до 78,6 млрд. руб. При этом сегмент SaaS достигнет 55,2 млрд. руб., IaaS — 19,4 млрд. руб., PaaS — 4 млрд. руб. [6]
Литература:
- SAP и Forrester: в России к 2020 году объем «облаков» составит 48 млрд. руб. 21.02.2017 г. https://www.iemag.ru/news/detail.php?ID=38889 (дата обращения: 03.03.2017).
- Волынкина Евгения. Вдогонку за западными облаками. 25.04.2016г. http://www.iksmedia.ru/articles/5291489-Vdogonku-za-zapadnymi-oblakami.html (дата обращения: 02.03.2017).
- Волынкина Евгения. Е. Велесевич: Лишь малый процент людей готов к подвигу. 30.03.2016г.http://www.iksmedia.ru/articles/5285275-EVELESEVICh-K-sozhaleniyu-lish-maly.html (дата обращения: 02.03.2017).
- Волынкина Евгения. Облачный провайдинг: многоликий, конвейерный и сегментированный. 01.11.2016г. http://www.iksmedia.ru/articles/5351954-Oblachnyj-provajding-mnogolikij-kon.html (дата обращения: 27.02.2017).
- Волынкина Евгения. П. Ершов: Наш рынок облаков дождался взрыва. 31.03.2016г. http://www.iksmedia.ru/articles/5285600-PERSHOV-Rossijskij-rynok-oblakov.html (дата обращения: 02.03.2017).
- Гореткина Елена. RISS`2016: ИТ-аутсорсинг и облака — светлые пятна на фоне российского ИТ-рынка. 06.12.2016 г. https://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=190702 (дата обращения: 03.03.2017).
- Лебедев Павел. Тренды российских облаков: экономия не главное, уникальный сервис, рост финансовой ответственности провайдеров. 02.03.2016г. http://cloud.cnews.ru/articles/2016–09–16_tendentsii_rossijskogo_rynka_oblakov_ekonomiya_ne_glavnoepersonalizirovannyj/2 (дата обращения: 02.03.2017).
- Меркуданов Никита. Почему облака становятся популярнее. 15.03.2016г. http://www.iksmedia.ru/articles/5281526-Pochemu-oblaka-stanovyatsya-populya.html (дата обращения: 27.02.2017).
- Носов Николай. RISS’2016: продавцы vs покупатели облаков. 07.12.2016 г. https://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=190843 (дата обращения: 01.03.2017).
- Притула Павел. Облачные сервисы в России продолжают рост. 16.09.2015 г. http://cloud.cnews.ru/articles/2015–09–16_oblachnye_servisy_v_rossii_podnimayutsya_ne_spesha (дата обращения: 02.03.2017).
- Притула Павел. Сложности роста: как заставить облака работать? 29.11.2016 г. http://cloud.cnews.ru/articles/2016–11–29_mneniya_oblaka_eto_ne_tolko_gibko_i_ekonomnono_i_dorogo (дата обращения: 27.02.2017).
12. Стельмах Сергей. За год облачный рынок вырос на 25 %. 24.01.2017 г. https://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=191787 (дата обращения: 02.03.2017).
[1] Облачные технологии – это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются интернет-пользователю как онлайн-сервис
[2] Service Level Аgreement (SLA) – соглашение об уровне предоставления услуги.
[3] В ходе исследования было опрошено 635 респондентов из малого, среднего и крупного бизнеса. Из них 60% – ИТ-директора, 40% – руководители компаний. География исследования – 20 городов.
[4] Биллинг – автоматизированная система учета предоставленных услуг, их тарификации и выставления счетов для оплаты.
[5] ROI – финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций.