Данная статья содержит теоретико-методологические основы информационно-коммуникативных технологий. Автором проведен мониторинг рынка приложений программного обеспечения и софтверов в сфере управления качеством. Приведен краткий обзор наиболее распространенных специализированных программ, позволяющих улучшить основные бизнес-процессы компаний и автоматизировать систему менеджмента качества.
Ключевые слова: система менеджмента качества, программное обеспечение, софтвер
После того как система менеджмента качества внедрена, а заветный сертификат получен, компании задаются вопросом: «А что же делать дальше?». Международные и национальные стандарты ISO утверждают, что для эффективного и результативного функционирования системы менеджмента качества необходимо ее постоянное улучшение. Но как? В наш век, широко развитых информационно-коммуникативных технологий, компаниям предлагается улучшить систему менеджмента качества путем использования специализированных программных обеспечений и софтверов.
Специализированное программное обеспечение (ПО) системы менеджмента качества представляет собой совокупность программ, которые позволяют осуществлять автоматическую обработку необходимой информации. В настоящее время разработчики предлагают большое количество приложений программного обеспечения, которые оптимизируют временные и материальные затраты компаний.
- 1С: Предприятие 7.7. конфигурация «Управление качеством». Конфигурация, разработанная фирмой «1С», способна автоматизировать и поддерживать основные элементы работы системы качества:
− управление процессами;
− управление документами;
− управление несоответствиями;
− проведение внутренних аудитов;
− управление задачами.
Данное специализированное программное обеспечение имеет более 200 постоянных партнеров. Оно позволяет топ-менеджерам и специалистам служб качества постоянно совершенствовать систему управления качеством любой компании, сертифицированной или готовящейся к сертификации.
- АВРО-БУС» «СЛУЖБА КАЧЕСТВА, V.2.0"«для 1С: Предприятие 7.7" ориентирована на деятельность в сфере производства. Программное обеспечение имеет унифицированную типовую структуру, которая позволяет службам качества решать следующие задачи:
− поддержка процессного подхода;
− управление нормативной документацией;
− управление записями;
− управление несоответствиями, корректирующими и предупреждающими действиями;
− обработка жалоб и предложений от потребителей;
− оценка удовлетворенности внешних и внутренних потребителей;
− подготовка и проведение аудитов;
− управление закупками;
− отчетность подразделений.
Это приложение позволяет компаниям значительно сократить издержки, которые связаны, в первую очередь, с внедрением и функционированием системы менеджмента качества.
- Инталев: Бизнес-процессы разработано также на базе "1С: Предприятие 7.7". Работа в этом программном обеспечении имеет три этапа:
− описание бизнес процессов компании с помощью графического редактора;
− автоматическое выстраивание задач в соответствии с настроенным бизнес-процессом и перемещение информации;
− сбор необходимых данных для контроля и анализа.
В результате, программное обеспечение способно обеспечивать эффективное взаимодействие сотрудников компании при выполнении бизнес-процессов, охватывающих различные подразделения, а также контроль их выполнения.
- Digital Design «DocsVision «Управление качеством» включает в себя инструменты автоматизации корпоративной системы менеджмента качества компаний, работающих в разных сферах, на основе стандарта ISO 9000. Как утверждают разработчики, DocsVision — универсальная платформа автоматизации документооборота и процессов управления, которая призвана существенно упростить решение задач, связанных с улучшением управляемости компании. Постоянными пользователями данного программного обеспечения являются ООО «Русский Стандарт», ООО «Водоканал», «Энфижн Груп» и другие.
- Программный комплекс TRIM предназначен для автоматизации процессов разработки, внедрения и ведения систем менеджмента качества (СМК), экологического менеджмента (СЭМ), систем управления профессиональной безопасностью и здоровьем (СУПБ) в соответствии со стандартами ISO и OHSAS. Выделяют два основных решения на базе TRIM:
− «TRIM- Quality Management System» — решение для создания полномасштабной автоматизированной системы менеджмента с произвольным числом рабочих мест, определенным в техническом задании на проект внедрения.
− «TRIM-Quick Quality Management» — решение для автоматизации системы менеджмента небольших предприятий или их отдельных подразделений. Решение TRIM-Q2M может быть внедрено силами заказчика, без привлечения сторонних консультантов.
Определенно, программные обеспечения помогают автоматизировать систему менеджмента качества, решать ее стратегические, тактические и оперативные задачи, но требуют специальных знаний и навыков в сфере программирования, а также весомых затрат, которые могут себе позволить исключительно крупные компании. Остальным же необходимо искать так называемый баланс между потребностями и затратами. Тут на помощь приходят софтверы.
Софтвер представляет собой компьютерную программу, в которой реализуется алгоритм действий оператора ЭВМ, в противоположность его конструкции, материальной части — хардвера. Софтверы являются бюджетным решением для небольших компаний, однако, они отвечают лишь некоторым требованиям стандартов ISO.
- Idef0Doctor — идентификация процессов и их взаимодействий.
- OpenOffice — подготовка документации системы качества.
- DocMGR, KnowledgeTree, LocalOff — управление документацией и записями системы качества.
- TurboBPR2 — планирование, политика в области качества.
- Groupoffice, eGroupware — внутренний обмен информацией, планирование проектирования и разработки.
- Сотрудники предприятия 2.7.6 — управление человеческими ресурсами.
- PromOffice Device Registrar — управление инфраструктурой.
- SPA-ERP — процессы жизненного цикла, идентификация и прослеживаемость.
- Клиенты 3.0.3 — связь с потребителями, анализ удовлетворенности потребителей.
- Поставщики и товары 3.5 — управление закупками.
- PromOffice Device — управление устройствами для мониторинга и измерений.
- OpenOffice Calc — управление внутренними аудитами, мониторинг и измерение продукции и процессов, управление несоответствующей продукцией, анализ данных.
- FreeMind, IHMC Cmap Tools, Compendium — корректирующие и предупреждающие действия.
Таким образом, специализированные программные обеспечения и софтверы наряду со стандартными компьютерными программами, электронной почты и другими информационно-коммуниативными средствами помогают автоматизировать систему менеджмента качества независимо от вида деятельности и размера компаний.
Литература:
- 1С: Предприятие 7.7. Конфигурация «Управление качеством» [Электронный ресурс] // Фирма «1С» [Офиц. сайт]. Режим доступа: https://1c.ru/news/info.jsp?id=5901. — Загл. с экрана
- Анализ программного обеспечения в сфере менеджмента качества [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал поддержки систем качества. Режим доступа: http://www.quality.edu.ru/quality/skou/recom/236/. — Загл. с экрана
- Об «ИНТАЛЕВ: Бизнес-процессы» [Электронный ресурс] // Инталаев Технология Вашего успеха. Режим доступа: http://www.intalev.ru/products/old/bpsoft/. — Загл. с экрана
- DocsVision 3.1 — универсальная платформа автоматизации документооборота и процессов управления [Электронный ресурс] // DocsVision [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://www.docsvision.com/article/article2.pdf. — Загл. с экрана