Этапы становления государственной службы в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шайхисламова, Г. Ш. Этапы становления государственной службы в Республике Казахстан / Г. Ш. Шайхисламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8.1 (142.1). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40321/ (дата обращения: 17.12.2024).



Для Казахстана процесс становления государственной службы совпал с периодом обретения суверенитета и формирования основ государственного управления.Процесс развития системы государственного управления в Казахстане с момента обретения своей независимости можно разделить на три этапа. Первый этап становления и развития системы государственного управления пришелсы на 1990–1993 годы и проходил под знаком перехода Казахстан к самостоятельному развитию, становления в стране основ суверенной государственно-административной системы. Данный период характеризовался сильной централизованностью системы государственного управления, проведением широкомасштабных рыночных преобразовании и поиском оптимальной для Казахстана модели организации государственной службы. Второй этап развития системы государственного управления, пришедший на 1993–1995 годы, характеризуется изменениями в политической системе общества в связи с принятием первой Конституции Республики Казахстан 28 января 1993 года. В этот период был законодательно закреплен базовый принцип разделения ветвей власти. Согласно основному закону страны представительные, исполнительные и судебные органы страны были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Данный этап характеризуется как смешанная форма правления (полупрезидентский), когда полномочия представительных органов были ограничены. Третий этап реформирования системы государственного управления охватывает период с 1995 года по настоящее время.Его основной характеристикой стали продолжение реформ в системе государственных институтов и процесс создания сегодняшнего стержня государственно-политического устройства Казахстана.Наступление данного этапа связано с принятием ныне действующей Конституции 30 августа 1995 года.Согласно Конституции был образован двухпалатный парламент(Сенат-верхняя палата,Мажилис-нижняя палата). Данная Конституция установила президентскую форму правления.Президент получил конституционные полномочия осуществлять согласование действий все трех ветвей власти. [1]

Начало строительства системы государственного управления было заложено ещё в 1995 году. Указом Главы государства «О государственной службе», что позволило урегулировать основные принципы иерархии государственных должностей, определить правовой статус и установить социальные гарантии. Глобализация и современные вызовы показали актуальность повышения качества принимаемых решении, эффективность которых в значительной степени определяется уровнем профессионализма государственного аппарата.

Закон Республики Казахстан «О государственной службе» принятый в 1999 году определил новый, отвечающий актуальным потребностям подход к формированию профессиональной и эффективной системы государственной службы и единой кадровой политики.Впервые в истории государственной службы Казахстана был введен классификация государственных служащих на два вида: административный государственный служащий и политический государственный служащий.

Следующей вехой в развитии государственной службы стала стратегия «Казахстан-2030» определившая в 1997 году в качестве долгосрочного приоритета государственного развития формирования профессионального правительства.

В «Стратегии «Казахстан-2030» на новом этапе развития Казахстана были определены 30 важнейших направлениий нашей внутренней и внешней политики.и основные идеи реформирования государственной службы и кадровой политики.Вопросы квалификационных характеристик соответствующих должностей процедур подбора, расстановки и рационального использования кадров, механизма стимулирования труда, приобретало перевостепенное значение.

Успешное развитие государства во многом зависит от кадров-это аксиома.Казахстану, стремящемуся войти в число 30 развитых стран, необходимо создать надежный, устойчивый кадровый и интеллектуальный потенциал. В современной кадровой политике Казахстана как и в других государствах существует многочисленные проблемы, которые могут тормозить процесс дальнейшего развития страны и повышение ее конкурентоспособности на международной арене. Руководитель государственной службы передвигаясь по иерархической лестнице приводит в новую структуру свою команду.И чаще всего такие кадры отличает не профессионализм, а личная преданность своему начальнику, родство или землячество. Это явление наблюдается в некоторых органах государственного местного самоуправления. [2]

Согласно Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года Указом Президента Республики Казахстан утверждена «Концепция новой модели государственной службы Рсепублики Казахстан» в которой отмечено, что профессионализация системы государственной службы, основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспососбности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению. Новая модель государственной службы Республики Казахстан была и остается смешанной, включая в себя элементы карьерной и позиционной моделей государственной службы, а также в ней будет четко прослеживаться корпусная вертикаль:политические государственные служащие, управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б» административной государственной службы.

Рис.1. Основные принципы и общие методы развития государственной службы

Казахстан с учетом мирового опыта формирует собственную структуру государственной службы,.построенную на синтезе позиционной и карьерной моделей. Карьерная модель характерна для тех стран, как Германия, Япония, Франция, где идет карьерный рост с низшей должности. Поступление на государственную службу происходит по конкурсному экзамену на основании принципа равенства всех кондидатов. Обязательными условиями при поступлении являются наличие базового образования и специальное предварительное обучение. Таким образом, государственная служба основана на карьерном росте основным принципом которой является «посвящение себя службе». Позиционная модель функционирует в США, Канаде, Британии, в этих странах на госслужбу можно поступать с позицией выше, извне госслужбы.Основной характеристики модели является акцент на концепцию Нового государственного менеджмента (New public management) и систему оценки качества и результативности работы. В то же время англо-саксонская система продвижения по службе отличается жесткостью на всех уровнях. Вся система приема, обучения и продвижения по службе организована так, чтобы создать тип профессионального управленца. Разделение действующих административных государственных служащих на управленческий корпус и исполнительный корпус будет осуществлено по должностному критерию. [3]

Модернизация в сфере государственных услуг в нашем государстве электронное правительство (е-gov) было создано в 2005 году. В Казахстане приобретает свое функциональное значение программа «Электронный Казахстан», которая является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Казахстана и программы административной реформы. По мере развития информационно-коммуникационных технологии их роль в модернизации системы государственного управления возрастает. В этой связи, необходимо содействовать масштабной информатизации властной вертикали с тем чтобы перевести управленческие процессы в «электронную». Для повышения эффективности и производительности кадровых служб госорганов внедрена интегрированная информационная система управления персоналом государственной службы «е-қызмет», которая позволит получиь полную кадровую информацию о госслужащих центральных и региональных уровней в режиме он-лайн и сократить бумажный документооборот, автоматизировать бюрократические процессы кадровой работы и повысить прозрачность конкурсных отборов в госслужбе. На ососбо контроле стоят вопросы сменяемости кадров, внедрение института наставничества, повышение и переподготовки государственных служащих. В первой половине 2017 года планируется проведения комплексной аттестации государственных служащих корпуса «Б», Аттестация служащих является правовым средством расширение демократичесих начал в кадровой политике и в управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализация целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в сфере государственной службы. [2]

Развитие казахстанской государственной службы является ярким примером последовательного и поступательного реформировани, базирующегося на стратегическом видении и политической воле Главы государства. Именно благодаря его мудрой политике сегодня у Казахстана своя, уникальная модель госслужбы. Как сказал Глава государства в своей програмной статье «План нации-путь к казахстанской мечте», модернизация государственной службы –ключевой механизм успеха всего замысла модернизационного процесса в Казахстане.

В 2012 году президент Н.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новый политический курс состоявшегося государства» указал на необходимость грамотного проведения децентрализации управления. «Суть идеи децентрализации заключается в предоставлении прав и необходимых ресурсов для принятия решении от центра к региональным органам власти».Указом Президента Казахстана от 28 ноября 2012 гоа № 438 была утверждена Концепция развития местного самоуправления в РК. Согласно данной Концепции которая предпологает два последующих этапа, развитие местного самоуправления пойдет по пути расширения потенциала действующей системы на нижних уровнях управления, и в дальнейшем на развитие непосредственно местного самоуправления. Согласно Концепции предпологается создание эффективной системы органов местного самоуправления, обладающих определенной экономической и финансовой самостоятельностью, способных оказать помощь государству в проведении социально-экономических преобразовании и решать различные вопросы местного значения. Для этого необходимо проводить повышения правовой грамотности населения в области своих прав и обязанностей, своих возможностей, которые могут быть реализованы в сфере местного самоуправления. [3]

В заключении можно сделать основной вывод что, процесс реформирования государственного управления в становлении государственной службы в Республике Казахстан требует большой организационной и законодательной работы, это длительный и сложный процесс, требующий усилии всего общества.

Литература:

  1. О государственной службе: Закон Республики Казахстан № 453 от 23 июля [электронный ресурс] // электронное правительство РК. www.egov.kz
  2. Черных И. А. «Казахстан в 2013 году: актуальные вопросы развития страны через призму общественного линия», КИСИ при Президенте РК, Алматы, 2014г.
  3. Ю.Магер «Внедряя принцип меритократии», Казахстанская правда № 319 (27593) 20.01.2013г
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Казахстан, государственное управление, местное самоуправление, кадровая политика, карьерная модель, карьерный рост, позиционная модель, служащий.


Задать вопрос