Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 1463 раза

Библиографическое описание:

Качковская, Н. А. Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста / Н. А. Качковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39919/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением плаванию.

Ключевые слова: плавание, дошкольники, игровой метод

Физическое воспитание детей дошкольного возраста является не только важной частью общего учебного процесса, но и направлено на формирование здорового организма ребенка, укрепление иммунитета и оздоровление. На современном этапе развития педагогической науки важно сформировать правильные физические навыки, не допустить искажений и патологий в физиологическом развитии ребенка.

К принципам правильного физического воспитания можно отнести:

1. акцентирование внимания на личности ребенка;

2. превращение обучающей деятельности в активный творческий процесс;

3. демократия в отношениях между педагогом и воспитанниками.

Соблюдение этих принципов позволит усилить эффективность обучения, а также выбрать наиболее подходящий вид спорта для каждого ребенка.

Наиболее эффективным способом общего оздоровления ребенка дошкольного возраста является плавание. Плавание представляет собой целую систему комплексного положительного воздействия на нервную, опорно-двигательную, сердечнососудистую и дыхательную системы организма.

Сам процесс плавания является стимулирующим механизмом воздействия на систему кровообращения и связочный аппарат. Ребенок, занимающийся плаванием, в значительной степени превосходит своих сверстников по уровню физического развития и достигает высоких показателей двигательной активности. Также плавание усиливает сопротивляемость иммунной системы и является естественным способом профилактики простудных заболеваний [2; 3].

Необходимо отметить, что положительное физиологическое воздействие плавания на организм ребенка можно сочетать с педагогическими методиками.

Применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Для этого метода характерны:

− эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;

− вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;

− умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;

− комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе [2].

Предполагается, что применение различных игр и игровых приёмов при обучении детей плаванию повысит эффективность занятий и ускорит формирование навыка плавания у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим, целью исследования является изучение и экспериментальная проверка эффективности использования игрового метода при обучении плаванию старших дошкольников.

В ходе исследования проводимого на базе плавательного бассейна дошкольного отделения ГБОУ школа № 2017 в 2016–2017 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста была выявлена общая тенденция снижения психической возбудимости, нервозности и эмоциональной нестабильности детей, которые занимались плаванием. Стоит отметить, что вода имеет физическое свойство обволакивания, воздействия на нервные рецепторы, оказывая успокоительное действие. В процессе плавания не только улучшается физическое состояние, но и в рамках педагогического влияния улучшается коммуникативная способность ребенка [6].

На первом этапе исследования применялась программа обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста, состоящая из 25 упражнений, продолжительность занятия — 25–30 минут. Упражнения были разделены по следующим категориям:

Таблица 1

п\п

Вид упражнения по обучению плаванию

Объем использования врамках программы

1.

Упражнения на освоение свойств воды, взаимодействия тела и воды

10 %

2.

Упражнения по погружению в воду и правильному всплыванию из нее

3 %

3.

Упражнения для освоения навыка лежания на воде

9 %

4.

Упражнения для освоения навыка правильного скольжения по воде

25 %

5.

Дыхательные упражнения

13 %

6.

Плавательные упражнения: выработка и закрепление

32 %

7.

Упражнения на освоение навыка правильных прыжков в воду

6 %

Оставшийся объем занятий отводится упражнениям на закрепление пройденного материала на каждом этапе

12 %

Важным аспектом в рамках исследования являются основной традиционный и новый дополнительный методы, которые использовались в процессе обучения детей плаванию. В двух группах программа обучения длилась одинаково и состояла из основных этапов освоения плавания, но методы использовались разные. В первой исследуемой группе детей старшего дошкольного возраста применялся традиционный метод обучения, а во второй, аналогичной возрастной группе — игровой метод.

Для того чтобы в рамках игрового метода достигнуть высоких результатов, стоит учитывать следующие аспекты данного метода обучения:

1. избегать допуска ошибок во время игровых упражнений и заигрывания детей;

2. достигать во время игры поставленной цели упражнения;

3. использовать только посильные задания и упражнения, в соответствии с возрастом и полученными навыками детей;

4. игровая основа упражнения должна быть направлена на повышение активности ребенка;

5. степень эмоциональности детей во время игры должен постоянно контролировать педагог;

6. во время игры нельзя забывать о развитии физических навыков и способностей.

На начальном этапе были отобраны дети, которые имеют примерно одинаковое физическое развитие и навыки, при этом не умеют плавать.

Первые занятия с детьми обеих групп были направлены на ознакомления с водой, ее свойствами и положением тела в воде. При этом в группе, где применялся игровой метод, использовались различные игровые упражнения, такие как «Крокодил», «Насос», «Резвый мячик», «Поплавок» и т. д.

Следующим этапом стало закрепление навыков держаться на воде и приобретение уверенности в выполнении данного упражнения.

На всех последующих этапах, в рамках программы, для усвоения основных упражнений использовались различные игровые приёмы. Общее число игровых приёмов составило 8 основных видов и 4 дополнительных упражнения на закрепление навыков плавания [4; 5].

В начале и в середине учебного года в двух группах проводилось контрольное тестирование изучаемых показателей.

Важно отметить, что специальная игровая методика, даже к середине учебного года, на практике, уже дала высокие показатели эффективности освоения плавательных навыков. Полученные результаты отображены в таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение детей по контрольным показателям вгруппах сразными методами обучения плаванию

Вид упражнения

Группа сприменением игрового метода обучения (%)

Группа сприменением традиционного метода обучения (%)

Начало года

Середина года

Начало года

Середина года

«Крокодил»

10

72

8

48

«Резвый мячик»

20

86

18

64

«Насос»

5

80

10

72

«Поплавок»

5

83

10

68

«Стрела»

16

76

14

70

«Торпеда»

14

70

10

61

«Дельфин»

0

54

0

37

«Прыжок в колодец»

0

69

0

58

Как видно из таблицы дети в возрасте от 5 до 6 лет, которые получали обучение по игровому методу лучше выполняли контрольные задания и имели высокие показатели усвоения навыков плавания уже на промежуточном этапе, в отличие от детей традиционной группы. В группе с традиционной методикой обучения количество детей, выполнивших контрольные упражнения, составило, в среднем, 53 %, а в группе с применением игрового метода — 75 %. Что подтверждает положительное влияние применения игрового метода на уровень освоения плавательных навыков и более высоких показателей к середине учебного года. Обучение плаванию детей в этом возрасте происходит наиболее эффективно, так как этот период является сенситивным для освоения техники движения разных двигательных действий и формирования двигательного стереотипа, сохраняющегося в дальнейшем на протяжении всей жизни. Поэтому можно выявить закономерность значительно лучших результатов обучения по игровой методике.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Игровой метод имеет стабильно высокую эффективность при использовании на системных занятиях по обучению плаванию, так как игровые формы позволяют ребенку легко, доступно и непринужденно усваивать навыки плавания.
  2. Игровая методика приводит к снижению психоэмоциональной напряженности ребенка, успокаивает и стабилизирует. Происходит гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка.
  3. В игровом процессе стимулируется познавательный процесс, дети получают важные навыки коммуникации, достижения поставленных целей путем взаимодействия в коллективе.
  4. Игровой метод в значительной степени эффективнее традиционного метода обучения, направлен на выполнение задач здоровьесбережения ребенка, правильное физическое воспитание и физиологическое развитие без патологий и искажений.
  5. Так же можно предположить, что дальнейшее применение игровой методики на занятиях плаванием с детьми старшего дошкольного возраста ещё более увеличит количество детей, имеющих высокие показатели усвоения навыков плавания к концу учебного года.

Литература:

  1. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М: ФиС, 2001. 265 с.
  2. Карпенко Е. Н., Короткова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: игровой метод обучения. — М.: ЧЕЛОВЕК, Пространство, 2009. — 48 с.
  3. Кузнецова Ж. В. Плавание в дошкольных образовательных учреждениях как одна из форм развития двигательных качеств у дошкольников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 6. С. 104–106.
  4. Нагорнова Л. В., Волынкин В. И. Игра как метод обучения младших школьников // Гуманитарные исследования. 2014. № 2(50). С. 160–164.
  5. Осокина Т. И, Тимофеева, Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей детского сада и родителей. М: Просвещение, 1991. 159 с.
  6. Чертов Н. В. Обучение плаванию. Ростов, Южный федеральный университет. 2010 г., 178 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, игрового метода, детей старшего дошкольного, детьми старшего дошкольного, плаванию детей, обучения плаванию, детей дошкольного возраста, навыков плавания, применения игрового метода, детей плаванию, плаванию детей дошкольного, усвоения навыков плавания, Обучение плаванию, обучении плаванию, обучения плаванию детей, освоения плавательных навыков, метода обучения, обучения детей плаванию, ребенка дошкольного возраста.


Похожие статьи

Задать вопрос