Обучение детей с глубокими нарушениями зрения требует усиления внимания к тем научно-методическим аспектам тифлопедагогики, которые ориентированы на обеспечение условий для самореализации незрячих в различных сферах жизни. Специфика обучения людей с нарушением зрения обусловлена ограничением доступа к информации. Для их обучения необходима специальная система мер и специфические дидактические материалы. Таким образом, совершенно очевидно, что необходим поиск новых подходов создания рациональных методик обучения, коррекции и реабилитации инвалидов по зрению.
Обучение слабовидящих людей английскому языку — задача еще более сложная, но знание языка расширяет образовательные возможности таких людей, позволяя им стать частью глобальной образовательной среды и чувствовать себя социально адаптированными в обществе.
При обучении языку слепых и слабовидящих детей необходимо учитывать особенности процесса восприятия ими окружающей действительности. В качестве основных каналов восприятия таких детей выступают: осязание, слух, обоняние, вкус и чувство пространство (кинестетика). У ребенка с полной или частичной потерей зрения нет практически нет возможности получать невербальную информацию. Однако, у такого ребенка активируются и развиваются не визуальные каналы получения информации, в частности слушание и осязание. Таким образом, можно сделать вывод о том, что слепые и слабовидящие дети получают информацию, преобразованную либо в акустический сигнал, либо в некоторое тактильное представление (шрифт брайля, рельеф, вибрацию).
Специалисты по нейрофизиологии из медицинского центра при университете американского города Джорджтаун (Georgetown University Medical Center), применяя метод функциональной магнитно-резонансной томографии, доказали, что незрячие люди используют зрительную область мозга как раз для усиления слуха и осязания.
Как утверждает профессор Джозеф Раушкер (руководитель исследовательской группы), у незрячих зрительная зона коры головного мозга возбуждается гораздо сильнее, чем у зрячих людей, у которых сигналы от органов слуха и осязания практически полностью выключают этот участок головного мозга [8, c. 2].
Этот факт, помимо научного интереса, объясняет невероятно развитое осязание незрячих. Таким образом, на занятиях со слабовидящими и слепыми детьми незаменимым помощником педагога являются тактильные книги и другие тактильные пособия для слепых и слабовидящих детей.
Развитие тактильных ощущений и моторики — обязательное условие в обучении слепого ребенка. Исследования показывают, что изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений.
Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. А наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук [6, c.34].
Главная функция такой книги — помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам Доктора педагогических наук В. П. Ермакова, широкое использование графических и цветных изображений в учебно- воспитательном процессе позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт [1, с.23]. Научившись работать с тактильной книгой, ребенок легко перейдет к осязанию выпуклых рисунков, карт и учебников, выполненных в формате тифлографики [6, c.43].
В 2001 году Государственная библиотека для слепых и слабовидящих приступила к реализации проекта «Создание российской книжки-игрушки для маленьких слепых детей» при поддержке «Института Открытое Общество. Фонд Сороса», в результате чего была определена методическая основа деятельности по технологии изготовления книги и разработан российский стандарт тактильной книги [4, с. 2]. Согласно выше указанному стандарту различают два вида тактильных книг [5, с.1]:
– ассоциативные, которые представляют собой альтернативный вариант плоскопечатной детской книги с цветными изображениями (сказки, рассказы);
– дидактические, которые должны изготавливаться тифлоспециалистами. Предназначена для помощи в обучении, познании окружающего мира.
В рамках стандарта указываются основные требования к тактильной книге:
– Безопасность — избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот.
– Прочность книги
В стандарте также указаны некоторые рекомендации по изготовлению тактильных книг:
– Не очень большой формат книги, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю страницу.
– Книга не должна быть тяжелой.
– По возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы — закругленными.
– Должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали.
– Цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим.
– Цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза.
– Четкий контраст фона и предмета на ощупь и по цвету.
– Изображения максимально приближены к настоящим предметам (узнавание предметов).
– У животных изображаются все четыре конечности, желательно, оба уха, рога, и т. д., чтобы у ребенка не складывалось неправильного представления.
– Максимально задействуются другие органы чувств, помимо осязания — слух, обоняние, и т. д., т. е. используются предметы, издающие звуки, запахи.
– Широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, которые можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать.
– Методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага, и т. д.), мягкая игрушка, и т. д.
– Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т.д.
– Если какой-либо предмет или персонаж повторяется на нескольких страницах книги, необходимо сохранять размер этого предмета, чтобы ребенок не перепутал его с другими.
– Для узнавания верха и низа книги внизу каждой страницы пришивается выпуклая тесьма, шнурок.
– Книги сопровождаются брайлевским текстом, иногда и крупнопечатным.
– Текст может быть расположен как на каждой странице, как основание для иллюстрации, так и в виде отдельной книжки.
– Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурки, липучки, и т. д., лучше, чтобы книга закрывалась (на завязки, липучки, кнопки, и т. д.).
– На обратной стороне книги — карман с выходными данными издания.
Работу сотрудников Государственной библиотеки продолжили преподаватели английского языка, которые в рамках проекта «Teaching English to blind and visually-impaired students» («Обучение незрячих и слабовидящих английскому языку») разработали несколько экспериментальных тактильных дидактических пособий по английскому языку на тему «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты» и «Формы, фактуры, материалы» [3, с.1]. К данным книгам также были разработаны методические рекомендации по работе с ними, анализ этих рекомендаций показал, что можно выделить следующие общие правила при использовании тактильных книг на уроках английского языка в классе слепых и слабовидящих детей [7, с.1]:
– необходимо учитывать возраст ребенка, его способности «читать» тактильные пособия, а также общий уровень развития.
– пособие можно использовать сначала на русском языке, если ученик не имеет опыта в «чтении» тактильных книг. Нужно познакомить ученика с общими понятиями тактильных книг, сказать, как их использовать, «смотреть», на что обращать внимание. Когда ученик будет знать, как правильно располагать пособие, как «читать», можно переходить на английский язык.
Методика работы с пособием включает в себя два этапа: подготовительный и этап работы с пособием. На первом этапе учитель рассказывает ребятам, что из себя представляет тактильное пособие и как с ним работать. Затем, в зависимости от изучаемой лексики, учитель представляет возможность детям поработать с объемными фигурами (например, если тема «vegetables», то работа с натуральными овощами). Когда у ребят сложится понятие об объемных и плоскостных фигурах, можно переходить к пособию.
По окончании работы с пособием, можно предложить ученикам сделать свою страничку на тему «Vegetables». Данное упражнение предпочтительнее выполнять в классе под контролем учителя, чтобы дети правильно создали плоскостной узнаваемый образ. Затем, когда пособия детей будут готовы, можно ими обменяться, изучить, посмотреть и поработать в парах.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тактильная книга является одним из основных дидактических материалов при обучении слепых и слабовидящих детей. Наиболее эффективно она может применяться при обучении лексике английского языка. Отличительными особенностями тактильной книги являются доступность и простота применения (ведь свою тактильную книгу может сделать каждый учитель).
Литература:
- Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Рочева Н. И., Коневская Е. В. Специфика психологической реабилитации незрячих и слабовидящих детей / Е. А. Данилова, О. Г. Минина, Е. В. Коневская, Н. И. Рочева // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно-практической конференции (5–6 декабря 2011, Москва). — С. 459–462 / М.: МГППУ, 2011. — 713 с.
- Рекомендации по изготовлению тактильного пособия на тему «Овощи» («Vegetables») // Teaching Blind and visually impaired children project. URL:http://www.english4blind.ru/tactile-teaching-materials_20121109104710.html (дата обращения: 3.02.2017)
- Тактильные книги для детей // Государственная библиотека для слепых и слабовидящих детей. URL: http://gbs.spb.ru/old/izdat/tact1.htm (дата обращения: 3.02.2017)
- Описание Российского стандарта тактильных книг для маленьких слепых детей // Государственная библиотека для слепых и слабовидящих детей. URL: http://gbs.spb.ru/old/izdat/standart_rus.htm (дата обращения: 3.02.2017)
- Щелупанова, И. Б. Тактильная книга как коррекционно-развивающее средство: методическое пособие / И. Б. Щелупанова, Е. А. Добрынина; ГУ КРБС; [отв.за вып. М. М. Куликова].– Петрозаводск, 2011. — 22 с.; ил.
- Information on BVI project // Teaching Blind and visually impaired children project. URL: http://www.english4blind.ru/ (дата обращения: 3.02.2017)
- Preserved Functional Specialization for Spatial Processing in the Middle Occipital Gyrus of the Early Blind // Laboratory of Integrative Neuroscience and Cognition. URL: http://linc.georgetown.edu/pubs/publications.html (дата обращения: 3.02.2017)