Уроки применения авиации в пятидневной войне 2008 года | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нитаев, Я. В. Уроки применения авиации в пятидневной войне 2008 года / Я. В. Нитаев, А. Р. Шарипов, Е. В. Анфалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 396-401. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39588/ (дата обращения: 22.12.2024).



Напряженность отношений между Россией и Грузией начала нарастать в начале 2008 года. Со стороны Грузии участились полеты, с разведывательной целью, беспилотных летательных аппаратов. Весной, этого же года были сбиты пять беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), принадлежавших Грузии. Виновником данного инцидента Михаил Саакашвили посчитал Россию, который заявил, что БПЛА были сбиты при помощи ВВС России. Кроме того, Саакашвили обвинил Россию в международной агрессии и бомбардировке территорий принадлежавших Грузии. В свою очередь, Россия обвинила Грузию в агрессии в сторону Абхазии и посчитала необходимым увеличить число миротворцев на территории непризнанной тогда еще Южной Осетии.

В период с апреля по май 2008 года на территории Абхазии в качестве общевойскового резерва миротворческих сил были размещены подразделения 7–1 десантно-штурмовой дивизии и подразделения железнодорожных войск Вооруженных сил России, первые подразделения.

Власти Грузии объявили действия России подготовкой к военной интервенции.

С середины лета обстановка на границе Грузии и Южной Осетией стала еще больше накалятся. Грузинская сторона, подстрекаемая своими заокеанскими союзниками, регулярно провоцируя перестрелки, к началу августа перешла к огневым налётам разной степени интенсивности и действиям диверсионных групп. Попытки наблюдателей ОБСЕ и российских военных наблюдателей выявить зачинщиков и урегулировать обстановку натыкались на лицемерное нежелание грузинской стороны предпринимать шаги к миру.

К 7 августа 2008 года по всей границе с Южной Осетией Грузия сосредоточила значительные силы. Всё говорило о том, что Грузия готовит агрессию.

Грузинская операция «Чистое поле» началась 7 августа в 23.45 с массированного артиллерийского обстрела. С рассветом в дело вступила грузинская авиация и наземные войска. Война продолжалась пять долгих военных дней. В конфликт вынуждена вступить Российская Федерация для проведения «операции по принуждению к миру». В военных действиях с обоих сторон участвовало более 45 тысяч человек и большое количество различной военной техники и вооружения.

В ходе августовской пятидневной войны между Россией и Грузией, не менее активно участвовала авиация. При чем, высокая интенсивность применения авиационной техники, как со стороны России, так и со стороны противника, привели к большим потерям в авиации.

Действия авиации в ходе пятидневной войны с Грузией имеют свои особенности, результаты применения иногда противоречивы. На некоторых из них мы хотели остановиться подробно в своей статье. Современное применение российских воздушно-космических сил в Сирии подтверждает актуальность выбранной нами темы. Целью написания данной статьи является выявление особенностей применения авиационной техники в ходе локальной войны.

К началу рассматриваемого конфликта ВВС Грузии представляли собой остатки доставшиеся ей от сил и средств ВВС и ПВО Закавказского округа Советского Союза. Численность личного состава составляла чуть больше 1800 человек.

Основой грузинской авиации являлся штурмовик Су-25КМ «Скорпион» или как его называли сами грузины «Мимино», прошедший модернизацию и замену радиоэлектронного оборудования в 2001 году в израильской фирме. Транспортные воздушные суда типа Ан-12 и Ан-72. Учебно-боевой L-39 так называемый «Альбатрос» и его сородич L-29 «Дельфин». Вертолеты: Ми-35, Ми-24П, Ми-14, Ми-8, Ми-2, американские Beel-212 и UH-1H «Ирокез». Большая часть вертолетов типа Ми-24 были поставлены из Украины. Но этим Грузия не ограничилась и приобрела новый комплекс пассивной радиотехнической разведки (РТР) «Кольчуга-М» с тремя разведывательными станциями, за несколько десятков миллионов долларов, но как оказалось, деньги были «выброшены на ветер». В ходе военных действий российский Су-34, или как его кодифицирует НАТО — «Защитник», превзошел новую систему радиотехнической разведки украинского производства. Российский бомбардировщик ослепил все радиолокационные станции, входящие в состав «Кольчуги». По мнению первого заместителя Генерального директора радиоэлектронных технологий В. Михеева — бортовой комплекс истребителя-бомбардировщика является универсальным, он может работать абсолютно по всем объектам, независимо от того, находятся они в воздухе или на земле. Любые ЗРК, РЛС, системы управления и связи будут обнаружены и подавлены. Основой бортового комплекса обороны является знаменитая в настоящее время станция «Хибины», показавшая свои возможности на американском эсминце «Дональд Кук». [5]

Наибольшую помощь в перевооружении грузинской армии, в виде поставок вооружений и военной техники, различной продукции военного назначения, а также подготовку и обучение грузинских военнослужащих оказали государства-члены НАТО: США, Чехия, Турция и Болгария. Также помощь оказывали и другие страны: Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Греция, Израиль, Латвия, Эстония, Франция, Украина, Сербия и Литва.

Состав ПВО Грузии к началу конфликта: ЗРК «Оса-АКМ» с оптическим каналом наведения, ЗРК «Бук-1М», ПУ ЗРК «Спайдер» поставленная Израилем, ЗРК С-125 и С-75, ПЗРК различных типов — «Гром», «Стрела», «Игла». Большое количество радиолокационных станций различного типа, в том числе и французского производства, были сведены в единую систему контроля воздушного пространства Грузии. [4]

https://img04.rl0.ru/e849c49a0a7b04a63481b3863ecb49e5/c500x333/www.sibr.ru/news/06.2010/shuting/shuting12.jpg

Рис. 1. Зенитно-ракетный комплекс «Бук-1М» в режиме боевого дежурства

После эскалации конфликта утром 8 августа авиация Север-Кавказского военного округа получила приказ о нанесении ракетно-бомбовых ударов по местам сосредоточения, маршрутам движения и огневым позициям грузинской армии в районе конфликта. Истребители МиГ-29 взяли под контроль воздушное пространство над Южной Осетией. Авиация России вступила в войну. В прессе нередко можно встретить большой перечень воинских авиачастей, участвующих в боевых действиях. Но общая численность, непосредственно участвовавших в боевых действиях в районе конфликта не превышала и сотню машин. Но даже в таком ограниченном составе российская авиация количественно и главное качественно превосходила авиагруппировку Грузии. Рассмотрим особенности действий родов авиации.

Действия дальней авиации.

При получении приказа подготовится к ведению боевых действий воинские части и соединения Дальней авиации РФ были переведены в боевой режим. На аэродромах расположенных вблизи района проведения боевых действий, было обеспеченно боевое дежурство. Под покровом ночи, 9 августа, были выполнены первые вылеты. Свыше десяти Ту-22М3 разом ударили по приоритетным целям в Грузии, таким как склады и аэродромы. Следующая подготовка вылетов, проводилась в течение ограниченного периода времени. Вылеты осуществлялись практически без отдыха для летного и инженерно-технического состава, при отсутствии необходимого времени для подготовки воздушных судов к полету. В течении четырех дней были проведены более 50 боевых вылетов с частотой 2–3 в день. Невзирая на взаимодействие различных метеослужб, с началом боевых действий передача синоптических данных с территории боевых действий о состоянии погодных условий получали от экипажей лишь после посадки на аэродром. [5]

http://topwar.ru/uploads/posts/2013-08/1375678460_9344_original.jpg

Рис. 2. Карта авиационных ударов ВВС России по территории Грузии в 2008 г.

Основа метода ведения операции заключалась в синхронном ударе по определенным целям в расчетное время, с больших высот, в сомкнутых боевых порядках. Данный метод предоставлял возможность обоснованно воспользоваться потенциалом дальнего бомбардировщика-ракетоносца, обеспечивающий эффект неожиданности, а также повысить рентабельность прохождения зон ближнего действия зенитно-ракетных комплексов противника.

Наиболее эффективными были результаты действия Ту-22М3 по скоплению вражеских сил в Кодорском ущелье. Тем не менее, этот метод не обеспечил операции как можно более эффективное влияние на противника, так как использовались в основном фугасные авиационные бомбы, вследствие чего возникала необходимость захода в радиус поражения средств противовоздушной обороны.

Средства РЭБ воздушного судна предусматривали создание помех ЗРК советского производства, только в ручном режиме.

Возникли определенные трудности по причине отсутствия информации соответствующей действительности о применении других родов авиации, информации разведки об итогах нанесенных ударов, в связи с чем, возникала необходимость обращаться с запросом на пункты управления и наведения. В виду этого увеличивалось время на принятие решений.

Рано утром 9 августа, ПВО Грузии, в районе села Карбаули Сачхерского района (около 50 км к северо-западу от Гори), удалось сбить российский бомбардировщик Ту-22М3, который входил в состав 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка. Во время ночного вылета на бомбардировку базы принадлежавшей одной из пехотных бригад Грузии, группа из 9 бомбардировщиков проследовала обратно тем же маршрутом, что и к цели, при этом, по неофициальным источникам, по неизвестной причине снизилась высота полета с 12000 м до 4000 м. Согласно данных анонимного военного источника России, самолеты были обстреляны грузинским ЗРК «Оса-АК/АКМ». Попадание ракеты в бомбардировщик повлекло отказ ключевых систем самолета, впоследствии чего самолет оказался обесточен и упал на землю. Экипаж, кроме катапультировавшегося второго пилота, погиб. [1]

Ту 22 М3 444

Рис. 3. Дальний бомбардировщик Ту-22М3

Противодействия ПВО противника в районе полета не ожидалось. Сбитый самолет шел в боевом порядке замыкающим, и в отличие от остальных машин группы, не успел совершить противозенитный маневр.

Работа фронтовой авиации.

В операции принимали участия штурмовики Су-25 различных модификаций и фронтовые бомбардировщики Су-24М2 базировавшиеся на аэродромах округа. Именно действия штурмовой авиации утром 8 августа, пока через Рокское ущелье шли колонны 58-й армии СКВО, позволили сдержать натиск наступающих на Цхинвали грузинских войск.

Преодоление грузинской системы ПВО осуществлялась в ходе пролета государственной границы с использованием штатных средств РЭБ самолетов и под прикрытием вертолетов и самолетов, оборудованных специальной аппаратурой. Во время выполнения поставленных задач, на маршрутах полета и в районах авиационных ударов при применении противником высокоточного оружия выполнялись маневры с одновременным отстрелом ИК — патронов и ПРЛ — патронов. Для того, чтобы защитить радиоэлектронные средства своих войск от воздействия РЭБ, их использовали на различных частотных диапазонах, с соблюдением ограничений по времени и частоте. Во время выполнения боевого задания, на маршрутах и в районах авиационных ударов самолетами Су-24М активно использовалась бортовая система обороны, оснащенная станциями активных помех. Войска радиоэлектронной борьбы взаимодействовали с действиями авиации и войсками ПВО для поражения радиоэлектронных средств с оперативной маскировкой и различными действиями наших войск.

Рис. 4. Су-24М

Вместе с тем, использование грузинскими войсками войсковых зенитных средств, привели к первым потерям. От «дружественного огня» залповым пуском из ПЗРК южноосетинскими ополченцами, над территорией Южной Осетии в районе Зарского перевала 8 августа был сбит штурмовик Су-25БМ 368-го штурмового авиационного полка (аэродром Буденновск). Летчик успел катапультироваться. Еще два Су-25 вернулись на аэродром базирования с серьезными повреждениями. Предположительно, по русским самолетам «отработали» ПЗРК, либо «спайдеры», находившиеся поблизости от передовых позиций грузинских войск. Не смотря на противодействие ПВО, штурмовая авиация смогла значительно понизить наступательный порыв грузинских войск и не дать противнику установить полный контроль над столицей Южной Осетии.

Пока штурмовики и боевые вертолеты наносили удары на подступах к Цхинвалу, по целям в глубине грузинской территории наносили бомбардировщики Су-24М. Первоочередной задачей у них была изоляция района боевых действий — недопущение подхода подкреплений со стороны противника. 8–9 августа были нанесены удары по колоннам грузинских войск, базам воинских частей и другим военным объектам. Особыми целями стали авиабазы с аэродромами, радары и авиазаводы Грузии. В ходе авиаударов уже к 11 августа российские ВВС практически полностью уничтожила грузинскую авиацию. По сведениям разных источников на земле потери авиации Грузии составили 25 самолётов и 37 вертолётов, уничтожены все РЛС ПВО.

Но не все шло гладко. При выполнении задачи по подавлению артиллерии противника в районе села Шиндиси (между Гори и Цхинвалом) 9 августа ПВО Грузии удалось сбить фронтовой бомбардировщик Су-24М из состава 929-го Государственного летно-испытательного центра (аэродром Ахтубинск). Он совершал полет в составе трех бомбардировщиков. После первого захода самолет был сбит. Согласно сведений, полученных от польских СМИ, самолет Су-24М был поражен из ПЗРК Grom 2 польского производства.

Еще два российских Су-25 были потеряны опять же в связи с ошибками идентификации своими средствами ПВО. [1]

Военно-транспортная авиация.

В операции приняли участие самолеты Военно-транспортной авиации ВВС Ил-76, Ан-124 «Руслан» и Ан-22. Выполнявшие задачи по перевозке резервов войск, личного состава, военной техники и грузов сухопутных войск. Из-за коротких сроков конфликта, в ходе операции были использованы не все способности ВТА, т. к. одновременно возникла необходимость в воздушных перевозках подразделений в разных направлениях. Интенсивность полета на экипаж составляла 2–3 вылета в день. Вследствие грамотной работы командования, по обеспечению своевременной дозаправки воздушных судов, недочетов в ходе операции почти не было. С помощью ПВО Черноморского флота, осуществлялось прикрытие воздушных судов со стороны моря. А прикрытие самолетов военно-транспортной авиации и действий штурмовой и бомбардировочной авиации путем постановки активных помех осуществлялось самолетом Ан-12ПП. [2]

Тем не менее, имели место некоторые трудности, прежде всего, связанные с организацией. Так, на аэродромах разгрузки, которые имели ограниченные возможности, не было единого координационного центра авиации силовых структур.

C:\Users\EW1966\Desktop\1.jpg

Рис. 5. Ан-12ПП (постановщик помех)

В итоге, в воздушном пространстве не всегда отдавалось предпочтение транспортному самолету, выполнявшему боевую задачу. Самолетам МЧС отдавалось предпочтение в выборе времени посадки. И притом, что их разгрузка занимала много времени, а грузы больших размеров зачастую оставляли на стояночных местах самолетов.

По анализу действий различных родов авиации российских Военно-воздушных сил в ходе военного конфликта наиболее результативными были действия дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации.

Но даже поверхностный анализ результатов боевого применения российской авиации в ходе пятидневной войны показал, что планирование обеспечения боевых действий оперативными группами авиации и ПВО на Юго-Осетинском и Абхазском направлениях осуществлялись без учета возможностей средств ПВО Грузии и особенностей применения своих авиационных средств РЭБ по их подавлению. Допускались грубые ошибки при постановке боевых задач, которые привели к большим потерям прикрываемой авиации, избежать которых позволили только грамотные действия командира сводной эскадрильи РЭБ. [2]

Потеря, не менее половины российских самолетов от «дружественного огня», стала неприятным сюрпризом. Это продемонстрировало серьезнейшие проблемы Российских вооруженных сил с координацией и управлением войсками в зоне боевых действий. Результаты

Действия российской военной авиации в ходе пятидневной войны с Грузией бесспорно явились одним из решающих инструментов по принуждению агрессора к миру. С помощью сил и средств авиации были проведены различные операции по уничтожению сил противника и принятию им необходимых России решений. Но цена, которую ВВС заплатили в ходе конфликта можно считать неприемлемой.

Сравнивая тактику действий Военно-Воздушных Сил России в войне с Грузией и Воздушно-Космических Сил в Сирийской Арабской республике, можно сделать вывод, что командование Российской армии, кардинально изменило тактику ведения боевых действий. Это проявляется в четком взаимодействии видов и родов Вооруженных Сил РФ, участвующих в конфликте. Уроки пятидневная войны в Грузии были учтены…

Литература:

  1. Август 2008 года «Война в воздухе» // Военный информационно-новостной портал. URL: http://armyman.info/stati/19504-avgust-2008-goda-voyna-v-vozduhe.html
  2. Анализ ПВО Грузии и причины боевых потерь российской авиации в ходе войны с Грузией //. URL: http://white-bear.homegate.ru/post/19899
  3. «Деньги на ветер»: Су-34 «переиграл» украинскую «Кольчугу». http://news-glance.com/52655-dengi-na-veter-su-pereigral-ukrainskuyu-kolchugu-full.html
  4. О военной помощи Грузии со стороны иностранных государств // Зарубежное военное обозрение. — 2008. — № 6. — С. 94–95.
  5. Что напугало американский эсминец? //. URL: https://rg.ru/2014/04/30/reb-site
Основные термины (генерируются автоматически): Грузия, Россия, Южная Осетия, войска, пятидневная война, август, быль, грузинская авиация, действие, самолет.


Задать вопрос