Известно, что в Республики Узбекистан туризм является приоритетным направлением в развитии экономики, задачами которого являются улучшение качества обслуживания, обеспечение правовой защиты, развитие непроизводственных секторов в экономике. В нашем государстве имеются более чем 4000 достопримечательности, которые сохранились в течении многих лет. Это культурные, исторические, археологические и архитектурные памятники отражают многовековую историю. На сегодняшний день в всемирное культурное наследие ЮНЕСКО из нашей Республики внесено основные туристические центр-города- Хива, Бухара, Шахрисабз, Самарканд.
Сегодня в Республики Узбекистан сфера туризма развивается быстрыми темпами, можно сказать, что наши редкостные объекты природы и исторические памятники до сих пор удивляют весь мир и привлекают внимание туристов.
Финансовый экономический кризис, захлестнувший мировую экономику в 2008 году отразился на всех отраслях стран, сыграв не последнюю роль в рыночных отношениях сферы туризма.
По данным национальной компании Узбектуризм, устойчивый рост основных показателей сферы туризма в кризисный период был достигнут, прежде всего, благодаря принятым мерам по государственной поддержке туристического сектора, повышению предпринимательской активности субъектов малого бизнеса, расширению ассортимента туристических продуктов и услуг, развитию региональной инфраструктуры туризма и индустрии гостеприимства.
Туристский рынок по отношению к экономике любой страны характеризуется двухцикличностью. Это выражается в том, что высокоразвитый туристский рынок ведет к богатству государства, а несовершенный и слаборазвитый туристский рынок характеризует его бедность. Так, развивающаяся экономика туризма не имеет возможностей удовлетворить все потребности и желания туристов, а изобилие туристических ресурсов предполагает создание довольно сложной и многообразной материально-технической базы туризма. При увеличении экономической отдачи от туристической индустрии одна часть дохода используется для удовлетворения новых туристских потребностей, а другая может быть направлена на развитие других сфер экономики, в том числе и промышленности.
Для предотвращения снижения экономической активности туристической отрасли со стороны государства были предприняты следующие меры:
Государственное регулирование рынка туристических услуг Узбекистана вкризисный период
1. Снижение налоговой нагрузки на туристические предприятия.
- Снижение ставка ЕНП (единого налогового платежа) в период с 2008 по 2011 года, достигая уровня 6 % в 2011 году. Взаимозависимость снижения процентной ставки и изменения количества предприятий туристической сферы показано на рисунке 1.
Рис. 1.
- Отсутствие специализированных платежей для предприятий, занимающихся туристской деятельностью, за исключением туристского сбора [1] (оплата 1 доллар США за каждого туриста). К примеру, в США эта ставка варьируется от 5 до 10 долларов. Этот сбор идет на финансирование деятельности Национальной компании Узбектуризм.
- Туристские фирмы были освобождены от уплаты налога на доходы (прибыль), земельного налога, налога на имущества на период с момента создания до получения первой прибыли на срок не более трех лет с момента их регистрации.
- Уменьшение ставки ЕНП при сохранении доли экспорта в общей выручки от 30 % и выше. Экспорт собственного производства предполагает, что услуга оказана активами предприятия.
- Освобождение от налога на транспортные средства на период с момента создания до получения первой прибыли на срок не более трех лет [2]
- Туристические фирмы в форме СП, в уставном фонде которых не менее $500 тыс., освобождается от уплаты налогов на имущество [3]
- Предоставление льготные условия с целью расширения деятельности
- Льготные условия микрокредитования [4] при которых коммерческим банкам рекомендуется предоставлять предпринимателям при строительстве ими частных гостиниц и объектов гостиничной инфраструктуры кредиты со сроком погашения не менее пяти лет
- Льготные условия растаможивания оборудования, предназначенного для туристской деятельности
- Проведение маркетинговых программ по продвижению туристического потенциала Узбекистана на мировом рынке
- Организация ознакомительных поездок «Мега инфотуров» для иностранных предприятий, занимающихся внешним туризмом. Так, в рамках реализации нового маркетингового проекта для направления туристов в нашу страну были привлечены 214 новых зарубежных туристических компаний из Италии, Испании, Франции, Японии, КНР, Великобритании, России, Голландии, Венгрии, Сингапура и других стран. [5]
- Подписание международных договоров с целью развития внешнего туризма Узбекистана. (ЮНВТО) [6]. В 1993 году наша страна стала членом Всемирной туристической организации, за прошедшие годы наше государство подписало 45 межправительственных, 44 региональных и 17 ведомственных договоров в области международного сотрудничества. Избрание Узбекистана в члены Исполнительного совета Всемирной туристской организации ООН окажет значимое и позитивное влияние на развитие туризма в РУз.
- Восстановление объектов культурного наследия
Так, по данным Государственного комитета по охране культурного наследия в настоящее время в Узбекистане имеются более 10 тысяч объектов культурного наследия, из которых 75 % взято под охрану государства. В этот состав входят 2.330 объектов архитектуры, 3.945 — археологии, 1.138 — памятников и произведений монументального искусства, 157 — достопримечательных мест, а также 700 нематериальных объектов культурного наследия.
Рис. 2.
Поэтому, принятые меры правительства показали в кризисный период положительные показатели роста туристической отрасли, которые в свою очередь, намного превосходят показателей докризисного периода. Так, как показано на рисунке 2, в период с 2008–2011 года, стоит отметить увеличение субъектов туристического рынка на 25 %, а иностранных туристов на 15 % по отношения к докризисным годам.
Таким образом, учитывая особую роль туристической отрасли для национальной экономики, как источника валютных поступлений в страну, и индустрии, в который занят каждый пятнадцатый, в кризисный период руководством Узбекистана было уделено самое пристальное внимание становлению национального туристского сектора, были реформированы необходимые законодательные и организационные основы функционирования и устойчивого развития туризма с целью расширения туристического потенциала.
Несмотря на такие факторы, тормозящие полноценное расширение активности туристического потенциала, как низкая степень влияния на сезонную неравномерность спроса на туристические услуги, низкие показатели диверсификации туристических услуг, трудоемкий этап коммерциализации нового туристского продукта, затрудненность выхода на международный рынок и неравномерная концентрация объектов туристского интереса, предпринятые меры правительства в кризисный и посткризисный периоды положительно отразились на динамике туристического рынка, а также дали возможность занять лидирующие позиции на рынке туруслуг в регионе СНГ.
Туристский рынок Узбекистана в целом спокойно реагирует на процессы турбулентности в мировой экономике, а его развитие способствует притоку иностранной валюты. Сегодня Узбекистан находится на качественно новом этапе развития туризма, в нашей стране проводится широкомасштабная работа по совершенствованию туристской инфраструктуры и широкой популяризации данной отрасли за рубежом.
Литература:
- Положение о туристическом сборе, взимаемом с туристических фирм и гостиничных хозяйств за обслуживание туристов от 29. 08. 2004 г
- Закон РУз о налоге владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов от 9 декабря 1992 г
- Тухлиев Н., Таксанов А. Экономика большого туризма. Т.: «Узбекистон миллий энциклопедияси», 2001. — 208с. Стр. 13
- № УП-1162 «О мерах по активизации участия РУз в возрождении Великого Шелкового пути и развитию международного туризма в республике» от 2 июня 1995 г
- Распоряжение правительства в целях дальнейшего продвижения туристического потенциала Республики Узбекистан на международных туристических рынках и увеличения потоков иностранных туристов в Республику Узбекистан в течение 2011–2015 годов
- United Nation World Tourism Organization — UNWTO