Типичные нарушения принципа доступности и бесплатности образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Дьяченко Т. С. Типичные нарушения принципа доступности и бесплатности образования // Молодой ученый. — 2017. — №5.1. — С. 19-20. — URL https://moluch.ru/archive/139/39322/ (дата обращения: 26.05.2018).



В статье проводится анализ мер прокурорского реагирования, внесенных прокурорами Курганской области, который формирует перечень типичных нарушений принципа доступности и бесплатности образования.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус личности, права, образование, меры прокурорского реагирования.

Конституционно-правовой статус личности — это теоретическая юридическая конструкция, которая имеет объективно обусловленные спецификой развития различающихся государств современного мира и субъективно формируемых отдельными исследователями системы плюралистических оценок, закрепленных в национальных системах права категорий, характеризующих существенные взаимосвязи, свойства субъектов, их взаимоотношения [1, с. 212–213].

Доступность и бесплатность образования можно рассматривать в качестве принципа правового положения личности. Конституционно правовой статус личности для любого конкретного государства есть определенная персонификация интересов социальных слоев общества, нашедшая закрепление в конституции [2, с. 212–213].

Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина является одной из важнейших функций органов прокуратуры и других правоохранительных органов, как в Российской Федерации, так и во многих других странах современного мира [3; 4; 5; 6; 7].

В данной публикации обобщается опыт работы прокуратуры Курганской области.

Анализ мер прокурорского реагирования, внесенных прокурорами Курганской области, свидетельствует о том, что в регионе сохраняется проблема принуждения должностными лицами школ и детских садов родителей учащихся к оказанию так называемой «добровольной помощи», которая фактически является принудительным сбором денег либо выступает в качестве обязательного условия для принятия ребенка в образовательную организацию.

В частности, прокурорские проверки выявили нарушения принципа доступности и бесплатности образования в Кургане и Шадринске, Далматовском, Кетовском, Звериноголовского и Макушинского районах.

В частности, на базе одного из детских садов Шадринска действовал попечительский совет, который не утруждал себя поиском меценатов, а выполнял функцию по сбору «добровольных пожертвований» с родителей воспитанников. В результате, за счет незаконного сбора денег с родителей дошкольников был произведен ремонт здания и игровой площадки детсада.

В следующем случае, педагоги одной из Далматовских школ, изложили требования об обязательной сдаче денег в дневниках детей: «Всем сдать на ремонт школы по 300 рублей».

Также, в одной из школ Макушинского района вскрыты случаи, связанные с открытым навязыванием должностными лицами «добровольной помощи», которая фактически является принудительным сбором денежных средств. Выражались такие действия путем доведения до законных представителей учащихся информации о необходимости проведения ремонтных работ в школе, на родительских собраниях, а также осуществлялся сбор денежных средств.

По всем фактам внесены представления с требованиями о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных.

Не редки случаи, когда коррупциогенные факторы содержаться в правовых (локальных) актах и тем самым создают благоприятные условия и обстоятельства, обеспечивающие возможности вступления в коррупционные отношения лиц при исполнении их обязанностей, а также возникновение конфликта интересов.

Так, в ходе надзорных мероприятий вскрыты нарушения законодательства при утверждении Положений о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (всего выявлено 8 локальных актов), в которых выявлен коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а именно широта дискреционных полномочий — неопределенность условий принятия решения.

Такой коррупциогенный фактор, как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, выявлен в постановлении Главы Макушинского района от 01.08.2016 № 315 «О внесении изменений в Постановление Главы Макушинского района № 333 от 15.07.2011 г. «Об утверждении состава территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Макушинского района» требованиям действующего законодательства.

По фактам нарушений внесены протесты, правовые акты изменены.

На уровне субъекта приняты меры по устранению коррупциогенных факторов в правовых актах органов социальной защиты населения, Главного управления образования, образовательные учреждения областного значения и органов культуры.

Так, правовые акты содержали нарушения в сфере получение добровольного согласия гражданина или его законного представительства на медицинское вмешательство, отсутствие в Регламенте учреждения сроков принятия распоряжения по заявлениям граждан и отсутствие конкретизации приобщаемых к такому заявлению документов. Нарушения также выявлены в части оплаты за пользования студентами жилыми помещениями и оплаты коммунальных услуг. Выявлено и нарушения прав бесплатного посещения организаций культуры, находящихся в ведении Курганской области лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся учащимися учреждений начального профессионального образования.

По всем фактам выявленных нарушений прокуратурой области внесены требования об изменении правовых и нормативно правовых актов.

Литература:

  1. Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. — 611 с.
  2. Юрковский А. В. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса личности в государствах современного мира // Сибирский юридический вестник. 2015. № 4. С. 139–141.
  3. Юрковский А. В. Правоохранительные органы стран Северо-Восточной Азии / Юрковский А. В.; Генеральная прокуратура Российской Федерации, Иркутский инст-т повышения квалификации прокурорских работников. Иркутск, 2005.
  4. Юрковский А. В. Органы полиции в системе социального управления японии // В сборнике: Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов Юридического института ИГУ Министерство образования Российской Федерации, Иркутский государственный университет, Юридический институт; Редакционный совет: Н. Э. Шишкина, О. П. Личичан, С. С. Акманов, В. Н. Казарин, В. В. Ровный, С. А. Шоткинов. 2003. С. 50–52.
  5. Юрковский А. В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 3–5. С. 49–55.
  6. Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Особенности конституционно-правовой охраны в Республике Корея // Право и политика. 2016. № 11. С. 1351–1358.
  7. Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Конституционно-правовая ответственность в диалоге восточных культур: проблемы и перспективы // В сборнике: Кризис цивилизации как следствие кризиса верховенства права Международный правовой форум: материалы. 2014. С. 183–187.
Основные термины (генерируются автоматически): Макушинский район, Курганская область, прокурорское реагирование, бесплатность образования, современный мир, конституционно-правовой статус личности, Постановление Главы, Шадринск, анализ мер, акт.


Ключевые слова

образование, меры прокурорского реагирования, конституционно-правовой статус личности, права

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос