К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, Ю. В. К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия / Ю. В. Иванова, А. И. Довбня. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5.1 (139.1). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39277/ (дата обращения: 25.04.2024).



1

Статья предназначена для актуализации проблемных вопросов о комплексном подходе к противодействию коррупции.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, коррупция, информация, правонарушения.

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции в разные исторические этапы развития России складывались различные точки зрения. Это, несомненно, сказалось на формировании современных подходов к противодействию коррупции в России в целом.

Государственное противодействие коррупции может осуществляться и осуществляется на разных уровнях, в разных сферах общественной жизни и с применением самых разных организационных форм и правовых средств. Чтобы такое противодействие было эффективным, должна формироваться специальная система мер и приоритетов противодействия — антикоррупционная государственная политика (стратегия) [1, с. 41].

Комплексный подход к противодействию обусловлен самой природой коррупции.

Сегодня под коррупцией понимается социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом служебного положения для личного обогащения [2, с. 7].

Данный подход к пониманию коррупции даёт возможность рассматривать коррупцию в узком смысле. Более полным и широким представляется подход, в котором коррупция является незаконным, противоправным, общественно-опасным деянием, проявляющемся в сфере экономики, политики, социальной и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [11, с. 64]. Целесообразно отметить, что подобный подход присутствует в некоторых зарубежных странах [4, с. 42-49; 5, с. 378-384; 6, с. 374-378].

В российской и зарубежной юридической науке остро стоит вопрос комплексном подходе к противодействию коррупции, об эффективной ответственности государства перед институтами гражданского общества [7, с. 184; 8, с. 50-54], с одной стороны, и равнозначной ответственности институтов гражданского общества перед обществом и государством, с другой стороны [9, с. 49-55; 10, с. 111-114].

Полагаем, что для увеличения эффективности борьбы с коррупцией необходимо планомерно обновлять российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией, поскольку своевременная модернизация сможет укрепить организационные основы проводимой государственной политики, а также сможет на ранних этапах выявить личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами, скрывает факты недобросовестного обогащения, пользуясь служебным положением и исключить конфликт интересов [11, с. 113-114].

За 12 месяцев 2016 г. прокуратурой Аскизского района установлено 136 нарушений закона, выявлено 33 незаконных правовых акта, принесено 33 протеста, которые рассмотрены и удовлетворено, в суд направлено 2 заявления, внесено 16 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 13 должностных лиц, к административной 2, в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного следствия направлен 1 материал, на основании которого возбуждено 1 уголовное дело.

Приведенные результаты надзорной деятельности свидетельствуют об увеличении количества выявленных прокуратурой района нарушений. Рост количества нарушений обусловлен изменениями действующего законодательства, а также низким уровнем знаний должностных лиц органов местного самоуправления норм закона, в том числе о противодействии коррупции, что в свою очередь привело к увеличению принесенных протестов. Несвоевременный мониторинг изменений действующего законодательства органами местного самоуправления приводит к тому, что муниципальные нормативные правовые акты (далее по тексту - НПА) приводятся в соответствии с изменившимся законодательством, только после вмешательства прокуратуры района.

Также в 2016 г. отмечено увеличение количества внесенных представлений об устранении нарушений в сфере противодействия коррупции. Основанием для внесения представлений, послужили выявленные нарушения при трудоустройстве граждан на муниципальные должности. Так, в 4 поселениях установлено, что граждане при трудоустройстве не предоставляли сведения о доходах как на себя, так и членов семьи. В двух случаях установлено, что при назначении директоров муниципальных унитарных предприятий не учитывалось, что назначаемые директора являлись учредителями и директорами иных юридических лиц, что в свою очередь требовало принятия мер прокурорского реагирования. Также прокуратурой района проведены проверки соблюдения законодательства при предоставлении сведений о доходах, по результатам которых выявлены существенные недостатки, выразившиеся в предоставлении не достоверных сведений. Так, например, заместителем главы Аскизского сельсовета в справке о доходах не были отражены сведения о продаже в 2015 году двух автомобилей, другим заместителем не отражены сведения о наличии в собственности двух земельных участков.

В целом влияние органов прокуратуры носит положительных характер, в том числе приводит к недопущению и предотвращению коррупционных преступлений.

В 2016 г. прокуратурой района в Аскизский районный суд направлено два исковых заявления о признании договоров социального найма и договоров безвозмездной передачи жилья в собственность двум работникам администрации ничтожными и возвращения квартир в муниципальную собственность. Оба исковых заявления рассмотрены удовлетворены, решения суда вступили в законную силу, фактически исполнены, муниципальные квартиры возвращены в муниципальную собственность.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции прокуратурой района установлено, что в органах государственной и муниципальной власти, контрольно-ревизионных органах ведется планомерная работа по борьбе с коррупцией, созданы и функционируют комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Роль органов прокуратуры в организации работы по борьбе с коррупцией, наряду с надзорной деятельностью, сводится к обобщению и анализу результатов «прокурорских» проверок, которые в последующем, по итогам года (полугодия) доводятся до сведения должностных лиц, путем направления информаций.

Кроме того, прокуратурой района в системном порядке проводятся проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в органах местного самоуправления, в том числе в органах, осуществляющих контрольно-надзорные функции и реализующие разрешительные полномочия, а также в иных организациях различной организационно – правовой формы.

Прокуратурой района организовано взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами района, осуществляется координация работы органов, расположенных на поднадзорной территории, осуществляются совместные плановые проверки.

Так, прокуратурой района утвержден план совместных мероприятий правоохранительных и контролирующих органов (прокуратура Аскизского района, ОМВД России по Аскизскому району, СО по Аскизскому району СУ СК РФ по РХ, КРК Аскизского района), в том числе направленных на выявление и пресечение коррупционных преступлений.

Оценивая работу органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов следует отметить значимость органов прокуратуры в данном направлении деятельности, поскольку благодаря работе прокуратуры удается существенно снизить уровень коррупционных правонарушений, что указывает на последовательность действий в данном направлении.

Вместе с тем, в ходе проверок в органах местного самоуправления прокуратурой района в 2016 г. выявлены факты неисполнения утвержденных планов противодействия коррупции.

Так, при проверке администрации Аскизского сельсовета установлено, что в администрации разработан план по противодействию коррупции. Изучение плана показало, что его отдельные положения не исполнены.

Так, планом предусмотрены: проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов, включение вопросов на знание антикоррупционного законодательства при проведении квалификационного экзамена и аттестации муниципальных служащих, издание и распространение брошюр или буклетов, содержащих антикоррупционную пропаганду и правила поведение в коррупционных ситуациях, организация и проведение заседаний с участием представителей органов местного самоуправления, правоохранительных органов и предпринимателей (по согласованию) с целью предупреждения и исключения фактов коррупции, выработки согласованных мер по снижению административных барьеров.

Вместе с тем, указанные мероприятия администрацией не исполнены.

Кроме того, Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение до 01.06.2016 органам местного самоуправления рекомендовано в планы противодействия коррупции внести изменения, направленные на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими планами.

Вместе с тем, администрацией Аскизского сельсовета данные мероприятия не проведены.

По результатам проверки 29.09.2016 прокуратурой района главе Аскизского сельсовета внесено обобщенное представление. По результатам рассмотрения представления, приняты меры к устранению нарушений, 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокуратурой района в системном порядке осуществляются проверки в отношении должностных лиц ОМС, органов государственной власти, в том числе по вопросу соблюдения ими установленных антикоррупционным законодательством обязанностей запретов и ограничений.

Установлено, что органами местного самоуправления сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещены на сайтах.

Так, при проверке достоверности сведений выявлены факты их недостоверного предоставления (выявлено 16 нарушений, внесено 6 представления, 6 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности).

Таким образом, можно сделать вывод, что на пути становления в Российской Федерации правового государства и гражданского общества имеются препятствия коррупциогенного характера. Вместе с тем, органы прокуратуры во взаимодействии с другими правоохранительными органами и институтами гражданского общества, последовательно и методично их устраняют практически во всех социально значимых сферах общественной жизни. Поскольку снижение уровня коррупции несомненно ускорит в политическое, социально-экономическое, научно-образовательное, культурное и иное развитие России, ее дальнейшее становление как демократического, правового и социального государства.

Литература:

  1. Номоконов В.А. Антикоррупционная политика: проблемы формирования и реализации // Таможенная политика на Дальнем Востоке. - 2010. №4 (53). С. 41.
  2. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты / П.А. Кабанов. – Нижнекамск: Гюзель, 1995. – С. 7.
  3. Березина Е.В., Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 23-24.
  4. Юрковский А.В., Кузьмин И.А. Государственно-правовые проблемы противодействия коррупции в Китайской Народной Республике // Юридическая Наука. – 2015. - № 4. С. 42-49.
  5. Юрковский А.В. Национальная и пенитенциарная безопасность в политических системах стран Северо-Восточной Азии (на примере Монголии, Республики Корея и КНДР) // В сборнике: Пенитенциарное право и пенитенциарная безопасность: теория и практика материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Р.А. Ромашова. 2013. С. 378-384.
  6. Юрковский А.В. Национальная и пенитенциарная безопасность в политических системах стран Северо-Восточной Азии (на примере Японии и КНР) // В сборнике: Пенитенциарное право и пенитенциарная безопасность: теория и практика материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Р.А. Ромашова. 2013. С. 374-378.
  7. Юрковский А.В., Кузьмин И.А. Конституционно-правовая ответственность в диалоге восточных культур: проблемы и перспективы // В сборнике: Кризис цивилизации как следствие кризиса верховенства права. Международный правовой форум: материалы. 2014. С. 183-187.
  8. Юрковский А.В., Куликов М.Ю. К вопросу конституционно-правового регулирования злоупотребления правом в России и странах Северо-Восточного азиатского региона. // Академический юридический журнал. 2014. № 4 (58). С. 50-54.
  9. Юрковский А.В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 3-5. С. 49-55.
  10. Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Отечественная система права и законодательства: взгляд сотрудников прокуратуры // Государственная служба. - 2016. № 3. – С. 111-114.
  11. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие. – Иркутск, 2012. – 199 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прокуратура района, противодействие коррупции, орган, Аскизский район, Аскизский сельсовет, гражданское общество, комплексный подход, местное самоуправление, дисциплинарная ответственность, коррупция.


Похожие статьи

К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности за...

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия.

Профилактика коррупции и антикоррупционное просвещение...

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия.

Иванова Юлия Валерьевна — Информация об авторе

помощник прокурора. Прокуратура Аскизского района Республики Хакасия.

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия.

Прокуратура Аскизского района Республики Хакасия

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия. Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться.

Деятельность органов прокуратуры по противодействию...

Российская Федерация, противодействие коррупции, прокурорский надзор, уголовное преследование, орган, коррупция, координация деятельности, государственная власть, гражданское общество, Генеральный прокурор.

Практика прокурорского реагирования по выявленным нарушениям...

Тындинский район, муниципальная служба, местное самоуправление, Российская Федерация, прокуратура города, противодействие коррупции, имущественный характер, Тында, акт, главая администрация.

Довбня Алина Игоревна — Информация об авторе

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия. №5 (139) февраль 2017 г. Авторы: Довбня Алина Игоревна, Иванова Юлия Валерьевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Роль гражданского общества в противодействии коррупции

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, коррупция, власть, государство, институт, проблема.

Влияние коррупции на экономику России. Органы самоуправления – важный фактор в формировании гражданского общества в Узбекистане.

Похожие статьи

К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности за...

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия.

Профилактика коррупции и антикоррупционное просвещение...

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия.

Иванова Юлия Валерьевна — Информация об авторе

помощник прокурора. Прокуратура Аскизского района Республики Хакасия.

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия.

Прокуратура Аскизского района Республики Хакасия

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия. Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться.

Деятельность органов прокуратуры по противодействию...

Российская Федерация, противодействие коррупции, прокурорский надзор, уголовное преследование, орган, коррупция, координация деятельности, государственная власть, гражданское общество, Генеральный прокурор.

Практика прокурорского реагирования по выявленным нарушениям...

Тындинский район, муниципальная служба, местное самоуправление, Российская Федерация, прокуратура города, противодействие коррупции, имущественный характер, Тында, акт, главая администрация.

Довбня Алина Игоревна — Информация об авторе

К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции: опыт прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия. №5 (139) февраль 2017 г. Авторы: Довбня Алина Игоревна, Иванова Юлия Валерьевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Роль гражданского общества в противодействии коррупции

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, коррупция, власть, государство, институт, проблема.

Влияние коррупции на экономику России. Органы самоуправления – важный фактор в формировании гражданского общества в Узбекистане.

Задать вопрос