Статья посвящена вопросу определения места политических партий в системе противодействия коррупционным правонарушениям в Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, политические партии, лоббизм, теневой лоббизм, выборы.
Коррупция как социальное явление непосредственно связана с деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц таких органов. Коррупционные правонарушения могут совершаться только представителями власти – лицами, призванными обеспечивать общественные (государственные) интересы [2, с.108].
Такой подход к определению субъектов коррупционной деятельности является наиболее общим, поскольку вытекает из определения коррупции в широком смысле и охватывает все сферы коррупционной деятельности названных субъектов.
Однако ряд авторов наряду с общепризнанным понятием коррупции выделяет так называемую «политическую коррупцию». В данное понятие, в отличие от коррупции в ее традиционном широком понимании, включены и коррупционные правонарушения, которые совершаются в ходе формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Исходя из вышесказанного, рассмотрим роль политической партии, как общественной организации, основной целью которой является представление политических интересов населения [4], в системе противодействия коррупции с точки зрения названных подходов к определению круга субъектов коррупционных правонарушений.
Одновременно, полагаем необходимым, отметить, что политические партии являются элементами гражданского общества [5, с. 148-152], участвующими в системе профилактики коррупционных правонарушений [6, с. 134-139]. Активная позиция политических партий способна обеспечить проявление реальных признаков конституционализма в Российской Федерации [7; 8].
Помимо основного предназначения – выдвижения своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, по результатам которого предполагается активное противодействие коррупции со стороны представителя партии, уже избранного на должность в государственном или муниципальном органе, от лица данного органа, политические партии активно противодействуют коррупции, в том числе политической, и от своего имени как общественная организация, что закреплено уставами всех парламентских партий.
Так, политические партии в рамках своей ежедневной деятельности организуют всевозможные антикоррупционные мероприятия, в ходе которых взаимодействуют с гражданами, проводя профилактические беседы, а также принимая обращения граждан, с указанием на коррупционные правонарушения. По результатам выявления коррупционных правонарушений, партии продолжают работу по данному факту, способствуя донесению соответствующей информации до уполномоченных органов, инициируя проверки деятельности лиц, о коррупционных действиях которых заявляют граждане в своих обращениях, и организуя общественную реакцию на нарушающее права граждан поведение должностных лиц. Кроме того, при политических партиях создаются всевозможные общественные организации, осуществляющие помимо прочего аналогичную антикоррупционную деятельность.
С точки зрения политической коррупции политическая партии и создаваемые при них общественные организации также осуществляют контроль при выдвижении кандидатов других партий и кандидатов – самовыдвиженцев, обеспечивая своевременную реакцию избирательных комиссий и правоохранительных органов на любые нарушения законодательства о выборах оппонентами, и выставляя на избирательные участки своих наблюдателей.
Однако указанные меры противодействия коррупции, предпринимаемые политическими партиями, имеют и обратную сторону, представляющую деятельность политической партии не только как инструмент противодействия коррупции, но и как субъект политической коррупции.
Проявляется данная характеристика политической партии в связи с реализацией ей своей основной функции – выдвижения кандидатов для участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, в ходе чего у кандидата и партии, а также у лиц, которые участвовали, согласно Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в формировании избирательного фонда кандидата существует возможность образования связи, в силу которой кандидат обязан в случае его избрания на выборную должность принимать нормативные акты или совершать иные действия в интересах лиц и объединений, поддержавших его в ходе предвыборной кампании.
Подобные проявления политической коррупции являются спорными в силу того, что они граничат с таким социальным явлением, как лоббизм, формально не закрепленный в российском законодательстве, однако широко распространенный на практике. В теории по данному вопросу существует дискуссия, однако более предпочтительной является точка зрения о том, что опасен лишь так называемый «теневой лоббизм», причиняющий обществу вред, положительные же его проявления должны иметь место в жизни государства и проявляться в деятельности представительных органов власти, где политические партии и достигают реализации своих программных целей [1, С.69].
Политическая коррупция является почти латентной, поскольку в ней участвуют лишь субъекты, занятые политической деятельностью, в том числе члены всевозможных политических партий, в ходе политической борьбы, что является нормой для остального населения, реакции общества на их действия не следует, поскольку политическая борьба воспринимается населением как нормальное явление, предполагаемое самой природой политической партии [3, С.46].
Так, коррупцию нельзя рассматривать только со стороны деятельности представителей власти, она имеет место быть и в иных процедурах, связанных с публичной властью, в частности с формированием органов государственной власти и органов местного самоуправления. Исходя из разносторонности понятия коррупции и задействованных в ней субъектов, значительная роль в противодействии коррупции принадлежит политическим партиям, причем не только как инструменту противодействия коррупции, но и как субъекту, участвующему в создании условий для существования коррупции, а также получающему выгоду от действий, избранных на должность государственных и муниципальных служащих. Такая деятельность партий не может рассматриваться как не отвечающая интересам общества, пока не установлены отрицательные цели реализации лоббистской деятельности той или иной политической партии.
Литература:
1. Абрамова А.И. Лоббизм в законотворческой деятельности. // Журнал российского права. – 2014. – № 6. С. 15 – 25.
2. Будатаров С.М. Понятие коррупции в российском законодательстве и юридической литературы. // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 359. С. 106 – 110.
3. Квон Д.А. Политическая коррупция: понятие, цели, субъекты. // Власть. – 2015. – № 7. С. 45 – 51.
4. Юрковский А.В. Политические партии в политических системах стран северо-восточной азии: учебное пособие / Федеральное агентство по образованию, Иркутский государственный университет, Юридический институт. Иркутск, 2006.
5. Юрковский А.В., Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Онохова В.В., Праскова С.В., Суркова И.С., Тирских М.Г., Шаламова А.Н. Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. – 611 с.
6. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие. – Иркутск, 2012. – 199 с.
7. Юрковский А.В. Конституционализм: системный подход к формированию универсальной политико-правовой категории // Сибирский юридический вестник. 2013. № 3. С. 20-28.
8. Юрковский, А. В. Конституционализм и политические системы в странах Северо-Восточной Азии: проблемы и перспективы: монография / А. В. Юрковский. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013. – 231 с.