Ресурсный подход к изучению молодой семьи в обществе риска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 1141 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцева, Т. А. Ресурсный подход к изучению молодой семьи в обществе риска / Т. А. Кудрявцева, А. Б. Федулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39302/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье обозначена актуальность изучения молодой семьи с позиции ресурсного подхода. Рассмотрено понятие «ресурсность семьи», определены основные ее составляющие. На основе эмпирического исследования представлен анализ ресурсности молодых семей города Архангельска.

Ключевые слова: молодая семья, общество риска, ресурсность, социальный капитал, качество жизни

В современном обществе риска положение молодой семьи как социального института достаточно неустойчиво. Постепенно происходит процесс перехода от патриархальной семьи к современной семье, который влечет за собой множество изменений в сфере семейно-брачных отношений. Это: снижение рождаемости, уменьшение числа заключенных браков, минимизация общего количества детей в семье, а также преобладание индивидуализации семейных ролей, что в итоге отражается на социальном капитале современной молодой семьи.

Значительное влияние на благополучие и качество жизни семьи оказывают различные общественные, экономические, политические и иные факторы. Одна часть семей имеет возможность полноценно решать возникающие проблемы, другая — справляется с проблемами до определенного момента. Третья группа семей не способна решать проблемы без специализированной помощи со стороны государства и постепенно переходит в категорию семей групп риска.

Качество жизни молодой семьи напрямую зависит от качества жизни общества в целом и выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальными, социальными и культурными потребностями и связано с восприятием членов семьи своего положения в обществе. На данный феномен влияют различные факторы, называемые ресурсами семьи, которые в своей совокупности могут быть использованы для удовлетворения потребностей членов семьи и определяются как ресурсный потенциал семьи [1, с.48].

Изучение семейных ресурсов находится в центре внимания российских и зарубежных социологов, а развитие собственного потенциала семьи средствами социальной работы является в настоящее время наиболее актуальным и перспективным направлением [1, с.47]. Собственный потенциал современной молодой семьи в значительной мере обусловливается качественными характеристиками функционирования семьи в присущих ей сферах и условиях жизнедеятельности общества, что позволяет рассматривать молодую семью, как семью, обладающую или не обладающую необходимыми ресурсами и собственным потенциалом для решения проблем в современном обществе риска.

Ресурсный подход к изучению семьи и семейных проблем является новым, актуальным направлением в теории и практике социальной работы. Данный подход раскрывается в изучении таких ключевых проблем как: выделение общей феноменологии ресурсности семейных отношений; установление основных типов личностно развивающихся ресурсов семьи; изучение особенностей влияния основных ресурсов семьи на развитие ее членов и семьи в целом; разработка концепции актуализации личностно развивающих ресурсов семьи [3]. На данный момент, для определения благосостояния семьи исследователи и специалисты в области социальной работы используют такие понятия как ресурсная, слаборесурсная и нересурсная семья.

Ресурсность семьи — это один из компонентов жизнеспособности семьи и определяется как комплексное, интегративное понятие, совокупность потенциалов для формирования и удовлетворения основных потребностей семьи [2, с.197], где потенциалами выступают всевозможные инструменты (ресурсы), которые и выполняют основную функцию данного феномена.

Все существующие ресурсы, которыми обладает семья, можно объединить в несколько групп: социальные ресурсы, под которыми понимают реальные возможности, с помощью которых семья способна изменить свой социальный статус; материальные ресурсы — это все то, что находится в собственности семьи; психологические ресурсы или внутренние ресурсы семьи, куда входят реальные и потенциальные умения и возможности преодолевать трудные жизненные ситуации; финансовые ресурсы, которые включают в себя доход семьи; трудовые ресурсы, раскрывающиеся в возможности всех членов семьи трудиться, вести домашнее хозяйство.

Как отмечает З. Х. Саралиева, гарантом и катализатором сбережения, накопления сильного ресурсного потенциала служит максимальное соответствие социальных норм, определенных для семьи как социального института, с ценностями и интересами самой семьи [2]. Совокупность ресурсов, которыми в большей или меньшей степени обладают молодые семьи в современном обществе риска, позволяет не только оценить качество жизни семьи, но и определить возможности и перспективы функционирования семьи в будущем. Данное положение может быть описано феноменом «социальный капитал».

Социальный капитал семьи рассматривается как совокупность реально существующих и перспективных ресурсов, связанных с устойчивыми отношениями супружества, родительства и родства. Сущность социального капитала более точно раскрывается в составляющих его компонентах, куда входят: социальный статус семьи, социальные связи и сети, а также информационные ресурсы, которыми обладает семья, в том числе, доступ к общественному социальному капиталу. Объем и качество социального капитала в полной мере влияет на реализацию репродуктивных планов семьи.

С целью выявления семейных ресурсов молодых семей города Архангельска, их влияния на качество жизни, было проведено эмпирическое исследование на базе ГАУ АО «Центр поддержки молодой семьи». В исследовании приняли участие 30 молодых семей, возраст супругов от 19 до 35 лет.

В ходе изучения было выявлено, что основная часть респондентов (73 %) состоит в зарегистрированном браке; 27 % опрошенных — в фактическом браке, лишь половина из них планирует официально зарегистрировать брак. Исследуя структуру изучаемых семей, были получены данные, подтверждающие некую однородность современных молодых семей. На сегодняшний день преобладают семьи с одним ребенком, они составили 53,33 % от всех опрошенных. 26,67 % семей имеют двух детей, 16,67 % не имеют детей и только 3,33 % имеют трех детей. Исследуя материальные ресурсы семей, было выявлено, что 47,5 % респондентов испытывают проблемы материального характера, для 17,5 % — основной проблемой является улучшение жилищных условий.

Поскольку большинство молодых семей испытывает материальные трудности, необходимо было изучить финансовую составляющую ресурсности семьи. В ходе исследования было определено, что 56,67 % опрошенных имеют недостаточную материальную обеспеченность и могут позволить себе небольшие покупки в виде необходимых товаров и услуг. 36,67 % семей находятся на грани бедности и удовлетворяют свои потребности только в питании и покупке необходимых вещей. 3,33 % респондентов находятся за чертой бедности, экономят на питании и не могут полностью удовлетворить базовые потребности.

Качество жизни семьи зависит от разных факторов, одним из которых выступает наличие жилья и фактические условия проживания семьи. Исследуя жилищные условия молодых семей, было выявлено, что 56,67 % имеют собственное приватизированное жилье, 23,33 % вынуждены снимать квартиру, а 13,33 % семей не имеют возможности проживать отдельно и на данный момент проживают с родителями. Оставшаяся часть семей в равном соотношении живут в квартире по программе ипотечного кредитования (3,33 %), а другие могут позволить себе только аренду комнаты (3,33 %).

Изучая социальное функционирование молодой семьи, респондентам были заданы вопросы, касающиеся распределения обязанностей, материального обеспечения, принятия главных решений в семье, а также определение наиболее важной семейной функции.

В ходе исследования были получены следующие данные: 73,33 % семей совместно решают вопросы и принимают решения согласованно; в 20 % семей главенствующую роль принимает муж, и, как следствие, все возникающие проблемы относительно семейной жизни решает мужчина, и лишь небольшая часть опрошенных семей возлагает принятие основных решений на супругу. Относительно материального обеспечения современной молодой семьи были получены ожидаемые результаты: в 63,33 % опрошенных семей работают и обеспечивают семью оба супруга; у 23,33 % семей муж является единственным кормильцем, а 13,33 % семей находятся на иждивении родителей одного или обоих супругов.

Отвечая на вопрос о распределении семейных обязанностей, возникла похожая ситуация. На основании полученных данных можно утверждать, что ровно половина от всех опрошенных семей занимаются домашними делами совместно (50 %). Оставшаяся же часть респондентов разделилась следующим образом: в 26,67 % семей большинство обязанностей лежит на жене, а в 23,33 % семей происходит гендерное распределение обязанностей между супругами. Наличие трудового ресурса в исследуемых семьях представлено на достаточном уровне. Супруги мужского пола работают на постоянной основе (73,33 %) или занимаются предпринимательской деятельностью (26,67 %). Среди женщин 86,67 % респондентов работает на постоянной или временной основе, 13,33 % — находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Исследуя психологические ресурсы молодых семей, респондентам был предложен перечень проблем, с которыми может столкнуться семья в настоящее время или в ближайшей перспективе. Ведущей проблемой психологического характера как выяснилось, выступает давление и навязчивость мнений. Так ответили 26,67 % опрошенных семей. Ограничение личной свободы характерно для 23,33 % молодых семей. Далее были названы такие противоположные проблемы как безразличие (20 %) и постоянная критика (20 %). На последнем месте оказались наиболее опасные проблемы, которые могут встретиться в семье — это грубость и оскорбления (по 6,67 %), а также агрессивное поведение (3,33 %).

В целом, результаты исследования показали, что большинство молодых семей города Архангельска обладают достаточным уровнем социального и трудового ресурса, но испытывают материальные и финансовые трудности, что влияет как на объективное, так и на субъективное качество жизни молодой семьи. Образ жизни семьи полностью связан с ее материальными возможностями, которые, по данным исследования, находятся на среднем и низком уровне. Внутренние ресурсы молодых семей также находятся на низком уровне. Возможность семей преодолевать трудные жизненные ситуации достаточно мала.

Таким образом, ресурсность семьи является важной составляющей качества жизни семьи и включает в себя множество взаимосвязанных элементов. Важным ресурсом в обеспечении социальной безопасности семьи выступает институт социальной работы [4]. В первую очередь это обусловлено общественно значимой задачей, подразумевающей своевременное выявление и всестороннюю поддержку семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении. А так же обеспечение психологического благополучия и гармоничного функционирования семьи как малой социальной группы через инструменты проводимой политики государства. И здесь важную роль играют социальные службы помощи и поддержки молодой семье.

Литература:

  1. Молодая семья в современном обществе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. В. Рыбак, Н. Г. Слепцова, А. Б. Федулова, Н. В. Цихончик, под общей ред. А. Б. Федуловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Архангельск: САФУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — 238 с.
  2. Саралиева, З. Х. Социально-психологическая субъектность и компетентность семьи / З. Х. Саралиева // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. — 2002. — № 1. — С. 192–200.
  3. Ткаченко, И. В. Личностно развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология / И. В. Ткаченко. — Москва: Кредо, 2008. — 278 с.
  4. Федулова, А. Б. Новые подходы к сущности и организации социальной работы с семьей в обществе риска / А. Б. Федулова // Технологии социальной работы в образовательной практике: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. — Ульяновск: Зебра, 2016. — С. 62–72.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, молодая семья, качество жизни семьи, ресурс, социальная работа, качество жизни, проблема, современная молодая семья, современное общество риска, социальный капитал.


Похожие статьи

Профилактика социальных рисков в Белгородском районе: опыт и проблемы

В статье авторы рассматривают социальные риски, существующие в современном обществе, приводят результаты социологического исследования социальных рисков на примере 110 респондентов — жителей Белгородского района Белгородской области.

Теоретико-методологические основы и социологические концепции для изучения качества жизни населения

В статье будут рассмотрены и обобщены труды различных отечественных и зарубежных авторов, внесших свой вклад в понимание категории качества жизни, а также будет описан опыт реальных эмпирических исследований по этому объекту.

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Социальное предпринимательство и его роль в современном обществе

В статье рассмотрен феномена социального предпринимательства и проведено исследование, выявляющее осведомленность жителей Кировского района Волгограда о социальном предпринимательстве.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников

Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей к общественной жизни. Сравнительный анализ...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив

В статье рассматривается обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив на основе исследований отечественных и зарубежных авторов. Актуализируется проблема кибербуллинга и влияния качества дружбы в подростковом ...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Похожие статьи

Профилактика социальных рисков в Белгородском районе: опыт и проблемы

В статье авторы рассматривают социальные риски, существующие в современном обществе, приводят результаты социологического исследования социальных рисков на примере 110 респондентов — жителей Белгородского района Белгородской области.

Теоретико-методологические основы и социологические концепции для изучения качества жизни населения

В статье будут рассмотрены и обобщены труды различных отечественных и зарубежных авторов, внесших свой вклад в понимание категории качества жизни, а также будет описан опыт реальных эмпирических исследований по этому объекту.

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Социальное предпринимательство и его роль в современном обществе

В статье рассмотрен феномена социального предпринимательства и проведено исследование, выявляющее осведомленность жителей Кировского района Волгограда о социальном предпринимательстве.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников

Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей к общественной жизни. Сравнительный анализ...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив

В статье рассматривается обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив на основе исследований отечественных и зарубежных авторов. Актуализируется проблема кибербуллинга и влияния качества дружбы в подростковом ...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Задать вопрос