Педагогические основы создания положительного эмоционального фона на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сияев, Т. М. Педагогические основы создания положительного эмоционального фона на уроках физики / Т. М. Сияев, Д. Д. Асанбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.1 (138.1). — С. 93-94. — URL: https://moluch.ru/archive/138/39774/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрена роль положительного эмоционального фона в учебном процессе. Способы создания положительного эмоционального фона на уроках физики.

Ключевые слова: эмоция, мимика, эмоция, эмоциональный фон, процесс обучения.

The article considers the role of a positive emotional background in the educational. Methods for creating a positive emotional background in the physics lessons.

Key words: emotion, emotional background, physics, positive emotional background.

Известно, что эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса у студентов и учащихся. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на учеников. При этом, создание положительного эмоционального фона в процессе обучения не дополнение к уроку, а необходимое условие для получения знаний, ибо эмоционально преподнесенные факты запоминаются учащимися прочнее на более длительный срок и что, конечно, способствует и более интенсивному процессу развития ученика. В учебной деятельности большую роль играют эмоции.

Эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на учеников. Конечно, наибольшими возможностями обладает художественная литература. Другие учебные предметы не содержат такого эмоционального заряда, и учитель, который хочет взволновать детей, должен искать для этого особые пути. Например, в обучении физике тоже необходим и восторг, и вдохновение. Часто они побуждают ребят к высказываниям, к активному участию в событиях урока, увеличивают напряжение их сил, положительно влияют на внимание. Это требует применения разнообразных и часто нетрадиционных видов и форм учебной работы, позволяющих создавать положительный эмоциональный фон урока и тем самым управлять вниманием учащихся, увеличивать их трудоспособность. Создание положительного эмоционального фона на уроках, которое повышает эффективность занятий, содействует пониманию ребятами изучаемого учебного материала и помогает им не испытывать затруднений при изучении курса физики. Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. При изложении учебного материала можно опираться на поэтические образы. Использование фрагментов из художественных произведений разных народов не только обогащает учебный процесс, (он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся, дает им представление о культуре и самобытности людей разных национальностей, а значит, способствует развитию интернациональных чувств. Например, выразительное прочтение стихотворных строк кыргызского поэта Алыкула Осмонова вызовет у учащихся явное представление о волнах:

Иссык-Куль иногда спокоен, когда он волнуется

Вместе с его волнами волнуюсь и я.

В жизни сколькими друзьями я обзавелся,

Не встретил настоящего как его волна.

Иссык-Куль иногда спокоен, когда он волнуется,

Ударяется о скалы сверкающий молодости огонь.

Многими товарищами я обзавелся,

Сердечного друга в жизни не нашлось [1, c. 18].

Использование фрагментов из художественных произведений разных народов не только обогащает учебный процесс, (он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся, дает им представление о культуре и самобытности людей разных национальностей, а значит, способствует развитию интернациональных чувств.

Положительный эмоциональный фон на уроках физики можно создать разными способами. Одним из них является демонстрационный эксперимент. Именно удивление заставляет самостоятельно искать истину, порождает желание убедиться в правоте своих предположений. Только человек, умеющий сомневаться и удивляться, может активно, творчески мыслить.

Один из путей – объяснение нового материала как рассказ о научном открытии. В центре внимания – учёный, исследователь, описание его борьбы за научную истину, его поисков и сомнений, трудностей и побед. Слушая такой рассказ, учащиеся проникаются сочувствием к учёному, к его поискам, и это сочувствие перерастает в интерес к научной проблеме.

Например, когда изучаем тему «Строение атома» и идёт объяснение опытов, которые ставил Резерфорд, учащимся сообщается, что учёный над этой проблемой работал 5 лет. Удивление и сочувствие вызывает то, что опыты настолько просты, но и гениальны, а учёный затратил на это столько много времени.

Создание положительного эмоционального фона на уроках происходит с того момента, когда учитель входит в класс. Настроение учителя передаётся ученикам. Войдёте ли вы в класс с улыбкой на лице или суровым видом, от этого будет зависеть эмоциональный фон урока. Юмор – должен быть верным помощником учителя. Юмор помогает снять утомление, бороться со скукой. Именно в трудные минуты юмор – незаменимый помощник. Обычно мы видим физику строгой, официальной, последовательной, состоящей из опытов, наблюдений, рассуждений, выводов, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что нередко забывается, на что не обращают внимания, но что делает физику привлекательнее, гуманистичнее, человечнее, что оживляет её. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший материал: шутки, розыгрыши, парадоксы, смешные истории.

Интересные забавные эпизоды из жизни учёных-физиков, их умение шутить и воспринимать юмор формируют более правильное представление о них, как о людях, которым присущи обычные человеческие качества, достоинства и слабости, позволяют лучше понять ту обстановку, в которой работали учёные.

Известно, что многие учёные-физики шутить умели. При удобных случаях можно рассказывать забавные и поучительные истории. Например, когда изучаем рентгеновские лучи, сообщаю, что они первоначально назывались икс-лучами и однажды Рентгену, открывшему эти лучи, пришло письмо с просьбой прислать… несколько икс-лучей и инструкцию, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к учёному у него не нашлось времени. Рентген был человек с юмором и ответил так «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще, пришлите мне вашу грудную клетку».

Или при изучении темы «Спектры» привожу в пример следующую историю. Физик Кирхгоф однажды рассказывал о созданном им спектральном анализе. «Спектр Солнца свидетельствует, что там есть золото», – заметил он. «Что за польза от такого открытия? Ведь золото с Солнца не достанешь!» – возразил один из слушателей. Вскоре Кирхгофу за его открытие присудили золотую медаль. «Ну, вот я и достал золото с Солнца!» – пошутил он. Восприятие и осмысление шутки, юмористической ситуации связаны с активной работой мысли.

Таким образом, положительный эмоциональный фон на уроке способствует его успешному проведению, даёт возможность поддерживать интерес к предмету, создаёт доброжелательные отношения между учителем и учеником.

Литература:

  1. Осмонов А. Знаток Толубай (на кырг. яз.) – Фрунзе: Мектеп, 1979.
  2. Дэниэл Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М:, Альпина Бизнес Букс, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): положительного эмоционального фона, эмоциональный фон, positive emotional background, создания положительного эмоционального, Создание положительного эмоционального, эмоциональный фон урока, умелом изложении учителя, положительный эмоциональный фон, уроках физики, преподавателя предметом неотразимо, верных путей возбуждения, путей возбуждения интереса, увлечённость преподавателя предметом, Искренняя увлечённость преподавателя, развитию интернациональных чувств, людей разных национальностей, художественных произведений разных, самобытности людей разных, произведений разных народов, роль положительного эмоционального.


Ключевые слова

процесс обучения, эмоция, мимика, эмоциональный фон

Похожие статьи

Проектирование коммуникативных событий на уроках математики

В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...

Текст как основа речевого развития школьников

В данной статье выделены направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития, описана роль текста в развитии речи школьников.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики

В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения

В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматривается проблема развития фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе, которая призвана содействовать позитивному влиянию на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков, и п...

Способы мотивации при обучении иностранным языкам

В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения язык...

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Похожие статьи

Проектирование коммуникативных событий на уроках математики

В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...

Текст как основа речевого развития школьников

В данной статье выделены направления, которые являются составными компонентами процесса речевого развития, описана роль текста в развитии речи школьников.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики

В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения

В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе

В статье рассматривается проблема развития фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе, которая призвана содействовать позитивному влиянию на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков, и п...

Способы мотивации при обучении иностранным языкам

В статье рассматривается проблема мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, описываются эффективные приемы, использующиеся преподавателями. Проанализированы разнообразные формы работы на уроке, способствующие улучшению уровня владения язык...

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Задать вопрос