Жанровая специфика текста научной монографии (на материале современных русскоязычных монографий по астрономии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 2291 раз

Библиографическое описание:

Сабанчиева, А. К. Жанровая специфика текста научной монографии (на материале современных русскоязычных монографий по астрономии) / А. К. Сабанчиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 289-296. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38996/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена изучению жанровой специфики текстов русскоязычных монографий по астрономии. Внимание уделяется как композиционной структуре текста монографии, так и синтаксическим особенностям и его лексическому наполнению.

Ключевые слова: жанр, речевой жанр, монография, астрономия, терминология, синтаксическая структура, композиция

Не вызывает сомнения тот факт, что научная литература в значительной степени отличается от художественной, в том числе в аспекте своей жанровой специфики. Жанры научной литературы, представляющие собой исторически сложившиеся устойчивые типы произведений научной литературы, обладают определенными функционально-стилевыми характеристиками и композиционно-смысловой структурой [44; см. также: 2; 3; 4]. По параметру масштаба можно выделить крупные (монография, диссертация, энциклопедия, словарь, справочник, учебник, учебное пособие) и малые (статья, аннотация, тезисы, реферат, рецензия, обзор, хроника и др.) жанры научной литературы [см. 11; 12; 49; 50 и др.]. Одним из значимых крупных жанров научного стиля речи является монография — научный труд, посвященный полиаспектному рассмотрению и решению определенной актуальной проблемы, обладающий теоретической значимостью и новизной эмпирического материала, единством научно-методологического подхода, смысловой завершенностью, сложностью композиционной структуры [20]. Следует сразу оговориться, что рассматриваемый жанр предполагает как индивидуальное, так и коллективное авторство (когда монография является результатом труда коллектива авторов). Кроме того, монография, как и некоторые другие научные жанры (статья, рецензия, тезисы и др.), характеризуется в определенной степени «открытой», «мягкой», относительно «свободной» структурой [44]. По мнению Е. С. Троянской, монография как ведущая жанровая разновидность, репрезентирующая новое научное знание, входит в ядерную зону научного стиля [50, с. 91], т. е. является одним из центральных научных жанров.

По структуре монография состоит из введения (предисловия), основной части, обычно включающей несколько глав, подглав, разделов и подразделов, заключения и библиографического списка, содержит краткую аннотацию, оглавление, сведения об авторе/авторах и т. д. Структурная целостность монографии обеспечивается не только за счет тематического и смыслового единства ее основного содержания [20], но и во многом благодаря периферийным текстам (аннотации, оглавлению, введению (предисловию), заключению, библиографическому списку и т. д.), которые образуют своего рода прагматическую рамку, обрамление [31; 50; см. также: 5; 40].

В России обязательным параметром монографии является наличие как минимум двух рецензентов — лиц, имеющих ученую степень по той же или смежной научной специальности, в рамках которой пишется монография. Кроме того, утверждение монографии в качестве рекомендуемой к использованию в образовательном процессе весьма желательно для данного научного труда.

Рассмотрим более подробно структуру и жанровую специфику текста научных монографий по астрономии на русском языке и особенности функционирования в них терминов.

Материалом для исследования послужили русскоязычные тексты монографий, объединенных астрономической тематикой, написанные следующими авторами: А. И. Еремеева, Ф. А. Цицин [19]; Л. Л. Сикорук [42]; В. Г. Сурдин [45; 46; 47] и других (см. более подробный перечень в библиографическом списке).

Жанровый анализ русскоязычных монографий по астрономии в нашей работе мы, вслед за Т. В. Шмелевой, проведем на основе учета и анализа «жанрообразующих признаков, необходимых и достаточных для опознания, характеристики, конструирования РЖ» [55, с. 90], таких как 1) образ автора; 2) образ адресата; 3) коммуникативная цель; 4) формальная организация; 5) диктум; 6) фактор прошлого; 7) фактор будущего [ср. 39].

Как видим из отобранного материала, монография как жанр характеризуется небольшим количеством авторов; в основном это либо единоличное авторство научного труда, либо количество авторов, которое не превышает двух (в отличие от научных статей, где авторов зачастую может быть три и более). Как правило, автор монографии является специалистом, компетентным исследователем в области астрономии, обладает определенными новыми знаниями, которые он стремится передать другим коллегам или будущим специалистам (студентам, обучающимся). Принимая во внимание такие черты научного стиля, как отвлеченность, обобщенность, объективность и беспристрастность, можно говорить о преимущественно эксплицитном выражении образа автора. Вместе с тем, по мнению М. П. Котюровой, научный стиль сегодня «эволюционирует в сторону неличной манеры изложения» [26, с. 521], т. е. тяготеет к употреблению безличных конструкций.

В анализируемых русскоязычных текстах автор монографии проявляется следующими способами:

‒ выражение своего мнения с помощью личного местоимения 1-го лица в форме множественного числа, что, в свою очередь, конечно, влияет на грамматическую форму глагола-сказуемого (Уважаемый читатель, эта книга — четвертая в серии «Астрономия и астрофизика», которую мы с коллегами создаем с 2008 года [45, с. 3]. Все, что мы можем сказать, — это то, что Вселенная в ее нынешнем виде не может быть старше 20 миллиардов лет, а возможно, значительно моложе [35, с. 25]. Дальше мы рассмотрим отношение горизонта конкретного места к видимому движению небесных тел в этом месте [30, с. 49]. Расставаясь с солнцем, мы считаем необходимым дать читателю некоторые общие сведения о спектральном анализе, который оказал большие услуги астрономии, дав возможность довольно точно определить природу веществ, входящих в состав многих небесных тел [52, с. 142]. Прежде всего мы должны принять во внимание разнобой в астрономических данных [9, с. 96]). Гораздо реже встречается употребление личного местоимения «я» и его падежных форм. Приведем в пример один из немногих случаев: Принимаясь за работу, я думал создать нечто другое. У меня были иные планы — написать книгу, которая хотя бы отчасти продемонстрировала сегодняшнее состояние дел в любительском телескопостроении и хотя бы контурно наметила перспективу этого дела в нашей стране [42, с. 3–4]. Обратим внимание на то, что данный отрывок взят нами из введения к монографическому труду;

‒ в русском языке использование личного местоимения 1-го лица в форме косвенных падежей множественного числа для постановки задач, выражения интересов, оформления выводов (Вещество, чья степень прогрева нас интересует, это вся та толща вещество, которая располагается под данной параллелью, вплоть до центра планеты [16, с. 102]. Фактически же нас интересует истинная аномалия U, которая связана с реальным движением Солнца по эллипсу [17, с. 80]);

‒ использование вместо личных конструкций (местоимения «я») пассивных оборотов (…когда говорят, что Марс имеет диаметр, равный 6786 ни, то имеется в виду только поперечник твердого тела планеты [9, с. 96].), безличных предложений (Науку обычно определяют как особый вид духовной, прежде всего интеллектуальной деятельности, целью которой является выработка достоверного … знания об окружающей нас действительности [19, с. 9]. Лимбер с учетом этих заключений в двух обстоятельных работах [172] пришел к выводу, что между заключениями об устойчивости или неустойчивости выбор объективно сделать еще нельзя и нельзя исключать возможность, что взаимная близость подгрупп Галактики и М 31 в нашу эпоху может быть случайной [13, с. 184]. Следует отметить, что окраска звезд оказывает при этом существенное влияние… [41, с. 272]), деепричастных оборотов (Наконец, последнее, что нужно помнить, занимаясь подсчетом звезд: все приведенные выше числа и формулы справедливы только при отсутствии рассеянного света [46, с. 42]. Если, используя эту узенькую область, астрономия все-таки добилась больших успехов, то каких замечательных результатов она достигнет, когда научится добывать сведения, анализируя излучение всех длин волн [1, с. 252].) при изложении материала;

‒ использование сослагательного наклонения, различных наречий, вводных слов для выражения уверенности/неуверенности (Совершенно очевидно то значение, какое приобрели проблемы, поднятые коперниканской космологией, их гносеологическое и мировоззренческое осмысление… [48, с. 124]. По В. А. Амбарцумяну, ядра галактик могут содержать значительные массы дозвездного вещества с совершенно пока не известными свойствами и, возможно, неизвестными источниками энергии [22, с. 486]. … Но в течение сотен лет звезды, безусловно, представлялись бы неподвижными, тогда как движением Солнца, Луны и планет, казалось бы, не управляли никакие законы [30, с. 69–70]).

Несколько реже в тексте монографии можно встретить случаи, когда автор(ы) говорит(ят) о себе в 3-м лице («автор(ы)/author(s)»): Насколько известно авторам, общих курсов истории астрономии, построенных по «аналитическому» принципу, пока еще нет, и настоящую книгу можно рассматривать как первую попытку такого рода [19, с. 4]. Авторы выражают искреннюю и глубокую благодарность первым читателям рукописи… [19, с. 5]. Опреимуществах обобщенного метода максимальной энтропии перед классическим говорилось ранее в публикациях автора [51, с. 151]. Мы полагаем, что такой способ репрезентации авторского Я относится к непрототипическим для русскоязычных монографий.

Перейдем к следующей жанровой характеристике. Образ адресата монографии также является важным параметром, который целесообразно рассмотреть. Жанр монографии предполагает ориентацию практически исключительно на подготовленного адресата, профессионала, специалиста, имеющего определенный багаж знаний по предмету (в нашем случае — астрономии), способного правильно воспринять научный текст данной тематики. Монография по астрономии ориентирована на специалистов или обучающихся в данной области и предполагает, что благодаря уровню своей научно-профессиональной подготовки реципиенты могут адекватно воспринять содержащуюся в ее тексте интеллектуальную информацию, что также предполагается автором.

Согласно мнению Е. А. Баженовой, которая выделяет три группы средств адресации в современных академических текстах, в монографии можно обозначить композиционно-ориентирующие, делимитирующие и мыслительно-активизирующие средства [8]. Первые, композиционно-ориентирующие средства способствуют тому, что реципиент, читатель может разобраться в сложной структуре научного текста монографии (например: Благодаря достижениям в области космических исследований астрономия стала всеволновой, но наименее изученным остается гамма-диапазон [14, с. 30]. Но, как отмечалось выше, возраст квазаров достигает нескольких миллионов лет [22, с. 491].). Вторые, делимитирующие средства адресации используются автором для деления текста на отдельные компоненты, которые характеризуются разной степенью важности, с их помощью акцентируется внимание на тех или иных ключевых моментах, выделяется наиболее важная информация, реже — ограничивается тематика исследования (Мы уже отмечали, что особое внимание следует обратить на правильность очертаний рогов фазы. То же замечание может быть распространено и на наблюдение тонких деталей пятен в момент пересечения их краем лунного диска [41, с. 161]. (В данном случае приведен пример с композиционно-ориентирующими и делимитирующими средствами адресации). Вэтой изящной и красивой системе четко просматривается ключевой фактор, определяющий костяк ее строения — время. В самом деле, ведь три астрономических круга представляют собой, в сущности, своего рода рубежи… [28, с. 24]. Здесь мы ограничимся тем, что сформулируем условие, при котором нарушается лучистое равновесие… [21, с. 240]. Для астрономии же очень важным является исследование первичного космического излучения. Ведь можно надеяться, что оно несет информацию о процессах, происходящих во Вселенной [22, с. 247]). Третьи, мыслительно-активизирующие средства адресации подразумевают апелляцию к ментальному миру адресата, помогают выстроить логику изложения: Рассмотрим теперь созвездия, блещущие на нашем горизонте в одно из наших лучших времен года… [52, с. 218]. Рассмотрим, как появляется наклон осей планет, когда вещество, из которого образуются планеты, выбрасывается из Солнца… [16, с. 95]. Отметим еще, что наряду со звездами, образующими неподвижные… созвездия, мы видим и другие светила, совершающие медленные движения с различными скоростями [41, с. 13].

Если мы сопоставим образы автора монографии и ее адресата, то степень информированности автора будет больше по сравнению с уровнем информированности реципиента, что вполне естественно и является обоснованием целесообразности написания монографии. Часть научной информации (не новой для данной публикации, зачастую выраженной терминологическими единицами) подается как известный факт, без разъяснения, так как читатель текста монографии является также компетентным специалистом в данной области (например: Так, в полной темноте (хотя инфракрасное излучение, конечно, присутствовало, но мы бы его не увидели), формируются первые, сравнительно небольшие галактики, а в них рождаются первые, весьма крупные, звезды и возможно, квазары [45, с. 14]).

Коммуникативная цель жанра научной монографии — информативная и заключается в передаче объективной научной информации. Автор монографии стремится изложить собственные наблюдения и результаты проведенного научного исследования, выработанные им теоретические положения и практические выкладки, привести детальный анализ эмпирического материала. В рассмотренных англоязычных и русскоязычных монографиях по астрономии приводится не столько краткий обзор научных источников по тематике исследования, сколько подробно излагаются основные результаты научного исследования по определенной конкретной теме в рамках более широкой сферы астрономии: история астрономии, космология, формирование галактик, звезды, метеоры и метеориты, телескопы, солнечная система [19; 42; 45; 46; 47 и др.] и т. д.

Следует отметить, что в тексте монографии автор обычно прямо формулирует свою конкретную коммуникативную цель или исследовательскую задачу. При этом формулирование цели предполагает использование односоставных или двусоставных определенно-личных предложений с глаголом в форме 1-го лица множественного числа будущего времени: Здесь мы и остановимся подробнее на всех этих эффектах [прецессии и нутации] [22, с. 74]. Здесь мы ограничимся тем, что сформулируем условие, при котором нарушается лучистое равновесие, о котором речь шла в гл. 3, и возникает конвекция [21, с. 240]. Кроме того, при формулировке цели научного труда в русском языке используются пассивные конструкции совершенного и несовершенного вида с грамматическими формами лексем «рассматривать/рассмотреть» / «посвящать/посвятить» в функции сказуемого: Нужно отметить, что книга посвящена той проблематике, над которой работал и работает сам автор, и отражает его личную точку зрения [54, с. 7]. Рассматриваются эпоха и творчество Коперника, а его труды как один из этапов общего развития науки [25, с. 19]. Следует отметить, что различные конструкции с существительными «цель» (целью исследования является…, цель работы заключается…, цель работы состоит в…), которые традиционно рассматриваются как основные способы формулировки цели научной работы в научных статьях, в анализируемых текстах монографий не были найдены.

Анализируемые в рамках данного исследовании научные монографии объединяет один тематический признак диктума (объективного содержания высказывания): все они являются научными монографиями по астрономии. Данная тематика проявляется в их структурно-содержательном наполнении: в целом, в монографии обычно преобладает текстовый материал по сравнению с иллюстративным: рисунками, схемами, графиками и диаграммами, формулами, таблицами. Мы отмечаем, что данный иллюстративный материал (рисунки, схемы и т. д.) в анализируемых текстах монографий, делающий их креолизованным, может встречаться как в основной части, так и в приложении.

На основании своего диктумного содержания русскоязычные монографии по астрономии делятся на более частные тематические разновидности в зависимости от того, к какому разделу астрономии относится исследование (например, история астрономии [19]; астрология [35] и т. д.). Подобные различия отражаются также в лексическом плане в текстах монографий (понятийный аппарат и содержание исследования, терминология той или иной области астрономии).

Композиционно монография по астрономии состоит из трех основных компонентов: введения, основной части и заключения. Во введении и основной части анализируемых монографий представлены такие содержательные элементы, как:

‒ постановка проблемы, отнесение работы к определенной сфере исследований (Современная астрономия — одна из фундаментальных наук о природе. Она имеет свой, только ей присущий предмет исследования, а также характерные для нее инструменты (прежде всего телескопы, с. 81) и методы исследования [29, с. 9]. Врамках теории «раздувающейся Вселенной» находит объяснение и проблема однородности и изотропности Вселенной (проблема горизонта) [22, с. 524]. Это относится также к наблюдению тусклых переменных звезд или галактик и удивительных сияющих облаков, которые называют «планетарными туманностями», хотя они не имеют ничего общего с планетами [32, с. 54]. Все это является предметом практической астрономии, которой и посвящена настоящая книга. Каждый ее параграф содержит подкрепленный примером рецепт решения задачи практической астрономии [17, с. 5].);

‒ экспликация и обоснование предметного поля и цели исследования (Второй том из серии «Астрономия и астрофизика» посвящен Солнечной системе — природе ее планет, спутников и малых тел [45, с. 8]);

‒ определение новизны и актуальности исследования (Технический прогресс XX в. обеспечил актуальность цивилизационных критериев традиционного астрономического познания [10, с. 3]);

‒ анализ истории вопроса (Астрономия занимала ведущее место среди точных наук на средневековом Востоке, так как она была необходима для практики. Без нее нельзя было обойтись ни в орошаемом земледелии, ни в морской и сухопутной торговле. Поэтому уже в VIII в. в Багдаде и других городах халифата начались интенсивные астрономические исследования [34, с. 52].);

‒ определение базового понятия исследования [подробнее об этом см.: 15] (Например: Ставя так вопрос, астрономы вводят понятие об «абсолютной», яркости звезд. Абсолютной яркостью звезды называется та, которую звезда имела бы, если бы находилась от нас на расстоянии 10 «парсеков» [36, с. 215]);

‒ характеристика материала исследования (Исходным экспериментальным материалом для астрофизики служат данные наземной и внеатмосферной астрономии, а теоретической основой — законы физики, установленные и проверенные в земных условиях [38, с. 5]). Впрочем, оговоримся, что данный параметр более присущ такому жанру научного стиля речи, как статья.

Анализ исследуемого текстового корпуса показал, что основной текст монографии по астрономии традиционно содержит теоретическую и практическую части. В теоретической части представлен обзор и критический анализ подходов различных ученых к изучаемой проблеме (Область полутени всегда более узкая по направлению к лимбу, как было отмечено шотландским астрономом А. Вильсоном в 1774 году [35, с. 102]. Такие известные исследователи, как Леонард Эйлер, Жозеф Луи Лагранж, Анри Пуанкаре, приложили руку к решению задачи трех тел — одной из знаменитых проблем механики [45, с. 38]. Работа Уильямса «Наблюдения за кометами» снабжена полным набором карт, содержащих 351 созвездие, которые были составлены по фигурам Флемстида. Но каким бы крупным ни было это число, в работе М. Густава Шегеля «Китайская уранография» 1875 года издания перечисляются 670 созвездий… [6, с. 43].), приведена точка зрения автора (см. [30, с. 49; 35, с. 25; 45, с. 3; 52, с. 142] и др.).

Практическая часть монографии предполагает изложение особенностей, анализ и описание исследуемого астрономического объекта, предмета (инструмента), процесса или явления (Телескоп — важнейший астрономический инструмент. Он увеличивает угол зрения, под которым видны небесные тела, и собирает во много раз больше света, чем глаз наблюдателя [29, с. 81]. Скажем так: галактики — это почти невидимое нечто. Особый смысл этому определению придает тот факт, что большая часть массы в галактиках, похоже, действительно невидима: это темное вещество, или темная материя, как говорят теоретики [45, с. 9–10].). Кроме того, в основной части часто приводится классификация анализируемых объектов, процессов или явлений (По своим физическим характеристикам (массам, размерам и др.) планеты делятся на две группы: планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс и, возможно, очень мало изученный Плутон) и планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) [29, с. 38]. По своему внешнему виду факелы и факельные поля разделяются на следующие три группы [27, с. 316].), приводятся примеры (Разберем в качестве примера задачу об определении времени восхода Луны [17, с. 12]. Например, все звезды нашей Галактики были рождены Ядром — небесным телом в центре нашей Галактики [16, с. 203]). Как правило, именно практическая часть русскоязычной монографии по астрономии наиболее насыщена примерами употребления терминологических единиц.

В заключительной части монографии, как правило, озаглавленной «заключение», либо «выводы», формулируются основные результаты, подводятся итоги исследования, подразумевающие использование вербальных маркеров, как «итак», «таким образом», «в заключение», «в завершение». Кроме того, подобные маркеры частотны и в заключительной части глав и разделов: В заключение необходимо сказать, что китайская астрономия, развиваясь по своему собственному оригинальному пути, добилась больших успехов и достигла высокого уровня развития [43, с. 151]. Таким образом, знать основы астрономии необходимо и для того, чтобы иметь правильное научное мировоззрение [29, с. 11]. Таким образом, с незапамятных времен астрономические явления служили основой для измерения времени [37, с. 7].

Мы также отмечаем тот факт, что все три аспекта событийного времени представлены в диктуме монографии по астрономии: прошлое (история изучения вопроса), настоящее (актуальность и новизна исследования, рассмотрение текущего состояния проблемы, анализ материала, мнение и наблюдения автора и т. д.), будущее (дальнейшие перспективы исследования, нерешенные задачи) [ср. 7].

Во вводной части монографии (введении, предисловии), в начале глав и разделов для обозначения цели исследования нередко используются глаголы совершенного вида в будущем времени: Рассмотрим следующие примеры. Когда астрономы замечают вспышку на солнце… [32, с. 31]. Когда мы позднее изучим законы, управляющие движениями небесных тел, то мы узнаем, что существует связь между расстоянием от центра притяжения и скоростью движения обращающегося вокруг него Светила [41, с. 18].

Основной текст монографии по тематике астрономии на современном русском языке характеризуется преобладанием настоящего времени как ключевой видовременной формы глагола в научном тексте. В рамках монографии настоящее время употребляется как «настоящее абстрактное» (например: Самое главное затруднение для тех, кто и в настоящее время скептически относятся к движению Земли, состоит в том, что они никак не могут представлять себе, каким образом Земля может держаться в пространстве без всяких подпорок, почему она не падает [52, с. 88].), «настоящее постоянное» (Нет смысла составлять карты большинства тех планет, на которых кое-что можно видеть в телескоп, потому что они достаточно для этого велики или близки к нам [52, с. 288].) и «настоящее историческое» (Философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) в своем труде «О небе» уже приводит величину земной окружности, из чего следовало, что радиус Земли в современной мере равен примерно 10000 км. [23, с. 56]) [см. также: 7].

В заключение к монографии для подведения итогов исследования логичным образом используются глаголы совершенного вида в прошедшем времени: Не имея возможности охватить в равной степени все разделы науки о Вселенной, мы постарались рассказать о наиболее интересных вопросах, волнующих астрономов… [24, с. 429]. Почти без исключения это праздники, которые мы обнаружили, изучая календари из Эсны и Эдфу, и они привязаны к тем же дням [30, с. 285].

Отдельно следует упомянуть о жанровых критериях «фактор прошлого» и «фактор будущего» [55] в монографии по астрономии как письменном жанре. Фактором прошлого для данного жанра является предшествующее ей проведенное научное исследование, так как монография зачастую представляет результаты этого исследования. При этом монография одного автора нередко является одной из серии книг данного автора по обозначенной тематике, обобщением предыдущих научных публикаций, в частности, научных статей. В некоторых случаях предшествующие научные работы автора обозначаются во введении, в то время как идеи последующих изысканий представлены в перспективах исследования в заключении.

Актуальность исследования, его новизна в рамках конкретной области знания (в нашем случае — астрономии), сообщаемая новая информация подчеркивают связь с настоящим временем, реальностью.

Фактор будущего в монографии по астрономии как письменном, дистантном речевом жанре проявляется в том, что от адресата ожидается понимание идей представленной научной работы, в идеале — согласие с точкой зрения автора. В некоторых случаях реакцией на монографию может выступить продолжение идей автора или их опровержение в рецензии или ответной статье по астрономии. Кроме того, коммуникативным будущим монографии является дальнейшее использование фрагментов ее текста другими исследователями в своих работах, в частности, в цитировании.

Формальная организация монографии по астрономии как речевого жанра тесно связана с ее содержательными характеристиками и предполагает следующие особенности.

  1. Частотное использование различных вводных слов и конструкций (Как отмечают критики, эта марсианская сага страдает некоторой непоследовательностью [9, с. 68]. Другая величина…, очевидно, попадает в границу 12°15’. В самом деле, в этот день наблюдалось полное лунное затмение. Увидим ли мы затмение? Ответ, очевидно, зависит от нашего местоположения на Земле [17, с. 147]).
  2. Использование сложных синтаксических конструкций: Земля движется вокруг Солнца не совсем по окружности; подобно орбитам всех остальных планет, ее орбита имеет слегка эллиптическую форму, и расстояние между Землей и Солнцем изменяется от 91 400 000 миль в декабре до 94 600 000 миль в июне [35, с. 27].
  3. Частотное употребление аббревиированных единиц, в некоторых случаях актуальных только для конкретного научного исследования по астрономии. При этом часто встречающееся в тексте сложное по своему составу словосочетание (в том числе терминологическое) сокращается при первом употреблении до начальных букв каждого слова. Причем иногда в русскоязычном тексте приводятся / сохраняются англоязычные аббревиатуры (Одно время некоторые астрономы считали, что эти радиосигналы исходят от отдаленных инопланетных цивилизаций, отсюда и астрономическое обозначение первых пульсаров — LGM, аббревиатура от Little Green Men [53, с. 213]. ИРАС — эта аббревиатура происходит от английского IRAS Infrared Astronomical Satelliteинфракрасный астрономический спутник [33, с. 52–54]).
  4. Частотное употребление специальной лексики и, в частности, одно- и многокомпонентных общенаучных и узкоспециальных терминов, которые могут приводиться как без пояснений, так и с авторской дефиницией; высокая терминологичность текста, что может осложнить его понимание для недостаточно подготовленного реципиента (Аберрация оптических систем бывают физические и геометрические. К первым относится хроматическая аберрация, ко вторым — сферическая аберрация, кома, астигматизм, кривизна поля и дисторсия [22, с. 159]. Таким образом, за время своей жизни квазар излучает энергию порядка 1061–1062 эрг. Откуда берется эта фантастическая энергия? Из всех известных источников энергии наиболее эффективной является аннигиляция [22, с. 491]. Оптически переменные квазары (Optically Violently Variable Quasars OVV). Это квазары со струйными выбросами, направленными прямо в сторону Земли, для которых характерны еще более быстрые и резко выраженные изменения блеска, чем для обычных квазаров…Термин «поляризация» означает, что колебания волн во время их движения через космическое пространство имеют определенное направление [32, с. 201]). В последнем примере мы также наблюдаем сохранение англоязычного термина-аббревиатуры OVV и его расшифровки.

В качестве особенностей формальной организации речевого жанра монографии по астрономии можно назвать также текстовые выделения (подчеркивание, курсив, полужирный шрифт), широкое использование прямых и косвенных цитат и системы ссылок [18] и др.).

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что монография по астрономии на современном русском языке как один из основных жанров научной литературы обладает определенными характеристиками. Предназначение монографии — изложение результатов научного исследования по соответствующей тематике, которые могут быть использованы в рамках учебного процесса, передача нового астрономического знания. Как автор, так и адресат монографии, которые чаще всего в тексте выражены имплицитно, являются учеными, специалистами или обучающимися (будущими специалистами) в области астрономии.

В лексическом плане монографии по астрономии на русском языке содержат определенный круг лексических единиц, включающий, в частности, терминологию. Следует отметить насыщенность текста как узкоспециальными астрономическими, так и общенаучными терминологическими единицами, при этом и те, и другие могут подвергаться аббревиации.

Говоря о синтаксических особенностях оформления монографий по астрономии на современном русском языке, следует отметить употребление сложных сочинительных и подчинительных конструкций, в случае простых предложений — осложнение различными обособленными (причастными и деепричастными) оборотами. В целом, русскоязычный текст монографии характеризуется синтаксической полнотой оформления высказываний.

Литература:

  1. Агекян Т. А. Звезды, Галактики, Метагалактика. Изд. третье перераб. и дополн. — М.: Наука, 1981. — 415 с.
  2. Аликаев Р. С. Жанровые характеристики научного макротекста, оказывающие воздействие на его структуру // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — 1999. — № 2. — С. 33–38.
  3. Аликаев Р. С. Макроструктура языка науки. — Нальчик, 1998. — 84 с.
  4. Аликаев Р. С., Аликаева М. Р. Жанрово-стилистический архетип научной речи и его вариации // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. — 2010. — № 1. — С. 127–139.
  5. Алимурадов О. А., Реунова О. И. О сущности процесса референции // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2006. — № 1. — С. 79–89.
  6. Аллен Р. Х. Звезды. Легенды и научные факты о происхождении астрономических имен. — М.: Литрес, 2017. — 710 с.
  7. Архипова Е. И., Казакова О. А. Жанровая специфика научной статьи по лингвистике (на материале русского языка) // Вестник науки Сибири. — 2013. — № 1 (7). — С. 263–270.
  8. Баженова Е. А. Средства адресации в научном тексте // Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. — 2012. — Вып. № 4. 24.12.2012. — URL: http://mediascope.ru/node/1240 (дата обращения: 22.01.2013).
  9. Байндер О. О. Загадки астрономии пер. с англ. / Предисл. В. И. Мороза. — М.: Мир, 1966. — 180 с.
  10. Баранов Г. Концепции астрономии. — Гамбург, 2014. — 214 с.
  11. Брандес М. П. Стилистика немецкого языка. — М., 1983. — 416 с.
  12. Ванников Ю. В. Типы научных и технических текстов и их лингвистические особенности: Методическое пособие. Ч. 1. — М., 1984. — 240 с.
  13. Воронцов-Вельяминов Б. А. Внегалактическая астрономия. — М.: Наука, 1978. — 464 с.
  14. Гальпер А. М. Эксперимент «Гамма-фон» / А. М. Гальпер, В. В. Дмитренко // Земля и Вселенная. — 1980. — № 1. — С. 30–33.
  15. Гудков Д. Б. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации: дис.... канд. филол. наук:10.02.19. — М., 1999. — 370 с.
  16. Данина Т. Эзотерическая астрономия. Учение Джуал Кхула. — М., 2017. — 82 с.
  17. Даффет-Смит П. Практическая астрономия с калькулятором. — М.: Мир, 1982. 174 с.
  18. Евтушенко Т. Г. Пунктуационно-графические средства в современных русских научных текстах: состав, функционирование: автореф. дис. … канд. филол. наук. — Томск, 2012. — 22 с.
  19. Еремеева А. И., Цицин Ф. А. История астрономии. Основные этапы развития астрономической картины мира. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 349 с.
  20. Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. — 280 с.
  21. Климишин И. А. Астрономия наших дней. — М.: Наука, 1976. — 453 с.
  22. Климишин И. А. Астрономия наших дней. Изд. третье, перераб. и дополн. — М.: Наука, 1986. — 559 с.
  23. Климишин И. А. Элементарная астрономия. — М.: 1991. — 464 с.
  24. Комаров В. Н. Увлекательная астрономия. — М.: Наука, 1968. — 431 с.
  25. Котельников В. А. Николай Коперник. — М.: Наука, 1973. — 222 с.
  26. Котюрова М. П. Субъектность речи (текста) // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. — М.: Флинта: Наука, 2006. — С. 517–523.
  27. Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии. — М., 2013. — 633 с.
  28. Ларичев В. Е. Мудрость змей: Первобытный человек, Луна и Солнце. — М., 1989. — 270 с.
  29. Левитан Е. Астрономия. Изд. второе, исправл. и дополн. — М., 1983. — 135 с.
  30. Локьер Н.Дж. Рассвет астрономии. Планеты и звезды в мифах древних народов / Пер. с англ. Т. М. Шуликовской. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2013. — 445 с.
  31. Мальчевская Т. Н. Специфика научных текстов и принципы их классификации (на материале английских биологических текстов) // Особенности стиля научного изложения. — М., 1976. — С. 28–37.
  32. Маран С. П. Астрономия для «чайников». — М., 2008. — 252 с.
  33. Марочник Л. С. Свидание с кометой. — М., 2008. — 319 с.
  34. Матвиевская Г. П., Сираджинов С. Х. Ал-Хорезми — выдающийся математик и астроном Средневековья. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  35. Мур П. Астрономия с Патриком Муром. — М., 2004. — 368 с.
  36. Перельман Я. Занимательная астрономия. — М., 2016. — 288 с.
  37. Попов П. И. Общедоступная практическая астрономия. — М., 1953. — 170 с.
  38. Прохоров А. М. Физика космоса. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 782 с.
  39. Раздуев А. В. Дискурс сферы нанотехнологий как вид научного дискурса (на материале современного английского языка) // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 37 (328). — С. 52–55.
  40. Реунова О. И., Зайцева О. Л., Алимурадов А. Р., Алимурадов О. А. Очерки по лингвистике текста. — Пятигорск, 2001. — 324 с.
  41. Рюдо Л. Астрономия на основе наблюдений. Пер. с франц. С. А. Шорыгина. — М., 1935. — 273 с.
  42. Сикорук Л. Л. Телескопы для любителей астрономии. — М.: Наука, 1990. — 368 с.
  43. Старцев П. А. Очерки истории астрономии в Китае. — М.: Гос. изд-во физико-матем. литературы, 1961. — 153 с.
  44. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под редакцией М. Н. Кожиной. — М.: Флинта, Наука, 2003. — 696 с.
  45. Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013. — 432 с. — (Астрономия и астрофизика).
  46. Сурдин В. Г. Звезды. Изд. второе, исправл. и дополн. — М.: Физматлит, 2009. — 428 с. — (Астрономия и астрофизика).
  47. Сурдин В. Г. Солнечная система. — М.: Физматлит, 2012. — 400 с. — (Астрономия и астрофизика).
  48. Торосян В. Г. Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века. — Ереван: Айастан, 1989. — 393 с.
  49. Троянская Е. С. Научное произведение в оценке автора рецензии (к вопросу о специфике жанров научной литературы) // Научная литература: Язык, стиль, жанры. — М., 1985. — С. 67–81.
  50. Троянская Е. С. Обучение чтению научной литературы. — М.: Наука, 1989. — 271 с.
  51. Финкельштейн А. М. Астрометрия, геодинамика и небесная механика. — М., 2000. — 380 с.
  52. Фламмарион К. Популярная астрономия. — М., 2013. — 302 с.
  53. Хейзен Р. История земли. От звездной пыли — к живой планете. Первые 4 500 000 000 лет. Перевод с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. — 250 с.
  54. Хойл Ф. Галактики, ядра и квазары. — М., 1968. — 155 с.
  55. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. — Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 1997. — Вып. 1. — С. 88–99.
Основные термины (генерируются автоматически): астрономия, монография, автор, научная литература, основная часть, OVV, жанр, научный труд, русский язык, библиографический список.


Похожие статьи

Структурные особенности терминов искусствоведения в испанском языке

Данное исследование посвящено освящению структурных особенностей терминов из области искусствоведения в испанском языке. Главная цель — выделить особенности терминов данной тематической области по сравнению с общими характеристиками терминов.

Основные способы и средства терминообразования в русской технической авиационной терминологии

К основным проблемам в современном терминоведении относится проблема определения терминообразовательной характеристики разных терминосистем. терминообразование как раздел терминоведения, который помогает выявлению тенденции в образовании новых термин...

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

Семантический анализ английских и русских медицинских терминов в области онкологии

Данная статья посвящена исследованию медицинской терминологии в такой специальной клинической дисциплине, как онкология. В ней анализируются структурные и лингвистические особенности перевода медицинских терминов, а также выделяются группы наиболее с...

Основные проблемы перевода научно-технических текстов металлургической тематики

Статья посвящена выявлению основных проблем перевода металлургических текстов, особенностей перевода терминов и терминологических сочетаний в металлургической сфере.

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

К вопросу об истории развития текстологии

Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Термины информатики в языке современной науки

Статья посвящена изучению англоязычных терминов в информационной сфере, их структурной особенности и роли в языке современной науки. Раскрывается содержание понятий «терминология» и «термин». В работе приведены примеры способов заимствований в компью...

Фразеологическая семантика как лингвистический объект (на материале современного английского языка)

Данная статья посвящается анализу и взаимодействиям фразеологической семантики контекста и развития фразеологии как лингвистический объект.

Проблема классификации сфер исследования в имагологии

Статья исследует одну из новейших сфер исследований — имагологию. Внимание акцентируется на происхождении термина, его трактовке, концептам, реестру. Анализируется классификация типов имагологических исследований. Приводятся основные недостатки отдел...

Похожие статьи

Структурные особенности терминов искусствоведения в испанском языке

Данное исследование посвящено освящению структурных особенностей терминов из области искусствоведения в испанском языке. Главная цель — выделить особенности терминов данной тематической области по сравнению с общими характеристиками терминов.

Основные способы и средства терминообразования в русской технической авиационной терминологии

К основным проблемам в современном терминоведении относится проблема определения терминообразовательной характеристики разных терминосистем. терминообразование как раздел терминоведения, который помогает выявлению тенденции в образовании новых термин...

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

Семантический анализ английских и русских медицинских терминов в области онкологии

Данная статья посвящена исследованию медицинской терминологии в такой специальной клинической дисциплине, как онкология. В ней анализируются структурные и лингвистические особенности перевода медицинских терминов, а также выделяются группы наиболее с...

Основные проблемы перевода научно-технических текстов металлургической тематики

Статья посвящена выявлению основных проблем перевода металлургических текстов, особенностей перевода терминов и терминологических сочетаний в металлургической сфере.

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

К вопросу об истории развития текстологии

Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Термины информатики в языке современной науки

Статья посвящена изучению англоязычных терминов в информационной сфере, их структурной особенности и роли в языке современной науки. Раскрывается содержание понятий «терминология» и «термин». В работе приведены примеры способов заимствований в компью...

Фразеологическая семантика как лингвистический объект (на материале современного английского языка)

Данная статья посвящается анализу и взаимодействиям фразеологической семантики контекста и развития фразеологии как лингвистический объект.

Проблема классификации сфер исследования в имагологии

Статья исследует одну из новейших сфер исследований — имагологию. Внимание акцентируется на происхождении термина, его трактовке, концептам, реестру. Анализируется классификация типов имагологических исследований. Приводятся основные недостатки отдел...

Задать вопрос