Клиническая фармакология фосфолипидного препарата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соболев, В. А. Клиническая фармакология фосфолипидного препарата / В. А. Соболев, Е. А. Старикова, И. С. Жолобова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 271-275. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38879/ (дата обращения: 17.12.2024).



Широкая распространенность гепатопатий, рост хронических форм болезни, определяют важность проблемы профилактики и терапии поражений печени и актуальность исследований в этой области специалистами ветеринарной медицины [7,11,16,19,27].

Современная программа комплексного лечения патологии печени включает два основных направления: этиотропную и патогенетическую терапию. Основу патогенетической терапии составляют препараты, влияющие на структуру и функцию гепатоцитов, которые принято обозначать термином «гепатопротекторы» [20–22]. При этом разработка новых лекарственных средств, обладающих способностью проявлять широкий спектр фармакологической активности, включая нормализацию метаболических процессов и антиоксидантное действие, является актуальной задачей фармацевтической науки [9,15,23].

Для терапии различных гепатопатий используется довольно разнообразный арсенал лекарств, среди которых особо выделяют группу препаратов с присутствием в них фосфолипидов как основного действующего вещества [8,10,13,17,18].

Фосфолипиды содержатся в оболочках и мембранах клеток и клеточных органеллах, где они образуют структурную основу мембраны. Отклонения биофизических характеристик фосфолипидного бислоя от нормы легко вызывают или, наоборот, зависят от разного рода патологий. Все это определяет широкий спектр биологического и фармакологического действия фосфолипидов и интерес к препаратам на их основе [14,24].

Защитное действие многих гепатопротекторов основывается на ингибировании процессов перекисного окисления липидов, которые рассматриваются как один из ведущих патогенетических механизмов развития поражений печени [26]. Поэтому использование в составе лекарственных препаратов антиоксидантов, таких, как бета-каротин и селен, является не только целесообразным, но и фармакологически оправданным. Каротиноиды выступают в роли фотопротекторов и антиоксидантов, на клеточном и молекулярном уровне предотвращают трансформации, индуцированные окислителями и генотоксическими веществами. Значительно увеличивают иммунокомпетентность и контактное взаимодействие клеток, способствуют нормированному расходованию витаминов и ферментов, проявляют антистрессорные свойства. Положительно воздействуют на иммунную систему и стабильность генетического материала. Выявлено, что каротиноиды влияют на эндокринную систему, половое развитие и созревание, оплодотворение и прохождение репродуктивных процессов [1–5].

Одним из наиболее дефицитных микроэлементов, играющим в организме важную биологическую роль, является селен, обеспечивающий активность антиоксидантной системы организма. Селен входит в состав глутатионпероксидазы, которая присутствует практически во всех клетках и биологических жидкостях человека и животных и представляет собой первую линию защиты организма от повреждающего действия перекисных радикалов [12,25]. Многочисленными исследованиями установлено, что селен оказывает защитное действие при острых и хронических интоксикациях ксенобиотиками; повышает неспецифическую резистентность организма; обладает способностью стимулировать эритро- и лейкопоэз [6].

Исходя из сказанного, целью настоящей работы явилось проведение клинических испытаний нового препарата, в состав которого вошли фосфолипиды, каротин и селен при гепатозе у собак.

Материалы иметоды. В эксперименте участвовали собаки, имевшие симптоматические проявления хронической патологии печени (по типу жировой гепатоз).

Клиническое обследование животных производили последовательно по общепринятой в ветеринарной практике схеме, включающей в себя регистрацию поступившего на прием животного, сбор анамнеза у владельца, учет перенесенных ранее заболеваний, проведение общего и специального исследования. Всем животным проводили термометрию, подсчитывали количество пульса и дыхательных движений в минуту. При сборе анамнеза учитывали потребление воды и корма, частоту мочеиспускания и дефекации у животных.

Дополнительно выполняли ультразвуковое исследование органов брюшной полости. Для УЗИ-диагностики использовали ветеринарный ультразвуковой сканер ЗАО МТЛ УЛЬТРАСКАН. Лабораторные биохимические исследования проводились на автоматизированном биохимическом анализаторе Vitalab Flexor.

Для исследования гепатопротекторных свойств препарата подопытных собак разделили на две равные группы (опытную и контрольную) по 7 особей в каждой. Лечение проводили комплексно: у животных с признаками дегидратации (перемежающееся рвота и понос) для борьбы с обезвоживанием организма внутривенно вводили раствор Рингера; всем собакам применяли витамины группы В, животным с холестазом в качестве желчегонного средства — аллохол (согласно инструкции по применению).

Животным первой группы индивидуально 2–3 раза в день применяли новый гепатопротектор (с общей суточной дозой 0,5 мл на кг массы тела) в течение 30 дней. Собакам второй (контрольной) группы в качестве препарата сравнения применяли эссенциале по 1 капсуле 3 раза в сутки. Эффективность лечения животных опытной группы оценивалась в сравнении с контрольными собаками.

Результаты исследований. При первоначальном клиническом осмотре животных были установлены следующие симптомы: угнетение общего состояния, слабость конечностей и шаткая походка, быстрая утомляемость, снижение динамической активности и реакции на внешние раздражители, кахексичный вид, а также отсутствие аппетита (со слов владельцев). В 57 % случаях отмечалась диарея, периодическая рвота и метеоризм кишечника.

При оценке состояния видимых слизистых оболочек выявлялась сухость, в 4-х случаях — анемичность, а 6-ти — незначительная иктеричность слизистых оболочек ротовой полости и склер глаз. Кожный покров у всех больных животных был сухой, шерстный покров — тусклый, взъерошенный, в области бедер, поясницы и основания хвоста обнаруживались алопеции. У большинства собак регистрировался зуд, что приводило к расчесыванию и нарушению целостности кожи этих участков. Оценка границ печени у 8-ми собак выявила умеренную гепатомегалию без резкой боли.

УЗИ печени и желчевыделительной системы выявило увеличение размеров органа, закругление краев и нечеткость контура. Эхоструктура печени была неоднородной, мелкозернистого типа, повышенной эхогенности. Звукопроводимость понижена, выявлено обеднение сосудистого рисунка.

При изучении биохимических показателей крови было установлено, что в крови больных гепатозом собак концентрация общего белка, в среднем, составила 52,91,8 г/л. Уровень мочевины регистрировался на нижней границе нормы (3,40,8 мМ/л).

В результате оценки содержания в крови собак индикаторных энзимов (АсАТ, АлАТ и ЩФ) были получены данные, свидетельствующие об изменении концентраций этих показателей в сторону увеличения от физиологической нормы. Повреждение структурных компонентов печени и напряженность обменных процессов усугубляется повышением проницаемости плазматических мембран гепатоцитов, что и объясняет повышение активности сывороточных трансаминаз. Количественное содержание АлАТ в крови больных собак составляло, в среднем, 73,53,1 Ед/л, а АсАТ — 48,62,2 Ед/л. Зарегистрированная у ряда животных гиперфосфатаземия свидетельствовала об умеренном холестазе (ее содержание выявлялось на уровне 110,54,6 Ед/л, незначительно превышая норму).

Результаты пигментного обмена у больных гепатозом собак показали отклонения от нормы в сторону увеличения содержания общего билирубина до 12,11,6 мкМ/л.

Таким образом, фоновое обследование собак показало, что нарушение функционального состояния печени при гепатозе сопровождается широким спектром биохимических отклонений в системе крови.

При оценке клинического состояния собак, участвующих в эксперименте, установлено, что в процессе лечения положительные изменения были зарегистрированы у животных в обеих группах. Но в контрольной группе стабилизация клинического статуса произошла к концу эксперимента только у 4-х собак (57 %), а еще трем животным применение лечебных препаратов продолжили.

В группе с использованием нового гепатопротектора у 5-ти животных уже через две недели восстановился аппетит, прекратилась рвота и диарея, снизилась интенсивность зуда до полного прекращения. На пораженных участках тела кожа подсыхала и покрывалась корочкой с последующим очищением. Непигментированные видимые участки кожи и слизистых оболочек были бледно-розового цвета. К 30-му дню терапии у всех животных нормализовались клинические показатели. Прием воды и пищи у собак происходил с нормальной частотой, акт мочеиспускания и дефекации осуществлялся без отклонений от нормы. В местах алопеций наблюдали активный рост волос, однако у собак опытной группы шерсть отросла практически полностью, а у собак контрольной группы — частично. При пальпации болезненность в области печени и увеличение ее размеров отсутствовали.

В результате проведенных исследований биохимических показателей крови установлено, что содержание общего белка в крови собак в обеих группах после лечения повысилось, регистрируясь на уровне (68,31,5 и 56,11,7г/л). Однако это повышение было неравнозначным. Так, использование нового гепатопротектора позволило увеличить данный показатель относительно аналогов контрольной группы на 21,8 %.

Динамика уровня мочевины в крови собак обеих групп положительно коррелировала с концентрацией общего белка. После терапии с использованием нового гепатопротектора содержание мочевины в крови на 30-е сутки эксперимента собак повысилось с 3,3±0,5 мМ/л (фоновый показатель) до 4,5±0,3 мМ/л. У контрольных животных концентрация мочевины в крови изменялась в узких границах. Если до начала эксперимента ее содержание составляло 3,5±0,8 мМ/л, то на 30-е сутки она достигла уровня 3,7±0,2 мМ/л. Содержание холестерина в крови всех животных находилось в пределах 3,6–3,90,6 мМ/л, соответствуя видовой норме.

Определение ферментативной активности АсАТ и АлАТ показало, что у всех собак за период эксперимента произошло достоверное снижение этих показателей. Концентрация АсАТ по группам снизилась до 35,41,6 и 44,71,9 Ед/л относительно фоновых значений (48,62,2 Ед/л.), АлАТ — 37,31,2 и 45,11,4 Ед/л соответственно при фоновых показателях 73,53,1 Ед/л. То есть у животных контрольной группы ферментативная активность аминотрансфераз находилась на более высоком уровне, чем у собак опытной группы, при этом достоверная разница составила 20,9 % (АлАТ) и 26,2 % (АсАТ).

Средний показатель щелочной фосфатазы до начала эксперимента в обеих группах регистрировался на верхней границе нормы. В заключительный период эксперимента уровень этого фермента в крови собак всех групп снизился, достигнув пределов 58,93,7 и 65,42,8 Ед/л, соответствуя физиологической норме.

Терапия с применением нового гепатопротектора способствовала уменьшению проявления и холестатического синдрома, что проявлялось снижением уровня билирубина до 5,40,2 мкМ/л в опытной группе и до 6,10,5 мкМ/л в контроле. Однако выявленные изменения содержания билирубина в крови подопытных собак были статистически недостоверными (Р>0,05).

Выводы. Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельствуют, что препарат, в состав которого вошли фосфолипиды, каротин и селен обладает гепатопротекторным действием при гепатозе у собак, обеспечивая выраженный терапевтический эффект, подтверждаемый улучшением клинического статуса животных и положительной динамикой лабораторных показателей.

Литература:

  1. Антипов В. А. Бета-каротин: значение для жизни животных и птиц, их воспроизводства и продуктивности /В. А. Антипов, А. Н. Турченко, В. Ф. Васильев, В. С. Самойлов, Р. В. Казарян, Е. В. Кузьминова, Л. В. Полищук //Краснодар. 2006. 91 с.
  2. Антипов В. А. Влияние каротина микробиологического на воспроизводительную функцию коров /В. А. Антипов, А. Н. Турченко, А. В. Чащин, Е. В. Кузьминова, Д. Н. Уразаев //В сборнике: Новые фармакологические средства для животноводства и ветеринарии, Материалы научно-практической конференции. Краснодар, 2001. С 8–9.
  3. Антипов В. А. Изучение эффективности каротин-содержащего препарата для лечения и профилактики послеродовых осложнений у коров /Антипов В. А., Уразаев Д. Н., Кузьминова Е. В. //Ветеринарная практика. 2003. № 1. С. 21.
  4. Антипов В. А. Результаты изучения эффективности «каролина» на курах-несушках /В. А. Антипов, А. Н. Турченко, Е. В. Кузьминова, Д. Н. Уразаев //В сборнике: Новые фармакологические средства для животноводства и ветеринарии. Материалы научно-практической конференции. 2001. С. 38–39.
  5. Антипов В. А. Фармако-токсикологическая оценка технического препарата бета-каротина /В. А. Антипов, Д. Н. Уразаев, Е. В. Кузьминова //В сборнике: Разработка и освоение производства нового поколения лекарственных средств для животных и их применения в ветеринарной практике. 2000. С. 69–70.
  6. Болезни минеральной недостаточности у сельскохозяйственных животных: лечение и профилактика /М. П. Семененко, Е. В. Кузьминова, А. Н. Трошин, А. Х. Шантыз // Методические рекомендации / Краснодар, 2016.
  7. Использование природных бентонитов в животноводстве и ветеринарии /М. П. Семененко, В. А. Антипов, Е. В. Кузьминова, А. Н. Трошин, Е. В. Тяпкина, А. В. Ферсунин //Краснодар. 2014. 51 с.
  8. Кузьминова Е. В. Карсел и моренит для профилактики послеродовой патологии у коров /Е. В. Кузьминова, М. П. Семененко, В. А. Антипов //Ветеринария. 2006. № 12. С. 38–41.
  9. Кузьминова Е. В. Нормализация функции печени у крупного рогатого скота /Е. В. Кузьминова, И. С. Жолобова, А. Г. Зафириди //Ветеринарный консультант. 2006. № 8. С. 8–9.
  10. Кузьминова Е. В. Перспективы расширения спектра применения гепатопротекторов в ветеринарии /Е. В. Кузьминова, М. П. Семененко, Е. А. Старикова, Е. В. Тяпкина, А. В. Ферсунин //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2014. № 102. С. 787797.
  11. Кузьминова Е. В. Современные подходы к лечению гепатопатий крупного рогатого скота /Е. В. Кузьминова, М. П. Семененко, Т. А. Шах-меликьян //Вестник ветеринарии. 2011. № 4 (59). С. 135–137.
  12. Кузьминова Е. В. Фармако-токсикологическое обоснование применения каролина в животноводстве и ветеринарии /Диссертация на соискание ученой степени кандидата ветеринарных наук //Краснодар. 2001. 180 с.
  13. Кузьминова Е. В. Эффективность каротиноидов при токсическом поражении печени /Е. В. Кузьминова, В. С. Соловьев, М. П. Семененко, С. Н. Николаенко //Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2009. № 1–2. С. 117–119.
  14. Кунц Э. «Эссенциальные» фосфолипиды в гепатологии (экспериментальный и клинический опыт) /Э. Кунц, К. Гундерманн, Э. Шнайдер //Терапевтический архив. 1994. № 2. С. 660–672.
  15. Основные принципы терапии животных при отравлениях /Е. В. Тяпкина, Л. А. Хахов, М. П. Семененко, Е. В. Кузьминова, В. А. Антипов, А. Н. Трошин, А. В. Ферсунин // Краснодар. 2014. 29 с.
  16. Повышение сохранности и продуктивности здоровья импортного молочного скота /В. А. Антипов, М. П. Семененко, Н. Ю. Басова, А. Н. Турченко, А. Я. Сапунов, Е. В. Кузьминова и др. //Краснодар, 2009.
  17. Семененко М. П. Доклиническое изучение гепатозащитного средства /М. П. Семененко, Е. В. Кузьминова, Е. В. Тяпкина, О. А. Фомин //Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. 2015. № 2. С. 141–143.
  18. Семененко М. П. Клиническая фармакология нового комплексного гепатопротекторного препарата /М. П. Семененко, М. Н. Соколов, Е. В. Кузьминова //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 1077–1088.
  19. Семененко М. П. Фармакология и применение бентонитов в ветеринарии /Семененко Марина Петровна: диссертация… доктора вет. наук: / ФГОУВПО «Кубанский государственный аграрный университет». Краснодар, 2008.- 348 с.
  20. Семененко М. П. Этиопатогенез и особенности гепатотропной терапии коров при гепатозах /М. П. Семененко, Е. В. Кузьминова, Ф. Д. Онищук, Е. В. Тяпкина //Ветеринария. 2016. № 4. С. 42–46.
  21. Семененко М. Влияние препаратов карсел и моренит на биохимический статус крови /Семененко М., Кузьминова Е., Шипицин А. //Молочное и мясное скотоводство. 2006. № 6. С. 35–36.
  22. Семененко М. П. Новые подходы к лабораторной диагностике болезней печени у высокопродуктивного молочного скота /М. П. Семененко, Е. В. Кузьминова, О. А. Фомин //Ветеринария Кубани. 2014. № 3. С. 1113.
  23. Семененко М. П. Средство для повышения продуктивности и сохранности сельскохозяйственных животных и птицы /М. П. Семененко, В. А. Антипов, Е. В. Кузьминова. Патент на изобретение RUS 2322053 05.05.2006.
  24. Томилина С. А. Лекарственные препараты на основе фосфолипидов и их применение в медицинской практике (обзор) /С. А. Томилина, В. В. Малявина, А. М. Сампиев //Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. Тр. Вып. 62. Пятигорск. 2007. С. 554–559.
  25. Kuzminova E. V. Influence of the carotenoid-based preparations on the metabolic and antioxidant protection of the cows’ body /E. V. Kuzminova, M. P. Semenenko, A. G. Koshchaev //Advances in Agricultural and Biological Sciences. 2015. Т.1 № 3. С. 33–40.
  26. Onischuk P. D., Semenenko M. P., Kuzminova E. V., Koshchaev A. G. Selective Mechanisms of Antiviral Effect of Triazole Derivatives in a Transplantable Virus-Producing Cell Culture of Hamadryas Baboon. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. November — December 2016 RJPBCS 7(6) Page No. 1778–1782.
  27. Semenenko M. P. Mechanisms of biological activity of bentanites and possibilities of their use in veterinary medicine /M. P. Semenenko, E. V. Kuzminova, A. G. Koshchaev //Advances in Agricultural and Biological Sciences. 2015. № 2. С. 3–10.
Основные термины (генерируются автоматически): АлАТ, животное, собака, контрольная группа, кровь собак, опытная группа, группа, использование нового, общий белок, широкий спектр.


Задать вопрос